Письмо №ВМ/7698/24 решение по делу №024/01/15-361/2024 от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №024/01/15-361/2024

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

 

«17» мая 2024 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 2 мая 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2024 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ...., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – ....., начальник отдела контроля органов власти; ...., заместитель начальника контрольного отдела, рассмотрев дело №024/01/15-361/2024, возбужденное в отношении Администрации ЗАТО города Железногорска (ул. 22 Партсъезда, 21, г. Железногорск, Красноярский край, 662971, ИНН/ОГРН – 2452012069/1022401419590) по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ),

в присутствии представителя Администрации ЗАТО г. Железногорска – Ганиной Т.С. (доверенность №01-50/28 от 28.02.23), в присутствии представителя МБУ «Комбинат благоустройства» - Щедринова Д.А. (доверенность №4 от 09.01.2024), в отсутствие заявителя – ООО «ГРС», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления ООО «ГРС» (вх.№ 19158/23 от 26.09.2023, вх.№ 20401/23 от 11.10.2023) с жалобой на действия Администрации ЗАТО г. Железногорска, связанные с передачей муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат благоустройства» (далее - МБУ «Комбинат благоустройства») исключительных прав в отношении: выполнения работ по обслуживанию и содержанию мест захоронения (кладбищ), выполнения работ по ремонту и обслуживанию дорог, организации благоустройства и озеленения территории городского округа, организации обустройства мест массового отдыха и лесовосстановления.

По результатам рассмотрения заявлений, в связи с выявлением в действиях Администрации ЗАТО г. Железногорска признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, Красноярским УФАС России выдано предупреждение (№МД/21207/23 от 15.12.2023).

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России № 33/24 от 14.02.2024 возбуждено настоящее дело.

Определением от 15.02.2024 о назначении дела №024/01/15-361/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация ЗАТО г. Железногорска, в качестве заявителя привлечено ООО «ГРС», в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Комбинат благоустройства», рассмотрение дела назначено на 26.03.2024.

26.03.2024 дело №024/01/15-361/2024 рассмотрено в присутствии представителя Администрации ЗАТО г. Железногорска – Ганиной Т.С. (доверенность №01-50/28 от 28.02.23), в присутствии представителя МБУ «Комбинат благоустройства» - Щедринова Д.А. (доверенность №4 от 09.01.2024), в отсутствие заявителя – ООО «ГРС», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела, заявившего ходатайство (вх.№5551/24 от 20.03.2024) о рассмотрении дела в его отсутствие.

26.03.2024 Комиссия, рассмотрев материалы дела, признала их достаточными для вынесения заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 26.03.2024 рассмотрение дела №024/01/15-361/2024 отложено на 02.05.2024, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх. №АГ/4852/24 от 02.04.2024).

02.05.2024 дело №024/01/15-361/2024 рассмотрено по существу в присутствии представителя Администрации ЗАТО г. Железногорска – Ганиной Т.С. (доверенность №01-50/28 от 28.02.23), в присутствии представителя МБУ «Комбинат благоустройства» - Щедринова Д.А. (доверенность №4 от 09.01.2024), в отсутствие заявителя – ООО «ГРС», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела

При рассмотрении дела №024/01/15-361/2024 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Согласно пункту 1.1 Устава МБУ «Комбинат благоустройства», утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 31.08.2018 №1653, МБУ «Комбинат благоустройства» создано в результате реорганизации муниципального предприятия ЗАТО Железногорск «Комбинат благоустройства» в форме преобразования, в соответствии с постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 24.07.2018 №1432 «О реорганизации муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства».

В соответствии с пунктом 1.4 Устава Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах деятельности:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах территориального округа, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- организация использования, охраны, защиты, воспроизведения лесов.

Согласно пункту 1.6 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорска.

Пункт 1.14 Устава устанавливает, что целью создания Учреждения является выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сферах деятельности:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа и муниципальными правовыми актами ЗАТО г. Железногорск;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в соответствии с муниципальными правовыми актами ЗАТО Железногорск;

- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- организация использования, охраны, защиты, воспроизведения лесов.

Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (услуги по эксплуатации автомагистралей, комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения); выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги); выполнение работ по благоустройству, озеленению и уборке территории муниципального образования (услуги по планировке ландшафта, по благоустройству, озеленению и уборке территории); оказание ритуальных услуг и выполнение работ по содержанию мест захоронение (услуги по организации похорон и связанные с этим услуги); выполнение работ по обустройству мест массового отдыха населения; выполнение работ по содержанию и эксплуатационно-техническому обслуживанию имущества, находящегося в муниципальной собственности ЗАТО Железногорск, и не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (услуги по комплексному обслуживанию помещений, услуги по общей уборке зданий); осуществление лесовосстановления и лесоразведения; проведение ухода за лесами; выполнение работ по отводу лесосек; предупреждение лесных пожаров; тушение пожаров в лесах; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; предупреждение возникновения вредных организмов; организация и осуществление профилактики пожаров (пункт 1.15 Устава).

В соответствии с пунктом 1.17 Устава Учреждение осуществляет деятельность в соответствии с муниципальным заданием.

Согласно пунктам 1.18, 1.19 Устава Учреждение может сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной пунктом 1.15 Устава, в сфере, указанной в пункте 1.14 Устава, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его уставе.

Согласно пункту 3.9 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются в том числе: имущество, закрепленное на праве оперативного управления; субсидии из бюджета, доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлениями Администрации ЗАТО г. Железногорск от 27.12.2021, 21.12.2022, 15.12.2023 были утверждены муниципальные задания для МБУ «Комбинат благоустройства» на 2022 и плановый период 2023-2024 годов, на 2023 и плановый период 2024-2025 годов, и на 2024 и плановый период 2025-2026 годов соответственно.

Согласно муниципальным заданиям МБУ «Комбинат благоустройства» должно выполнять: организацию капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборку территории и аналогичную деятельность; организацию благоустройства и озеленение; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ); осуществление лесовосстановления; предупреждение лесных пожаров.

Категории получателей работы — по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе определены муниципальным заданием как: пользователи автомобильных дорог.

Категории получателей услуг (работ): уборка территории и аналогичная деятельность; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения определены муниципальным заданием как: физические лица, юридические лица.

Для работ по организации благоустройства и озеленения категории получателей работ определены муниципальным заданием как: физические лица, юридические лица, в интересах общества.

Категории получателей услуг (работ): осуществление лесовосстановления; предупреждение лесных пожаров определены муниципальным заданием как: в интересах общества, физические лица, юридические лица, орган государственной власти или местного самоуправления.

В целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания на 2022 год, Администрацией ЗАТО г. Железногорск и МБУ «Комбинат благоустройства» 30.12.2021 заключено соглашение №5 о порядке и условиях предоставления в 2022 году/2023 - 2024 годах субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальным бюджетным учреждением. Размер финансирования задания на 2022 год составил 280 489 507, 53 рублей (в соответствии с Приложением №1.График перечисления субсидий на 2022 год к Дополнительному соглашению от 03.10.2022 №3 к Соглашению) из них: на ремонт и содержание автомобильных дорог 227 003 210,03 рублей, содержание мест захоронения 8 914 930,38 рублей, содержание территорий общего пользования 34 701 319,24 рублей, осуществление лесовосстановления 9 870 047, 88 рублей.

В целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания на 2023 год, Администрацией ЗАТО г. Железногорск и МБУ «Комбинат благоустройства» 29.12.2022 заключено соглашение №5 о порядке и условиях предоставления в 2022 году/2023 - 2024 годах субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальным бюджетным учреждением. Размер финансирования задания на 2023 год составил 298 130 468, 45 рублей (в с соответствии с Приложением №1.График перечисления субсидий на 2023 год к Дополнительному соглашению от 21.07.2023 №2 к Соглашению) из них: на ремонт и содержание автомобильных дорог 239 183 352, 35 рублей, содержание мест захоронения 9 632 099,70 рублей, содержание территорий общего пользования 39 121 141,41 рублей, осуществление лесовосстановления 10 193 874, 99 рублей.

В целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания на 2024 год, Администрацией ЗАТО г. Железногорск и МБУ «Комбинат благоустройства» 15.12.2023 заключено соглашение №5 о порядке и условиях предоставления в 2024 году/2025 - 2026 годах субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением. Размер финансирования задания на 2023 год составил 308 060 823,28 рублей (в с соответствии с Приложением №1.График перечисления субсидий на 2024 год к Соглашению от 15.12.2023 №5 ) из них: на ремонт и содержание автомобильных дорог 245 667 842,05 рублей, содержание мест захоронения 9 946 874,20 рублей, содержание территорий общего пользования 41 938 400,04 рублей, осуществление лесовосстановления 10 507 706, 99 рублей.

На заседании Комиссии 26.03.2024 представитель Администрации ЗАТО г. Железногорска поддержала ранее представленные письменные пояснения (исх.№01-41/2190 от 25.03.2024) вх.№5978-ЭП/24 от 25.03.2024), из которых следует, что Администрация ЗАТО г. Железногорска не согласна с вменяемым нарушением, обращает внимание на необходимость разделения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам. Выполнение муниципальных работ, по мнению Администрации, может осуществляться в интересах неопределенного круга лиц (публичных интересах), при решении вопросов местного значения, что позволяет обеспечивать выполнение таких работ силами специально созданных для этих целей муниципальных учреждений.

Представитель МБУ «Комбинат благоустройства» также не согласился с вменяемым нарушением, поддержал позицию Администрации ЗАТО г. Железногорска. Кроме того, представитель МБУ «Комбинат благоустройства» обратил внимание на то, что имеющаяся судебная практика по рассматриваемому вопросу не анализировала случаи предоставления выполнения работ и выдачи муниципального задания бюджетному учреждению на территории закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО), что требует анализа законодательства о ЗАТО и учета того, что органы местного самоуправления таких образований преследуют в первую очередь цель безопасного функционирования. Представитель МБУ «Комбинат благоустройства» отметил, что Администрация ЗАТО г. Железногорска ежегодно осуществляет закупки на ремонт дорог, участниками закупок становятся как МБУ «Комбинат благоустройства» так и сторонние организации. Относительно нарушения прав хозяйствующих субъектов, на которые указано в предупреждении, представитель МБУ «Комбинат благоустройства» отметил, что не ясно каким образом при выполнении работ по ремонту дорог, благоустройству территории и лесовосстановлению ограничивается конкуренция ООО «Зодиак» в составе 1 человека, который занимается ресторанной деятельностью, ИП Николаенко А.А. и ООО «ГРС» также в составе по 1 человеку, которые занимаются ритуальными услугами.

В соответствии с доводами заявителя, изложенными в заявлениях (вх.№ 19158/23 от 26.09.2023, вх.№ 20401/23 от 11.10.2023), а также письменными пояснениями (вх.№5551/24 от 2.03.2024) выдача Администрацией ЗАТО г. Железногорска муниципальных заданий МБУ «Комбинат благоустройства» на выполнение работ по содержанию и ремонту дорог общего пользования, работ по уборке территорий, содержанию мест захоронения (кладбища), работ по благоустройству, по озеленению и лесовосстановительных работ на территории г. Железногорска, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальной нуждой, не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Установив безальтернативный порядок выполнения данных работ посредством выдачи муниципального задания без проведения процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ, Администрация ЗАТО г. Железногорска создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта – МБУ «Комбинат благоустройства», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы. С 2018 года Администрация г. Железногорска прекратила проводить открытые конкурсные процедуры и торги на оказание услуг по содержанию кладбища г. Железногорска, выполнение работ по содержанию кладбищ города осуществляет только МБУ «Комбинат благоустройства» в рамках выполнения муниципального задания. Рынок работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, работ по уборке территории, работ по благоустройству и озеленению является высококонкурентным, помимо ООО «ГРС» заинтересованного в выполнении вышеуказанных работ, на нем действует значительное количество организаций, например, только в г. Железногорске работает более 20 управляющих компаний, которые могут участвовать в конкурсах по уборке территории, благоустройству и озеленению. Письмо в Администрацию ЗАТО г. Железногорска о проведении конкурсов на выполнение работ по благоустройству города, ремонту и содержанию общественных пространств, по озеленению, работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, содержанию мест захоронения, работа по лесовостановлению, предупреждению лесных пожаров №0302-24 от 26.02.2024 подписали 12 хозяйствующих субъектов, однако директор ООО «ГРС» как представитель ККРООО «Деловая Россия» отмечает, что количество предпринимателей, готовых и заинтересованных в данных конкурсах значительно больше, так как только на рынке г. Железногорска уже действует около 40 управляющих компаний, а также большое число строительных и ремонтных организаций, а также в этом заинтересованы предприниматели г. Красноярска, так как рынок ремонтных, строительных работ и работ по благоустройству г. Железногорска является и частью общего рынка г. Красноярска, о чем в числе прочих вопросов, обсуждали 01.03.2023 в г. Железногорске на выездном совещании краевого отделения «Деловой России» с предпринимателями г. Железногорска и Красноярска в рамках инвестиционной сессии, организованной АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири».

Администрация ЗАТО г. Железногорска, ознакомившись с заключением об обстоятельствах дела, представила возражения (исх. №01-47/2749 от 11.04.2024 , вх. №7596-ЭП/24 от 11.04.2024), из которых следует, что Администрация не согласна с вменяемым нарушением, поддерживает доводы, изложенные ранее в письменных пояснениях (исх.№01-41/2190 от 25.03.2024, вх.№5978-ЭП/24 от 25.03.2024). Кроме того, Администрация полагает не правомерным раскрытия понятия муниципальной нужды путем применения по аналогии Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку указанный закон утратил силу с 1 января 2014 года. Также Администрация отмечает недопустимым ссылку на статью 120 Гражданского кодекса РФ, утратившей силу с 01.09.2014. При вынесения заключения, по мнению Администрации, не учтены случаи, исключающие обязанность проведения торгов и содержащие прямое указание на необходимость (возможность) создания муниципальных учреждений с формированием муниципального задания. Так, мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ. Пунктом 4 статьи 19 Лесного кодекса РФ установлено, что в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 статьи 19 Лесного кодекса РФ, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых Лесным кодексом РФ возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом РФ. По мнению Администрации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются непосредственно государственными (муниципальными) учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания. В том случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на государственные (муниципальные) учреждения, то подрядчики, исполнители определяются уполномоченными органами в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Администрация ЗАТО г. Железногорска, МБУ «Комбинат благоустройства» указали на то, что осуществление закупки работ, услуг в рамках дорожной деятельности, благоустройства территорий (за исключением работ в рамках муниципального задания МБУ «Комбинат благоустройства») осуществляет МКУ «Управление имущественным комплексом», за период с 2022 по 2024 год посредством конкурсных процедур заключено 34 контракта (подрядчиками являлись МБУ «Комбинат благоустройства», ООО «Сирвето», ООО «Квантум», ООО СК-Строитель», ООО ПК ДСУ, Мхоян Э.Г., Скоморохов Л.А. Тишкин В.А., ООО «Промстрой», ООО «ПСК Пентар», ООО «Регионстрой», ООО «МСК «Стройком», ООО БП Вектор», ООО «Альфа-строй», ООО «БГ-Сибирь»). Кроме того, 16 контрактов заключено МКУ «Управление имущественным комплексом» без проведения конкурентных процедур в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ (подрядчиками являлись МБУ «Комбинат благоустройства», ООО СК «Альфа-строй», ООО «Тандем», ООО «ПСК Пентар», ООО «МСК «Стройком», ООО «Металист», ООО «СК Модуль»).

Администрация ЗАТО г. Железногорска полагает, что при определении состава хозяйствующих субъектов при анализе товарного рынка Комиссией Красноярского УФАС России необоснованно учтены хозяйствующие субъекты, у которых в выписке из ЕГРЮЛ не содержится подвидов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД), согласно которым осуществляются работ по озеленению и благоустройству, выполнению ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборке территории и аналогичной деятельности; содержанию мест захоронения (кладбищ); осуществлению лесовосстановления.

В обоснование возможности МБУ «Комбинат благоустройства» выполнять работы (услуги) по озеленению и благоустройству, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления на территории города Железногорска Администрация ЗАТО г. Железногорска указала также на то, что Региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержденный Распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2017 №961-р, предусматривает возможность выполнять данные услуги казенным, бюджетным, автономным учреждениям.

К возражением на заключение об обстоятельствах дела Администрация ЗАТО г. Железногорска направила ходатайство (вх.№757-ЭП/24 от 11.04.2024) о привлечении к участию в рассмотрении дела Министерство финансов Красноярского края, Министерство промышленности и торговли Красноярского края в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

На заседании Комиссии 02.05.2024 представитель Администрации ЗАТО г. Железногорска заявленное ходатайство поддержала.

В обоснование ходатайства Администрация ЗАТО г. Зеленогорска указала, что распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2017 №961-р был утвержден региональный перечень (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Красноярского края, в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Красноярского края (далее – Региональный перечень).

Министерство промышленности и торговли Красноярского края в соответствии с Порядком формирования, ведения и утверждения регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Красноярского края, в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края, от 24.10.2017 №626-п, является ответственным органом исполнительной власти за формирование реестровых записей в Региональный перечень с учетом предложений органов местного самоуправления Красноярского края, иных органов исполнительной власти Красноярского края.

Сформированные проекты разделов регионального перечня (проекты реестровых записей соответствующего раздела регионального перечня) в течении трех рабочих дней направляются в Министерство финансов Красноярского края на согласование.

Таким образом, включение работы в Региональный перечень осуществляется только после прохождения процедуры согласования Министерством финансов Красноярского края информации, представленной ответственным органом исполнительной власти Красноярского края.

Включение видов работ в Региональный перечень, по мнению Администрации ЗАТО г. Железногорска, позволяет формировать для муниципального бюджетного учреждения муниципальное задание на выполнение указанных муниципальных работ.

С целью подтверждения своих доводов о возможности предоставления муниципального задания на работы, включенные в региональный перечень, а также об особенностях проведения процедуры согласования работы (услуги), предлагаемой к включению в перечень, Администрация ЗАТО г. Железногорск просит привлечь Министерство финансов Красноярского края, Министерство промышленности и торговли Красноярского края в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Вместе с тем, рассмотрев вышеуказанное ходатайство, Комиссией в его удовлетворении отказано, поскольку Министерство финансов Красноярского края, Министерство промышленности и торговли Красноярского края не являются органами, уполномоченными давать разъяснения в сфере антимонопольного законодательства. Кроме того, тот факт, что указанные министерства согласовывали проект записей Регионального перечня и не высказали замечаний не имеет существенного значения, поскольку рассматриваемое дело возбуждено по факту утверждения муниципального задания МБУ «Комбинат благоустройства» органом местного самоуправления – Администрацией ЗАТО г. Железногорска без согласования с Министерством финансов Красноярского края, Министерством промышленности и торговли Красноярского края и, соответственно, они не могут быть привлечены в качестве третьих лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Иные лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, возражений на заключение об обстоятельствах дела не направили.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в рассмотрении дела, отмечает следующее.

В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) закреплено, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ организация благоустройства территории муниципального, городского округа, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктами 10, 26.3 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа, осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в числе которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять закупки товары, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд.

Вместе с тем, реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением требований действующего законодательства и запретов, установленных Законом №135-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Аналогичное положение в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд закреплено в части 1 статьи 54 Закона №131-ФЗ.

Следовательно, применение норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закона № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Статьей 6 БК РФ установлено, что муниципальные услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), муниципальными учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами; муниципальное задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Таким образом, через формирование муниципальных заданий решение вопросов местного значения осуществляется только на предоставление муниципальных услуг (работ).

Исходя из вышеизложенного, анализ положений статьи 2, пункта 3 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ приводит к необходимости различать понятия «муниципальная нужда» и «муниципальная услуга».

Понятие муниципальной нужды раскрывалось в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ, действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Вопреки доводам Администрации ЗАТО г. Железногорска о неправомерности раскрытия понятия муниципальная нужда путем применения по аналогии Закона № 94-ФЗ.

Комиссия отмечает, что по смыслу Закона №44-ФЗ регулирующего отношения в сфере бюджетных закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время в правоприменительной практике понимается аналогичным образом, иного толкования указанного понятия, которое могло бы повлиять выводы Комиссии, не приведено.

Допустимость раскрытия понятия муниципальной нужды со ссылкой на Закон № 94-ФЗ подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2022 по делу №А33-29385/2021, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по делу № А74-19379/2018, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 № 07АП-4084/2019 по делу № А27-530/2019, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2017 № Ф01-1286/2017 по делу № А82-18073/2015).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом №131-ФЗ уставами муниципальных образований.

Пунктом 3 статьи 2 Закона № 210-ФЗ определено, что заявителем в отношении предоставления муниципальных услуг является физическое или юридическое лицо (за исключением органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

В соответствии с «Обзором вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер», утвержденным Минэкономразвития России, основными характеристиками, позволяющими отнести полномочия к государственным (муниципальным) услугам, являются:

- заявительный порядок обращения за предоставлением государственных (муниципальных) услуг;

- принятие решений о предоставлении муниципальных услуг осуществляется ответственным органом местного самоуправления;

- наличие у органа, осуществляющего предоставление государственных услуг (органа, осуществляющего предоставление муниципальных услуг), соответствующих полномочий, закрепленных в нормативной правовой базе;

- предоставление государственных (муниципальных) услуг осуществляется в отношении физических или юридических лиц (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, в силу ограничения, установленного пунктом 3 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ), либо их уполномоченных представителей, обратившихся в орган, предоставляющий государственные услуги, либо в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Федерального закона №210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной (муниципальной) услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Следовательно, получателем (приобретателем) государственных (муниципальных) услуг (работ) бюджетного учреждения являются физические лица (граждане) и юридические лица.

Муниципальные нужды – потребность населения соответствующего муниципального образования, которая обеспечивается через осуществление организационных полномочий органами местного самоуправления – публичный интерес, «муниципальные услуги» – потребность конкретных физических и юридических лиц в получении от муниципальных органов документов, совершении этими органами для заявителей юридически значимых действий и т.п. (частный интерес). Если в первом случае муниципальные органы обеспечивают указанные потребности через размещение муниципального заказа, то во втором случае специально созданные бюджетные учреждения оказывают муниципальные услуги через выдаваемые им муниципальные задания. Данная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2018 по делу №А64-2454/2017.

Таким образом, бюджетное учреждение может быть создано органом местного самоуправления для выполнения муниципальных работ (услуг) физическим и юридическим лицам.

Анализ вышеназванных норм права позволяет прийти к выводу о том, что предоставление субсидий бюджетным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.

Удовлетворение иных муниципальных нужд (публичного интереса) вопреки доводам Администрации ЗАТО г. Железногорска, МБУ «Комбинат благоустройства» должно производиться через размещение муниципального заказа.

В соответствии с муниципальными заданиями, утвержденными для МБУ «Комбинат благоустройства» на 2022, 2023, 2024 годы, в качестве получателей муниципальной услуги (работы) указаны помимо физических и юридических лиц органы государственной власти и органы местного самоуправления, общество в целом. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место муниципальная нужда (публичный интерес).

Согласно отчету о фактическом исполнении муниципального задания на 2022 год выполнено: работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них протяженностью 190,1 км, содержание в чистоте территории площадью 877945,0 кв.м., работы по текущему содержанию и ремонту благоустройства и озеленения на территории площадью 670 988 кв.м., текущее содержание и ремонт кладбищ (тротуаров, сооружений, элементов благоустройства и озеленения на территории кладбищ) на площади 626 929,0 кв.м, осуществление лесовосстановления: подготовка почвы под лесные культуры на площади 2 га, агротехнических уход за лесными культурами на площади 12 га, искусственное лесовосстановление на площади 2га, проведение противопожарной пропаганды и других профилактических мероприятий на площади 17 961, 40 га и др.

Согласно отчету о фактическом исполнении муниципального задания на 2023 год выполнено: работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них протяженностью 190,1 км, содержание в чистоте территории площадью 992 383, 2 кв.м., работы по текущему содержанию и ремонту благоустройства и озеленения на площади 752 536,1 кв.м., текущее содержание и ремонт кладбищ (тротуаров, сооружений, элементов благоустройства и озеленения на территории кладбищ) на площади 629 549,0 кв.м, осуществление лесовосстановления: подготовка почвы под лесные культуры на площади 2 га, агротехнических уход за лесными культурами на площади 12 га, искусственное лесовосстановление на площади 2га, проведение противопожарной пропаганды и других профилактических мероприятий на площади 17 961, 40 га и др.

Работы по уборке, благоустройству и озеленению территории, содержанию кладбищ, выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, лесовосстановление не могут быть расценены в качестве муниципальной услуги, поскольку потребность в данных работах возникает у муниципального образования (г. Железногорск), а не у конкретных заявителей, являются результатом и целью функционирования органов местного самоуправления, действующих в интересах всего населения муниципального образования город Железногорск, что является муниципальной нуждой, реализация которой должна быть осуществлена в соответствии с Законом №44-ФЗ.

Таким образом, доводы Администрации ЗАТО г. Железногорска, МБУ «Комбинат благоустройства» о возможности реализации потребности в выполнении работ вышеуказанных работ путем формирования и выделения субсидий на финансовое обеспечение муниципальных заданий для муниципального бюджетного учреждения были рассмотрены Комиссией и отклонены на основании вышеизложенного.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом №44-ФЗ.

Закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 Закона №44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 Закона №44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 2 статьи 24 Закона №44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Рассматриваемые работы по уборке, благоустройству и озеленению территории, содержанию мест захоронения (кладбищ), выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, лесовосстановление являются потребностью города Железногорска, т.е. относятся к муниципальным нуждам и не могут быть отнесены к муниципальным работам (услугам) в понимании бюджетного законодательства.

Согласно сведениям с официального сайта закупок (zakupki.gov.ru) Администрация г. Железногорска ранее проводила публичные процедуры на выполнение работ по ремонту покрытия дорог общего пользования, уборку территории, оказание услуг по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования, лесовосстановление: 0119300038916000008 (победитель ООО «ПК ДСУ», участники ООО «Аксатор», ООО «ССК»), 0119300038916000013 (победитель ООО «СибМеталлДизайн», участники ООО «Гишен», ООО «Лифт-система», ООО «Эридан-Сервис»), 0119300038916000032 (победитель ООО «ПК ДСУ»), 0119300038917000071 (победитель ООО «Восток», участники ООО «Аксатор», МБУ «Городское лесное хозяйство»), 0119300038918000114 (победитель МП ЖКХ), 0119300038918000112 (МП ГЖКУ), 0119300038918000102 (МП ЖКХ) и др.

Кроме того, Администрация ЗАТО г. Железногорска, МБУ «Комбинат благоустройства» указали на то, что МКУ «Управление имущественным комплексом» за период с 2022 по 2024 год посредством конкурсных процедур заключено 34 контракта на осуществление работ, услуг в сфере дорожной деятельности, благоустройства территорий, подрядчиками являлись МБУ «Комбинат благоустройства», ООО «Сирвето», ООО «Квантум», ООО СК-Строитель», ООО ПК ДСУ, Мхоян Э.Г., Скоморохов Л.А. Тишкин В.А., ООО «Промстрой», ООО «ПСК Пентар», ООО «Регионстрой», ООО «МСК «Стройком», ООО БП Вектор», ООО «Альфа-строй», ООО «БГ-Сибирь»). Кроме того, 16 контрактов заключено МКУ «Управление имущественным комплексом» без проведения конкурентных процедур в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ (подрядчиками являлись МБУ «Комбинат благоустройства», ООО СК «Альфа-строй», ООО «Тандем», ООО «ПСК Пентар», ООО «МСК «Стройком», ООО «Металист», ООО «СК Модуль»).

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства подтверждают выводы Управления о том, что вышеназванные работы являются муниципальной нуждой, удовлетворение которой должно осуществляться в установленном действующим законодательством порядке, предусмотренным Законом №44-ФЗ.

При этом результат проведения вышеуказанных торгов свидетельствует о том, что рынки вышеназванных работ являются высококонкуретными, проведение торгов обеспечивает состязательность хозяйствующих субъектов за доступ на соответствующий рынок, и как следствие, экономию бюджетных средств.

Помимо вышеуказанных хозяйствующих субъектов участниками товарного рынка, имеющими интерес в выполнении работ по уборке, благоустройству и озеленению территории г. Железногорск, выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, содержанию городских кладбищ являются ООО «Зодиак» (вх.№23605-ЭП/23 от 20.11.2023), ИП Николаенко А.А (вх.№23457-ЭП/23 от 20.11.2023), ООО «ГРС» (вх.№23449-ЭП/23 от 17.11.2023).

Также ООО «ГРС» в материалы дела письмом (вх.№5551/24 от 20.03.2024) представлена копия коллективного заявления хозяйствующих субъектов (ИП Николаенко А.А, ООО «Авто Лизинг», ООО «Зодиак», ООО УК «Светлый город», ООО УК «ГорТопКом», ООО ЖКХ «Сибири», ООО УК «Моя крепость», ООО «Сибресурс», ООО «Прогресс», ООО «Новэкс») в адрес Главы ЗАТО г. Железногорска о том, что они являются участниками товарных рыков на территории ЗАТО Железногорск, на которых осуществляет деятельность МБУ «Комбинат благоустройства» и заинтересованы выполнять на территории ЗАТО Железногорска данные работы на конкурентной основе посредством участия в торгах и просят проводить конкурсные процедуры в соответствии с Законом №44-ФЗ.

Действия Администрации ЗАТО г. Железногорска по созданию МБУ «Комбинат благоустройства» и наделение правом выполнять работы по уборке, благоустройству и озеленению территории г. Железногорск, по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, содержанию городских кладбищ, лесовосстановлению в нарушение действующего законодательства исключили необходимость проведения конкурентных процедур на право заключения контрактов на выполнение соответствующего объема работ, необоснованно переданного муниципальными заданиями МБУ «Комбинат благоустройства», в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ

Непроведение публичных процедур на право заключения контракта на выполнение вышеуказанных работ свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ МБУ «Комбинат благоустройства» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иных хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Частью 1 статьи 3 Закона №135-ФЗ установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона №135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона №135-ФЗ, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Согласно части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2); создание дискриминационных условий (пункт 8).

Установленный частью 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 04.03.2021 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ.

Вместе с тем, при рассмотрении дела №024/01/15-361/2024 о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона №135-ФЗ и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона №135-ФЗ, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2022 по 26.03.2024 (дата составления аналитического отчета).

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона №135-ФЗ товарный рынок представляет собой сферу обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности, или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно статье 4 Закона №135-ФЗ под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно муниципальным заданиям для МБУ «Комбинат благоустройства» на 2022 и плановый период 2023-2024 годов, на 2023 и плановый период 2024-2025 годов, на 2024 и плановый период 2025-2026 годов МБУ «Комбинат благоустройства» должно выполнять: организацию капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборку территории и аналогичную деятельность; организацию благоустройства и озеленение; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ); осуществление лесовосстановления; предупреждение лесных пожаров.

Таким образом, организация капитального ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений (42 ОКВЭД «Строительство инженерных сооружений», 52.21.22 ОКВЭД «Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей», уборка территории и аналогичная деятельность, организация благоустройства и озеленения (81 ОКВЭД «Деятельность по обслуживанию зданий и территорий»), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ) (96.03 ОКВЭД «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг»), осуществление лесовосстановления; предупреждение лесных пожаров (02 ОКВЭД «Лесоводство и лесозаготовки») могут рассматриваться как товар.

Продуктовые границы товарного рынка –  организация капитального ремонта, ремонта и содержание закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборка территории и аналогичная деятельность; организация благоустройства и озеленение; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ); осуществление лесовосстановления; предупреждение лесных пожаров.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона №135-ФЗ определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с п. 10.7 Порядка проведения анализа, при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

Согласно муниципальным заданиям МБУ «Комбинат благоустройства» МБУ «Комбинат благоустройства» должно выполнять вышеуказанные работы на территории ЗАТО г. Железногорск.

Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией данного муниципального образования.

Потенциальными исполнителями (подрядчиками) могут быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно выполняющие или имеющие возможность выполнить подобные работы на территории ЗАТО г. Железногорска. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число продавцов товара на анализируемом рынке.

Как указано выше согласно сведениям с официального сайта закупок (zakupki.gov.ru) участниками публичных процедур на выполнение работ по ремонту покрытия дорог общего пользования, уборку территории, оказание услуг по содержанию автомобильных дорог и территорий общего пользования, лесовосстановление являлись: ООО «ПК ДСУ», ООО «Аксатор», ООО «ССК», ООО «СибМеталлДизайн», ООО «Гишен», ООО «Лифт-система», ООО «Эридан-Сервис», ООО «Восток», МБУ «Городское лесное хозяйство», ООО «Сирвето», ООО «Квантум», ООО СК-Строитель», Мхоян Э.Г., Скоморохов Л.А. Тишкин В.А., ООО «Промстрой», ООО «ПСК Пентар», ООО «Регионстрой», ООО «МСК «Стройком», ООО БП Вектор», ООО «Альфа-строй», ООО «БГ-Сибирь», ООО «Тандем», ООО «Металист», ООО «СК Модуль»).

Участниками товарного рынка, имеющими интерес в выполнении работ по благоустройству и озеленению территории ЗАТО г. Железногорска являются ООО «Зодиак», ИП Николаенко А.А, ООО «ГРС», ООО «Авто Лизинг», ООО УК «Светлый город», ООО УК «ГорТопКом», ООО ЖКХ «Сибири», ООО УК «Моя крепость», ООО «Сибресурс», ООО «Прогресс», ООО «Новэкс».

Согласно информации, представленной статистикой сайта https://www.rusprofile.ru, 47 335 организаций в России имеют основной ОКВЭД 42 «Строительство инженерных сооружений», из них 799 организаций в Красноярском крае; 1 458 организаций в России имеют основной ОКВЭД 52.21.22 «Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей», уборка территории и аналогичная деятельность, организация благоустройства и озеленения, из них 43 организаций в Красноярском крае; 57 198 организаций в России имеют основной ОКВЭД 81 «Деятельность по обслуживанию зданий и территорий», из них 1 112 организаций в Красноярском крае; 67 226 организаций в России имеют основной ОКВЭД 96.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг», из них 1 317 организаций в Красноярском крае; 21 266 организаций в России имеют основной ОКВЭД 02 «Лесоводство и лесозаготовки», из них 1 247 организаций в Красноярском крае.

Таким образом, имеется неограниченное число лиц, имеющих возможность и заинтересованность участвовать в конкурентных процедурах, проводимых на указанных товарных рынках.

При этом, несмотря на доводы Администрации ЗАТО г. Железногорска, отсутствие у ООО «Зодиак», ИП Николаенко А.А, ООО «ГРС», ООО «Авто Лизинг», ООО УК «Светлый город», ООО УК «ГорТопКом», ООО ЖКХ «Сибири», ООО УК «Моя крепость», ООО «Сибресурс», ООО «Прогресс», ООО «Новэкс» в выписке из ЕГРЮЛ вышеуказанных ОКВЭД не свидетельствует о невозможности выполнения вышеуказанных работ, не лишает их права на осуществление таких работ.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, что создание МБУ «Комбинат благоустройства» в целях, указанных в его уставе, а именно: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог; выполнение работ по ремонту автомобильных дорог; выполнение работ по благоустройству, озеленению и уборке территории муниципального образования; оказание ритуальных услуг и выполнение работ по содержанию мест захоронение; выполнение работ по обустройству мест массового отдыха населения; осуществление лесовосстановления и лесоразведения в целях удовлетворения муниципальных нужд, создает необоснованные преимущественные условия такому учреждению в получении средств местного бюджета в рамках финансирования выполнения муниципального задания, тем самым ограничивая круг лиц, которые могут претендовать в соответствии с Законом №44-ФЗ на получение (способны конкурировать за право получения) средств местного бюджета при проведении публичных процедур на выполнение вышеуказанных работ, услуг на территории г. Железногорска, что, как следствие, может ограничить, не допустить конкуренцию на соответствующих рынках выполнения работ, оказания услуг.

Правовая позиция о недопустимости возложения посредством утверждения муниципального задания на бюджетное учреждение обязанностей по выполнению работ (услуг), относящихся к муниципальным нуждам в том числе при наличии Региональных перечней, включающих соответствующих работ, без осуществления процедуры размещения заказа отражена в Определении Верховного суда РФ от 30.03.2020 по делу № 302-ЭС20-1196, Постановлении Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2022 по делу №А33-29385/21, Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу № А07-39398/2022, Постановлении Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 18.11.2019 по делу № А74-19379/2018, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2018 № Ф10-5471/2018 по делу № А23-3832/2018, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2020 по делу № А05П-410/2019, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 27.08.2018 по делу № А76-29925/2017, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2018 по делу NoА64-2454/2017.

Региональный перечень государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержденный Распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2017 №961-р, на который ссылается Администрация ЗАТО г. Железногорска, предусматривает, что бюджетные учреждения могут создаваться для оказания муниципальных услуг.

Вместе с тем возможность создания бюджетного учреждения в любой сфере, предусмотрена законом и не может вызывать противоречий.

Вместе с тем, при создании муниципального бюджетного учреждения необходимо учитывать вышеизложенные положения действующего законодательства о том, что через формирование муниципальных заданий муниципальным бюджетным учреждениям решение вопросов местного значения осуществляется только на предоставление муниципальных услуг, получателями которых являются физические и юридические лица в заявительном порядке.

При этом вышеуказанная правовая позиция о недопустимости возложения посредством утверждения муниципального задания на бюджетное учреждение обязанностей по выполнению работ (услуг), относящихся к муниципальным нуждам, без осуществления процедуры применима и к бюджетным учреждениям, созданным на территории закрытого территориального образования, что также отражено в судебной практике (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.08.2023 №Ф09-4061/23 по делу №А60-63561/2022). Вопреки доводам представителя МБУ «Комбинат благоустройства» действующее законодательство позволяет привлекать на территорию закрытого территориального образования юридических лиц, зарегистрированных также в иных муниципальных образованиях, при условии соблюдения пропускного режима, содействие в получении которого должен оказать муниципальный заказчик (Администрация), победителю закупки с которым заключается муниципальный контракт в ходе исполнения такого контракта.

Пункт 4 статьи 19 Лесного кодекса РФ, на который ссылается Администрация ЗАТО г. Железногорска, определяет в частях 2 и 9 вышеуказанной статьи государственные (муниципальные) учреждения, на которые может быть возложено осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не раскрывая при этом организационно-правовую форму таких учреждений. Так, в соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Статья 19 Лесного кодекса РФ как указано выше не определяет организационно-правовую форму учреждений, на которые может быть возложено осуществление мероприятий по сохранению лесов.

При этом в соответствии с действующим законодательством (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ) государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Наделение бюджетного учреждения полномочиями по осуществлению государственных (муниципальных) функций не предусмотрено законодательством.

Вместе с тем, возможность создания бюджетного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий (функций) органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена  Законом № 135-ФЗ.

Частью 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Правовая позиция о недопустимости делегирования вышеуказанных полномочия в области лесных отношений подведомственным бюджетным учреждениям - хозяйствующим субъектам отражена также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2018 № Ф05-21260/2017 по делу № А40-50465/2017.

На основании вышеизложенного, доводы Администрации ЗАТО г. Железногорска о допустимости выполнения МБУ «Комбинат благоустройства» мероприятий по лесовосстановлению в рамках муниципального задания также несостоятельны и не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Администрации ЗАТО г. Железногорска нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ в части создания МБУ «Комбинат благоустройства» в целях выполнения работ по озеленению и благоустройству, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления, являющихся муниципальной нуждой, утверждения муниципального задания и предоставления субсидии на выполнение вышеуказанных работ в нарушение требований действующего законодательства, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на рынках выполнения работ по благоустройству и озеленению территории г. Железногорска, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления и приводит к созданию дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на вышеуказанных рынках (имеющих намерение войти на рынок), а также служит необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам (в том числе ООО «Зодиак», ИП Николаенко А.А, ООО «ГРС», ООО «Авто Лизинг», ООО УК «Светлый город», ООО УК «ГорТопКом», ООО ЖКХ «Сибири», ООО УК «Моя крепость», ООО «Сибресурс», ООО «Прогресс», ООО «Новэкс») на рынок выполнения работ по благоустройству и озеленению территории, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления.

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе №135-ФЗ, обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Красноярское УФАС России направило адрес Администрации запрос (исх.№АГ/1697 от 07.02.2024) о предоставлении информации о порядке удовлетворения муниципальной нужды г. Железногорск в указанных в предупреждении №МД/21207/23 от 15.12.2023 работах с учетом сведений о том, что на 2024 год и последующие годы МБУ «Комбинат благоустройства» муниципальное задание на данные виды работ не выдавалось.

Администрация г. Железногорска в ответ на вышеуказанный запрос сообщила (исх.№01-47/1000 от 09.02.2024, вх.№2562-ЭП/24 от 09.02.2024) о том, что выполнение работ по уборке, благоустройству и озеленению территории, содержанию мест захоронения (кладбищ), ремонту и содержанию автомобильных дорог, лесовосстановлению на территории ЗАТО г. Железногорск в 2024 году будет осуществляться в соответствии с муниципальным заданием, утвержденным постановлением Администрации г. Железногорск от 15.12.2023 №2600 «Об утверждении муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат благоустройства» на выполнение муниципальных работ на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов».

Кроме того, в письме (исх.№01-47/722 от 31.01.2024, вх.№1908-ЭП/24 от 31.01.2024) Администрация г. Железногорска отметила, что Уставом МБУ «Комбинат благоустройства» предусмотрено, что учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления; положения, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения муниципальных нужд Уставом учреждения не предусмотрены.

Следовательно, Администрацией ЗАТО г. Железногорска меры, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства не приняты.

В связи с тем, что на момент принятия решения нарушение не прекращено, Комиссия, на основании подпунктов «в–г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ, считает необходимым выдать Администрации ЗАТО г. Железногорска обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Кроме того, действия должностных лиц органов государственной власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации ЗАТО г. Железногорска дела об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №024/01/15-361/2024 о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 41, 49, 50,51 Закона №135-ФЗ,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию ЗАТО г. Железногорска нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, в части создания МБУ «Комбинат благоустройства» в целях выполнения работ по озеленению и благоустройству, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления, являющихся муниципальной нуждой, утверждения муниципального задания и предоставления субсидии на выполнение вышеуказанных работ в нарушение требований действующего законодательства, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на рынках выполнения работ по благоустройству и озеленению территории г. Железногорска, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления и приводит к созданию дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на вышеуказанных рынках (имеющих намерение войти на рынок), а также служит необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам (в том числе ООО «Зодиак», ИП Николаенко А.А, ООО «ГРС», ООО «Авто Лизинг», ООО УК «Светлый город», ООО УК «ГорТопКом», ООО ЖКХ «Сибири», ООО УК «Моя крепость», ООО «Сибресурс», ООО «Прогресс», ООО «Новэкс») на рынок выполнения работ по благоустройству и озеленению территории, выполнения ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборки территории и аналогичной деятельности; содержания мест захоронения (кладбищ); осуществления лесовосстановления.

2. Выдать Администрации ЗАТО г. Железногорска обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации ЗАТО г. Железногорска надлежит в срок до 15.07.2024:

- прекратить исполнение муниципального задания и предоставление субсидий на выполнение работ по озеленению и благоустройству, выполнение ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; уборку территории и аналогичной деятельности; содержание мест захоронения (кладбищ); осуществление лесовосстановления, а также иных работ, которые должны выполняться в рамках исполнения контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;

- привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Устав МБУ «Комбинат благоустройства» с учетом выводов, изложенных в решении, а именно посредством исключения положений, предусматривающих выполнение работ, оказание услуг МБУ «Комбинат благоустройства» для удовлетворения муниципальных нужд, которые должны выполняться в рамках исполнения контрактов, заключенных с соблюдением порядка, предусмотренного Законом №44-ФЗ.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №024/01/15-361/2024 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации ЗАТО г. Железногорска дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 Закона №135-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Администрации ЗАТО г. Железногорска
ИНН 2452012069, ОГРН 1022401419590
МБУ «Комбинат благоустройства»
ИНН 2452046808, ОГРН 1182468062700
ООО "ГРС"
ИНН 2452046607, ОГРН 1182468054922