Решение б/н Решение и предписание по делу № 663-14-11, возбужденному в о... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                  

 

                

ООО «Искра-Энергосбыт»

а/я 27076, г. Красноярск, 660028

 

  ОАО «Красноярскэнергосбыт»

ул. Дубровинского, 43,

г. Красноярск, 660049 

 

Филиал Акционерного коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (ОАО) –

Восточно-Сибирский банк

пр.Свободный,46 г. Красноярск, 660028

 

 

РЕШЕНИЕ

«13» марта  2012 года                                                                                                        г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии                     24 февраля  2012 года.  В полном объеме решение изготовлено 13 марта  2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии –  Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Куштысева Е.В., главный государственный инспектор правового отдела рассмотрев дело № 663-14-11, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (660049, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43) (далее ОАО «Красноярскэнергосбыт») по признакам нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), установила

В адрес антимонопольного управления поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Искра-Энергосбыт» (660028, г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 37) (далее ООО «Искра-Энергосбыт») с жалобой на действия открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43) (далее ОАО «Красноярскэнергосбыт»). Из заявления следует, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» направило  абоненту ООО «Искра-Энергосбыт» - Акционерному коммерческому банку Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) письмо (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) в котором сообщило «о возможных рисках, которые могут напрямую отразиться на организации». В письме ОАО «Красноярскэнергосбыт» сделало акцент на различие статусов гарантирующего поставщика (ОАО «Красноярскэнергосбыт») и энергосбытовой организации (ООО «Искра-Энергосбыт»), предложило Акционерному коммерческому банку Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО)  (далее Сбербанк России) заключить дополнительное соглашение к договору на электроснабжение, в который включить объект, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 15. Электроснабжение этого объекта на момент написания  ОАО «Красноярскэнергосбыт» письма   (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) происходило на основании договора, заключенного между Сбербанком России и ООО «Искра-Энергосбыт». ОАО «Красноярскэнергосбыт» в письме (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) указало на ряд преимуществ оформления договорных отношений по электроснабжению с гарантирующим поставщиком и сделало вывод, что заключение дополнительного соглашения позволит избежать различных рисков, «приведёт к сокращению материальных расходов и более рациональному использованию рабочего времени лиц, ответственных за работу в области электроснабжения».

В обосновании своего предложения об оформлении договорных отношений напрямую с гарантирующим поставщиком, ОАО «Красноярскэнергосбыт» указало на:

- возможные риски во взаимоотношениях с ООО «Искра-Энергосбыт»;

- то, что в рамках действующего договора с ООО «Искра-Энергосбыт» у потребителя «очень сжатые сроки для отражения в учете и формирования отчетности операций, что создаёт финансовые и налоговые риски»;

- то, что «в том случае, если энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора по оплате, то ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право вводить ограничения подачи электрической энергии любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией», что в свою очередь подразумевает угрозу отключения у потребителя электроэнергии.

Кроме того, в письме (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) ОАО «Красноярскэнергосбыт» указало, что деятельность ООО «Искра-Энергосбыт» не контролируется и у гарантирующего поставщика «более выгодные условия оплаты услуг по передаче электрической энергии».

 По данному факту приказом Красноярского УФАС России № 1062 от 01.12.2011 было возбуждено настоящее дело в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт». Определением от 01.12.2011 рассмотрение дела было назначено на 17.01.2012.

В рассмотрении дела № 663-14-11 объявлялись перерывы: с 17.01.2012 до 15 ч. 15 мин. 23.01.2012; с 23.01.2012 до 15 ч. 15 мин. 30.01.2012.

30.01.2012 рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительной информации на 24.02.2012.

24.02.2012 на заседание  комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 663-14-11  присутствовали:

от ОАО «Красноярскэнергосбыт» –<…>;

от ООО «Искра-Энергосбыт» - <…>;

от Сбербанка России - <…>.

    В ходе рассмотрения Комиссией дела № 663-14-11 было установлено следующее.

            ОАО «Красноярскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком и заключает договоры купли-продажи электрической энергии на территории города Красноярска.

ООО «Искра-Энергосбыт» является энергосбытовой организацией и заключает договоры купли-продажи электрической энергии на территории города Красноярска.

Таким образом, ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Искра-Энергосбыт» являются конкурентами и осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

Между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Искра-Энергосбыт» заключен договор № 3688 на электроснабжение от 26.04.2007. В соответствии с Приложением № 3 к договору на электроснабжение № 3688 точками поставки электроэнергии определены ячейки 45,12,40 в Подстанции № 123, принадлежащей сетевой организации ОАО «МРСК Сибири», от которых запитан объект  Сбербанка России, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1 стр. 15.

Между ООО «Искра-Энергосбыт» и Сбербанком России заключен договор № 11/эл. поставки электроэнергии от 10.09.2008, в соответствии с которым ООО «Искра-Энергосбыт» осуществляет поставку электрической энергии в точки поставки Сбербанка России (г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1 стр. 15).

Также между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и Сбербанком России заключен договор на электроснабжение № 4176 от 15.10.2006, посредством которого происходит электроснабжение иных объектов Сбербанка России, кроме объекта, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1 стр. 15.

19.08.2011 в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» поступило от Сбербанка России письмо (исх. № 34-17/1815 от 02.08.2011) в котором банк просил представить пояснения по вопросу формирования конечной цены на электрическую энергию, а также о взаимоотношениях с сетевой организацией ООО «Искра-Энергосети» в части оплаты услуг по передаче электрической энергии.

ОАО «Красноярскэнергосбыт», рассмотрев данное обращение, подготовило ответ (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) в котором в том числе, указало что:

Электроснабжение объекта Сбербанка России, расположенного по адресу : г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1 стр. 15 осуществляется по договору с энергосбытовой организацией ООО «Искра-Энергосбыт» и довело до сведения, что данная энергосбытовая организация не является субъектом оптового рынка и покупает электрическую энергию у ОАО «Красноярскэнергосбыт» по договору на электроснабжение на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством в области электроэнергетики.

В письме указано, что в том случае, если: «энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора по оплате, то ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право вводить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией. Таким образом, потребитель становится заложником платёжной дисциплины как самой энергосбытовой организации, так и потребителей, находящихся у неё на расчётах».

            По мнению ответчика,  гарантирующий поставщик имеет право вводить режим ограничения подачи электрической энергии энергосбытовой организации (ООО «Искра-Энергосбыт») в соответствии с разделом ХIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.

Представитель Сбербанка России пояснила, что письмо ОАО «Красноярскэнергосбыт»  (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) не повлияло на принятие банком решения о внесении изменений в договор на электроснабжение № 4176 от 15.10.2006, в части включения объекта Сбербанка России, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, строение, 15, на момент рассмотрения дела № 663-14-11 отношения сторон по электроснабжению указанного объекта осуществляются посредством, заключенного с ООО «Искра-Энергосбыт» договора № 11/эл. поставки электроэнергии от 10.09.2008.

ООО «Искра-Энергосбыт» считает, что ОАО «Красноярскэнергосбыт», направляя письмо  (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011), преследовало цель расторжения договора № 11/эл. поставки электроэнергии от 10.09.2008 между Сбербанком России и ООО «Искра-Энергосбыт» и внесения изменения  в договор на электроснабжение № 4176 от 15.10.2006, в части включения объекта Сбербанка России, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, строение, 15. В случае расторжения указанного договора поставки ООО «Искра-Энергосбыт» понесет убытки в виде упущенной выгоды, а ОАО «Красноярскэнергосбыт» получит определённые преимущества. Преимущества выражаются в следующем: «ОАО «Красноярскэнергосбыт» за поставленную электрическую энергию ОАО «Красноярскэнергосбыт» получает оплату в виде 100 % тарифа, включая сбытовую надбавку, в том числе и от энергосбытовых  организаций. В случае, если энергосбытовая организация выходит на оптовый рынок (осуществляет потребление электроэнергии 20 мВт и более) оплата за поставленную электроэнергию производится энергосбытовой организацией в размере тарифа без учета сбытовой надбавки. Таким образом, действия гарантирующего поставщика направлены на то, чтобы не потерять доминирующего положения на рынке и получать за поставленную электроэнергию больший доход».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период сформирования электроэнергетики (далее — Положения № 530). Разделом XIII Положений № 530 установлен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств. Данный порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменен по усмотрению сторон.

В соответствии с пунктами 170 и 171 Положений № 530 ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации. Такое ограничение режима потребления вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору.

Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.

Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

ООО «Искра-Энергосбыт» приобретает у ОАО «Красноярскэнергосбыт» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно ОАО «Красноярскэнергосбыт».

Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Таким образом, в случае если Сбербанк России добросовестно исполняет свои обязанности по оплате электрической энергии перед ООО «Искра-Энергосбыт» гарантирующий поставщик не имеет право инициировать режим ограничения электрической энергии по его объекту.

На основании изложенного Комиссия Красноярского УФАС России делает вывод о том, что утверждения ОАО «Красноярскэнергосбыт», содержащиеся в письме (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) о том, что если: «энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора по оплате, то ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право вводить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией и таким образом, потребитель становится заложником платёжной дисциплины как самой энергосбытовой организации, так и потребителей, находящихся у неё на расчётах» являются ложными, не основанными на нормах действующего законодательства.

Статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности предусмотрено, что актом недобросовестной конкуренции является всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, в частности подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

ОАО «Красноярскэнергосбыт» в материалы дела № 663-14-11 представило копию годового отчета ОАО «Красноярскэнергосбыт» за 2010 год (далее годовой отчет).

§ 1.4.2 годового отчета определены рыночные риски ОАО «Красноярскэнергосбыт», а именно в отчете указано:

«В настоящее время рынком сбыта электрической энергии ОАО «Красноярскэнергосбыт» является территория Красноярского края. Наибольшим риском для ОАО «Красноярскэнергосбыт» является потеря клиентской базы. В связи с запуском оптового рынка электроэнергии активизировали работу энергосбытовые компании, стремящиеся привлечь к себе на обслуживание крупных потребителей. К таким компаниям относятся: … ООО «Искра-Энергосбыт»… Действия ОАО «Красноярскэнеросбыт» в этих условиях направлены на сохранение и расширение клиентской базы. К возможным мероприятиям по нейтрализации риска, связанного с потерей потребителей, относятся:

- выстраивание индивидуальных отношений с крупными потребителями;

- пропаганда надежности компании на основных потребительских рынках;

- переход на новые отношения с абонентами: качественный сервис, учёт потребностей и ожидания потребителей, строгое соблюдение обязательств;

- сохранение в переходном периоде статуса гарантирующего поставщика за ОАО «Красноярскэнергосбыт» для концентрацией клиентской базы и сокращении удельных затрат на единицу энергии».

На основании изложенного Комиссия делает вывод о том, что рассматриваемые действия ОАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в направлении абоненту ООО «Искра-Энергосбыт» - Акционерному коммерческому банку Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) письма (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011), содержащие ложные сведения о том, что в том случае, если: «энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора по оплате, то ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право вводить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией и таким образом, потребитель становится заложником платёжной дисциплины как самой энергосбытовой организации, так и потребителей, находящихся у неё на расчётах», направлены на получение преимуществ перед ООО «Искра-Энергосбыт» при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,  и могли причинить убытки заявителю, а также  нанести ущерб его деловой репутации.

         Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49  ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства              

                                                                          РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в направлении письма   (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) в адрес Акционерного коммерческого банка Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО), содержащего сведения о том, что в том случае, если: «энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора по оплате, то ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право вводить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией и таким образом, потребитель становится заложником платёжной дисциплины как самой энергосбытовой организации, так и потребителей, находящихся у неё на расчётах» нарушающим требования ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. На основании своего решения Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 663-14-11 выдать ОАО «Красноярскэнергосбыт» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а именно проинформировать Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) о недостоверности сведений, содержащихся в письме (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) в части наличия права у ОАО «Красноярскэнергосбыт» производить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией в случае,  если энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком по оплате.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                  В.М. Захаров                                                                                                                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                                            А.В. Коваленко

                                                                                                                                      

                                                                                                                                         Е.В. Куштысева

 

 

 

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

ул. Дубровинского, 43,

г. Красноярск, 660049 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ  ПО ДЕЛУ № 663-14-11 О ПРЕКРАЩЕНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

   13 марта  2012  года                                                                                                    г. Красноярск   

 

 Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председатель комиссии – В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии – Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела,  Куштысева Е.В., главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 663-14-11 о нарушении ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении открытого акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (660049, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43) (далее ОАО «Красноярскэнергосбыт»), на основании своего решения

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Красноярскэнергосбыт» прекратить недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в  направлении письма   (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) в адрес Акционерного коммерческого банка Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО), содержащего сведения о том, что если: «энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора по оплате, то ОАО «Красноярскэнергосбыт» имеет право вводить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией и таким образом, потребитель становится заложником платёжной дисциплины как самой энергосбытовой организации, так и потребителей, находящихся у неё на расчётах».

Для чего в срок до 20 апреля 2012 г.  проинформировать Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) о недостоверности сведений, содержащихся в письме (исх. № 227-12-9545 от 21.09.2011) в части наличия права у ОАО «Красноярскэнергосбыт» производить ограничение подачи электрической энергии по любому потребителю, находящемуся на расчётах с энергосбытовой организацией в случае,  если энергосбытовой организацией не будут выполнены условия договора на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком по оплате.

 Об исполнении предписания сообщить в срок до 21 апреля 2012 года.

 

Председатель комиссии                                                                                              В.М. Захаров

 

Члены комиссии                                                                                                          А.В. Коваленко

                                                                                                                      

                                                                                                                           Е.В. Куштысева

                                                             

          Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

          Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны