Решение №МД/7505/24 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-1294/2024 от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



ИП Секунов В.И.
ул. Вокзальная, д. 21, кв. 104, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 453115

АО «КрасЭКо»
пр. Мира, дом 10, г. Красноярск, 660049



РЕШЕНИЕ 024/07/3-1294/2024


13 мая 2024 года г. Красноярск


Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии – Хорышев Е.О., начальник отдела, члены Комиссии: Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ИП Секунова В.И. на действия закупочной комиссии организатора торгов – АО «КрасЭКо» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку квадрокоптера с тепловизором для нужд АО «КрасЭКо» (извещение № 32413469400) (далее – закупка),

УСТАНОВИЛА:


В адрес Красноярского УФАС России 26.04.2024 поступила жалоба ИП Секунова В.И. на действия организатора закупки, закупочной комиссии, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя закупки.

В связи с тем, что жалоба соответствовала требованиям частей 4-6 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы прошло при участии представителя организатора закупки Саркисовой Т.В. (доверенность № 262 от 06.05.2024). Заявитель явку своего представителя не обеспечил, уведомлен надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы.

Согласно доводам жалобы организатором торгов нарушены требования законодательства при формировании порядка определения закупки, поскольку условие о том, что при рассмотрении заявок производится вычет суммы НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками НДС, неправомерно.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что при проведении закупки АО «КрасЭКо» действовало в соответствии с требованиями Положения о закупках.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, установила следующее.

В связи с возникшей потребностью организатором торгов были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения аукциона в электронной форме, объектом закупки является поставка квадрокоптера с тепловизором.

Установлено, что обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках АО «КрасЭКо», утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Рассматриваемая закупка проводится путем аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку квадрокоптера с тепловизором для нужд АО «КрасЭКо».

Частью 18 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину («шаг аукциона»).

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения).

Согласно сведениям Единой информационной системы начальная (максимальная) цена договора составляет 822 317,20 рублей с учетом НДС 20% (657 853,76 рублей без учета НДС).

Комиссией установлено, что согласно протоколу подачи ценовых предложений в процедуре от 19.04.2024, сравнение ценовых предложений участников закупки осуществлено аукционной комиссией без учета НДС, а именно следующим образом.


Наименование участника

Дата и время регистрации заявки (МСК)

Ценовое предложение с НДС

Ценовое предложение без НДС

Ставка НДС,%

Дата и время подачи ценовых предложений (МСК)

1687334878

Участник №1687334878

11.04.2024 12:36:11

590 000.00

590 000.00

Без НДС

19.04.2024 10:31:31

1891610977

Участник №1891610977

11.04.2024 06:35:19

595 888.41

496 573.68

20%

19.04.2024 10:31:13

1421445866

Участник №1421445866

11.04.2024 09:44:05

805 870.84

671 559.03

20%

19.04.2024 10:03:49

364325597

Участник №364325597

11.04.2024 10:49:42

778 888.41

649 073.68

20%

19.04.2024 10:05:20


Проверив действия аукционной комиссии по сопоставлению ценовых предложений участников закупки Комиссия установила, что действия закупочной комиссии соответствуют условиям закупочной документации, поскольку разделом 20 закупочной документации установлено, что если один из участников подал ценовое предложение без НДС, то в целях сравнения ценовые предложения всех участников оцениваются (сопоставляются) также без учета НДС.

Следовательно, аукционная комиссия организатора торгов действовала в строгом соответствии с положениями закупочной документации.

В свою очередь, Комиссия считает порядок сопоставления ценовых предложений участников закупки подобным образом неправомерным, ввиду чего соглашается с доводом жалобы на основании следующего.

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом закупочная комиссия не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Предпринимательская деятельность в силу положений статьи 2 Гражданского кодекса РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

При этом применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий. Таким образом, применение вычета НДС из ценовых предложений участников закупки является неправомерным и ограничивающим конкуренцию.

Кроме того, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

Из протокола подачи ценовых предложений в процедуре от 19.04.2024 следует, что ценовое предложение победителя закупки составляет 595 888,41 рублей с НДС (496 573,68 рублей без НДС), тогда как заявителем (участник под № 1687334878) предложена цена 590 000,00 рублей, вместе с тем, договор с победителем закупки будет заключен по цене с учетом НДС – 595 888,41 рублей, что не отвечает цели проведения аукциона.

Однако, исходя из положений действующего законодательства, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться строго в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника закупки.

Таким образом, заказчик, установив порядок сравнения ценовых предложений путем приведения к единому базису путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, что не соответствует части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

На возражение организатора торгов относительно того, что такой порядок оценки определен Положением о закупках АО «КрасЭКо» Комиссия отмечает, что организатор закупки при формировании закупочной документации имеет возможность определять ее положения таким образом, чтобы требования Закона № 223-ФЗ не были нарушены.

При рассмотрении жалобы Комиссией учтено Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, а также письмо ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 «По вопросу установления требований к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)».

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ИП Секунова В.И. на действия организатора торгов – АО «КрасЭКо» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку квадрокоптера с тепловизором для нужд АО «КрасЭКо» (извещение № 32413469400) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии


Е.О. Хорышев


Члены Комиссии



П.И. Горбачева




Т.Э. Жукова




2024-7796


Связанные организации

ИП Секунов В.И.
ИНН 026803245322, ОГРН
АО «КрасЭКо»
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773