Письмо №ВМ/19544/22 Решение № 024/07/3-3180/2022 от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Решение № 024/07/3-3180/2022

 

29 ноября 2022 год г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «МакларенПрофЭко» на действия организатора закупки – ОАО «РЖД» в лице Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (извещение № 3530/ЗКТЭ-ЦДИ/22) (далее – закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 21.11.2022 поступила жалоба ООО «МакларенПрофЭко» на действия организатора закупки, выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки было направлено уведомление о поступлении жалобы.

 

Согласно доводам жалобы организатор закупки неправомерно установил в закупочной документации несколько значений начальной (максимальной) цены договора, а также установленный порядок оценки заявок участников закупки по критерию «цена договора», который рассчитывается путем сопоставления предложений участников по цене без учета НДС, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, в которых указал, что закупочная документация содержит одну начальную (максимальную) цену договора без учета НДС и с учетом НДС. При сопоставлении ценовых предложений участников закупки, организатором закупки в закупочной документации установлено одно значение начальной (максимальной) цены договора – заявки оцениваются без учета НДС. При применении способа сопоставления ценовых предложений участников закупки с учетом НДС, у участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, появляется возможность получения необоснованной выгоды за счет завышения цены товара, работы, услуги в случае снижения НМЦД на сумму, не превышающую размер НДС.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона № 223-ФЗ), Положения о закупках, утвержденного в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении закупки размещено 14.11.2022 на электронной торговой площадке «РТС-Тендер».

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что извещение о проведении закупки должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Из вышеизложенного следует, что закупочная документация должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора, включая информацию обо всех расходах, включенных в такую цену договора, в том числе налогов.

Согласно сведениям интерфейса электронной торговой площадки «РТС-Тендер» начальная (максимальная) цена договора составляет 2 100 000,00 рублей.

В пункте 9 извещения о проведении закупки указано: «Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 750 000,00 рублей без учета НДС, 2 100 000,00 рублей c учетом НДС.

Начальная (максимальная) цена договора, цена единицы работ сформирована методом сопоставимых рыночных цен, предусмотренным подпунктом 1 пункта 54 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» и включает все возможные расходы Исполнителя, в том числе гарантии качества на оказанные услуги, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также все иные расходы, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора».

При этом анализ пункта 9 извещения о проведении закупки позволяет сделать вывод о том, что разница между начальной (максимальной) ценой договора с учетом НДС и без учета НДС составляет 350 000,00 рублей и равна размеру НДС, составляющему 20%. Таким образом, в извещении о проведении закупки указана начальная (максимальная) цена договора с НДС и без НДС.

Частью 20 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что под запросом котировок в целях Закона № 223-ФЗ понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Аналогичное требование установлено в пункте 3.8.2 приложения № 3 к извещению о проведении закупки (Порядок проведения запроса котировок).

 

Согласно пункту 3.6.28 приложения № 3 к извещению о проведении закупки победитель запроса котировок определяется по итогам оценки котировочных заявок, соответствующих требованиям приложений к извещению. Единственным критерием оценки котировочных заявок является цена. Иные критерии оценки котировочных заявок не применяются.

Разделом 3.15 приложения № 3 к извещению о проведении закупки установлен порядок предоставления технического предложения, согласно которому в составе котировочной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме, представленной в приложении № 1.3 к извещению о проведении запроса котировок, а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением № 1.1 к извещению. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.

Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что техническое задание извещения о проведении закупки содержит наименование услуг, количество, цену за единицу без учета НДС, цену за единицу с учетом НДС, всего без учета НДС, всего с учетом НДС.

При этом пунктами 3.16.2, 3.16.3 приложения № 3 к извещению о проведении закупки устанавливающими порядок подачи ценового предложения, определено, что цены необходимо приводить в рублях с учетом всех возможных расходов участника. Для целей единообразного подхода к расчету сумм ценового предложения суммы с учетом НДС необходимо рассчитывать следующим образом: цена единицы товаров, работ, услуг без учета НДС, округленная до двух знаков после запятой, умножается на количество, полученное значение округляется до двух знаков после запятой и умножается на 1,2 (либо иной коэффициент в зависимости от ставки НДС, применяемой в отношении участника).

Таким образом, участник закупки вне зависимости от применяемой системы налогообложения, в соответствии с установленными организатором закупки условиями, обязан определить в своем техническом предложении цену договора без учета НДС, по которой осуществляется оценка ценовых предложений участников закупки закупочной комиссией.

Согласно пункту 3.8.2 приложения № 3 к извещению о проведении закупки лучшей признается котировочная заявка, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, и содержит наиболее низкую цену товаров, работ, услуг. При наличии нескольких равнозначных котировочных заявок лучшей признается та, которая поступила раньше.

Из раздела 7 приложения № 1.1 к извещению о проведении закупки следует, что цена за единицу каждого наименования услуг без учета НДС подлежит снижению от начальной пропорционально снижению начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, полученному по итогам проведения запроса котировок (коэффициент тендерного снижения).

При этом, цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя (независимо от применяемой им системы налогообложения) (раздел 3.19 приложения № 3 к извещению о проведении закупки).

С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что такой порядок оценки участников закупки фактически заставляет участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения, предлагать цену договора, не превышающую начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении закупки без НДС.

Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Действующее законодательство не наделяет участников торгов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, особым статусом, обязывающим их занижать ценовые предложения при участии в конкурентных процедурах на величину налога на добавленную стоимость лишь в силу того, что они не являются плательщиками налога. Установление в Положении о закупках такого права не может свидетельствовать о правомерности проведения оспариваемой закупки, в том числе в связи с тем, что такое требование предоставляет организатору закупки право на установление соответствующих положений, но не предписывает соответствующую обязанность.

Факт указания организатором закупки начальной (максимальной) цены в извещении о проведении закупки с учетом НДС и без учета НДС не свидетельствует о том, что у участника закупочной процедуры появляется обязанность по предоставлению ценового предложения без НДС.

Основания считать, что цена договора, состоящая из величины затрат, включаемых в стоимость услуги, в том числе налогов, и нормальной прибыли не может превышать размер НМЦ без НДС у Комиссии Красноярского УФАС России отсутствуют.

Кроме того, общая система налогообложения для заказчика предусматривает увеличение цены договора на 20% за счет добавления НДС. При этом упрощенная система налогообложения никаким образом не отражается на итоговой стоимости договора. Соответственно, в случае, если победителем закупки станет участник (не плательщик НДС), цена договора не изменится. В случае же, если победителем окажется участник (плательщик НДС), ценовое предложение в договоре увеличивается на сумму НДС.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия организатора закупки по установлению порядка оценки ценовых предложений без учета НДС, с последующим заключением договора по результатам закупки, в случае если победителем закупки является плательщик НДС, по ценовому предложению с учетом НДС, при том, что оценке подлежало ценовое предложение без НДС, противоречат принципу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, поскольку ставит участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

Указанный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2022 № 305-ЭС22-15109 по делу № А40-145152/2021, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, а также в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Красноярского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МакларенПрофЭко» на действия организатора закупки – ОАО «РЖД» в лице Красноярской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3530/ЗКТЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора выполнения работ по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектов нормативов предельно-допустимых выбросов обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившими требования части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Красноярская дирекция инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "МакларенПрофЭко"
ИНН 9717096013, ОГРН 1207700402304
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295