Решение б/н Решение по делу № 539-10-11, возбужденному в отношении ОАО «... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ООО «Оборонэнергосбыт»
ул. Знаменка, 19, г. Москва, 119160

Красноярское отделение филиала «Сибирский» ОАО «Оборонэнергосбыт»

ул. Обороны, 3 «б», офис 227,
г. Красноярск, 660017

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

ул. Дубровинского, 43,
г. Красноярск, 660049



    РЕШЕНИЕ  

16 января 2012 года                                                                                               г. Красноярск


Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 26 декабря 2011 года, в полном объеме решение изготовлено  16 января 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель   руководителя управления, члены комиссии –  Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела,  рассмотрев дело № 539-10-11 по признакам нарушения ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (660049, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 43) (далее ОАО «Красноярскэнергосбыт»), установила.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19) (далее ООО «Оборонэнергосбыт») с жалобой на действия ОАО «Красноярскэнергосбыт». Согласно заявлению, ОАО «Красноярскэнергосбыт» направило  уведомление (исх. № 131/и-5313 от 28.09.2011) о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов, обеспечивающих безопасность государства, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Армейская, 23 «а» (общежитие № 728), г. Красноярск, ул. Малиновского, 12 «г» (общежитие № 29), г. Красноярск, ул. Малиновского, 18 (общежитие № 23) (далее объекты).
 По данному факту приказом Красноярского УФАС России № 910 от 11.11.2011 было возбуждено настоящее дело в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт».
Определением от 11.11.2011 рассмотрение дела № 539-10-11 назначено на 21.11.2011.
Определением от 21.11.2011 рассмотрение дела № 539-10-11 отложено на 20.12.2011.
20.12.2011 в рассмотрении дела № 539-10-11 был объявлен перерыв до 11 ч. 30 мин. 26.12.2011 для представления ОАО «Оборонэнергосбыт» дополнительных документов (документов, подтверждающих, что объекты находятся на балансе Министерства обороны РФ).
26.12.2011 на заседании комиссии Красноярского УФАС России присутствовали:
от ОАО «Красноярскэнергосбыт» – <…>;
от ОАО «Оборонэнергосбыт» - <…>.
 Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис"
16.02.2010 ОАО «Оборонэнергосбыт»  обратилось в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» с заявкой на заключение договора на электроснабжение для поставки электрической энергии на оборонные объекты. Направленный ОАО «Красноярскэнергосбыт» проект договора был подписан ОАО «Оборонэнергосбыт» с протоколом разногласий. На момент рассмотрения дела № 539-10-11 Комиссией Красноярского УФАС России в связи с неурегулированием спорных существенных условий договор на электроснабжение не подписан.
По поставке и потреблению электрической энергии между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт» сложились фактические отношения.
 28.09.2011 ОАО «Красноярскэнергосбыт» направило в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление  (исх. № 131/и-5313) о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении  объектов, обеспечивающих безопасность государства, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Армейская, 23 «а» (общежитие № 728), г. Красноярск, ул. Малиновского, 12 «г» (общежитие № 29), г. Красноярск, ул. Малиновского, 18 (общежитие № 23). В уведомлении указано, что в случае задержки платежей ОАО «Красноярскэнергосбыт» будет вынуждено 29.09.2011 ввести частичное ограничение режима электропотребления; в случае дальнейшего неисполнения обязательств по оплате электрической энергии будет введено второе частичное ограничение режима электропотребления путем режимных отключений на объекты 05, 06, 07 октября 2011 с 10 до 16 часов.
Так как частичное ограничение режима электропотребления 29.09.2011 не было введено ОАО «Оборонэнергосбыт» самостоятельно, введение ограничения режима электропотребления на объекты 05, 06, 07 октября 2011 путем режимных отключений с 10 до 16 часов было произведено ООО «КрасКом» с центров питания на основании заявки ОАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. № 131/и-5175 от 21.09.2011).
ООО «Красноярскэнергосбыт» считает свои действия по направлению уведомления (исх. № 131/и-5313 от 28.09.2011) в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» правомерными и ссылается на наличие задолженности ОАО «Оборонэнергосбыт» за потреблённую электрическую энергию перед ОАО «Красноярскэнергосбыт», а также на то, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» не было известно, что объекты обеспечивают безопасность государства.
Комиссия, проанализировав вышеуказанные доводы и материалы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства»  (далее Указ № 1173) ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
 Ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
П. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации, в состав которых входят воинские части, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.п. 104, 105, 119, 127-129, 142, 143, гл. 3, п.п. 331, 333, гл. 7, п. 429 гл. 12 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, п. 38 гл. 1 ч. 1 Устава Гарнизонной и Караульной службы Вооруженных сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495, п. 94 гл. 3 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных силах РФ, утверждённых Приказом Министра обороны РФ от 23.07.2004 № 222 в состав Тыла Вооруженных Сил входят некоторые войска, в том числе автомобильные, отдельные батальоны, материального обеспечения, склады и базы с запасами материальных средств, ремонтные мастерские, военные хлебозаводы и ряд других тыловых воинских частей, учреждений, предприятий и организаций. На Тыл Вооруженных Сил возлагаются задачи по своевременному снабжению войск и флота горючим и смазочными материалами, продовольствием, вещевым имуществом и другими материальными средствами, обеспечению военнослужащих натуральным довольствием и торгово-бытовому обслуживанию личного состава, а также иные задачи.
Следовательно, объекты ОАО «Оборонэнергосбыт», в отношении которых ОАО «Красноярскэнергосбыт» инициировало режим ограничения электроэнергии, являются объектами, в которых предусмотрена военная служба.
Таким образом, любое ограничение или прекращение обеспечения услугами энергоснабжения указанных объектов, квалифицируется Указом № 1173 как действие, нарушающее безопасность государства.
Кроме того, в данном случае не имеет значение наличие либо отсутствие факта задолженности ОАО «Оборонэнергосбыт» по поставке электроэнергии, поскольку в силу вышеназванного Указа Президента РФ, в любом случае недопустимо инициировать одностороннее отключение электроэнергии в отношении соответствующих объектов.
Согласно Приложению № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период сформирования электроэнергетики (далее — Правила № 530). Разделом XIII Правил № 530 установлен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств. Данный порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменен по усмотрению сторон.
Согласно пункту 168 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (с изменениями и дополнениями) в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
В перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается входят воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации (пункт 3 Приложения № 6 к основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии).
В соответствии с пунктами 170 и 171 Правил № 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации. Такое ограничение режима потребления вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору.
Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
ОАО «Оборонэнергосбыт» в силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с Минобороны государственный контракт от 15.03.2010 № 140/205 на поставку электрической энергии (мощности)потребителям Минобороны.
ОАО «Оборонэнергосбыт» приобретает у ОАО «Красноярскэнергосбыт» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно ОАО «Красноярскэнергосбыт».
ОАО "Оборонэнергосбыт" прекращение поставки электроэнергии в отношении объектов не инициировало. Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации не предусмотрено действующим законодательством.
Так, в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Указанные действия Общества являются незаконными вне зависимости от того, имелась ли у ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженность перед заявителем за полученную электроэнергию.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо предусматривает, что запрещается экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Комиссия установила, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии на территории Красноярского края, за исключением территорий п.Майское, п.Кривляк, п.Новый Городок, с.Маковское, с.Сым, с.Ярцево, с.Айдара, д.Колмогорово, д.Никулино, д.Фомка Енисейского района; п.Таежный, с.Ирба, с.Кежема, с.Пановского, с.Усть-Пит, с.Яркино, д.Бидея Кежемского района; п.Бахта, п.Бор, п.Индыгино, п.Келлог, п.Курейка, п.Мадуйка, п.Сандакчес, п.Советская Речка, п.Верещагино, п.Верхнеимбатск, с.Ворогово, с.Бакланиха, с.Туруханск, с.Зотино, с.Фарково, д.Горошиха, д.Канготово, д.Коститно,  д.Подкаменная Тунгуска, д.Старотуруханск, д.Сумароково, д.Сургутиха  Туруханского района Красноярского края, Эвенкийского муниципального района, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, а также границ  балансовой принадлежности электрических сетей Красноярской железной дороги - филиала  ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с Региональным разделом реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю в размере более, чем 35%.
Направление ОАО «Красноярскэнергосбыт» уведомления (исх. № 131/и-5313 от 28.09.2011) в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении  объектов, обеспечивающих безопасность государства, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Армейская, 23 «а» (общежитие № 728), г. Красноярск, ул. Малиновского, 12 «г» (общежитие № 29), г. Красноярск, ул. Малиновского, 18 (общежитие № 23) и его реализация (введение режима ограничения ООО «КрасКом» с центров питания 05, 06, 07 октября 2011 путем режимных отключений с 10 до 16 часов на основании заявки ОАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. № 131/и-5175 от 21.09.2011), повлекло возникновение угрозы безопасности Российской Федерации и как следствие ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт».
Руководствуясь статьями 23,41,49  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

        1. Признать действия ОАО «Красноярскэнергобыт», выразившиеся в направлении уведомления (исх. № 131/и-5313 от 28.09.2011) в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении  объектов, обеспечивающих безопасность государства, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Армейская, 23 «а» (общежитие № 728), г. Красноярск, ул. Малиновского, 12 «г» (общежитие № 29), г. Красноярск, ул. Малиновского, 18 (общежитие № 23) и его реализации (введение режима ограничения ООО «КрасКом» с центров питания 05, 06, 07 октября 2011 путем режимных отключений с 10 до 16 часов на основании заявки ОАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. № 131/и-5175 от 21.09.2011), нарушившими ч. 1 ст. 10, п. 4 ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Не выдавать ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с тем, что на момент рассмотрения Комиссией Красноярского УФАС России дела № 539-10-11 электроснабжение объектов ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляется
            
Председатель комиссии                                                                                  Е.Л. Лужбин

Члены комиссии                                                                        А.В. Баранова
                                                                                                
                                                                                                                      А.В. Коваленко


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны