Определение б/н Определение о назначении дела № 024/01/10-2651/2019 к рассмо... от 19 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «ТЗК Енисей»

район Аэропорта «Красноярск», соор. 1,

пгт. Емельяново, Емельяновский район,

Красноярский край, 663021

 

Красноярская транспортная прокуратура

ул. Бограда, д. 15, г. Красноярск, 660049

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 024/01/10-2651/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

19 ноября 2019 года

г. Красноярск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  установил следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Красноярской транспортной прокуратуры на действия ООО «ТЗК Енисей», ООО «РН-аэро», ООО «ТЗК Иркутск», ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», выразившиеся в осуществлении в аэропортах «Красноярск», «Черемшанка» деятельности по заправке воздушных судов по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом.

В рамках рассмотрения заявления установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В силу пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Пунктом 4.14.2 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241, установлен тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна.

В силу пункта 1.12 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации в случае, если обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации обеспечивается двумя и более организациями ГА, аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов устанавливаются для каждой организации ГА отдельно – за предоставление соответствующих услуг (мероприятий).

В абзаце 2 статьи 2 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) указано, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (часть 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях).

Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвердило Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В соответствии с пунктом 5 указанного Перечня обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропортах отнесено к услугам, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

Из вышеизложенного тарифы за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» (далее – Положение № 950).

Пунктом 6 Положения № 950 определено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанный перечень утвержден Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Красноярского края осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), является Министерство тарифной политики Красноярского края, которое осуществляет, в том числе – установление цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.17.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п).

Пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в аэропортах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1.

При этом в силу пункта 3 указанного Порядка предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа,  либо об отказе от ценового регулирования. Инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифа является, в том числе – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Обеспечение заправки воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» осуществляют ООО «ТЗК Енисей», ООО «РН-Аэро», ООО «ТЗК Аэрофььюэлз». В целях оказания услуг по авиатопливообеспечению ООО «ТЗК Аэрофььюэлз» заключило договор на оказание услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиа ГСМ в воздушные суда с ООО «ТЗК Иркутск».

На территории аэропорта «Черемшанка» обеспечение заправки воздушных судов осуществляют ООО «ТЗК «Енисей» и ООО «РН-Аэро».

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) положение ООО «ТЗК Енисей» признается доминирующим на рынке обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск». Признаки наличия доминирующего положения ООО «ТЗК Енисей» на рынке обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов на территории аэропорта «Черемшанка» не установлены.

Из вышеизложенного на действия ООО «ТЗК Енисей» по заправке воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На территории аэропорта «Красноярск» ООО «ТЗК «Енисей» осуществляет поставку собственного авиатоплива с оказанием услуги по обеспечению заправки воздушного судна, а также реализацию авиатоплива авиакомпаниям-нерезидентам. Тариф на заправку воздушного судна авиационным топливом утвержден обществом в размере 1270 руб/т.

Приказом ФСТ России от 26.11.2010 № 551-т ООО «ТЗК Енисей» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II «Услуги аэропортов», под регистрационным № 24/2/13, не включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

На основании пункта 6 Положения № 950, пункта 3.17.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п, обеспечение заправки воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» необходимо осуществлять ООО «ТЗК Енисей» по установленным Министерством тарифной политики Красноярского края ценам (тарифам) или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В нарушение установленного порядка ценообразования ООО «ТЗК Енисей» осуществляет обеспечение заправки воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» по самостоятельно установленным ценам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно абзацу 4 пункта 4 постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

На основании изложенного издан приказ Красноярского УФАС России
от 18.12.2019 № 321 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела
о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ТЗК Енисей» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 024/01/10-2651/2019 к рассмотрению на 30 января 2020 года в 15:30 часов (время местное) по адресу: пр. Мира, 81д, каб. 20, г. Красноярск.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью «Топливо-заправочная компания Енисей» (ИНН: 2411019700, ОГРН: 1092411000659, Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, район Аэропорта «Красноярск», сооружение 1).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя Красноярскую транспортную прокуратуру (г. Красноярск, ул. Бограда, д. 15).

4. ООО «ТЗК Енисей» в срок до 27.01.2020 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию и надлежащим образом заверенные копии документов.

4.1. Сведения о типах воздушных судов и авиакомпаниях-резидентах, иных хозяйствующих субъектах, которым ООО «ТЗК Енисей» оказывало услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территориях аэропортов «Красноярск», «Черемшанка» в 2018, 2019 годах (в разрезе потребителей, с указанием их полного наименования, типа воздушного судна, отдельно по годам, аэропортам).

4.2. Копии действующих договоров, на основании которых ООО «ТЗК Енисей» осуществляет обеспечение заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территории аэропорта «Красноярск».

4.3. Сведения об объемах оказанных услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территориях аэропортов «Красноярск», «Черемшанка» за второе полугодие 2019 года (помесячно, в тоннах, в разрезе аэропортов, отдельно по собственному парку воздушных судов, воздушных судов сторонних организаций, иностранных эксплуатантов).

4.4. Сведения о ценах (тарифах) на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территориях аэропортов «Красноярск», «Черемшанка» в 2019 году, на 2020 год (с приложением копий подтверждающих документов).

4.5. Копии инструкций по ценообразованию, иных документов ООО «ТЗК Енисей», на основании которых устанавливаются цены (тарифы) на авиатопливо, цены (тарифы) услуги по обеспечению заправки воздушных судов, цены (тарифы) на иные услуги ТЗК, оказываемые на территориях аэропортов «Красноярск», «Черемшанка» авиакомпаниям-резидентам.

4.6. Нормативно-правовое обоснование оказания услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом на территории аэропорта «Красноярск» по тарифам, не утвержденным уполномоченным органом государственного регулирования.

4.7. Копии имеющихся обращений в уполномоченный орган государственного регулирования с заявлением об установлении тарифов на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом на территории аэропорта «Красноярск» на 2020 год, результатов рассмотрения указанных заявлений.

4.8. Сведения о причинах, в силу которых ООО «ТЗК Енисей» не обращалось в уполномоченный орган государственного регулирования с заявлением об установлении тарифов на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом на территории аэропорта «Красноярск» на 2020 год  (с приложением копий подтверждающих документов).

4.9. Сведения о средневзвешенной стоимости реализации авиатоплива (с учетом стоимости по обеспечению заправки воздушного судна) авиакомпаниям-резидентам на территориях аэропортов «Красноярск», «Черемшанка» в 2018, 2019 годах (помесячно, в разрезе аэропортов, марок авиатоплива).

4.10. Сведения о наличии (отсутствии) взаимозаменяемым марок авиатоплива по отношению к маркам авиатоплива, заправляемых ООО «ТЗК Енисей» на территориях аэропортов «Красноярск», «Черемшанка» в 2018, 2019 годах (в разрезе типов заправленных ООО «ТЗК Енисей» воздушных судов авиакомпаний-резидентов).

5. Предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные пояснения, и копии документов, имеющих, по мнению ООО «ТЗК Енисей», Красноярской транспортной прокуратуры, значение для рассмотрения дела № 024/01/10-2651/2019.

6. Явка лиц, участвующих в деле, либо их представителей с документами, подтверждающими полномочия и удостоверяющими личность, на рассмотрение дела № 024/01/10-2651/2019 обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны