Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 64-17-16 от 1 июля 2016 от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - О.П.Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела; члены Комиссии: Т.Н.Мосина, начальник отдела естественных монополий, И.Н.Ковалевская, заместитель начальника аналитического отдела, рассмотрев дело № 64-17-16 по признакам нарушения Федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Чулым» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (662051, Красноярский край, Козульский район, п.г.т. Козулька, ул. Озерная, д. 4, ИНН 2421000641, ОГРН 1022400665352) (далее – ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в присутствии на заседании:

представителя ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва: Козловского В.В. (доверенность от 17.06.2016 № 05/16);

представителей ООО «Метрологическая лаборатория»: Мохнина Е.В., генерального директора ООО «Метрологическая лаборатория»); Савиной А.В. (доверенность ль 28.06.2016 б/н);

представителя ООО «Электростиль плюс»: Краснова С.Ю., генерального директора ООО «Электростиль плюс».  

Рассматриваемое дело возбуждено Красноярским УФАС России приказом от 26.05.2016 № 138 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», на основании материалов, полученных при рассмотрении заявления ООО «Метрологическая лаборатория» о нарушении ФГКУ Комбинат «Чулым» Росрезерва антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона на оказание услуг по поверке датчиков-сигнализаторов ДАТ-М-3 и блоков расширения связи БРС (8 канальные) (извещение № 0319100007616000049) (далее – Аукцион) по факту неправомерного отклонения заявки на участие в Аукционе, поданной заявителем, а также неправомерного допуска к участию в Аукционе заявки ООО «Электростиль плюс».

В ходе рассмотрения дела № 64-17-16 о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Красноярского УФАС России из Прокуратуры Красноярского края поступили материалы обращения ООО «Метрологическая лаборатория» по вопросу нарушения ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва законодательства о закупках при проведении Аукциона (вх. № 8719 от 26.05.2016). Указанные материалы приобщены к материалам дела № 64-17-16 о нарушении антимонопольного законодательства.

Красноярским УФАС России 27.05.2016 было вынесено Определение о назначении дела № 64-17-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Согласно названному Определению к участию в рассмотрении дела № 64-17-16 были привлечены в качестве:

            ответчика: Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Чулым» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (662051, Красноярский край, Козульский район, п.г.т. Козулька, ул. Озерная, д. 4, ИНН 2421000641, ОГРН 1022400665352) (далее - ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва);

            заявителя: общество с ограниченной ответственностью «Метрологическая лаборатория» (ул. Пограничников, д 44г, г. Красноярск, 660111) (далее – ООО «Метрологическая лаборатория»);

            заинтересованного лица: общество с ограниченной ответственностью «Электростиль плюс» (ул. Ядринцевская, 18, г. Новосибирск, 630099) (далее – ООО «Электростиль плюс»).

В соответствии с требованиями части 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» определением от 29.06.2016 рассмотрение дела № 64-17-16 было отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах рассматриваемого дела.

ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва не согласилось с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, указав на то обстоятельство, что  ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва имеет 2 класс опасности согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и при формировании аукционной документации ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва исходил из положений пункта 63 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», пункта 2 статьи 142 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 1.4 ТУ-газ 86 Требования к установке сигнализаторов и газоанализаторов, которые устанавливаю, что электротехническая продукция должна применяться в соответствии с технической документацие заводов-изготовителей. Руководство по эксплуатации датчиков – сигнализаторов ДАТ-М (ИБЯЛ,413216,044 РЭ), Руководство по эксплуатации БРС (ИБЯЛ.411111.036 РЭ) устанавливают, что к проведению технического обслуживания допускаются специалисты, знающие правила эксплуатации электроустановок во взрывоопасных зонах, техническую документацию на оборудование и имеющие установленные требования по квалификации в сфере электробезопасности. Положения о том, что сервисное техническое обслуживание вправе проводить ФГУП «СПО «Аналитприбор», а также сервисные центы, список которых приведен в разделе «Представительства» на сайтах предприятия www.analitpribor-smolensk.ru и аналитприбор.рф, содержится руководствах по эксплуатации соответствующего оборудования. Основываясь на приведенных нормах, в соответствии с пояснениями ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва, были определены требований к участникам Аукциона. В соответствии с письменными пояснениями, представленными ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва, ООО «Электростиль плюс» в Реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений, размещенного на сайте Росаккредитации, не значится, так как ООО «Электростиль плюс» является местом осуществления временных работ для ФГУП «СПО «Аналитприбор» (Договор № 32/39167 от 08.02.2016). ООО «Электростиль плюс» аккредитовано заводом-изготовителем ФГУП «СПО «Аналитприбор», который наделен правом проведения технического обслуживания всей номенклатуры выпускаемой продукции.  ФГУП «СПО «Аналитприбор» имеет аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений RA.RU.310661. Кроме того, по мнению ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва, получение указанного аттестата носит добровольный характер (п. 5 постановления правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1077).  

При рассмотрении дела № 64-17-16 Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства.

            ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва 29.02.2016 разместило на сайте Единой электронной торговой площадки (АО «ЕЭТП») по адресу в сети Интернет http://rosltorg.ru, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок   извещение № 0319100007616000049 и документацию о проведении Аукциона. Закупка осуществлялась за счет средств федерального бюджета и должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с Техническим заданием на оказание услуг, являющихся предметом Аукциона (Приложение № 1 Аукционной документации) определены Требования к Исполнителю, а именно: наличие аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений (представить с котировочной заявкой) (п. 1 Технического задания); наличие свидетельства о допуске к работам (услугам), выданного Заводом – производителем датчиков (ФГУП Смоленское производственное объединение «Аналитприбор») (п. 3 Технического задания); необходимое количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 ФЗ № 44): обслуживание должно проводится специалистами, прошедшими краткосрочное повышение квалификации по программе «Подготовка специалистов по монтажу, технической эксплуатации и ремонту приборов объединения в производственных условиях» с присвоением квалификации «Специалист по монтажу, технической эксплуатации и ремонту приборов ДАТ-М-03, БРУ, БРС, БР, АИ» (представить копии удостоверений сотрудников (п. 4 Технических условий); Свидетельство о регистрации электролаборатории в органах Ростехнадзора (п. 7 Технических условий).

Требованиями к оказываемым услугам Технического задания на оказание услуг, являющихся предметом Аукциона (Приложение № 1 Аукционной документации), установлено требование по соответствию работ/услуг требованиям Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2007 № 102-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 20.04.2010 № 250.

Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений. В соответствии со статьей 13 названного закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 утвержден Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке.

Статьей 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства изменений» установлено, что аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с названным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся, в том числе поверка средств измерений.

Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» определены понятия:

аккредитация в национальной системе аккредитации (далее - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;

аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.

Формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845). Правила формирования и ведения Реестра аккредитованных лиц, Реестра экспертов по аккредитации, Реестра технических экспертов, Реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров  утверждены приостановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 № 604.

На запрос Красноярского УФАС России от 30.05.2016 № 8307 Управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу сообщило о том, что требования к лицам, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений  ( в том силе выполняющих работы по поверке датчиков-сигнализаторов ДАТ-М3 и блоков расширения связи БРС)  устанавливаются разделом III Критериев аккредитации, утвержденных приказом Министерства экономического развития  Российской Федерации от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее – Критерии аккредитации). Указанный раздел Критериев аккредитации не содержит требования по наличию свидетельства о регистрации электроизмерительной лаборатории в органах Ростехнадзора (письмо Управления Росаккредитации по СФО от 10.06.2016 № СФО-исх/713). Управления Росаккредитации по СФО указало на то обстоятельство, что наличие у производителя средств измерений (датчиков-сигнализаторов ДАТ-М3 и блоков расширения связи БРС) аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений не предоставляет право иному лицу выполнять работы по проверке вышеуказанных средств измерений и, соответственно, выдавать документы, содержащие результаты поверки средств измерений (свидетельства о поверке).

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации необходимым и достаточным требованием соответствия участника Аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является наличие у лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя) аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений.

Для участи в Аукционе были поданы заявки следующими лицами: ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае», ООО «Метрологическая лаборатория», ООО «Электростиль плюс». Аукционная комиссия ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва, рассмотрев вторые части заявок ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае», ООО «Метрологическая лаборатория» признала их не соответствующими требованиям документации об аукционе и Закон о контрактной системе (Протокол подведения итогов электронного аукциона 0319100007616000049 от 06.04.2016). Заявка ООО «Электростиль плюс» аукционной комиссией была признана соответствующей указанным требованиям. На основании указанного протокола аукционной комиссии между ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва и ООО «Электростиль плюс» заключен Контракт № 44-ПД/2016 на услуги по поверке датчиков-сигнализаторов ДАТ-М-03 и блоков расширения связи БС (8 канальные) от 19.04.2016 (далее – Контракт). Цена Контракта составила 200 376,00 рублей. Сторонами 28.05.2016 был подписан Акт № 28 выполненных работ и оказания услуг по Контракту.

Относительно признания заявки ООО «Метрологическая лаборатория» на участие в Аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва было указано на следующие обстоятельства: не представлено свидетельство о регистрации электроизмерительной лаборатории в органах Ростехнадзора; не были представлены копии удостоверений повышения квалификации сотрудниками по монтажу, технической эксплуатации и ремонту приборов ДАТ-М-3, БРУ, БРС, БР, АИ; в приложенном аттестате аккредитации № РОСС RU.0001.310137 область аккредитации позволяет участнику проверять только газоанализаторы (ДАТ-М-3 согласно аукционной документации) и не позволяет проверять БРС (свидетельство об утверждении типа средств измерений  RU.С.34.004.А № 31813); отсутствия ООО «Метрологическая лаборатория» в списке сервисных центров ФГУП «СПО «Аналитприбор», что, по мнению заказчика, указывает на недействительность свидетельства о допуске к работам (услугам), выданное ФГУП «СПО «Аналитприбор», которое было приложено к заявке общества.

 Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в рамках Закон о контрактной системе. Частью 1 статьи 31 названного закона установлены единые требования к участникам закупки, в числе которых значится: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке. Согласно части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Дополнительные требования (в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта) к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов могут быть введены Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе). Указанные дополнительные требования и наименования товаров, работ, услуг, в отношении которых последние могут быть применены, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99. Поверка средств изменений в числе услуг, закрепленных в указанном документе, не значится.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного закона.

Таким образом, ФГКУ комбинат «Чулым» в нарушение положений Закона о контрактной системе в аукционной документации установила следующие требования к участникам Аукциона:

наличие свидетельства о допуске к работам (услугам), выданного Заводом – производителем датчиков (ФГУП Смоленское производственное объединение «Аналитприбор») (п. 3 Технического задания Приложения № 1 к Документации об Аукционе);

необходимое количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 ФЗ № 44): обслуживание должно проводится специалистами, прошедшими краткосрочное повышение квалификации по программе «Подготовка специалистов по монтажу, технической эксплуатации и ремонту приборов объединения в производственных условиях» с присвоением квалификации «Специалист по монтажу, технической эксплуатации и ремонту приборов ДАТ-М-03, БРУ, БРС, БР, АИ» (представить копии удостоверений сотрудников (п. 4 Технического задания Приложения № 1 к Документации об Аукционе);

наличие свидетельства о регистрации электролаборатории в органах Ростехнадзора.

Установление ФГКУ комбинат «Чулым» дополнительных требований к участникам Аукциона, не предусмотренных нормами Закона о контрактной системе, могло привести к ограничению конкуренции при проведении Аукциона в связи с невозможностью участия в торгах участников (потенциальных участников), соответствующих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки – поверку средств измерений.

            В нарушение требований действующего законодательства и аукционной документации при условии, что у участника отсутствовал аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений, лицо не значилось в Реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений, ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва допустило к участию в Аукционе заявку ООО «Электростиль плюс». Указанными действиями ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва были созданы преимущественные условия участия в Аукционе ООО «Электростиль плюс».

Нормы части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Указанные действия  ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва образуют состав нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с информацией, представленной ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва, по результатам Аукциона 19.04.2016 между ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва и ООО «Электростиль плюс» был заключен контракт № 44-ПД/2016. По состоянию на 18.05.2016 обязательства по указанному контракту сторонами исполнены полностью. В подтверждение указанных обстоятельств ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва представлены копии Акта приема-передачи документов (Свидетельств о поверке, протоколов поверки средств измерений) от 12.05.2016, Акта выполненных работ № 28 от 12.05.2016.

Связанные организации

Связанные организации не указаны