Письмо б/н решение от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6975 от 13.05.2021

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 024/01/17-3111/2020

 

«12» мая 2021 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии –, рассмотрев дело № 024/01/17-3111/2020,  возбужденное в отношении муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» Минусинского района (ИНН  2455017795) (далее – МКУ «Служба заказчика») по признакам нарушения абзаца 1 и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «Внутрирайонная пассажирская транспортная компания» (далее – ООО «Внутрирайонная пассажирская транспортная компания») (вх. № 14605 от 11.08.2020)  с просьбой проверить действия МКУ «Служба заказчика» Минусинского района и ООО «Минусинская автотранспортная компания» при исполнении контракта № 03193002292190000630001 от 02.12.2019  на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту №275 «г. Минусинск – с. Тесь» (далее – муниципальный контракт) на соответствие антимонопольному законодательству.

Полученная в ходе работы по вышеуказанному обращению информация и анализ действующего законодательства позволили антимонопольному органу прийти к выводу о наличии в действиях МКУ «Служба заказчика» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении контракта об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» с ООО «Минусинская автотранспортная компания» на условиях, не соответствующих требованиям Конкурсной документации, что, в свою очередь, создает необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «Минусинская автотранспортная компания» в части обеспечения доступа на рынок перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск-с. Тесь» в нарушение установленного порядка.

На основании изложенного Красноярским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении МКУ «Служба заказчика (приказ  №250 от 10.11.2020).

Определением от 03.02.21 рассмотрение дела № 024/01/17-3111/2020 было отложено на 09.02.2021 в связи с тем, что Комиссия приняла решение о необходимости переквалификации действий МКУ «Служба заказчика», выразившихся в заключении договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» с ООО «Минусинская автотранспортная компания» на условиях, не соответствующих требованиям Конкурсной документации, с пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» на абзац 1 и пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», ввиду того, что контракт об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» заключен с ООО «Минусинская автотранспортная компания» не как с победителем, а как с единственным участником конкурса, вместе с тем, указанные действия администрации свидетельствуют о создании ООО «Минусинская автотранспортная компания» необоснованных преимущественных условий участия в торгах, в частности заключении контракта на условиях, не соответствующих требованиям конкурсной документации, что, в свою очередь, создает необоснованные преимущества обществу в части обеспечения доступа на рынок перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск-с. Тесь» в нарушение установленного порядка.

09.02.2021 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, определением от 09.02.2021 дело отложено на  25.03.2021.

Определением от 29.03.2021 рассмотрение дела № 024/01/17-3111/2020 отложено на 26.04.2021.

26.04.2021 по решению Комиссии в рассмотрении дела объявлен перерыв до 30.04.2021.

При рассмотрении дела № 024/01/17-3111/2020 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

МКУ «Служба заказчика» 24.10.2019 на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» (www.sberbank-ast.ru) была размещена информация о проведении открытого конкурса в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» (https://www.sberbank-ast.ru/UnitedPurchaseList.aspx).

Согласно техническому заданию конкурсной документации, требования к объекту закупки были следующими:

 

№ маршрута

Наименование маршрута

Средняя протяженность,

км.

График выходов в соответствии с расписанием (дни/кол-во рейсов)

 

Виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок

Пассажировместимость транспортного средства (общая), мест

Планируемое расписание

(из г. Минусинска/в г. Минусинск из конечного пункта)

 

2275

город Минусинск – село Тесь

555

ежедневно                  - 6 рейсов

 

Автобус, большой

Не менее 72

1,2,3,4,5,6,7

6-10,12-10, 16-40

г. Минусинск, ул. Красных партизан (ост. Автовокзал)

 

7-40,13-40, 18-10

с. Тесь, ул. Ленина д. 11

 

 

Согласно Протоколу подведения итогов от 19.11.2019 № 0319300229219000063 «На право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь», открытый конкурс в электронной форме был признан оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк – автоматизированная система торгов» несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме была подана только одна заявка от ООО «Минусинская автотранспортная компания».

Комиссия, рассмотрев информацию об участнике, приняла решение, что заявка участника соответствует установленным Конкурсной документацией требованиям, и в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 и статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с ООО «Минусинская автотранспортная компания» был заключен муниципальный контракт от 02.12.2019 № 03193002292190000630001 как с единственным участником конкурса. Срок действия контракта определен периодом с 01.01.2020 по 31.12.2024.

Вместе с тем, в соответствии приложением № 3 к муниципальному контракту (акт наличия транспортных средств)  на момент подписания муниципального контракта ООО «Минусинская автотранспортная компания» располагала следующими транспортными средствами:

 

№ п/п

Марка и модель автобуса

Год выпуска автобуса

Регистрационный номер

Вместимость автобуса

Собственник ТС

Экологический класс

Примечание

11

DАEWOO BS-106

2010

О668КМ 124

72

Козлов Андрей Викторович

четвертый

Основной

52

ПАЗ 4234

2015

К 482 НЕ 124

50

Козлов Андрей Викторович

четвертый

Резервный

33

ПАЗ 4234-05

2012

О 437 КМ 124

50

Козлов Андрей Викторович

третий

Резервный

 

Пунктом 1.2. муниципального контракта предусмотрено, что для выполнения работ используются транспортные средства и их количество, характеристики и оборудование, которых соответствует требованиям, установленным в Техническом задании (Приложение № 1 к муниципальному контракту).

Пунктом 1.1 Технического задания конкурсной документации на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» Конкурсной документации предусмотрено, что подрядчик обязан производить замену транспортного средства, работающего на маршруте регулярных перевозок, на резервное транспортное средство, соответствующее требованиям реестра межмуниципальных маршрутов и характеристикам не ниже установленных в выданной карте маршрута.

В то время как пунктом 1.2 Технического задания предусмотрено, что основное транспортное средство должно соответствовать классу – большое, пассажировместимость не менее 72 мест.

Таким образом,  резервные транспортные средства, предоставленные ООО «Минусинская автотранспортная компания» не соответствуют требованиям Технической документации, поскольку относятся к классу – средний, пассажировместимость – 50 мест, в то время как, должны соответствовать параметрам предъявляемым к основному транспортному средству, а именно класс – большой, пассажировместимость – 72 места.

В ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела, состоявшегося, 09.02.2021 представитель МКУ «Служба заказчика» выразила несогласие с вменяемым нарушением в связи с тем, что в конкурсной документации  не устанавливались требования  к резервному транспортному средству, сведения о резервных транспортных средствах участником не подавались, заказчиком не оценивались. В свою очередь, в части III конкурсной документации в Техническом задании содержится положение, которое относится к стадии исполнения контракта и  устанавливает необходимость при выполнении работ производить замену транспортного средства, работающего на маршруте регулярных перевозок, на резервное транспортное средство, соответствующее требованиям реестра межмуниципальных маршрутов и характеристикам не ниже установленных в выданной карте маршрута.

Также представитель МКУ «Служба заказчика» пояснила,  что в результате исполнения муниципального контракта по указанному маршруту установлено, что условия заключенного контракта не соответствуют условиям технического задания и условиям конкурсной документации (часть III), в связи с этим между МКУ «Служба заказчика» и ООО «Минусинская автотранспортная компания» подписано дополнительное соглашение к муниципальному контракту на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Красноярск – с.Тесь», исключающее из приложения № 3 контракта (акт наличия транспортных средств) транспортные средства ПАЗ 4234 год выпуска 2015, гос. рег. номер К 482 НЕ 124, ПАЗ 4234-05 год выпуска 2012, гос. рег. номер О 473 КМ 124.

 Представитель ООО «Минусинская автотранспортная компания», не соглашаясь  с вменяемым нарушением, ссылается на Апелляционное определение  Верховного Суда РФ от 28.11.2016 по делу № 55-АПГ16-5, в котором указана позиция, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит требований к соискателям о предоставлении резервных транспортных средств, которые должны соответствовать основному в случае его неисправности. К тому же заказчик не имеет права требовать от подрядчика предоставить ему сведения и документы на иные транспортные средства, чем объект закупки, данное требование противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и конкурсной документации.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в деле, отмечает следующее.

Согласно пункту 25 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) закупка у единственного подрядчика может осуществляться  заказчиком, в случае признания определения подрядчика несостоявшимся в соответствии с частью 1 статьи 55 указанного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком, если конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.

На основании пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Красноярского края от 16.03.2017 № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченный орган устанавливает межмуниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - межмуниципальные маршруты) для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 14 Закона № 220-ФЗ предметом муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Согласно части 8 статьи 14 Закона № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с часть 1 статьи 28.1 Закона № 220-ФЗ количество карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемое юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, определяется исходя из максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, и резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок.

В свою очередь, резервное количество транспортных средств определяется в отношении каждого класса транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (часть 2 статьи 28.1 Закона № 220 –ФЗ).

Приказом Министерства транспорта России от 4 мая 2018 г. № 172 утвержден Порядок определения резервного количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (далее – Порядок).

Целью определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, является определение количества карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемых юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества для резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок.

            В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Порядка для маршрутов регулярных перевозок протяженностью более 50 километров резервное количество транспортных средств одного класса составляет: одно транспортное средство в случае, если максимальное количество транспортных средств такого класса, предусмотренное в отношении каждого маршрута регулярных перевозок реестром маршрутов регулярных перевозок, составляет до 5 транспортных средств включительно.

Таким образом, из системного толкования вышеназванных положений следует, что лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров, обязано иметь резервное транспортное средство, соответствующее классу основного транспортного средства. Право осуществлять регулярные перевозки пассажиров на том или ином транспортном средстве подтверждается выданной картой маршрута на такое транспортное средство. Следовательно, перед заключением государственного или муниципального контракта заказчик должен проверить наличие у перевозчика резервного транспортного средства на соответствие классу основного транспортного средства и только после этого, предоставить ему право на осуществление деятельности  регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В рассматриваемом случае, исходя из вышеуказанных требований Порядка, в наличии у ООО «Минусинская автотранспортная компания» должно быть не менее одного резервного транспортного средства, соответствующего основному транспортному средству. 

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела № 021/01/17-3111/2020 Администрация Минусинского района, руководствуясь нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Красноярского края от 16.03.2017 № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае», статьями 29.3, 31 Устава Минусинского района Красноярского края, уполномоченным органом по организации проведения конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских  перевозок автомобильным  транспортом по межмуниципальным маршрутам в Минусинском районе и заказчиком по организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам в Минусинском районе определила МКУ «Служба заказчика» Минусинского района (пункт 1 Постановления администрации Минусинского района от 21.03.2018 № 168-п «Об определении уполномоченного органа по организации проведения конкурса на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских  перевозок автомобильным  транспортом по межмуниципальным маршрутам в Минусинском районе, заказчиком по организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам в Минусинском районе»).

По результатам проведенного конкурса конкурсная комиссия МКУ «Служба заказчика» приняла решение о заключении с ООО «Минусинская автотранспортная компания» муниципального контракта от 02.12.2019 № 03193002292190000630001 на выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту №275 «г. Минусинск – с. Тесь» как с единственным участником конкурса. Срок действия контракта определен периодом с 01.01.2020 по 31.12.2024.

Однако такое решение не могло быть принято МКУ «Служба заказчика» по следующим причинам.

Согласно пункту 12.4.2 муниципального контракта,  заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе в заключении муниципального контракта, если установлено, что подрядчик не соответствует установленным конкурсной документацией требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем.

В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта для выполнения работ используются транспортные средства и их количество, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании (Приложение № 1).

Пунктом 1.1 Технического задания конкурсной документации на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» предусмотрено, что подрядчик обязан производить замену транспортного средства, работающего на маршруте регулярных перевозок, на резервное транспортное средство, соответствующее требованиям реестра межмуниципальных маршрутов и характеристикам не ниже установленных в выданной карте маршрута.

В соответствии с действующим на момент объявления открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» (дата начала подачи заявок 24.10.2019) Постановлением администрации Минусинского района от 17.10.2019 №734-п «Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Минусинском районе» требования к транспортным средствам, работающим на обозначенном маршруте регулярных перевозок, были установлены следующие: вид – автобус, класс – большой, стандарт евро 4.

К тому же, требования  к основному транспортному средству предусмотрены пунктом 1.2 Технического задания, в соответствии с которыми оно должно отвечать классу – большой, пассажировместимость – не менее 72 мест.

Однако из акта наличия транспортных средств (приложение № 3), являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта следует, что ООО «Минусинская автотранспортная компания» для выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров располагает основным транспортным средством DAWOO BS, год выпуска 2010, рег. номер О668КМ 124, вместимость – 72 места; резервными транспортными средствами: ПАЗ 4234 гос. номер К 428 НЕ 124 класс – средний, пассажировместимость – 50 мест; ПАЗ 4234-05 гос. номер О 473 КМ 124, класс – средний, пассажировместимость – 50 мест.

Таким образом, в качестве резервных транспортных средств ООО «Минусинская автотранспортная компания» предоставила автобусы, не отвечающие требованиям, установленным конкурсной документацией. На этом основании, руководствуясь, пунктом 12.4.2 муниципального контракта,  МКУ  «Служба заказчика» было обязано принять решение об одностороннем отказе от заключения муниципального контракта, поскольку  подрядчик не соответствует установленным требованиям конкурсной документации, провести повторно конкурсные процедуры для выявления иных хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять перевозки пассажиров по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь».

Ссылка представителя ООО «Минусинская автотранспортная компания» на Апелляционное определение  Верховного Суда РФ от 28.11.2016 по делу № 55-АПГ16-5 не применима в рамках рассмотрения настоящего дела.

В указанном определении содержится вывод о том, что статья 24 Закона № 220-ФЗ содержит исчерпывающий перечень критериев оценки и сопоставления заявок на  участие в открытом конкурсе. Требование о наличии резервного транспортного средства не может расцениваться как критерий оценки заявки для участия в конкурсе и быть основанием для начисления баллов в случае предоставления документов на резервные транспортные средства.

 Комиссия при рассмотрении дела не исходит из того, что наличие резервного транспортного средства должно входить в перечень критериев оценки заявки. Указанное не может рассматриваться, как критерий оценки и сопоставления заявок, вместе с тем, наличие у перевозчика резервного транспортного средства - это обязанность, обусловленная статьей 28.1 Закона № 220. Исходя из указанной обязанности, потенциальный участник конкурса оценивает свои возможности для участия в конкурсе на право выполнения работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок, после чего, принимает решение об участии в конкурсе.

Вместе с тем, соблюдая требования статьи 28.1 Закона № 220, на заказчике перед заключением государственного или муниципального договора лежит обязанность  проверить, резервные транспортные средства перевозчика на их соответствие требованиям, предъявляемым к основному транспортному средству. В случае, установления несоответствия класса основного транспортного средства классу резервного транспортного средства, заказчик не может предоставить перевозчику право осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Довод МКУ «Служба заказчика» о том, что требование о наличии резервного транспортного средства относится к стадии исполнения муниципального контракта, верен, однако учреждение упускает важный момент, что надлежащие исполнения муниципального контракта невозможно, если перед стадией исполнения контракта перевозчик не подтверждает своего соответствия технической документации в части наличия резервного транспортного средства, соответствующего основному транспортному средству.

Торги, которые проводятся в форме конкурса, по своей правовой природе представляют собой единую комплексную процедуру. При проведении торгов оферта носит характер публичного предложения, содержащего существенные условия договора, который планируется к заключению с победителем торгов. Акцептирование же такой оферты посредством подачи заявки на участие в торгах свидетельствует о согласии хозяйствующего субъекта с условиями исполнения им принимаемых обязательств, сформулированных организатором торгов (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2016 № Ф05-2000/2016 по делу №41-40349/2015).

Подача заявки на участие в аукционе согласно статье 438 Гражданского кодекса РФ является акцептом оферты.

Следовательно, подавая заявку на участие в конкурсе, ООО «Минусинская автотранспортная компания», исходя из требований Технической документации, знала о необходимости предоставления резервного транспортного средства, соответствующего основному транспортному средству.

Заключение МКУ «Служба заказчика»  муниципального контракта с ООО «Минусинская автотранспортная компания», по результатам проведенного конкурса, привело к осуществлению регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту №275 «г. Минусинск – с. Тесь» на транспортных средствах, отличающихся по классу и вместимости от основного транспортного средства, что подтверждается данными системы ГЛОНАСС, предоставленными краевым государственным казенным учреждением «Краевое транспортное управление» (исх. № 320 от 25.08.2020, вх.№ 14678 от 17.08.2020, исх. № 121 от 04.02.2021, вх. № 1796 от 04.02.21).

В частности, в периоды с 13.04.2020 по 14.05.2020, с 03.07.2020 по 11.07.2020, с 08.08.2020 по 09.08.2020, с 01.09.2020 по 04.09.2020, 21.10.2020 рейсы осуществлялись на резервных транспортных средствах «среднего класса» ПАЗ 4234 рег.номер К 482 НЕ 124, ПАЗ 4234-05 рег.номер О 473 КМ 124, пассажировместимость которых составляет 50 мест.

03.11.2020 перевозка пассажиров по маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь» осуществлялась автобусом  ПАЗ 32054 рег. номер Т 859 ОХ 124, который не только не соответствует требованиям технической документации, но и не поименован в приложении №3 (акт наличия транспортных средств) муниципального контракта.

В ходе рассмотрения дела МКУ «Служба заказчика» предоставило сведения о заключении дополнительного соглашения от 11.01.2021 к муниципальному контракту на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь», в соответствии с которым из приложения № 3 (акт наличия транспортных средств) указанного муниципального контракта исключены транспортные средства ПАЗ 4234 рег.номер К 482 НЕ 124, ПАЗ 4234-05 рег.номер О 473 КМ 124, пассажировместимость которых составляет 50 мест.

Однако 12.01.2020 и 30.01.2021 снова в качестве резервного транспортного средства было отправлено на рейс по маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь» транспортное средство ПАЗ 4234 рег.номер К 482 НЕ 124, который имеет характеристики класс – средний, пассажировместимость - 50 мест.

ООО «Минусинская автотранспортная компания» объясняет замену основного транспортного средства на резервное транспортное средство меньшей пассажировместью сложившейся эпидемиологической обстановкой, вследствие которой резко упал пассажиропоток.

В материалах дела имеются уведомления (исх. № 238 от 21.09.2020, вх. № 16901 от 21.09.2020), направляемые ООО «Минусинская автотранспортная компания» в адрес МКУ «Служба заказчика», среди которых только одно уведомление от 10.04.2020 обосновывает замену основного транспортного средства на резервное транспортное средство сложной эпидемиологической ситуацией. Иные замены на резервные транспортные средства связаны с поломкой основного транспортного средства.

При рассмотрении дела № 024/01/17-3111/2020 ООО «Минусинской автотранспортная компания» (вх. № 3835 от 10.03.2021) представило договор № 4 от 20.10.2019 о передаче в аренду пассажирского автомобильного транспорта HUNDAI AEROCITY рег. гос. № Н 474 ЕВ 124 (далее - договор № 4 от 20.10.2019). Из договора № 4 от 20.10.2019 следует, что параметры передаваемого транспортного средства соответствуют требованиям Технической документации к муниципальному контракту. Указанное должно было подтвердить, что в случае необходимости замены основного транспортного средства на резервное, у общества есть возможность произвести такую замену на аналогичное основному транспортное средство по пассажировместимости и классу.

Однако при анализе представленного ООО «Минусинская автотранспортная компания» договора № 4 от 20.10.2019 о передаче в аренду пассажирского автомобильного транспорта HUNDAI AEROCITY рег. гос. № Н 474 ЕВ 124, заключенного с <...>, выступающей арендодателем по договору, Комиссия пришла к выводу, что указанная сделка является мнимой ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 170 Гражданского кодекса РФ мнимая сделка – это  сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

В соответствии с пунктом 3.1 договора № 4 от 20.10.2019 арендодатель передает пассажирский автомобильный транспорт арендатору за 1 000 (одну тысячу) рублей в год.

 На основании данных ГЛОНАСС, предоставленных КГКУ «Краевое транспортное управление» (вх. 7844 от 28.04.2021),  следует, что транспортное средство HUNDAI AEROCITY рег. гос. № Н 474 ЕВ 124 за период с 09.01.2020 по 05.04.2021 систематически было задействовано перевозчиком ИП по маршрутам № 553 «г. Минусинск (а/в) – с. Жерлык), № 552 «г. Минусинск – с. Большая ничка», № 284 № «г. Минусинск – с. Николо-Петровка», № 285 «г. Минусинск – с. Городок» и иными перевозчиками не использовалось.

Таким образом, <...> фактически использует транспортное средство HUNDAI AEROCITY рег. гос. № Н 474 ЕВ 124, , что в свою очередь приводит к однозначному выводу, что указанный договор заключен ООО «Минусинская автотранспортная компания» и <...> лишь для вида, с целью предоставления обществом в материалы настоящего дела. Указанное, в том числе подтверждается тем обстоятельством, что при запросе Комиссией информации у ООО «Минусинская автотранспортная компания» о наличии резервного транспортного средства, соответствующего требованиям Технической документации к муниципальному контракту,  общество представило договор № 4 о передаче в аренду пассажирского автомобильного транспорта HUNDAI AEROCITY рег. гос. № Н 474 ЕВ 124 в редакции от 20.10.2019 (вх. № 3835 от 10.03.2021). После того, как Комиссия запросила информацию о несении обществом затрат на страхование транспортного средства в соответствии с пунктом 2.5 Договора № 4, ООО «Минусинская автотранспортная компания» предоставило договор № 4 в редакции от 21.10.2019, изменяющей указанные обязательства путем их возложения на <...>(вх. № 7885 от 29.04.2021). При этом, страховые премии, вносимые арендодателем по страховым полюсам № РРР 5041930886 сроком действия с 04.04.2020 по 03.04.2021 в размере 13 836 рублей 13 копеек и №ААС 5064364248 сроком действия с 04.04.2021 по 03.04.2022 в размере 14 354 рублей 06 копеек, в несколько раз превышают причитающуюся арендную плату по договору № 4 от 20.10.2019 за пользование транспортным средством.

Довод ООО «Минусинская автотранспортная компания» о том, что в рассматриваемых фактических обстоятельствах отсутствуют признаки нарушения положений статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку  на участие в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Мининусинск – с. Тесь» подана только одна заявка от общества, не может быть принятым во внимание.

При отказе МКУ «Служба заказчика» от заключения с ООО «Минусинская автотранспортная компания» муниципального контракта на осуществления регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь» ввиду отсутствия у общества резервного транспортного средства, соответствующего требованиям Технической документации к муниципальному контракту, МКУ «Служба заказчика» должно было бы организовать новый конкурс, с возможным изменением условий конкурсной документации, на которых иные хозяйствующие субъекты изъявили бы желание принять участие в конкурентных процедурах.

Из вышеизложенного следует, что заключение МКУ «Служба заказчика» муниципального контракта с ООО «Минусинская автотранспортная компания» при отсутствии у указанно лица резервных транспортных средств, предусмотренных Технической документацией к муниципальному контракту и соответствующих реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Минусинском районе, создало для него необоснованные преимущества в доступе на товарный рынок перевозок пассажиров автомобильным транспортом при осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь», а также привело к тому, что перевозки пассажиров по указанному межмуниципальному маршруту  осуществляются на транспортных средствах, имеющих отличные параметры от тех, что предусмотрены требованиями Технической документации.

Таким образом, в ходе изучения материалов дела и анализа действующего законодательства антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действия МКУ «Служба заказчика» признаков нарушения абзаца 1 и пункта 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанный перечень не является исчерпывающим.

Часть 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

В том числе пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

 Исходя из правовой позиции, изложенной в  Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 № 09АП-12753/2019 по делу № А40-178332/18 следует, что торги представляют собой единую комплексную процедуру, их конечным результатом является заключение контракта по результатам таких торгов. Следовательно,  в рассматриваемом деле под созданием преимущественных условий участнику торгов следует понимать заключение муниципального контракта с участником торгов, который не соответствует требованиям конкурсной документации, что предоставляет ему необоснованные преимущества в части обеспечения доступа на рынок перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

 В соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» управлением проведен анализ состояния конкуренции, в объеме, необходимом для принятия решения по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок),  по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 ФЗ «О  защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение предмета торгов;

- определение состава хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь» в рамках проводимой процедуры торгов.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на рынке выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в период с 24.10.2019 (извещение о проведении конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь») по 02.12.2019 (дата заключения муниципального контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь»).

Предметом торгов, организуемых МКУ «Служба заказчика», является выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь».

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность реализации товара имеется у всех, отвечающих определенным требованиям, заинтересованных хозяйствующих субъектов, оказывающих (желающих  оказывать) услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) на территории Минусинского района, имеющих лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек  и заключивших в установленном порядке с органом местного самоуправления договор/контракт об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.

Исходя из имеющейся информации установлено, что субъектный состав участников рынка перевозки пассажиров автомобильным транспортом (автобусами) в рассматриваемым временной период на территории Минусинского района представлен следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Минусинская автотранспортная компания», ИП <...>, ООО «ВПТК», ООО «СибАвто».

            Таким образом, потенциально могли принять участие в конкурсе на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту  № 275 «г. Минусинск – с. Тесь» и иные хозяйствующие субъекты.

Заключив с ООО «Минусинская автотранспортная компания» муниципальный контракт  при несоответствии параметрам документации в части предъявленных для выполнения перевозок резервных транспортных средств, МКУ «Служба заказчика» ограничило конкуренцию, создало конкретному лицу необоснованные преимущества для выхода и осуществления деятельности на рынке пассажирских перевозок, тем самым лишив других хозяйствующих субъектов указанной возможности  подать заявки для участия во вновь объявленном конкурсе на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с. Тесь» после признания ранее проведенного конкурса несостоявшимся.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/17-3111/2020 приходит к выводу, что в действиях МКУ «Служба заказчика» имеется нарушение абзаца 1 и пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «город Минусинск – село Тесь» с ООО «Минусинская автотранспортная компания» на условиях, не соответствующих требованиям Конкурсной документации, что свидетельствует о создании обществу необоснованных преимущественных условий участия в торгах и доступа на рынок перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск - с.Тесь» в нарушение установленного порядка.

Согласно части 4 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку муниципальный контракт № 03193002292190000630001 на выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту №275 «г. Минусинск – с. Тесь» был заключен МКУ «Служба заказчика» с ООО «Минусинская автотранспортная компания» 02.12.2019, то предусмотренный статьей 181 Гражданского кодекса РФ годичный срок для признания указанной сделки недействительной истек 02.12.2020. Таким образом, отсутствуют процессуальные основания для признания муниципального контракта № 03193002292190000630001 от 02.12.2019 недействительным.

Однако Комиссия считает необходимым выдать МКУ «Служба заказчика» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Кроме того, частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях  за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции предусмотрена административная ответственность.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 024/01/17-3111/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 4, 17, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МКУ «Служба заказчика» нарушившим абзац 1 и пункт 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с заключением договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск – с.Тесь» с ООО «Минусинская автотранспортная компания» на условиях, не соответствующих требованиям Конкурсной документации, что свидетельствует о создании обществу необоснованных преимущественных условий участия в торгах и доступа на рынок перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 275 «г. Минусинск - с.Тесь» в нарушение установленного порядка.
  2. В суд с иском о признании торгов и заключенного по результатам таких торгов контракта недействительными не обращаться.
  3. Выдать МКУ «Служба заказчика» обязательное для исполнения предписание о  совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

             - не допускать фактов использования ООО «Минусинская автотранспортная компания» транспортных средств для осуществления регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту №275 «г. Минусинск – с. Тесь», не соответствующих условиям муниципального контракта № 03193002292190000630001 от 02.12.2019, в частности пункту 1.2 Технического задания (приложение №1 к муниципальному контракту).

4.            Передать копии материалов дела № 024/01/17-3111/2020  уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица МКУ «Служба заказчика» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

 

 

6976 от 12.05.2021

МКУ «Служба Заказчика»

Минусинского района

ул. Мартьянова, 40, Красноярский край,

г. Минусинск, 662608

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 024/01/17-3111/2020

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

12 мая 2021 года                                                                                                                                            г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Куштысева Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии: руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),  на основании решения от 12.05.2021 по делу № 024/01/17-3111/2020, вынесенного в отношении муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» Минусинского района (далее – МКУ «Служба заказчика») по факту нарушения статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 МКУ «Служба заказчика» с момента получения настоящего предписания надлежит не допускать фактов использования ООО «Минусинская автотранспортная компания» транспортных средств для осуществления регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту №275 «г. Минусинск – с. Тесь», не соответствующих условиям муниципального контракта № 03193002292190000630001 от 02.12.2019, в частности пункту 1.2 Технического задания (приложение №1 к муниципальному контракту).

О выполнении настоящего Предписания надлежит сообщить в антимонопольный орган.

Предписание может быть обжаловано в порядке, установленном  статьями 23 и 52 Федерального закона «О защите конкуренции».  

 

Примечание:  За невыполнение предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны