Решение б/н Решение по делу № 74-16-16 от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрация Партизанского сельсовета Мотыгинского района 

 <….>

 

 ООО «Импульс»

<….>

 

 

Прокуратура Мотыгинского района

<….>

 

Администрация Мотыгинского района

<….>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 74-16-16

 

 26 сентября 2016 года                                                                                                           г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2016 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...>, специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрела дело №74-16-16, возбужденное в отношении Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района (далее - Администрация) и ООО «Импульс» по признакам нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, связанного с передачей без проведения публичных процедур муниципального имущества в пользование общества на основании договора аренды № 06-13-И от 23.11.2013, договора № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск.

в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим  образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление прокуратуры Мотыгинского района Красноярского края (исх. № 7/1-04-2016 от 12.04.2016, вх. №7108 от 28.04.2016) с просьбой провести проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края при распоряжении муниципальным имуществом инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск.

В результате анализа информации, представленной заявителем, было установлено следующее.

Администрацией с ООО «Импульс» был заключен договор аренды № 06-13-И от 23.11.2013, в соответствии с которым Администрация передает в аренду на срок до 22.11.2014 муниципальное имущество - насосную станцию с оборудованием, а также водопроводные сети с целью обеспечения водоснабжения п. Партизанск. Впоследствии, дополнительными соглашениями от 21.11.2014, 21.12.2014, 21.01.2015 к вышеуказанному договору аренды, договор аренды был продлен до 22.02.2015.

22.01.2015 между Администрацией и ООО «Импульс» был заключен договор № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск, в соответствии с которым ООО «Импульс» назначается эксплуатирующей организацией объектов централизованного водоснабжения п.Партизанск на срок до 22.01.2016, при этом организация обязана использовать имущество по прямому назначению, обеспечивать его сохранность и осуществлять текущее содержание и капитальный ремонт. По указанному договору в пользование ООО «Импульс» передается насосная станция с оборудованием, а также водопроводные сети п.Партизанск.  Взимание платы за пользование имуществом по указанному выше договору не предусмотрено. Дополнительным соглашением от 13.04.2015 срок действия договора № 02/15 был продлен до 31.12.2016.

Торги по передаче указанного имущества ООО «Импульс» по договору аренды №  06-13-И от 23.11.2013 и по безвозмездному договору № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск Администрацией не проводились.

Из представленных письменных пояснений Администрации Партизанского сельсовета (исх. №71 от 30.05.2016, вх.№10319 от 17.06.2016) следует, что в 2013 году от муниципального образования Мотыгинский район Администрацией были получены в собственность насосная станция и земельный участок, предназначенный для эксплуатации насосной станции, в результате внесения изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), предполагающий разграничение вопросов местного значения муниципального района и сельских поселений. Однако водопроводные сети в собственность Партизанского сельсовета не передавались в связи с отсутствием их надлежащего оформления. Вследствие отсутствия в муниципальной собственности водопроводных сетей, в нарушение требований статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», между Администрацией и ООО «Импульс» был заключен договор аренды № 06-13-И от 23.11.2013. Только в апреле 2015 года Администрацией был получен кадастровый паспорт на водопроводную сеть, а признание права собственности на нее в судебном порядке  планируется осуществить в июле 2016 года, после чего Администрацией будет обеспечено проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанного муниципального имущества.

Кроме того, в 2014 году Администрацией Партизанского сельсовета был объявлен аукцион на право аренды насосной станции, однако, по требованию членов комиссии, аукцион был отменен в связи с отсутствием в муниципальной собственности водопроводных сетей. Впоследствии, Решением сессии Партизанского сельского Совета депутатов от 22.01.2015 ООО «Импульс» была назначена гарантирующей организацией в сфере централизованного водоснабжения, в связи с чем между Администрацией и ООО «Импульс» был заключен договор № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п. Партизанск.

Учитывая, что в действиях Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района и ООО «Импульс» имеются признаки нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении обществом муниципального имущества без проведения публичных процедур по договору аренды от 23.11.2013  № 06-13-И, договору № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п. Партизанск без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, Красноярским УФАС России на основании приказа № 166 от 22.06.2016 было возбуждено дело № 74-16-16.

Определением от 22.06.2016 дело было назначено к рассмотрению на 13.07.2016.

До даты рассмотрения дела в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Импульс» (вх. №12024 от 12.07.2016), заключающиеся в следующем: ООО «Импульс» подавало заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества, объявленном Администрацией Партизанского сельсовета в 2014 году, который впоследствии был отменен. ООО «Импульс» занимается исключительно организацией снабжения холодной питьевой водой потребителей – населения и организаций п. Партизанск.  Также ООО «Импульс» были представлено Решение Партизанского сельского Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края № 22-62 от 22.01.2015, в соответствии с которым ООО «Импульс» назначено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения, Решение Партизанского сельского Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края № 21-62 от 22.01.2015, в соответствии с которым ООО «Импульс» назначается эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание водопроводных сетей Партизанского сельсовета, при этом Общество обязано обеспечить холодное водоснабжение п.Партизанск. Пунктом 1.1 Договора № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск от 22.01.2015 предусмотрено, что настоящий договор заключен на основании Решения Партизанского сельского Совета депутатов от 22.01.2015 № 21-62.

На рассмотрение дела 13.07.2016 представители Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района, прокуратуры Мотыгинского района, Администрации Мотыгинского района не явились. Представитель ООО «Импульс» представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Партизанский сельский Совет депутатов Мотыгинского района в связи с тем, что вышеуказанное Решение от 22.01.2015 № 21-62  о назначении ООО «Импульс» эксплуатирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение п.Партизанск, явилось основанием заключения договора № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п. Партизанск от 22.01.2015 без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, что создало  преимущественные условия деятельности ООО «Импульс».

С целью получения необходимых документальных доказательств рассмотрение дела определением от 13.07.2016 было отложено на 02.08.2016.

02.08.2016 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела присутствовали: Бондаренко А.С.- глава МО Партизанского сельсовета Мотыгинского района, Сидорова Ю.А. – представитель Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района по доверенности б/н от 28.07.2016.

Бондаренко А.С. пояснил, что в настоящее время Администрация Партизанского сельсовета обратилась в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на водопроводные сети п. Партизанск, которые являются бесхозяйными. В 2014 году были объявлены торги на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества – объектов водоснабжения, являющихся предметом вышеуказанных договоров, заключенных с ООО «Импульс», которые были отменены по инициативе членов аукционной комиссии в связи с тем, что водопроводные сети не являются муниципальной собственностью, следовательно, у Администрации нет полномочий по их передаче в аренду. Также пояснил, что в соответствии с Законом Красноярского края от 23.03.2016 № 10-4274 «О социальной поддержки граждан, переселяющихся из поселка Партизанск Мотыгинского района Красноярского края» до 01.01.2018 планируется полностью переселить жителей п.Партизанск в иные муниципальные района Красноярского края. 

Комиссией Красноярского УФАС России на основании статьи 46 ФЗ «О защите конкуренции» было принято решение об объявлении перерыва в заседании Комиссии до 09.08.2016.

ООО «Импульс» во время объявленного перерыва в заседании Комиссии были представлены письменные пояснения (вх. №13785 от 08.08.2016) по факту принятия участия в объявленном аукционе в 2014 году на право заключения договора аренды муниципального имущества для целей холодного водоснабжения п.Партизанск, в соответствии с которыми ООО «Импульс» участие в аукционе принимало, однако, данная информация не нашла своего документального подтверждения. Так, Администрацией Партизанского сельсовета была представлена заявка на участие в указанном аукционе ООО «Мотыгинский водоканал» (вх. №13777 от 08.08.2016), а также протокол аукциона, где указаны участники: ООО «Мотыгинский водоканал», ООО «Ангарская теплоэнергетическая компания», таким образом, ООО «Импульс» непосредственного участия в аукционе не принимало.

09.08.2016 на заседании Комиссии по рассмотрению дела в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для выдачи в порядке, предусмотренном статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждения об отмене (изменении) актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства – части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Партизанского сельского Совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края, Решениями которого ООО «Импульс» было признано гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и эксплуатирующей организацией для содержания и обслуживания водопроводных сетей, тем самым, Общество получило в пользование имущество без проведения процедуры торгов, что обеспечило ООО «Импульс» более выгодные условия деятельности и повлекло устранение иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества и доступа на рынок водоснабжения п. Партизанск.

ООО «Импульс» было назначено гарантирующей организацией в п. Партизанск в связи с тем, что Общество является единственной на территории поселения снабжающей организацией в сфере водоснабжения, исполнителем коммунальных услуг для населения и организаций различных форм собственности. Однако ООО «Импульс» является единственной организацией, осуществляющей водоснабжение на территории п.Партизанск, вследствие передачи муниципального имущества – объектов водоснабжения (здания КНС с оборудованием, необходимым для его эксплуатации, водопроводных сетей с сооружениями)  по договору аренды № 06-13-И от 23.11.2013, заключенному без проведения публичных процедур.

На основании изложенного, в адрес Партизанского сельского Совета депутатов Мотыгинского района было выдано предупреждение об отмене актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 13216 от 15.08.2016), в соответствии с которым Партизанскому сельскому Совету депутатов Мотыгинского района в срок до 01.10.2016  надлежит отменить Решения Партизанского сельского совета депутатов Мотыгинского района Красноярского края № 21-62 и № 22-62 от 22.01.2015, назначающие ООО «Импульс» гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и эксплуатирующей организацией для содержания и обслуживания водопроводных сетей п.Партизанск.

Таким образом, Комиссией Красноярского УФАС России не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях Партизанского сельского Совета депутатов Мотыгинского района признаков нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», явившихся основанием возбуждения настоящего дела, что, в соответствии с частью 3 статьи 42 ФЗ «О защите конкуренции», влечет прекращение участия Партизанского сельского Совета депутатов Мотыгинского района в рассмотрении дела № 74-16-16.

По итогам рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района  и ООО «Импульс»  нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении обществом муниципального имущества без проведения публичных процедур по договору аренды от 23.11.2013 № 06-13-И и договору № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально-значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п. Партизанск. 

Учитывая изложенное, Комиссией по рассмотрению дела на основании частей  1, 3 статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» принято заключение об обстоятельствах дела (исх. №  13190 от 15.08.2016), в связи с чем рассмотрение дела определением от 09.08.2016 было отложено на 19.09.2016.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Каких-либо дополнительных пояснений стороны до заседания Комиссии и до вынесения решения по настоящему делу не представили.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67  «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России № 67 (т.е. 07.03.2010) органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  № 67.  

В соответствии с частью 1 статьи 41.1  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Часть 3 указанной статьи предусматривает положение, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

С 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения  (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Таким образом, передача в пользование муниципального имущества, а именно объектов водоснабжения, могло быть осуществлено только по результатам проведения торгов. Но в нарушение требований статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67 договор аренды № 06-13-И от 23.11.2013 муниципального имущества был заключен Администрацией Партизанского сельсовета Мотыгинского района с ООО «Импульс» без проведения публичных процедур.

Кроме того, после 01.01.2015 Администрация Партизанского сельсовета могла заключить лишь концессионное соглашение в отношении объектов муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг водоснабжения п.Партизанск. Однако Администрацией с ООО «Импульс» был заключен безвозмездный договор № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск, которым предусмотрено, что ООО «Импульс» назначается эксплуатирующей организацией объектов централизованного водоснабжения п.Партизанск, при этом организация обязана использовать имущество по прямому назначению, обеспечивать его сохранность и осуществлять текущее содержание и капитальный ремонт.

Предметом вышеуказанных договоров выступает как муниципальное имущество – здание КНС с оборудованием, необходимым для его эксплуатации, так и бесхозяйное имущество – водопроводные сети п.Партизанск, полномочия по распоряжению которыми у Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района отсутствуют. Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, Администрация Партизанского сельсовета не имеет права распоряжаться указанным имуществом до признания права муниципальной собственности.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 и пункту 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка является недействительной по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка (в том числе договор аренды муниципального имущества, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, заключенные без проведения публичных процедур), нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Учитывая изложенное, поскольку договор аренды № 06-13-И от 23.11.2013 и договор № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п. Партизанск от 22.01.2015, заключены в нарушение требований ФЗ «О защите конкуренции», статьи 41.1 ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О концессионных соглашениях», то они являются ничтожными в соответствии со статьями 166-168 ГК РФ.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на  муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает как равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, так и соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на более выгодных условиях.

Сама возможность заключения соглашения  между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 7905/09 также указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Применительно к рынку водоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот. Таким образом, конкуренции возникает на стадии доступа на соответствующий товарный рынок, функционирующий в состоянии естественной монополии.

Передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения.

Таким образом, Администрация Партизанского сельсовета  и ООО «Импульс», заключив договор аренды, договор безвозмездного пользования, предметом которых являются объекты водоснабжения Партизанского сельсовета, без проведения торгов, нивелировали тем самым возможность доступа на рынок водоснабжения Партизанского сельсовета иным хозяйствующим субъектам.

Ввиду изложенного, заключение Администрацией Партизанского сельсовета  и ООО «Импульс» договора аренды № 06-13-И от 23.11.2013, договора № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск без проведения публичных процедур противоречит абзацу 1 и пункту 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» и свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между указанными лицами о передаче/получении в пользование обществом муниципального имущества (объектов водоснабжения) без проведения торгов, что создает преимущественные условия деятельности обществу, ведет к устранению иных хозяйствующих субъектов  от возможности получения во владение/пользование  муниципального имущества и доступа на рынок водоснабжения на территории Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края.

Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы  других хозяйствующих субъектов (потенциальных пользователей), которые были ограничены в возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества.

Сама возможность заключения соглашения  между  органом власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом с целью предоставления услуг водоснабжения на территории Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края показал следующее.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

Администрацией  на правах собственника муниципального имущества в 2013 -2015 году представлено ООО «Импульс» во временное владение и пользование муниципальное имущество: здание насосной станции с оборудованием, необходимым для ее эксплуатации, предназначенное для оказания услуг водоснабжения, расположенное по адресу: Мотыгински          й район, п.Партизанск, ул.Советская, 31, общей площадью 7,9 кв.м. Кроме того, Администрация передала водопроводные сети с сооружениями, муниципальной собственностью не являющиеся.

 Предметом договоров является предоставление Администрацией арендатору во временное владение и пользование муниципального имущества (здание насосной станции с оборудованием). Указанное имущество является объектом муниципальной собственности Партизанского сельсовета, являющимся основными фондами, и в отношении которого Администрация осуществляет полномочия собственника.

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом Партизанского сельсовета, следовательно, единственным продавцом такого права может быть собственник  - Администрация Партизанского сельсовета. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края.

Учитывая, что муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг на территории п. Партизанск, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории п. Партизанск Мотыгинского района Красноярского края.

Согласно условиям договора аренды № 06-13-И от 23.11.2013 предоставляемое муниципальное имущество должно быть использовано для целей обеспечения водоснабжения потребителей на территории Партизанского сельсовета.

Договором № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск предусмотрено, что его целью является организация обслуживания, эксплуатации и ремонта водопроводных сетей, инженерных систем коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании Партизанский сельсовет.

Таким образом, географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены территорией Партизанского сельсовета Мотыгинского района.

В состав  хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять)  деятельность на территории Партизанского сельсовета. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами поселения на анализируемом рынке.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его законный собственник – орган местного самоуправления – Администрация Партизанского сельсовета.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Партизанского сельсовета является конкурентным среди покупателей данного права.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности  доступа на рынок водоснабжения п. Партизанск. Соответственно, действия Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района, как продавца права на пользование муниципальным имуществом системы водоснабжения п. Партизанск, оказывают непосредственное влияние на конкуренцию за право доступа на товарный рынок водоснабжения п.Партизанск и условия осуществления деятельности на данном рынке покупателем данного права.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии  в действиях Администрации Партизанского сельсовета и ООО «Импульс» нарушения абзаца 1 и пункта 4  статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», связанных с достижением антиконкурентного соглашения, по результатам которого были заключены договор аренды № 06-13-И от 23.11.2013 и договор № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск без проведения публичных процедур, что привело к ограничению конкуренции.

В связи с тем, что на момент рассмотрения дела имущество находится в пользовании ООО «Импульс» на основании договора № 02/15 от 22.01.2015 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск, срок действия которого дополнительным соглашением к вышеуказанному договору от 13.04.2015 определен до 31.12.2016, заключенного на основании Решения Партизанского сельского Совета депутатов № 21-62 от 23.01.2015, и договор не расторгнут, Комиссия приходит к выводу о необходимости  выдачи Администрации Партизанского сельсовета предписания, в соответствии с которым надлежит: принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договору № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск от 22.01.2015,  заключенному с ООО «Импульс», в казну муниципального образования, дальнейшую передачу муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанных договоров, осуществлять с соблюдением требований антимонопольного законодательства, требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Кроме того, Комиссия приходит также к выводу о необходимости  выдачи ООО «Импульс» предписания о принятии мер по возврату муниципального имущества, полученного по договору № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск от 22.01.2015, заключенному с Администрацией Партизанского сельсовета, в казну муниципального образования Партизанский сельсовет.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50  ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного  законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Импульс» нарушившими абзац 1 и пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения антиконкурентных соглашений о передаче/получении обществом муниципального имущества – объектов водоснабжения без проведения публичных процедур по договору аренды № 06-13-И от 23.11.2013, договору № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск от 22.01.2015, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО «Импульс» при получении в пользование муниципального имущества, устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества и доступа на рынок водоснабжения п.Партизанск.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества по концессионному соглашению с соблюдением требований действующего законодательства выдать Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края  в срок до 01.01.2017 надлежит:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договору № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск от 22.01.2015,  заключенному с ООО «Импульс», в казну муниципального образования;

- осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанных договоров, с соблюдением требований антимонопольного законодательства, требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

3. Выдать ООО «Импульс» обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения  и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ООО «Импульс» надлежит в срок до 01.01.2017 принять меры по возврату муниципального имущества, полученного по договору № 02/15 на техническое обслуживание и эксплуатацию социально значимого имущества инженерной инфраструктуры водоснабжения п.Партизанск от 22.01.2015, заключенному с Администрацией Партизанского сельсовета, в казну муниципального образования Партизанский сельсовет.

4.  Передать  материалы дела №74-16-16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Импульс», а также в отношении  виновных должностных лиц Администрации Партизанского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Импульс»  дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

 

Председатель Комиссии

                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны