Решение б/н Решение по делу № 557-10-11 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «Красноярсккрайгаз»

<…>

 

<…>

<…>

РЕШЕНИЕ

«26 апреля 2013 года

г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, В.В. Сугорова, начальник отдела естественных монополий (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 557-10-11 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Красноярсккрайгаз» (ул. Северная, 9а, г. Красноярск, 660075) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило письмо Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о рассмотрении обращения гражданина <…> по вопросу оценки соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий ОАО «Красноярсккрайгаз» при установлении стоимости оказания услуг по вводу в эксплуатацию приборов учета газа (вх. от 27.09.2011 № 17091).

В связи с рассмотрением указанного заявления, материалов Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «Красноярсккрайгаз» дела № 557-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ от 14.11.2011 № 918). В ходе рассмотрения дела № 557-10-11 установлены следующие обстоятельства.

Гражданином <…>. был заключен договор от 28.03.2011 с ИП Кашириным В.В. (Сервисный центр «ВВК-Сервис»), в соответствии с которым последний обязуется осуществить доставку и подключение бытового газового счетчика (счетчик газа СГБМ-1,6, ООО ПКФ «БЕТАР», зав. № 01414168) по указанному адресу, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги согласно Прейскуранту. Обязательства сторон по указанному договору были исполнены в полном объеме, о чем свидетельствует Акт выполненных работ по монтажу газового счетчика от 28.03.2011. Согласно указанному Акту стоимость работ по монтажу газового счетчика составила 1800 рублей.

В соответствии с Сертификатом соответствия № РОСС RU.АЯ08.М01352, выданным ООО «Центр сертификации и экспертизы «Красноярск-тест», ИП Каширин В.В. осуществляет деятельность, в том числе, по установке, ремонту и техническому обслуживанию газовых плит с устройствами питания от сети переменного тока с других аналогичных приборов.

Согласно Приказу Ростехрегулирования от 07.08.2009 № 2810 «О переоформлении лицензии на осуществление деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений» ООО ПКФ «БЕТАР» (422980, Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Энгельса, д. 127) имеет лицензию на осуществление деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

В соответствии с информацией, содержащейся в паспорте ПДЕК.407292.004 ПС «Счетчик газа СГБМ-1,6», прибор учета соответствует техническим условиям, признан годным и допущен к эксплуатации метрологической службой ООО ПКФ «БЕТАР», зарегистрированной в Реестре аккредитованных метрологических служб под № 1087. Таким образом, пригодный к эксплуатации прибор учета газа был установлен и введен в эксплуатацию.

В связи с необходимостью опломбировки прибора учета газа, установленного в жилом помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Железнодорожников, 22-76, <…> обратился в ОАО «Красноярсккрайгаз» с заявлением от 29.03.2011 с просьбой зарегистрировать, принять в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный прибор учета газа (газовый счетчик).

01.04.2011 <…> направил в ОАО «Красноярсккрайгаз» письмо (вх. № 408 от 05.04.2011) с заявлением о принятии в эксплуатацию и опломбировании счетчика.

ОАО «Красноярсккрайгаз» письмом от 25.04.2011 № 1282 проинформировало заявителя о том, что стоимость услуги по приемке счетчика в эксплуатацию и опломбировке составляет 1369 рублей, в соответствии с калькуляцией, утвержденной руководителем ОАО «Красноярсккрайгаз».

В соответствии с представленным ОАО «Красноярсккрайгаз» информационным материалом о вводе в эксплуатацию прибора учета газа, вывешенном на стенде в помещении приема населения в административном здании ОАО «Красноярсккрайгаз» по адресу: г. Красноярск, ул. Северная, 9а, «только ОАО «Красноярсккрайгаз» как поставщик газа принимает счетчики в эксплуатацию и устанавливает пломбы. Если абонент устанавливает счетчик у сторонней организации, он несет дополнительные расходы (1369 рублей) по принятию счетчика в эксплуатацию».

Не согласившись с указанным требованием, <…> обратился с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю). Рассмотрев указанное заявление, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдало ОАО «Красноярсккрайгаз» предписание о прекращении нарушения прав потребителей от 07.11.2011 № 603, выразившегося в неосуществлении по заявке <…> установки пломбы на месте присоединения прибора учета к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки, а также направило заявление <…> в Красноярское УФАС России для рассмотрения в рамках предоставленных полномочий.

Законность и обоснованность указанного предписания Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подтверждена решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.01.2012 по делу № А33-19545/2011, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.08.2012.

24.01.2012 <…> повторно обратился в адрес ОАО «Красноярсккрайгаз» с просьбой опломбировать прибор учета и определять объем потребленного газа по показаниям прибора учета (получено ОАО «Красноярсккрайгаз»  30.01.2012, вх. № 82).

Письмом от 08.02.2012 № б/н ОАО «Красноярсккрайгаз» проинформировало <…> о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.01.2012 по делу № А33-19545/2011 не вступило в законную силу.

Письмом от 27.04.2012 № 99411 ОАО «Красноярсккрайгаз» обратилось в адрес <…> с просьбой согласовать время выхода специалиста ОАО «Красноярсккрайгаз» для установки пломбы на месте присоединения прибора учета к газопроводу в квартире № 76 дома 22 по улице Железнодорожников в г. Красноярске.

Письмом от 28.04.2012 (получено 10.05.2012) <…> вновь просил ОАО «Красноярсккрайгаз» опломбировать прибор учета.

После согласования сторонами времени прибор учета <…> был опломбирован 12.05.2012.

В соответствии с представленными <…> квитанциями начисление платы за потребленный газ в период с июня 2011 года по май 2012 года осуществлялось по нормативам потребления.

Установлено, что согласно Прейскуранту цен на услуги газового хозяйства для населения, утвержденному и.о. генерального директора ОАО «Красноярсккрайгаз» 21.02.2011, стоимость услуги по принятию в эксплуатацию бытового газового счетчика составляет 1 369,0 рублей.

05.10.2011 генеральным директором ОАО «Красноярсккрайгаз» утверждена цена на услуги по принятию в эксплуатацию и опломбировке индивидуального прибора по учету газа для населения в размере 1 334,0 рубля.

В соответствии с Прейскурантом от 21.02.2011 стоимость монтажа прибора учета силами ОАО «Красноярсккрайгаз» (что исключает необходимость оплаты услуги по вводу прибора учета в эксплуатацию) с применением сварки составляет 3835 рублей, без сварки – 3299 рублей, что существенно выше стоимости установки прибора учета ИП Кашириным В.В. (1800 рублей).

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) до 01.01.2015 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Вышеприведенные нормы обязывают собственников помещений в многоквартирных жилых домах произвести установку приборов учета газа, а газоснабжающие организации – осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора.

Закон об энергосбережении не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила поставки газа).

В силу пункта 22 Правил поставки газа, поставщик газа обязан, в том числе, осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

В соответствии с пунктом 27 Правил поставки газа установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Правила поставки газа не регламентируют ввод прибора учета газа в эксплуатацию.

Согласно информации, содержащейся в Положении о порядке установки приборов учета газа, утвержденном и.о. руководителя ОАО «Красноярсккрайгаз» 11.01.2011, при вводе прибора учета в эксплуатацию производится внешний осмотр прибора учета на предмет наличия комплектности согласно паспорту счетчика, соответствие монтажа прибора учета газа главе 2 Положения, отсутствие видимых повреждений, дефектов, препятствующих правильной работе счетчика, проверка на герметичность путем нанесения мыльной эмульсии.

Вместе с тем, названные мероприятия отражены в пункте 27 Правил поставки газа – проверка исправности прибора учета, наличия на приборе учета сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку. Переложение бремени проверки (в виде требования об оплате стоимости работ, включающих в себя проверку исправности состояния прибора учета газа и наличия на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации) на потребителя является незаконным.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений представляет собой документально оформленную в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Установка газового счетчика произведена на основании договора от 28.03.2011 заключенного <…> с ИП Кашириным В.В., деятельность которого по установке газоиспользующего оборудования сертифицирована. Вместе с тем, полномочия ИП Каширина В.В. по установке прибора учета проверялись судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела № А33-19545/2011.

<…> был установлен газовый счетчик ООО ПКФ «БЕТАР». Указанный счетчик на основании результатов поверки метрологической службой ООО ПКФ «БЕТАР», зарегистрированной в Реестре аккредитованных метрологических служб за № 1087, признан годным и допущен к эксплуатации. Таким образом, пригодный к эксплуатации прибор учета газа был установлен и введен в эксплуатацию.

Поставщиком газа в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Железнодорожников, 22, является ОАО «Красноярсккрайгаз» на основании договора субаренды № 1440-3-49/11/36-132/3/11 от 01.12.2011, лицензии № ВП-00-012312 (ЖКС) от 30.12.2010.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обращение <…> с просьбой опломбировать прибор учета было направлено в адрес уполномоченного лица, обязанного в силу Правил поставки газа в течение пяти рабочих дней с даты получения обращения произвести опломбировку прибора учета.

Вместе с тем, опломбировка прибора учета <…> была осуществлена более чем через год после первого обращения потребителя.

Положения действующего законодательства не предполагают наличия оснований, в соответствии с которыми поставщик газа освобождается от обязанности произвести опломбировку прибора учета газа.

При этом в ответ на обращение <…> от 01.04.2011 ОАО «Красноярсккрайгаз» предложило потребителю оплатить услугу по вводу прибора учета в эксплуатацию, а в ответ на повторное обращение от 24.01.2012 поставщик газа проинформировал потребителя о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-19545/2011 не вступило в законную силу.

Указанное бездействие в течение длительного времени являлось основанием для начисления ОАО «Красноярсккрайгаз» платы за потребленный <…> газ по нормативам потребления, что подтверждается имеющимися в деле квитанциями, пояснениями лиц, участвующих в деле. Кроме того, в силу действующего законодательства основанием для начисления платы по показаниям прибора учета является его опломбировка.

Право выбора организации, которая произведет установку прибора учета, в силу Закона об энергосбережении предоставлено потребителю. При этом стоимость монтажа счетчика газа специалистами ОАО «Красноярсккрайгаз», освобождающего потребителя от обязанности оплачивать услугу по вводу прибора учета в эксплуатацию, в соответствии с Прейскурантом цен на услуги газового хозяйства для населения ОАО «Красноярсккрайгаз» примерно в два раза выше стоимости услуги по монтажу, оказываемой ИП Кашириным В.В.

На основании результатов проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения на территории Красноярского края в 2011 году доля ОАО «Красноярсккрайгаз» на товарном рынке в продуктовых границах «реализация сжиженного углеводородного газа населению для коммунально-бытовых нужд (код ОКВЭД 40.20.2) через групповые резервуарные установки (код 40.22) и в газовых баллонах (код ОКПД 52.48.35.120)» в пределах определенных географических границ (г. Красноярск, п. Большая Мурта, п. Березовка, п. Емельяново, п. Енисейск, г. Зеленогорск, с. Казачинское, п. Манский, п. Партизаны, с. Пировское, с. Стрелка, с. Сухобузимо, п. Кедровый, с. Ермаки, с. Идра, п. Каратуз, п. Краснотуранск, п. Курагино, г. Минусинск, с. Шушенское, г. Ачинск, г. Ужур, с. Б. Улуй, с. Балахта, с. Бирилюссы, п. Боготол, п. Козулька, г. Назарово, с. Новоселово, п. Тюхтет, с. Ч.-Речка, г. Шарыпово, п. Канский, п. Абанский, п. Агино-Саянский, п. Дзержинский, г. Заозерный, г. Иланский, с. Ирбейское, п. Нижний Ингаш, п. Тасеевский, г. Уяр) превышает 50 %.

В связи с изложенным, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Красноярсккрайгаз» занимает доминирующее положение на товарном рынке.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с действующим законодательством на собственниках помещений в многоквартирных жилых домах лежит обязанность обеспечить оснащение указанных помещений приборами учета используемого природного газа и ввод таких приборов учета в эксплуатацию, на поставщике газа – обязанность в установленный срок (5 рабочих дней с даты обращения потребителя) произвести опломбировку прибора учета, которая первично является бесплатной для потребителя.

Услуга по вводу прибора учета газа в эксплуатацию является дополнительной платной услугой, в которой <…> не нуждается в связи с тем обстоятельством, что он фактически прибрел и установил прибор учета газа, который был признан годным и введен в эксплуатацию на основании результатов поверки метрологической службой ООО ПКФ «БЕТАР», зарегистрированной в Реестре аккредитованных метрологических служб за № 1087. При этом отказ потребителя от оплаты такой услуги являлся основанием для длительного (более года) бездействия ОАО «Красноярсккрайгаз» по опломбировке прибора учета газа, которое, в свою очередь, привело к невозможности потребителю рассчитываться за потребленный ресурс по показаниям прибора учета.

<…> неоднократно обращался в адрес ОАО «Красноярсккрайгаз» с просьбами опломбировать установленный им прибор учета газа, а также информировал поставщика газа о своем несогласии с необходимостью оплаты услуги по вводу прибора учета в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах требование ОАО «Красноярсккрайгаз», занимающего доминирующее положение на товарном рынке, об оплате <…> услуги по вводу в эксплуатацию прибора учета при наличии у него потребности в опломбировке прибора учета, образует состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Факт опломбировки ОАО «Красноярсккрайгаз» прибора учета газа <…> 12.05.2012 свидетельствует об устранении обществом последствий нарушения антимонопольного законодательства и является основанием для не выдачи предписания.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Красноярсккрайгаз» (ул. Северная, 9а, г. Красноярск, 660075) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту навязывания потребителю <…> возмездных услуг по вводу в эксплуатацию приборов учета газа при наличии у потребителя потребности в опломбировке приборов учета.

2. Предписание ОАО «Красноярсккрайгаз» не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                  Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                     В.В. Сугорова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны