Письмо б/н Решение от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

Решение №024/07/3-3585/2020

 

23 декабря 2020 года                                                                                                  г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») жалобу ООО «Торговый дом Зевс» на действия организатора закупки – ООО «Сибирская генерирующая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки низковольтной аппаратуры и запасных частей для нужд филиала                                       АО «Красноярская ТЭЦ-1» (извещение № 32009770447) (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 16.12.2020 поступила жалоба                                 ООО «Торговый дом Зевс» на действия организатора закупки, выразившиеся в  составлении закупочной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в адрес подателя жалобы, организатора закупки было направлено уведомление о поступлении жалобы. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Жалоба рассмотрена с участием представителя организатора закупки, заказчика, представителя подателя жалобы.

Согласно доводам жалобы организатором закупки неправомерно установлены требования к участнику закупки о представлении в составе заявки:   сертификатов/деклараций соответствия продукции, оформленных согласно Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС); паспортов на аналогичную продукцию; других документов, подтверждающих качество поставляемой продукции и описывающих технические характеристики в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании, и действующим законодательством РФ, так как участник на момент подачи заявки на участие в закупке не обязан иметь в наличие товар, предполагаемый к поставке.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что участником могут быть использованы общедоступные источники получения информации о сертификатах/декларациях соответствия товара. Общедоступная информация, размещенная в сети Интернет в едином реестре сертификатов соответствия/деклараций соответствия, либо на сайтах производителей, позволяет участнику закупки выполнить требования закупочной документации.

Участник закупки вправе предоставить документы, подтверждающие качество товара на аналогичную продукцию, а не на товар, который у него фактически есть в наличии. В закупочной документации отсутствует требование о наличии товара у участника на момент подачи заявки.

Кроме того, согласно пункту 4.2.5 закупочной документации в случае, если по каким-либо причинам участник не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Обществу о соответствии участника данному требованию.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона о закупках, на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон о закупках) Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 3.1.4 закупочной документации заявка участника должна быть подготовлена в строгом соответствии с формами документов и Инструкциями по заполнению, приведенными в Приложении №3 к Документации и содержать в своем составе документы, указанные в подпункте 3.1.1.

Из подпункта 3.1.1 закупочной документации следует, что заявка участника закупки должна содержать, в том числе документы, подтверждающие качество поставляемого товара, указанные в подразделе 3.5.2 закупочной документации.

В подразделе 3.5.2 «Требование к документам, подтверждающим качество предлагаемого товара» закупочной документации указаны требования о представлении в составе заявки следующих копий документов:

- сертификаты/декларации соответствия продукции, оформленные согласно Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС), в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании (пп. 3.5.2.1.1);

- паспорта на аналогичную продукцию (пп. 3.5.2.1.2);

- другие документы, подтверждающие качество поставляемой продукции и описывающие технические характеристики, в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании, и действующим законодательством РФ  (пп. 3.5.2.1.3).

Из пункта 7.7 раздела 7 «Рассмотрение заявок участников закупки и подведение итогов закупки» закупочной документации следует, что заявка может быть отклонена, в том числе при отсутствии документов, требование о предоставлении которых предусмотрено подпунктами 3.1.1., 3.1.2, 3.5.2. закупочной документации.

Из вышеизложенного следует, что непредставление в составе заявки документов, перечисленных в подразделе 3.5.2 «Требование к документам, подтверждающим качество предлагаемого товара» закупочной документации является основанием для отклонения заявки участника закупки.

Согласно части 2  статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Однако, обязанность продавца по передаче покупателю одновременно с товаром,  в том числе сертификата качества, предусмотренная частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается податель жалобы, не исключает возможности ознакомления (получения копии) с сертификатом соответствия на интересующую продукцию.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что требование о представлении в составе заявки копий сертификатов/деклараций соответствия продукции не обязывает участника закупки иметь в наличие товар, предлагаемый к поставе. В связи с этим Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что требование о представлении в составе заявки копий  сертификатов/деклараций соответствия продукции требованиям Федерального закона о закупках не противоречит.

Согласно подразделу 3.5.2 «Требование к документам, подтверждающим качество предлагаемого товара» закупочной документации участником закупки должны быть представлены документы, подтверждающие качество поставляемого товара. Такими документами согласно вышеуказанному подразделу закупочной документации, в том числе являются паспорта на аналогичную продукцию.

Вместе с тем, паспорт является индивидуальным документом, относящимся (прилагаемым) к конкретному товару, а не к продукции, как сертификат соответствия, в целом. В связи с этим, паспорт на аналогичный товар не является документом, подтверждающим соответствие товара, предлагаемого к поставке.

Кроме того,  из части 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации  следует, что продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Вышеизложенное означает, что, даже если участник закупки являлся поставщиком аналогичного товара, то технические паспорта подлежали передаче вместе с товаром стороне по договору.

Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что  вышеуказанное требование соответствие товара требованиям закупочной документации не подтверждает, и накладывает на участника закупки обязанность, как минимум иметь в наличие аналогичный предмету закупки товар, что приводит к установлению необоснованных требований к участнику закупки, могут повлечь сокращение количества участников закупки, и, как следствие, недопущение, устранение, ограничение конкуренции.

Требование о представлении в составе заявки других документов, подтверждающих качество поставляемой продукции и описывающих технические характеристики, в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании, и действующим законодательством РФ, без указания наименований (названий) таких документов, не позволяют участникам закупки определить какой-именно документ необходимо представить для соответствия указанному требованию, несоответствие которому, в силу требования закупочной документации, является основанием для отклонения заявки. 

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о закупках при проведении закупки конкурентным способом организатору закупки запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, установив в закупочной документации требования о представлении в составе заявки копий паспортов на аналогичный товар, иных документов, подтверждающих соответствие поставляемого товара (без конкретизации таких документов) организатор закупки нарушил требование пункта 1.4 Положения о закупках и, как следствие, части 1 статьи 2 Федерального закона о закупках.

Довод организатора закупки о том, что участник закупке вместо указанных в разделе  3.5.2 «Требование к документам, подтверждающим качество предлагаемого товара» закупочной документации документов может представить в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемых документов, а также содержащую заверения Обществу о соответствии участника данному требованию, был отклонен Комиссией Красноярского УФАС России по причине того, что такая справка, по условиям закупочной документации, может быть представлена в случае невозможности представления документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным к участникам, а не к требованиям, установленным к документам, подтверждающим соответствие предлагаемого товара требованиям документации. 

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России решила следующее.

1. Признать жалобу ООО «Торговый дом Зевс» обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

Решение может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд в течение трех  месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны