Решение б/н Решение по делу №556-10-11, возбужденному в отношении ОАО "М... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
ОАО «МРСК Сибири» ул. Бограда, д. 144 «а», г. Красноярск, 660021
ООО «Владко» ул.Воронова,39 «б», оф.403, г.Красноярск, 660112
|
РЕШЕНИЕ
17 января 2012 года г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 26 декабря 2011 года, в полном объеме решение изготовлено 17 января 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – В.М. Захаров, руководитель управления, члены Комиссии – Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, Корнеева М.В., специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрев дело №556-10-11, возбуждённое по признакам нарушения ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), установила.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Владко» (ул.Воронова,39 «б», оф.403, г.Красноярск, 660112) (далее ООО «Владко») с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном установлении платы за технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания (далее объект, клуб закаливания), с одновременным требованием строительства объектов электросетевого хозяйства.
По данному заявлению Красноярским УФАС России приказом №915 от 14.11.2011 возбуждено дело № 556-10-11 по признакам нарушения ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Сибири».
Определением о назначении дела №556-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.11.2011 дело назначено к рассмотрению на 07.12.2011. Определением об отложении дела №556-10-11 от 7 декабря 2011 года дело было отложено до 23.12.2011 в связи с удовлетворением устного ходатайства представителя ОАО «МРСК Сибири» об отложении дела для самостоятельного урегулирования с ООО «Владко» спора относительно заявленных требований. 23.12.2011 Комиссией объявлен перерыв до 26.12.2011 в связи с удовлетворением ходатайства ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении времени для подготовки дополнительного соглашения к договору об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10.
На заседании Комиссии 26.12.2011 присутствовали:
от ОАО «МРСК Сибири» - <…>(доверенность № 5 от 11.01.2011).
от ООО «Владко» - <…> (доверенность №05/11 от 11.07.2011), директор <…> (протокол собрания учредителей №6 от 28.03.2011).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО «Владко» зарегистрировано в качестве юридического лица согласно свидетельства о государственной регистрации №28992 серия <...> -Б и является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания (договор аренды земельного участка №2146 от 23.12.2009).
Для осуществления электроснабжения здания клуба закаливания на указанном земельном участке ООО «Владко» 06.05.2010 обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 100 кВт) (вх.№1617 ООРК от 06.05.2010).
На указанную заявку от ОАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «Владко» был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10) (далее договор). В указанном договоре в соответствии с п.3.1. стоимость услуг по технологическому присоединению, выполняемому исполнителем по договору, определяется в размере 1 710 208,22 руб. (один миллион семьсот десять тысяч двести восемь рублей двадцать две копейки) соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 (по Приказу ФСТ РФ от 21.08.2009 №201-э/1) и составляет 1 710 208,22 руб., включая НДС (исходя из размера платы за 1 кВт - 14 493,29 р.).
В пункте 11 Приложения № 2 к проекту данного договора (технические условия) изложены требования к ООО «Владко» по проектированию схемы электроснабжения от точки присоединения к сети ОАО «МРСК Сибири» (установка КТПН-6кВ с трансформатором необходимой мощности; строительство ЛЭП-6кВ от точки присоединения к сети МРСК до новой КТПН-6/0,4 кВ; строительство ЛЭП 380 В от РУ-0,4 кВ КТПН-6кВ до ВРУ-0,4 кВ клуба закаливания).
Рассмотрев предложенный ОАО «МРСК Сибири» проект договора, ООО «Владко» 31.12.2010 направило его в адрес сетевой организации подписанный с протоколом разногласий, который был согласован сторонами.
29.04.2011 ООО «Владко» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» письмо с просьбой привести заключенный договор в части п.3.1. на технологическое присоединение в соответствие с действующим тарифом, утвержденным Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее РЭК) №311-п «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала «Красноярскэнерго» ОАО «МРСК Сибири», согласно которому Приказ РЭК Красноярского края от 05.11.2008 №118 утрачивает силу с 01.01.2011 (исх.№74 от 29.04.2010).
На указанное письмо ОАО «МРСК Сибири» был направлен ответ (исх.№1.3/01-680ч от 06.06.2011) с отказом от внесения изменений в договор.
Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Сибири» (исх. 1.3/01.2-15663 от 01.12.2011) тариф определен с учетом инвестиционной составляющей. В постановлении РЭК Красноярского края №118 не содержится разбивки на тариф «с учетом» и «без учета» инвестиционной составляющей, поэтому ООО «Владко» была установлена стоимость услуг по технологическому присоединению в размере 1 710 208,22 руб.
23.12.2011 ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес заявителя дополнительное соглашение от 23.12.11 (20.24.19590.10 дс1) к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №20.24.19590. от 31.12.2010 в соответствии с которым пункт 3.1. договора изменен - размер платы за технологическое присоединение рассчитан в соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 и составляет 81 392,86 (восемьдесят одна тысяча триста девяносто два рубля восемьдесят копеек). В приложении №1 к указанному дополнительному соглашению определен график исполнения обязательств по договору №20.24.19590. от 31.12.2010.
На заседании Комиссии представитель ООО «Владко» пояснил, что внесенные изменения дополнительным соглашением от 23.12.11 (20.24.19590.10 дс1) соответствуют действующему законодательству и распределены обязанности сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта. Ранее установленная цена договора не соответствовала действующим нормам, а так же нечетко были определены обязанности сетевой организации в технических условиях по технологическому присоединению.
Как пояснил Комиссии представитель ОАО «МРСК Сибири», направив в адрес ООО «Владко» дополнительное соглашение к договору на технологическое присоединение к электрическим сетям №20.24.19590. от 31.12.2010 с внесенными в соответствии с действующим законодательством изменениями в договор, тем самым устранил нарушение антимонопольного законодательства.
Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Исходя из смысла п.12.1. под заявителем понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся с заявкой в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно. Таким образом, ООО «Владко» подпадает под понятие лица, указанного в пункте 12.1 Правил.
Пунктом 16 Правил договор должен содержать ряд существенных условий, в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (п.п.а), а так же размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам (письмо исх.№ЕП-6480 от 15.09.2009г.): «В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 23.10.2007г. № 277-э/7, в случае если объекты электросетевого хозяйства включены в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в состав необходимой валовой выручки включаются экономические обоснованные расходы на строительство и реконструкцию указанных объектов электросетевого хозяйства, в том числе объектов электросетевого хозяйства смежной и (или) вышестоящей сетевой организации (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии), осуществляемые в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, если объекты электросетевого хозяйства, к которым осуществляется технологическое присоединение, не были учтены в инвестиционной программе, на основании которой был установлен размер платы за технологическое присоединение, стоимость технологического присоединения определяется без учёта инвестиционной составляющей».
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «МРСК Сибири» рассчитывая ООО «Владко» плату за технологическое присоединение в размере 1 710 208,22 руб. должно было её рассчитывать без учёта инвестиционной составляющей, указанной в Постановление РЭК Красноярского края № 118 от 05.11.2008г.
В соответствии с пунктом 4 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 №360, сетевая организация обеспечивает осуществление мероприятий на эксплуатируемых электрических сетях по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.
Таким образом, возложение ОАО «МРСК Сибири» обязанностей по строительству объектов электросетевого хозяйства являются неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пункт 10 части 1 статья 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования.
Расчёт ОАО «МРСК Сибири» платы за технологическое присоединение с учётом инвестиционной составляющей при отсутствии мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства, необходимых ООО «Владко» в инвестиционной программе ОАО «МРСК Сибири» на 2008-2010 г.г. нарушают установленный нормативными актами порядок ценообразования (пункт 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 23.10.2007г. № 277-э/7).
Исполняя обязанности по договору ООО «Владко» было бы вынуждено оплатить завышенную плату за технологическое присоединение объектов, а также построить объекты электросетевого хозяйства, что привело бы к ущемлению его интересов. ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с условиями договора (п.10.3. Приложения № 2) указано, что ОАО «МРСК Сибири» должно было лишь осуществить фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя.
Необоснованное установление платы за технологическое присоединение объекта ООО «Владко», расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания, с одновременным требованием строительства объектов электросетевого хозяйства, содержащихся в договоре об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10), свидетельствует о нарушении ОАО «МРСК Сибири» п.10 ч.1 ст.10 и ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имело своим результатом ущемление интересов ООО «Владко».
На заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель ОАО «МРСК Сибири» заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и представил дополнительное соглашение от 23.12.11 (20.24.19590.10 дс1) к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №20.24.19590. от 31.12.2010 в соответствии с которым в п.3.1. договора изменен размер платы за технологическое присоединение в соответствии с Постановлением РЭК Красноярского края №118 от 05.11.2008 и составляет 81 392,86 (восемьдесят одна тысяча триста девяносто два рубля восемьдесят копеек). В приложении №1 к указанному дополнительному соглашению определен график исполнения обязательств по договору №20.24.19590. от 31.12.2010.
Представители ООО «Владко» указанное ходатайство поддержали.
Руководствуясь статьями 23,41,48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном установлении платы за технологическое присоединение объекта ООО «Владко», расположенного по адресу: г.Красноярск, Центральный район, о.Молокова, клуб закаливания, с одновременным требованием строительства объектов электросетевого хозяйства, содержащимся в договоре об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2010 года №20.24.19590.10), нарушающими п.10 ч.1 ст.10 и ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Прекратить производство по делу №556-10-11 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель комиссии В.М. Захаров
Члены комиссии В.П. Гречищева
М.В. Корнеева
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.