Решение №ЮФ/151/23 Решение по делу №024/01/15-2708/2022 о нарушении антимонопол... от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №024/01/15-2708/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

10 января 2023 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.12.2022

В полном объеме решение изготовлено 10.01.2023.

 

Комиссия Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – , рассмотрев дело №024/01/15-2708/2022, возбужденное в отношении Управления муниципальной собственностью Богучанского района по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии:

до перерыва – представителя от Государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса» (доверенность №184 от 30.09.2022), в отсутствие представителя от УМС Богучанского района, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 024/01/15-2708/2022,

после перерыва - в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Красноярского УФАС России при рассмотрении дела № 49-15-21 (024/01/15-131/2021), возбужденного по факту неисполнения УМС Богучанского района предупреждения Красноярского УФАС России (исх. № 7948 от 29.04.2020), было установлено, что по договору аренды № 11 от 09.06.2020 Государственному предприятию Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса» (далее - ГПКК «ЦРКК») без проведения торгов передано муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения).

В связи с установлением в действиях УМС Богучанского района признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в непринятии мер по возврату муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), переданного ГПКК «ЦРКК» по договору аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акту приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акту прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акту приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6) без проведения публичных процедур, в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях») и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ГПКК «ЦРКК», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынки водоснабжения в территориальных границах п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, водоотведения в территориальных границах п. Таежный Богучанского района иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов, Красноярским УФАС России УМС Богучанского района на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение № 7274 от 18.05.2021.

УМС Богучанского района в срок до 01.09.2021 надлежало устранить признаки указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, указанного в нижеизложенной Таблице № 1, переданного по ничтожному договору аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6) ГПКК «ЦРКК».

- с учетом того обстоятельства, что объекты водоснабжения и водоотведения, поименованные в Таблице №1, предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, и не могут находиться в казне муниципального образования, принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке указанных муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения.

На основании ходатайств УМС Богучанского района (исх. №01/38-2771 от 30.08.2021; вх. № 16148 от 30.08.2021; исх. № 01/38-2857 от 07.09.2021; вх.  16631 от 08.09.2021; исх. №143 от 05.04.2022; вх. № 6023 от 05.04.2022) срок исполнения предупреждения № 7274 от 18.05.2021 неоднократно продлялся, крайняя дата для исполнения предупреждения - 01.10.2022.

Также Красноярское УФАС России дополнительно сообщило УМС Богучанского района в письме №5574 от 08.04.2022 о том, что ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не предусмотрена возможность передачи на каком-либо праве муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры хозяйствующему субъекту до подписания концессионного соглашения третьей стороной – субъектом РФ, а также даты его регистрации в Росреестре, поскольку предполагается, что до заключения концессионного соглашения на основании публичных процедур, будет действовать ранее заключенное в установленном порядке концессионное соглашение (или договор аренды).

Действия органов местного самоуправления власти по передаче муниципальных объектов инженерной инфраструктуры хозяйствующему субъекту, в том числе повторно, в рамках исполнения предупреждения/предписания антимонопольного органа, до подписания концессионного соглашения всеми сторонами, а также регистрации концессионного соглашения, могут быть квалифицированы как нарушение статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем УМС Богучанского района направило ходатайство (исх. №496 от 03.10.2022; вх. № 17837-ЭП/22 от 04.10.2022) о продлении срока исполнения указанного предупреждения, ввиду того, что в настоящее время возможность заключения концессионного соглашения с ГПКК «ЦРКК» находится на стадии рассмотрения; ускорить процедуру заключения соглашения с ГПКК «ЦРКК» не представляется возможным ввиду того, что объекты водоснабжения представляют собой единый технологический комплекс, который подлежит передаче в концессионное соглашение комплексно.

Учитывая длительность процедуры передачи сетей в муниципальную собственность Богучанского района и процедуры заключения концессионного соглашения УМС Богучанского района просило продлить срок исполнения предупреждения № 7274 от 18.05.2021 на 6 месяцев.

В удовлетворении вышеуказанного ходатайства было отказано в силу следующих фактических и правовых обстоятельств.

Со дня выдачи предупреждения и до направления ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения в письме №496 от 03.10.2022 (1 год и 5 месяцев) УМС Богучанского района не были приняты соразмерные предоставленному сроку для исполнения предупреждения своевременные исчерпывающие меры, направленные на передачу в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения, являющихся предметом договоров аренды № 11 от 09.07.2020 ГПКК «ЦРКК».

Напротив, в период действия предупреждения в отношении муниципального имущества с ГПКК «ЦРКК» без публичных процедур был заключен договор аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022.

Соответственно, за указанный период УМС Богучанского района возложенные на него Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) полномочия в части распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с федеральными законами не реализовало.

Собственно, муниципальное имущество - объекты коммунальной инфраструктуры, в установленный срок в нарушение предусмотренного ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядка в казну муниципального образования не переданы, а находятся в пользовании у хозяйствующего субъекта - ГПКК «ЦРКК» по договору аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительному соглашению к нему №1/21 от 31.01.2022.

УМС Богучанского района не предпринимало действий для организации проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, указанного в предупреждении №7274 от 18.05.2021, а рассматривало возможность заключения концессионного соглашения исключительно по инициативе инвестора – ГПКК «ЦРКК».

При этом указанные обстоятельства (готовность принять предложение инвестора) не являлись препятствием для организации УМС Богучанского района открытого конкурса на право заключения концессионных соглашений в рамках своих полномочий, поскольку именно УМС Богучанского района обязано обеспечить его передачу для обеспечения жизнедеятельности населения в установленном законом порядке.

Ввиду установленных обстоятельств и отсутствия сведений, доказывающих обратное, с учетом того факта, что муниципальное имущество на момент направления ходатайства (исх. №496 от 03.10.2022; вх. № 17837-ЭП/22 от 04.10.2022) продолжало находиться во владении и пользовании ГПКК «ЦРКК», а УМС Богучанского района организационных мероприятий для проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений не осуществило, предупреждение №7274 от 18.05.2021 УМС Богучанского района в установленный срок 01.10.2022 исполнено не было.

Согласно части 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с невыполнением УМС Богучанского района предупреждения №7274 от 18.05.2021 приказом Красноярского УФАС России №266/22 от 11.10.2022 возбуждено дело №024/01/15-2708/2022 в отношении УМС Богучанского района

Определением от 14.10.2022 о назначении дела № 024/01/15-2708/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено УМС Богучанского района (ИНН/ОГРН 2459021270/1202400028819), в качестве заинтересованного лица — ГПКК «ЦРКК» (ИНН/ОГРН 2460050766/ 1022401802136), рассмотрение дела назначено на 22.11.2022.

Определением от 22.11.2022 рассмотрение дела №024/01/15-2708/2022 отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх. № ВМ/19273/22 от 29.11.2022).

13 декабря 2022 дело №024/01/15-2708/2022 рассмотрено в присутствии представителя ГПКК «ЦРКК», в отсутствие представителя УМС Богучанского района, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 024/01/15-2708/2022.

Ввиду отсутствия письменных пояснений от УМС Богучанского района на заключение об обстоятельствах дела №024/01/15-2708/2022 Комиссия, руководствуясь статьей 45, 46 ФЗ «О защите конкуренции», приняла решение об объявлении перерыва в рассмотрении дела № 024/01/15-2708/2022 до 20.12.2022.

После перерыва 20.12.2022 дело №024/01/15-2708/2022 рассмотрено в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела. Комиссией установлено, что от УМС Богучанского района поступили возражения на заключение дела №024/01/15-2708/2022.

При рассмотрении дела №024/01/15-2708/2022 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

УМС Богучанского района без проведения торгов передало по договору аренды № 11 от 09.06.2020 ГПКК «ЦРКК» муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения), согласно Таблице №1.

Таблица № 1

 

п/н

Населенный пункт

Муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения МО Богучанский район

Переданы ГПКК "ЦРКК"

  1.  

п. Ангарский

Водонапорная башня (ул.Спиридонова, 24а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Стадионная, 5а, 2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул. 40 Лет Победы, 16)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Пушкина, 1а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

п. Артюгино

Водонапорная башня

(ул. Гагарина, 1а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул. Гагарина, 10а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул. Заречная, 14а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул. Ленина, 14а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул. Лесная, 1а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

с. Богучаны

Водонапорная башня (ул.Набережная, 1б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Верхняя, 2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (пер.Молочный, 7)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Энтузиастов, 9а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Строителей, 34)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Киселева, 12 а, зд.2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (пер.Больничный, 18а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Авиаторов, 13а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Автодорожная, 10)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул. Подгорная, 7 В)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Автопарковая, 4а, зд.11)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Ольховая, зд.1в)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водопроводная трасса

(от котельной №12 по ул.Космонавтов до жилых домов по ул.Автодорожная, ул.Космонавтов, ул.Терешковой, ул.Быковского, ул.Гагарина, ул.Титова, ул.Николаева, ул.Комарова)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

Водопровод

(от котельной №6 по ул.Ленина, 140 до жилых домов по ул.Аэровокзальная, ул.Советская, ул.Октябрьская, пер.Герцена, пер.Чернышевского, пер.Пашенный, сооружение №2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 3 от 02.10.2020

  1.  

п. Говорково

Водозаборное сооружение (ул.Портовская, 19, соор.1)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

п. Гремучий

Водонапорная башня (ул.Студенческая, 2р)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (пер.Студенческий, 6а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020,

акт приема передачи от 10.07.2020

  1.  

д. Иркинеево

Водонапорная башня (ул.Береговая, 10а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

д. Карабула

Водонапорная башня (ул.Центральная, 15а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Красногорьевский

Водонапорная башня (ул.Гагарина, 13а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Ленина, 6г)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Манзя

Водонапорная башня (ул.Комсомольская, 3б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Береговая, 32б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул.Попова, 18б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

п. Манзя

Водонапорная башня

(ул.Горная, 8б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Молодежная, 18 б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Водонапорная башня

(ул.Лаптева, 10б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Ангарская, 28б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

п. Невонка

Водонапорная башня (ул.Гагарина, 3а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Сибирская, 24а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

п. Нижнетерянск

Скважина (ул.Ангарская, 1, соор.2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

д. Осиновый Мыс

Водонапорная башня (ул.Нагорная, 2а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020,

акт приема передачи от 10.07.2020

  1.  

д. Осиновый Мыс

Здание водонапорной башни (ул.Октябрьская, 20в)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (пер.Аптечный, 3а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Новооктябрьская, 1б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Береговая, 80а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Пинчуга

Здание водонапорной башни (ул.Лесная, 23в)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Лесная, 12а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Ленина, 18ж)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Юбилейная, 9)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Авиационная, 13)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Дружбы, 12)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Конституции, 13)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 6 от 07.10.2020

  1.  

п. Таежный

3 скважины (на запад от п.Таежный, в 2,5 км)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Свердлова, 2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водопроводные наружные сети (водоналивная станция на реке Карабула, ул.Чапаева, ул.Мельничная, ул.Лесная. ул.Гагарина, ул.Суворова, ул.Юбилейная, ул.Строителей, ул.Буденного, ул.Ленина, ул.Свердлова, ул.Новая, скважина №1, скважина, №5, скважина №6)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Таежный

Сооружение: водопроводные наружные сети (ул.Мельничная, 5Б-детский сад, ул.Вокзальная- вокзал, дизельная)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Такучет

Здание водонапорной башни (ул.Горького, 23)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (пер.Грейденский, 2б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Хребтовый

Здание водонапорной башни (пер.Школьный, 1а, зд.1)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Сооружение: скважина (пер.Школьный, 1а, соор.2)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

Сооружение: скважина (пер.Школьный, 1а, соор.3)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 4 от 05.10.2020

  1.  

с. Чунояр

Здание водонапорной башни (ул.8 Марта, 29а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Советская, 1а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Молодежная, 7в)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водопровод

(от водонапорной башни №72 по ул.Молодежная, до жилых домов по ул.Партизанская до КБО, до котельной №43 по ул.Строителей)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Первомайская, 1б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водопровод

(от водопроводной башни №73 до жилых домов по ул.Первомайская, ул.Набережная, ул.Партизанская, пер.Таежный)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Октябрьская, 47б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водопровод

(от скважины №76 по ул.Октябрьская, до нежилых зданий по ул.Северная, ул.Лесная, ул.Береговая, ул.Партизанская, ул.Химиков, ул.Малая, ул.Совхозная, ул.Песочная, ул.Маяковского, пер.Средний, до жилых домов, до котельной №40)

 

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

с. Чунояр

Здание водонапорной башни

(ул.Северная, 27в)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водопровод

(от скважины №70 по ул. Северная -по ул.Сосновая, ул.Советская. ул.Комсомольская, ул.Южная, ул.Набережная)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Юбилейная, 59а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Здание водонапорной башни (ул.Совхозная, 15а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, Дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водопровод

(от водонапорной башни №71 ул.Комсомольская до котельной №42)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

п. Шиверский

Водонапорная башня (ул.Северная, 1а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

Водонапорная башня (ул.Ленина, 47а)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020, дополнительное соглашение № 5 от 06.10.2020

  1.  

д. Ярки

Водонапорная башня (ул.Береговая, 1б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020,

акт приема передачи от 10.07.2020

  1.  

п. Таежный

Канализационная насосная станция (ул. Зеленая, 3 Б)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020,

акт приема передачи от 10.07.2020

  1.  

Канализационная насосная станция (ул. Мельничная, 1 А)

Договор аренды № 11 от 09.07.2020,

акт приема передачи от 10.07.2020

 

Срок действия договора аренды № 11 от 09.06.2020 установлен с 09.07.2020 до даты заключения концессионного соглашения в отношении имущества, указанного в приложении № 1 к договору.

В соответствии с информацией, представленной ГПКК «ЦРКК» (исх. от 25.02.2021 б/н, вх. № 3163 от 26.02.2021), у предприятия на территории Богучанского района отсутствуют объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности, владении или пользовании ГПКК «ЦРКК», кроме муниципальных объектов, переданных по договору № 11 от 09.07.2020.

Объекты водоснабжения и водоотведения, указанные в Таблице №1, ранее были переданы без проведения торгов ООО «Водные ресурсы» по договорам аренды № 38 от 19.10.2017, № 7/1 от 30.01.2017, № 4 от 29.04.2009 и № 31 от 25.10.2012.

Постановлением Администрации Богучанского района от 05.10.2020 № 995-п ГПКК «ЦРКК» наделена статусом гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории с. Богучаны Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края.

Постановлением Администрации Богучанского района от 08.10.2020 № 1012-п ГПКК «ЦРКК» определена гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территориях:

- п. Беляки Белякинского сельсовета;

- п. Говорково Говорковского сельсовета;

- п. Шиверский Шиверского сельсовета;

- п. Гремучий Красногорьевского сельсовета;

- п. Красногорьевский Красногорьевского сельсовета;

- п. Таежный Таежнинского сельсовета;

- п. с. Карабула Таежнинского сельсовета;

- п. Такучет Такучетского сельсовета;

- с. Чунояр Чуноярского сельсовета,

Постановлением Администрации Богучанского района от 14.10.2020 № 1024-п ГПКК «ЦРКК» определена гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территориях:

-п. Новохайский Новохайского сельсовета;

-п. Кежек Новохайского сельсовета;

-п. Октябрьский Октябрьского сельсовета;

-ст. Кучеткан (разъезд Кучеткан);

-п. Осиновый мыс Осиновомысского сельсовета;

-п. Ангарский Ангарского сельсовета;

-п. Артюгино Артюгинского сельсовета;

В отношении муниципального имущества, указанного в Таблице №1 (за исключением водонапорной башни в с. Богучаны, ул. Подгорная, 7В), между УМС Богучанского рай и ГПКК «ЦРКК» без публичных процедур был заключен договор аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022.

Срок действия договора аренды №28/21 от 16.09.2021 с учетом дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022 установлен с 16.09.2021 до даты заключения концессионного соглашения в отношении имущества, указанного в приложении № 1 к договору.

Таким образом, до настоящего времени муниципальное имущество - объекты коммунальной инфраструктуры, в казну муниципального образования Богучанский район переданы не были, а находятся в пользовании у хозяйствующего субъекта - ГПКК «ЦРКК», по договору аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительному соглашению к нему №1/21 от 31.01.2022.

12 октября 2022 и.о. главы Богучанского района утверждена дорожная карта реализации мероприятий по передаче муниципального имущества МО Богучанский район в рамках концессионного соглашения с ГПКК «ЦРКК» (далее – Дорожная карта). Дорожная карта согласована с директором ГПКК «ЦРКК».

Согласно Дорожной карте до 01.04.2023 концессионное соглашение в отношении указанного в таблице №1 муниципального имущества и других объектов коммунальной инфраструктуры должно быть направлено в Правительство Красноярского края для подписания.

Доказательства исполнения Дорожной карты Комиссии при рассмотрении настоящего дела представлены не были.

Относительно установленных Комиссией обстоятельств лица, участвующие в деле №024/01/15-2708/2022, сообщили следующее.

Согласно письменным пояснениям УМС Богучанского района (исх. №01/38-2857 от 07.09.2021, исх. №143 от 05.04.2022; исх. №496 от 03.10.2022; исх. 550/1 от 17.11.2022), в связи с отказом ООО «Водные ресурсы» от эксплуатации имущества – объектов водоснабжения и водоотведения, переданного ранее обществу по договорам аренды № 38 от 19.10.2017, № 7/1 от 30.01.2017, № 4 от 29.04.2009 и № 31 от 25.10.2012, был начат поиск новой ресурсоснабжающей организации во избежание возникновения чрезвычайной ситуации на территории Богучанского района.

Ввиду отсутствия времени на организацию и проведение процедуры торгов в целях избежания чрезвычайной ситуации, защиты интересов населения по обеспечению водоснабжения, обеспечения подготовки к отопительному сезону 2020 - 2021 года и обслуживания сетей холодного водоснабжения, с учётом Решения комиссии по ЧС № 9 от 26.06.2020 и постановления администрации Богучанского района № 646-п от 26.06.2020 «О введении на территории Богучанского района режима функционирования «Повышенная готовность», принято решение о заключении договора аренды с ГПКК «ЦРКК» от 09.07.2020.

УМС Богучанского района сообщило, что имущество, переданное в аренду ГПКК «ЦРКК» по договору аренды №11 от 09.07.2020, было возвращено 15.09.2021 по акту приема-передачи (возврата) имущества к договору аренды муниципального имущества № 11 от 09.07.2020. С целью упорядочивания муниципального имущества договор аренды муниципального имущества был перезаключен 16.09.2021 за № 28/21.

Предложений о заключении концессионного соглашения или договора аренды от других ресурсоснабжающих организаций не поступало.

УМС Богучанского района считает, что на данный момент ГПКК «ЦРКК» является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории МО Богучанский район, расторжение договора аренды муниципального имущества № 28/21 от 16.09.2021, по мнению УМС Богучанского района, повлечет за собой возникновение чрезвычайной ситуации на территории Богучанского района.

УМС Богучанского района сообщило, что в настоящее время ведется работа по подготовке документальной базы для заключения концессионного соглашения; водонапорная башня (с. Богучаны, ул. Подгорная, 7В), указанная в договоре аренды №11 от 09.07.2020, находится в казне МО Богучанский район и для водоснабжения населения не используется (в связи с уходом грунтовых вод), а также просит предоставить отсрочку по расторжению договора аренды №28/21 от 16.09.2021 до момента заключения концессионного соглашения с ресурсоснабжающей организацией.

Рассмотрев заключение об обстоятельствах дела №024/01/15-2708/2022 УМС Богучанского района направило возражения в части выводов Комиссии о списке организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения – УМС Богучанского районам считает, что поскольку основным видом деятельности МКУ «МЧП №1» является деятельность по обеспечению пожарной безопасности (ОКВЭД 84.25.1), то указанный хозяйствующий субъект не имеет отношения к водоснабжению населения.

Также УМС Богучанского района сообщает, что ООО «Водные ресурсы» согласно определению Арбитражного суда Красноярского края от 12.04.2021 по делу №А33-36293/2020 признано банкротом.

Таким образом, по мнению УМС Богучанского районам, единственной организацией способной выполнять обязательства по водоснабжению и водоотведению населения на территории Богучанского района является ГПКК «ЦРКК».

Согласно письменным пояснениям ГПКК «ЦРКК» (исх. 05-3451 от 21.11.2022, вх. № 21159/22 от 21.11.2022) в течение длительного периода, до даты начала действия договора аренды с ГПКК «ЦРКК», техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Богучанского района не осуществлялось.

ГПКК «ЦРКК» считает, что в соответствии со статьями 3, 11, 13, 37 и 52 ФЗ «О концессионных соглашениях» хозяйствующие субъекты не лишены права обратиться в уполномоченный орган с инициативным предложением о заключении концессионного соглашения. С соответствующим обращением ГПКК «ЦРКК» с 09.07.2020 по дату написания письма (21.11.2022) не обращалось.

По мнению ГПКК «ЦРКК», исполнение УМС Богучанского района требований, указанных в предупреждении № 7274 от 18.05.2021, приведет к возникновению чрезвычайной ситуации на территории Богучанского района.

Комиссии представитель ГПКК «ЦРКК» пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в письменных пояснениях, а также сообщил об отсутствии выполненных мероприятий по исполнению Дорожной карты.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела №024/01/15-2708/2022 ГПКК «ЦРКК» не направляло.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Законом № 131-ФЗ.

В силу статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

При этом из норм, содержащихся в статье 51 Закона № 131-ФЗ и статьи 209 ГК РФ, следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом системы водоснабжения и водоотведения является ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

С момента вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 1 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Часть 3 указанной статьи предусматривает положение, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Ввиду указанного, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения и водоотведения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Передача объектов ЖКХ, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) которых превышает 5 лет, по договору аренды в пользование хозяйствующему субъекту действующим законодательством не предусмотрена.

Дата вода в эксплуатацию объектов, переданных ГПКК «ЦРКК» по договору аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договору аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022 составляет более 5 лет (поскольку все объекты были ранее переданы в пользование ООО «Водные ресурсы» на основании договоров аренды № 4 от 29.04.2009 и № 31 от 25.10.2012).

При указанных обстоятельствах для передачи объектов водоснабжения и водоотведения необходимо проведение публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Однако, УМС Богучанского района в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения и водоотведения, процедуры конкурса на право заключения концессионного соглашения не провела, а в нарушение вышеуказанных требований заключило договор аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт преима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договор аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022 с ГПКК «ЦРКК» сроком действия – до даты заключения концессионного соглашения.

Учитывая изложенное, договор аренды № 11 от 09.06.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договор аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022 заключены с нарушением требований законодательства в части порядка передачи во владение и пользование имущества вне процедуры торгов.

Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка является недействительной по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пунктов 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Договор аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт приема-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договор аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022 в силу статей 168, 170 ГК РФ являются ничтожными, поскольку были заключены в нарушение требований вышеуказанных норм действующего, в том числе антимонопольного законодательства - без соблюдения публичных процедур, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.

Поскольку договор аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договор аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительное соглашение к нему №1/21 от 31.01.2022 являются ничтожными, имущество находилось и находится в незаконном пользовании у ГПКК «ЦРКК», а УМС Богучанского района не предпринимало и не предпринимает мер, направленных на возврат муниципального имущества в казну муниципального образования и передачу его с соблюдением требований действующего законодательства.

Таким образом, ГПКК «ЦРКК» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения, что предоставило данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущественные условия деятельности и доступа на рынки водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Богучанского района Красноярского края.

Более того, на основании ничтожного договора аренды № 11 от 09.07.2020 ГПКК «ЦРКК» в отсутствие правовых оснований была наделена статусом гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории населенных пунктов Богучанского района Красноярского края (Постановления Администрации Богучанского района: от 05.10.2020 № 995-п, от 08.10.2020 № 1012-п, от 14.10.2020 № 1024-п).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, на основании ничтожного договора аренды № 11 от 09.07.2020, для ГПКК «ЦРКК» была установлена зона ее деятельность для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, что также предоставляет предприятию преимущественные условия ведения деятельности.

Как указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширение возможностей для получения заинтересованными лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение вышеуказанных договоров аренды без проведения публичных процедур и наделение ГПКК «ЦРКК» статусом гарантирующей организацией свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ГПКК «ЦРКК», ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения, что ограничивает конкуренцию за право доступа на рынки водоотведения и водоснабжения Богучанского района.

При рассмотрении дела № 024/01/15-2708/2022 о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 09.07.2020 (с момента заключения договора аренды муниципального имущества № 11 между УМС Богучанского района и ГПКК «ЦРКК») и по 22.11.2022 (дата составления аналитического отчета).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период ГПКК «ЦРКК» на основании договоров аренды № 11 от 09.07.2020, №28/21 от 16.09.2021 и дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022 владеет и пользуется муниципальным имуществом – объектами водоснабжения в территориальных границах п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, а также водоотведения в территориальных границах п. Таежный Богучанского района.

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Богучанского района Красноярского края, следовательно, единственным продавцом такого права может быть уполномоченное собственником лицо - УМС Богучанского района. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, УМС Богучанского района выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Богучанского района Красноярского края.

Учитывая изложенное, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимается – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения на территории Богучанского района Красноярского края.

Определение географических границ товарных рынков в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара, в границах которой, основываясь на экономической, технической или иной возможности, приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Границы территории, на которой осуществляет свои полномочия УМС Богучанского района, в том числе путем предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объектами водоснабжения и водоотведения), является территория муниципального образования Богучанский район Красноярского края.

Географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены как территория муниципального образования Богучанского района Красноярского края.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих осуществлять) деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории Богучанского района Красноярского края.

Согласно списку организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, размещенному на официальном сайте Министерства тарифной политики Красноярского края (http://mtpkrskstate.ru/about/spisok-reguliemykh-organizatsiy.php), в список регулируемых организаций на территории Богучанского района Красноярского края и ближайших районах (Кежемкий, Абанский, Мотыгинский, Эвенкийский), в сфере водоснабжения и водоотведения входят 17 хозяйствующих субъектов, из которых 3 (ООО «Водные ресурсы» (ИНН: 2407061730), ГПКК «ЦРКК», МКУ «МПЧ №1» (ИНН 2407010038) осуществляют свою деятельность на территории Богучанского района.

Комиссия соглашается с доводом УМС Богучанского района о невозможности ведения деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Водные ресурсы» ввиду признания общества банкротом.

Комиссия частично соглашается с доводом УМС Богучанского районам о том, что МКУ «МЧП №1» не имеет отношения к водоснабжению населения, поскольку его основным видом деятельности является деятельность по обеспечению пожарной безопасности (ОКВЭД 84.25.1).

Комиссия отмечает, что осуществление деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения возможно и в качестве дополнительного вида деятельности.

При этом перечень потенциальных пользователей вышеуказанного муниципального имущества коммунального назначения не ограничивается данными лицами.

Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами поселения на анализируемом рынке и ГПКК «ЦРКК» не является единственной организацией, способной выполнять обязательства по водоснабжению и водоотведению населения на территории Богучанского района.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки п. Таежный Богучанкого района Красноярского края является конкурентным среди покупателей данного права.

Комиссия отмечает, что вывод УМС Богучанского района об отсутствии времени на организацию и проведение процедуры торгов в целях избежания чрезвычайной ситуации, защиты интересов населения по обеспечению водоснабжения, обеспечения подготовки к отопительному сезону 2020 - 2021 года и обслуживания сетей холодного водоснабжения не является основанием для игнорирования существующих императивных положений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения; выводы УМС Богучанского района основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В период с 2009 по истекший период действия договора № 38 от 19.10.2017, объекты коммунальной инфраструктуры передавались ООО «Водные ресурсы» по договорам аренды № 4 от 29.04.2009, ,№ 31 от 25.10.2012, № 7/1 от 30.01.2017 и № 38 от 19.10.2017 без проведения установленных законом процедуры.

В соответствии с положениями ФЗ «О концессионных соглашения», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения, заключаемого по общему правилу по результатам конкурсной процедуры. Ранее, до 01.01.2015 муниципальное имущество коммунального назначения также должно было передаваться в конкурентном порядке (по торгам) в силу статьи 17.1ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, уполномоченный орган после внесенных в 2015 году в ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О водоснабжении о водоотведении» изменений должно было организовать установленную законодателем публичную процедуру на право заключения концессионного соглашения, а не продолжать заключать договоры аренды, в том числе договоры аренды № 7/1 от 30.01.2017, № 38 от 19.10.2017 с ООО «Водные ресурсы».

При этом уполномоченный орган бездействовал при реализации возложенных на него обязанностей по обеспечению жизнедеятельности несения (в части объектов водоснабжения и водоотведения), что и привело к возникновению неблагоприятной ситуации, на которую ссылается УМС Богучанского района.

Красноярское УФАС России в предупреждении № 7274 от 18.05.2021, а также в письме №5574 от 08.04.2022 сообщало УМС Богучанского района о недопустимости заключения договора аренды в отношении указанных в Таблице №1 объектов коммунальной инфраструктуры, вместе с тем УМС Богучанского района с момента выдачи предупреждения и до настоящего времени не приняла соразмерные предоставленному сроку для исполнения предупреждения меры, направленные на передачу в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения.

Напротив, муниципальное имущество, указанное в Таблице №1, УМС Богучанского района повторно передала ГПКК «ЦРКК» без публичных процедур посредством заключения договора аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022.

Указанные действия не соответствуют требованиям, установленным ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части передачи объектов водоснабжения и водоотведения и не отвечают обязательствам, возложенным законом №131-ФЗ на УМС Богучанского района при распоряжении и использовании муниципального имущества.

С момента выдачи предупреждения № 7274 от 18.05.2021 УМС Богучанского района настаивает на невозможности заключения концессионного соглашения с ГПКК «ЦРКК» ввиду того, что объекты водоснабжения и водоотведения представляют собой единый технологический комплекс, который подлежит передаче в концессионное соглашение комплексно.

Таким образом, УМС Богучанского района до настоящего времени рассматривает передачу объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в Таблице №1, исключительно по предложению инвестора.

При этом, согласно пояснениям ГПКК «ЦРКК», соответствующего предложения о заключении концессионного соглашения предприятие не направляло.

Таким образом, УМС Богучанского района до настоящего времени не предпринимает надлежащих действий для организации проведения открытого конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении муниципального имущества и игнорирует возложенные на него полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения в установленном законом порядке.

Согласно абзацу 1, пунктам 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий, необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения без проведения торгов привело к устранению конкуренции за доступ на товарные рынки водоснабжения в территориальных границах п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, а также водоотведения в территориальных границах п. Таежный Богучанского района.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов, а также непринятие мер по изъятию из незаконного владения муниципального имущества препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Заключение договоров аренды № 11 от 09.07.2020, №28/21 от 16.09.2021 и дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022 с ГПКК «ЦРКК» без проведения публичных процедур, а также наделение ГПКК «ЦРКК» статусом гарантирующей организации свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности предприятию, ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов водоснабжения, расположенных в п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, а также водоотведения, расположенных п. Таежный Богучанского района.

С учетом вышеприведенных норм законодательства и изложенных обстоятельств, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела №024/01/15-2708/2022 полагает, что вышеуказанных действиях УМС Богучанского района усматривается нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в передаче ГПКК «ЦРКК» муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) по договору аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договору аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022 без проведения публичных процедур, в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также наделения ГПКК «ЦРКК» статусом гарантирующей организации, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ГПКК «ЦРКК», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынки водоснабжения в территориальных границах п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, а также водоотведения в территориальных границах п. Таежный Богучанского района иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Обстоятельств, влекущих прекращение производства по настоящему делу, не установлено, срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, определяемый в соответствии со статьей 41.1 ФЗ «О защите конкуренции» не истек.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что вменяемое нарушение ответчику в части непринятия мер по передаче имущества систем коммунальной инфраструктуры в порядке, установленном действующим законодательством, в настоящий момент не устранено (ГПКК «ЦРКК» продолжает на основании договора аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022 эксплуатировать объекты водоснабжения и водоотведения) Комиссия считает необходимым в целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, выдать ответчику – УМС Богучанского района, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции прекращении.

Согласно статье 37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса,

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать в необходимом объеме материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица УМС Богучанского района дела об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №024/01/15-2708/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление муниципальным имуществом Богучанского района нарушившим пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части передачи ГПКК «ЦРКК» муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) по договору аренды № 11 от 09.07.2020 (акты приема передачи от 10.07.2020 и от 02.10.2020 к дополнительному соглашению № 3 от 02.10.2020, акт приема-передачи от 05.10.2020 к дополнительному соглашению № 4 от 05.10.2020, акт прима-передачи от 06.10.2020 к дополнительному соглашению № 5, акт приема-передачи от 07.10.2020 к дополнительному соглашению № 6), договору аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительного соглашения к нему №1/21 от 31.01.2022 без проведения публичных процедур, в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также наделения ГПКК «ЦРКК» статусом гарантирующей организации, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ГПКК «ЦРКК», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынки водоснабжения в территориальных границах п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки Богучанского района, а также водоотведения в территориальных границах п. Таежный Богучанского района иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества с соблюдением требований действующего законодательства выдать Управлению муниципальным имуществом Богучанского района обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Управлению муниципальным имуществом Богучанского района надлежит в срок до 01.04.2023:

- принять исчерпывающие меры, направленные на возврат в казну муниципального имущества, переданного по договору аренды №28/21 от 16.09.2021 и дополнительному соглашению к нему №1/21 от 31.01.2022 ГПКК «ЦРКК»;

- с учетом того обстоятельства, что объекты водоснабжения, водоотведения, переданные ГПКК «ЦРКК», предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения п. Ангарский, п. Артюгино, с. Богучаны, п. Говорково, п. Гремучий, д. Иркинеево, д. Карабула, п. Красногорьевский, п. Манзя, п. Невонка, п. Нижнетерянск, д. Осиновый Мыс, п. Пинчуга, п. Таежный, п. Такучет, п. Хребтовый, с. Чунояр, п. Шиверский, д. Ярки, п. Таежный Богучанского района Красноярского края и не могут находиться в казне муниципального образования, принять меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке указанных муниципальных объектов, в том числе с учетом требований ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №024/01/15-2708/2022 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Управления муниципальным имуществом Богучанского района дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23, 52 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

УМС Богучанского района
ИНН 2407008705, ОГРН 1022400595436
Главному энергетику ГПКК "ЦРКК" Больсявичусу А.В.
ИНН 2460050766, ОГРН 1022401802136