Определение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 56-10-16 от 26 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

ООО «Водоканал Плюс»

 

ул.Театральная, 9

с.Новоселово, Новоселовский район,

Красноярский край, 662430

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 56-10-16

 

«1» декабря 2016 года

г. Красноярск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Н. Мосина, начальник отдела естественных монополий, Н.Н. Терскова, главный специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело №  92-10-16 по признакам нарушения ООО «Водоканал Плюс» (ОГРН 1102439000234; 662430, Красноярский край, с.Новоселово, Новоселовский район, ул. Театральная, 9) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление <…> на действия ООО «Водоканал Плюс» по установлению неравного доступа к услугам приема и очистки сточных вод (далее – Заявление).

По обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения Заявления, приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.05.2016 № 122 было возбуждено дело №  56-10-16 по признакам нарушения ООО «Водоканал Плюс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 56-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению было установлено следующее.

Между ООО «Водоканал Плюс» и <…> были заключены Договор б/н от 19.11.2015 и Договор б/н от 25.01.2016, согласно которым <…> обязуется сдать, а ООО «Водоканал Плюс» принять жидкие бытовые отходы (далее – ЖБО, сточные воды) после откачки септиков на очистные сооружения с.Новоселово для дальнейшей утилизации (далее -  Договоры). Расчеты платы за услуги по приему и очистке ЖБО, согласно Договорам, производятся ООО «Водоканал Плюс» по тарифам на водоотведение, утвержденным приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее – РЭК Красноярского края) № 207-в от 14.11.2014 (далее – Приказ № 207-в). Согласно условиям заключенных Договоров, прием ЖБО осуществляется на очистных сооружениях с.Новоселово. Принятые ООО «Водоканал Плюс» на очистных сооружениях ЖБО поступают на очистку минуя канализационные сети, расположенные до территории очистных сооружений. Таким образом, ООО «Водоканал Плюс», принимая ЖБО непосредственно на очистных сооружениях, оказывает услугу водоотведения не в полном объеме – в части приема и очистки сточных вод без транспортировки ЖБО по канализационным сетям. Тарифы на водоотведение, утвержденные Приказом № 207-в, установлены для применения в расчетах за услуги водоотведения, оказанные в полном объеме. Для ООО «Водоканал Плюс» не установлен тариф на очистку сточных вод. Для расчетов за оказываемые услуги по очистке сточных вод ООО «Водоканал Плюс» использует тарифы на водоотведение, утвержденные для расчетов за оказываемые в полном объеме услуги водоотведения. В действиях ООО «Водоканал Плюс» по использованию для расчетов за оказываемые услуги по очистке сточных вод тарифов на водоотведение, утвержденных для расчетов за оказываемые в полном объеме услуги водоотведения, а также по не установлению тарифа на очистку сточных вод, имеются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках рассмотрения дела №  56-10-16 были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Договором аренды муниципального имущества № 1 от 20.12.2010 передано во временное владение и пользование ООО «Водоканал Плюс» на период 01.01.2011-01.01.2016 расположенное на территории Новоселовского района Красноярского края имущество, предназначенное для предоставления населению, предприятиям и организациям услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения, в том числе очистные сооружения и канализационные сети.

В соответствии с Договором аренды № 12 от 17.11.2015 передано в аренду ООО «Водоканал Плюс» на период 01.01.2016-31.12.2020 расположенное на территории Новоселовского и Чулымского сельсоветов Новоселовского района Красноярского края имущество, предназначенное для предоставления населению, предприятиям и организациям услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения, в том числе очистные сооружения и канализационные сети.

В связи с передачей в аренду ООО «Водоканал Плюс» очистных сооружений и канализационных сетей, ООО «Водоканал Плюс» осуществляет на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края деятельность по водоотведению, в том числе по очистке сточных вод. Также ООО «Водоканал Плюс» оказывает на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края отдельные услуги по приему и очистке сточных вод, входящие в состав услуги водоотведения.

Согласно Постановлению администрации Новоселовского сельсовета от 28.06.2013 № 93 ООО «Водоканал Плюс» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории Новоселовского сельсовета.

Также ООО «Водоканал Плюс»  осуществляет на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края деятельность по откачке из септиков (выгребных ям) и вывозу жидких бытовых отходов (далее – сточных вод, ЖБО) на очистные сооружения с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края с последующей их очисткой. При этом деятельность по откачке из септиков и вывозу ЖБО на очистные сооружения с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края для последующей их очистки в рассматриваемый период также осуществляли иные хозяйствующие субъекты, кроме ООО «Водоканал Плюс».

В 2015 году деятельность по откачке из септиков и вывозу ЖБО на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края также осуществляли <…> и <…> В истекшем периоде 2016 года указанную деятельность осуществляли ООО «Водоканал Плюс» и <…>.

Между ООО «Водоканал Плюс» и <…> был заключен Договор б/н от 20.05.2015, согласно которому <…> обязуется сдать, а ООО «Водоканал Плюс» принять ЖБО после откачки септиков на очистные сооружения с.Новоселово для дальнейшей утилизации (далее -  Договор б/н от 20.05.2015).

Срок действия Договора б/н от 20.05.2015, заключенного между ООО «Водоканал Плюс» и <…> , истек 31.12.2015, в соответствии с условиями указанного договора.

Между ООО «Водоканал Плюс» и <…> были заключены Договор б/н от 19.11.2015 и Договор б/н от 25.01.2016, согласно которым <…> обязуется сдать, а ООО «Водоканал Плюс» принять ЖБО после откачки септиков на очистные сооружения с.Новоселово для дальнейшей утилизации (далее -  Договоры).

Срок действия Договора б/н от 19.11.2015, заключенного между ООО «Водоканал Плюс» и <…>, истек 31.12.2015, в соответствии с условиями указанного договора.

Договор б/н от 25.01.2016, заключенный между ООО «Водоканал Плюс» и <…>, был расторгнут 11.06.2016 в связи с поступившим в адрес ООО «Водоканал Плюс» заявлением <…> исх. б\н от 10.06.2016 о расторжении указанного договора.

Расчеты платы за услуги по приему и очистке ЖБО, оказанные <…> и <…> в соответствии с указанными договорами, производились ООО «Водоканал Плюс» по тарифам на водоотведение, утвержденным приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее – РЭК Красноярского края) № 207-в от 14.11.2014 (далее – Приказ № 207-в).

Согласно пояснениям РЭК Красноярского края, в тарифы на водоотведение, утвержденные Приказом № 207-в, включены затраты на обслуживание и ремонт централизованной системы водоотведения с.Новоселово, в том числе канализационных сетей.

Таким образом, тарифы на водоотведение, утвержденные Приказом № 207-в, установлены для применения в расчетах за услуги водоотведения, оказанные в полном объеме.

Согласно условиям заключенных между <…>, <…> и ООО «Водоканал Плюс» договоров на прием и очистку сточных вод, прием ЖБО осуществлялся на очистных сооружениях с.Новоселово. Принятые ООО «Водоканал Плюс» на очистных сооружениях ЖБО поступали на очистку минуя канализационные сети, расположенные до территории очистных сооружений. Таким образом, ООО «Водоканал Плюс», принимая ЖБО непосредственно на очистных сооружениях, оказывало <…> и <…> услуги водоотведения не в полном объеме – только в части приема и очистки сточных вод, без транспортировки ЖБО по канализационным сетям.

В связи с изложенным, ООО «Водоканал Плюс» взимало плату за фактически оказанные <…> и <…> услуги водоотведения не в полном объеме (в части приема и очистки ЖБО) по тарифу, установленному Приказ № 207-в для расчетов за услуги водоотведения, оказываемые в полном объеме.

При оказании услуг по откачке из септиков и вывозу ЖБО ООО «Водоканал Плюс» также оказывало неполную услугу водоотведения в части приема и очистки ЖБО населению, объекты капитального строительства которого не подключены к централизованной системе водоотведения и при этом оборудованы септиками (выгребными ямами).

В стоимость услуг по откачке из септиков и вывозу ЖБО, оказываемых ООО «Водоканал Плюс», входят затраты на очистку сточных вод на очистных сооружениях с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края, осуществляемую ООО «Водоканал Плюс». При этом стоимость очистки сточных вод в рассматриваемом случае определена ООО «Водоканал Плюс» в размере тарифов, установленных для расчетов за оказываемые ООО «Водоканал Плюс» услуги водоотведения в полном объеме.

Таким образом, при оплате оказанной ООО «Водоканал Плюс» услуги по откачке из септиков и вывозу ЖБО потребитель оплачивает также фактически оказанную услугу водоотведения только в части приема и очистки сточных вод на очистных сооружениях с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края, по тарифу, установленному для расчетов за оказываемые услуги водоотведения в полном объеме.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Частью 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлены следующие понятия в сфере водоотведения:

- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Из трактовки вышеуказанных понятий следует, что услуга водоотведения является комплексной услугой, включающей в себя сбор, прием, транспортировку сточных вод по централизованной системе канализации от объектов абонентов, а также их последующую очистку.

Согласно части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении  к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:

1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;

2) прием и транспортировка сточных вод;

3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Таким образом, ООО «Водоканал Плюс», в связи с получением в аренду очистных сооружений и канализационных сетей, осуществляет на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края регулируемую деятельность по водоотведению, в том числе по очистке сточных вод.

Согласно пункту 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на транспортировку сточных вод;

3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

При этом пунктом 11 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что при установлении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов на горячую воду, на питьевую воду, на техническую воду или на водоотведение тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этими организациями при водоснабжении горячей, питьевой, технической водой или при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.

Таким образом, согласно требованиям пункта 11 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, организациям, осуществляющим водоотведение, должны устанавливаться тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этими организациями при  водоотведении, в случае фактического оказания абонентам (потребителям) таких отдельных видов услуг.

Указанные положения также определены в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), которые определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

 Так, пунктом 6 Основ ценообразования установлено, что после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:

а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования;

б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено установление организациям, осуществляющим водоотведение, отдельного тарифа на фактически осуществляемый регулируемый вид деятельности по очистке сточных вод в виде тарифа на водоотведение в части очистки сточных вод.

Для ООО «Водоканал Плюс» не установлен отдельный тариф на водоотведение в части очистки сточных вод. Для расчетов за фактически оказываемые <…>, <…>, а также населению, объекты капитального строительства которого не подключены к централизованной системе водоотведения и при этом оборудованы септиками (выгребными ямами), услуги водоотведения только в части приема и очистки сточных вод ООО «Водоканал Плюс» применяло тарифы на водоотведение, утвержденные для расчетов за оказываемые в полном объеме услуги водоотведения.

Указанные действия ООО «Водоканал Плюс» ущемляют интересы <…>, <…>, а также населения, объекты капитального строительства которого не подключены к централизованной системе водоотведения и при этом оборудованы септиками (выгребными ямами), которые оплачивали фактически оказанные ООО «Водоканал Плюс» услуги водоотведения только в части приема и очистки сточных вод по тарифам, утвержденным для расчетов за оказываемые в полном объеме услуги водоотведения.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесено к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

По результатам проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкуренции для принятия решения по результатам рассмотрения дела № 56-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Водоканал Плюс» в период 2015 года, истекшем периоде 2016 года, осуществляло на территории села Новоселово Новоселовского района Красноярского края деятельность по водоотведению, в том числе по очистке сточных вод, с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, относящуюся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ООО «Водоканал Плюс» в период 2015 года, истекшем периоде 2016 года,  занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению, в том числе по очистке сточных вод, с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, на территории села Новоселово Новоселовского района Красноярского края.

По результатам рассмотрения Комиссией дела № 56-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что действия ООО «Водоканал Плюс» по использованию для расчетов за фактически оказываемые услуги водоотведения только в части приема и очистки сточных вод тарифов на водоотведение, утвержденных для расчетов за оказываемые в полном объеме услуги водоотведения, а также бездействие ООО «Водоканал Плюс» в виде не установления тарифа на водоотведение в части очистки сточных вод, образуют состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены комиссии:                                                                                                                      Т.Н. Мосина

 

                                                                                                                                                 Н.Н. Терскова

Связанные организации

Связанные организации не указаны