Письмо №ВМ/19802/23 определение об отложении дела 024/01/15-967/2023 от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении дела №024/01/15-967/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

и о продлении срока его рассмотрения

 

«23» ноября 2023 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Коваленко А.А., заместитель начальника контрольного отдела, рассмотрев дело №024/01/15-967/2023, возбужденное в отношении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (ул. Ленина, 125, Красноярск, 660009, ИНН/ОГРН – 2466187446/1172468071148) по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «МСК Юго-Запад» (вх. № 14193 от 09.08.2022) о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее – Министерство), связанных с проведением процедуры инициативного порядка заключения концессионного соглашения (извещение №270622/25833875/01) на условиях, указанных в проекте концессионного соглашения, о предоставлении земельного участка концессионером.

По результатам рассмотрения заявления, в связи с выявлением в действиях Министерства признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в принятии решения о возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предусмотренных пунктом 7.2 проекта концессионного соглашения с учетом подпунктов 1-6 пункта 2.1 приложения №3 к проекту концессионного соглашения, содержащихся в предложении ООО «Инжиниринг» о заключении концессионного соглашения, а также в размещении вышеуказанного предложения о заключении концессионного соглашения на сайте торгов в целях принятия заявок от иных лиц и заключении концессионного соглашения на вышеуказанных условиях, что создало необоснованные преимущественные условия ООО «Инжиниринг» при заключении концессионного соглашения и привело к ограничению доступа к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации объекта обработки твердых коммунальных отходов, а также ограничению доступа на рынок услуг по обработке твердых коммунальных отходов иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам процедуры заключения концессионного соглашения, Красноярским УФАС России выдано предупреждение (исх. №АГ/17949/22 от 09.11.2022) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения в срок до 30.03.2023.

Вместе с тем, в связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России №95/23 от 07.04.2023 возбуждено настоящее дело.

Определением от 07.04.2023 о назначении дела №024/01/15-967/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Министерство, в качестве заявителя ООО «МСК Юго-Запад», в качестве заинтересованных лиц Правительство Красноярского края, ООО «Инжиниринг», рассмотрение дела назначено на 15.05.2023.

Определением от 15.05.2023 рассмотрение дела №024/01/15-967/2023 было приостановлено до вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-4116/2023.

Определением от 05.09.2023 рассмотрение дела №024/01/15-967/2023 было возобновлено и назначено к рассмотрению на 23.11.2023.

23.11.2023 дело №024/01/15-967/2023 рассмотрено в присутствии представителя Министерства – Глухих Е.В. (доверенность №77-9-Д от 09.01.2023), в присутствии представителя Правительства Красноярского края – Бакшт Д.А. (доверенность №3-0159 от 11.01.2022), в присутствии представителей ООО «Инжиниринг» - Михайлова П.Д. (доверенность №б/н от 21.11.2023), Беднар Е.А. (доверенность №1 от 23.03.2023), Гусаровой Е.В. (доверенность №б/н от 21.11.2023), в отсутствие заявителя – ООО «МСК Юго-Запад», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.

На заседании Комиссии представитель Министерства с вменяемым нарушением не согласился на основании доводов, изложенных в письменных пояснениях (исх.№77-05674 от 10.05.2023, вх.№10015/23 от 17.05.2023), ранее представленных в материалы дела. В соответствии с пояснениями Министерства процедура приема заявок не является торгами и любое заинтересованное лицо имеет возможность принять участие, повлиять на условия соглашения. Кроме того, Министерство считает, что он не является надлежащим ответчиком, поскольку концедентом является Красноярский край в лице Правительства. Министерству было поручено только заключить соглашение на тех условиях, на которых оно было утверждено, в том числе распорядительными актами Правительства Красноярского края. Министерство не считает себя ответчиком по делу, надлежащим ответчиком полагает является Правительство Красноярского края.

Кроме того, представитель Министерства обратил внимание на внесение изменений в действующее законодательство, а именно обязательность примерных концессионных соглашений в настоящее время исключена, соответственно защищаемые публичные интересы утратили свое место.

На вопрос Комиссии о том, какие действия Правительства Красноярского края Комиссия должна рассматривать, возможно ли рассматривать те действия, которые совершены Министерством как действия Правительства представитель Министерства отметил, что концедентом по концессионному соглашению является Правительство Красноярского края, которое осуществляет контроль, осуществляет приемку объектов, вопрос расторжения соглашения, размещение предложения на официальном сайте торгов осуществлялось Министерством больше как техническое действие, согласование условий соглашения осуществлялось комиссионно.

Представитель Правительства Красноярского края поддержал доводы, ранее изложенные в жалобах по судебному делу №А33-4116/2023 об обжаловании предупреждения Красноярского УФАС России, письменных пояснениях исх.№3-04380 от 12.05.2023, представленных в материалы дела. Относительно спорного условия концессионного соглашения Правительство Красноярского края также полагает возможным участнику изменить условия соглашения предусмотренными законами способами, в том числе возможность вводить условия не определенные решением о заключении соглашения. С предложением о строительстве мусоросортировочного комплекса выступило ООО «Инжиниринг», каких-либо предложений от ООО «МСК Юго-запад» или от иных игроков рынка не поступало. Кроме того представитель Правительства Красноярского края пояснил, что Правительство действительно является уполномоченным органом по принятию решения от лица концендента, отдельные права и обязанности Правительство может передавать, в частности, в течение переговорного процесса полномочия передавались Министерству. Полномочия на подписание соглашения переданы были не Министерству, а Министру как члену Правительства. Министерство на заключение соглашения не являлось уполномоченным органом, от лица концендента выступает Правительство в лице Министра. Полномочий по расторжению Министерству не переданы, поэтому формулировка предупреждения о принятии исчерпывающих мер по расторжению концессионного соглашения является ненадлежащей и неясной. Правительство передало полномочия по разработке соглашений в области ТКО Министерству на основании нормативного правового акта - Постановления №715 от 28 ноября 2017 года «Об утверждении положения о Министерстве экологи и рационального природопользования Красноярского края», который нельзя игнорировать в рассматриваемых обстоятельствах. Поэтому невозможно говорить о том, что надлежащим лицом, которое должно отвечать в данном деле должно исключительно Правительство Красноярского края, Министерство уполномочено на разработку актов (нормативных, ненормативных), проектов договоров, в том числе соглашений о расторжении концессионных соглашений. Министерство действительно являлось разработчиком всех распоряжений Правительства, которые вносились в Правительство, вело переговоры, было уполномоченным органом на ведение переговоров, размещало предложение на торгах.

Представитель Правительства Красноярского края также уточнил, что с октября 2023 года Министерство экологии и рационального природопользования переименовано на Министерство экологии Красноярского края, что необходимо учитывать в настоящем деле.

На вопрос Комиссии о вкладе концедента в концессионное соглашение, заключенное с ООО «Инжиниринг», представитель Правительства пояснил, что государственный вклад отложен на долгосрочную перспективу, по окончании срока соглашения Красноярский край получает абсолютно амортизированный объект после использования более 8 лет, который необходимо будет содержать за счет краевого бюджета. Кроме того, Правительство полагает возможным переложение в силу закона поиска земельного участка на концессионера.

Представитель ООО «Инжиниринг» представил запрошенную определением от 05.09.2023 информацию, поддержал позицию, изложенную в жалобах по судебному делу №А33-4116/2023, в письменных пояснениях исх.№22 от 12.05.2023, представленных в материалы дела. Представитель Общества выразил мнение со ссылкой на Письмо Минэкономразвития РФ от 11.05.2023 №Д22и-14699 об отсутствии запрета поиска земельного участка концессионером, данный вопрос оставлен за рамками прямого правового регулирования. Представитель ООО «Инжиниринг» также представил в материалы дела текст первоначального предложения концессионного соглашения, а также отметил, что оно предусматривало условие о предоставлении земельного участка концедентом. Изначально Общество рассчитывало на то, что обязанность поиска земельного участка это обязанность концедента. Вместе с тем данное условие стало первым замечанием, которое было предъявлено, в случае не урегулирования данного вопроса все остальные переговоры не могли быть начаты. В материалы дела ООО «Инжиниринг» представлено заключение Минэкономразвития Красноярского края с замечаниями по предложению Общества, в том числе по условиям о предоставлении земельного участка концедентом, где указано – отсутствие земельного обеспечения основание отказа в заключении соглашения. Исходя из этого, представитель указывает, что условие о поиске земельного участка концессионером изначально не то, что хотело и на что рассчитывало Общество, соответственно, выводов о сговоре не может быть в рассматриваемом случае. Представитель отмечает, что в переговорах участвовали Минэкономразвития края, Министерство тарифов края, Министерство ЖКХ и промышленности, Агентство по управлению государственным имуществом края, Министерство экологии, соответственно условия соглашения разрабатывало не только Министерства экологии. Относительно возможности участия иных заинтересованных лиц представитель ООО «Инжиниринг» также полагает, что с момента размещения Территориальной схемы обращения с отходами иные лица могли подготовить соответствующие предложения, вместе с тем этого не сделано. Кроме того, ООО «МСК Юго-запад» с учетом длительности конкурсных процедур могло подготовиться даже с учетом того, условия которое изложено в предложении ООО «Инжениринг» о приобретении земельного участка концессионером.

Относительно заключения именно концессионного соглашения представитель ООО «Инжениринг» отметил, что концессионным соглашением отрегулированы достаточно важные для концессионера условия, которые однозначно Общество бы не отрегулировало в рамках инвестиционной программы – согласование объема инвестиций, соглашение валовой выручки на 20 лет, распределение рисков по проекту между концессионером и концедентом, гарантии концедента в случае расторжения соглашения.

Представитель ООО «Инжиниринг» полагает, что отсутствует ограничение конкуренции, поскольку сторонами в установленном порядке согласованы условия соглашения, проведена процедура опубликования предложения, подана заявка иного лица – заявителя по делу, которое тем самым согласилось с условиями соглашения, вместе с тем отклонена в связи с несоответствием требованиям об отсутствии задолженности. Кроме того, Общество полагает неверным вывод об ограничение доступа на рынок обработки коммунальных отходов в результате установления спорного условия в концессионном соглашении, поскольку заключение концессионного соглашения не является единственным механизмом для создания объекта обработки с целью допуска на соответствующий рынок.

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения Правительства Красноярского края в качестве соответчика, поскольку в соответствии с материалами дела, а также представленными пояснениями сторон по делу концессионное соглашение в отношении объекта обработки твердых коммунальных отходов – мусоросортировочного комплекса от 07.10.2022 заключено Красноярским краем, от имени которого выступало Правительство, которое распоряжениями от 18.12.2020 № 923-р, от 12.09.2022 № 678-р и от 22.09.2022 №693-р уполномочило Министерство вести переговоры, обработку поступающих предложений, подготовить проект концессионного соглашения, а Министру экологии и рационального природопользования Красноярского края поручено заключить концессионное соглашение, следовательно, Министерство действовало от имени и по поручению Правительства Красноярского края. Кроме того, распоряжение №477-р от 23.06.2022 о согласовании проекта соглашения подписано председателем Правительства Красноярского края.

В силу пункта 2 части 1.1 статьи ФЗ «О защите конкуренции» комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель).

В соответствии с частью 1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев.

Срок рассмотрения дела №024/01/15-967/2023 истекает 09.12.2023, ввиду чего указанный срок подлежит продлению.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 45, 47 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика - Правительство Красноярского края.

  2. Продлить срок рассмотрения дела №024/01/15-967/2023 на шесть месяцев до 09.06.2024.

  3. Отложить рассмотрение дела №024/01/15-967/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

  4. Назначить дело №024/01/15-967/2023 к рассмотрению на 20 декабря 2022 года в 15 часов 00 минут по адресу: 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д», кабинет 6а.

  5. Правительству Красноярского края в срок до 15.12.2023 представить в Красноярское УФАС России:

- письменные пояснения с нормативно правовым обоснованием относительно вклада Концедента по концессионному соглашению со ссылками на пункты концессионного соглашения в части обеспечения гарантий, рисков концессионера;

- письменные пояснения с нормативно правовым обоснованием по процедуре перевода земельного участка из одной категории в другую;

- письменную позицию относительно привлечения Правительства в качестве соответчика.

5. Министерству в срок до 15.12.2023 представить в Красноярское УФАС России:

- сведения об объектах переработки отходов на территории Левобережной и Правобережной территориальных зонах Красноярского края (с указанием наименования организации эксплуатирующего объект);

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием относительно доводов ООО «Инжиниринг» о возможности создания иной частной организацией в пределах кадастрового квартала 24:11:0290201 мусоросортировочного комплекса и перспективах его включения в Территориальную схему, перспективах распределения потоков ТКО данной организации.

6. ООО «Инжиниринг» в срок до 15.12.2023 представить в Красноярское УФАС России следующую информацию (в том числе надлежащим образом заверенные копии документов):

- сведения о временном периоде, которое затрачено на поиск земельного участка (с указанием периода начала поиска до направления предложения о купле-продажи земельного участка);

- сведения о временном периоде, затраченном на размежевание земельного участка (с приложением документов, направленных в уполномоченный орган);

- письменные пояснения относительно вклада обеспечения гарантий, рисков концессионера, предоставляемых концедентом по соглашению.

7. ООО «МСК Юго-Запад» в срок до 15.12.2023 представить в Красноярское УФАС России:

- письменную позицию по факту привлечения Правительства Красноярского края в качестве соответчика по делу, а также по доводам сторон, изложенным в настоящем определении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148
ООО «Инжиниринг»
ИНН 7708314790, ОГРН 1177746365884
Правительство Красноярского края
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000
ООО "МСК Юго-Запад"
ИНН 2461224905, ОГРН 1142468005635