Постановление №АГ/6672/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-2739/2022 о назначении администр... от 20 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

17 апреля 2023 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления оглашена 13.04.2023

В полном объеме постановление изготовлено 17.04.2023

 

Годованюк, руководитель Красноярского УФАС России, рассмотрев протокол № 024/04/9.21-2739/2022 от 18.01.2023 и материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-2739/2022, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а) (далее – ПАО «Россети Сибирь»), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 Кодекса об административным правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гр. Мокшиной Н.В. (вх. №18294/22 от 11.10.2022) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившееся в нарушении порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение, а также нарушении срока технологического присоединения к электрическим сетям объекта «малоэтажная жилая застройка (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом)», расположенного (который будет располагаться) по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы,  (далее-Объект).

Определением от 01.11.2022 в отношении ПАО «Россети Сибирь» возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2739/2022, принято решение о проведении административного расследования, гр. Мокшина Н.В. привлечена в дело в качестве потерпевшей.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № АГ/19477/22 от 02.12.2022) было предложено 18 января 2023 года в 11 ч. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: пр. Мира, 81д, кабинет 3а для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено ПАО «Россети Сибирь» 08.12.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085979482633.

Протокол составлен 18.01.2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Указанный протокол был получен ПАО «Россети Сибирь» 30.01.2023 (почтовый идентификатор 80097980595868), направлен гр. Мокшиной Н.В. на почтовый и электронный адреса, указанные в заявлении.

Определением от 20.01.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2739/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ назначено к рассмотрению на 14:30 01.02.2023.

Определением от 01.02.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2739/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ было отложено на 12:00 01.03.2023.

Определением от 01.03.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2739/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ было отложено на 10:45 13.04.2023.

Определение от 01.03.2023 было получено ПАО «Россети Сибирь» 13.03.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 80087182994897, направлено гр. Мокшиной Н.В. на почтовый и электронный адреса, указанные в заявлении. Почтовое отправление не было получено гр. Мокшиной Н.В., что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 80084082613057, было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения. Таким образом, процессуальных препятствий для рассмотрения настоящего дела по существу не имеется.

В рассмотрении дела законный представитель, защитник ПАО «Россети Сибирь», гр. Мокшина Н.В., привлеченная в качестве потерпевшей, участие не приняли, ходатайства в адрес управления не поступали.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

В соответствии с материалами дела, гр. Мокшиной Н.В. 07.02.2022. была подана заявка на технологическое присоединение, которой был присвоен № 3817590.

На основании вышеуказанной заявки между гр. Мокшиной Н.В. и ПАО «Россети Сибирь» 10.02.2022 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2400.1091.22 (далее – Договор). Оплата по Договору гр. Мокшиной Н.В. внесена 10.02.2022 в полном объеме.

Согласно пункту 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора, то есть до 10.08.2022 включительно.

Пунктом 11 Договора установлено, что размер платы заявителя за технологическое присоединение составляет 550,00 руб.

К обращению представлен скриншот личного кабинета, согласно которому договор заключен 10.02.2022.

Как следует из заявления, обязательства, предусмотренные Договором, ПАО «Россети Сибирь» в указанный срок (до 10.08.2022) не исполнило.

Согласно п. 10 технических условий № 8000487180, являющихся приложением к Договору, в целях технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация осуществляет:

10.1. Организационные мероприятия:

10.1.1. Подготовку технических условий на технологическое присоединение.

10.1.2. Обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

10.2. Требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» для электроснабжения объектов заявителя: выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительством РФ от 16.02.2008 № 87 и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством.

10.2.1. Строительство ЛЭП-10 кВ от точки, указанной в пункте № 7 настоящих ТУ, до новой ТП 10/0,4 кВ. Протяженность и характеристики ЛЭП уточнить проектом.

10.2.2. Строительство ТП 10/0,4 кВ. Тип, мощность силовых трансформаторов уточнить проектом.

10.2.3. Строительство ЛЭП-0,4 кВ от новой ТП до границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя. Протяженность и характеристики ЛЭП уточнить проектом.

10.2.4. Выполнение монтажа комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Согласно п. 11 технических условий № 8000487180, являющихся приложением к Договору, в целях технологического присоединения заявитель осуществляет:

11а. Выполнение ввода от комплекса коммерческого учета электрической энергии до энергопринимающих устройств объекта кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП.

11б. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

11.1. Требования по проектированию схемы электроснабжения от точки присоединения к сети ПАО «Россети Сибирь»: разработать проектную документацию в границах земельного участка Заявителя согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

11.2. Требования по проектированию и установке устройств защиты и автоматики: не требуется.

11.3. Мероприятия по обеспечению резервным источником питания энергопринимающих устройств, требующих повышенной надежности электроснабжения в соответствии с требованиями НТД: не требуется.

11.4. Требования по согласованию проектной документации с Сетевой организацией и федеральным органом исполнительной власти по технологическому надзору: при разработке проектной документации согласно п. 11.1 настоящих ТУ согласовать ее со всеми заинтересованными сторонами в соответствии с действующим законодательством.

11.5. Требования по предоставлению заключений экспертных организаций по проектной документации, освидетельствования технического состояния энергоустановок и получению разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию: после выполнения технических условий энергопринимающее устройство предъявить представителю Сетевой организации для составления акта о выполнении ТУ, акта об осуществлении технологического присоединения, акта допуска прибора учета к эксплуатации и согласования расчетной схемы учета электроэнергии.

Согласно заявлению, обязательства, предусмотренные Договором, ПАО «Россети Сибирь» в указанный срок (до 10.08.2022) не исполнило.

Исходя из представленных ПАО «Россети Сибирь» письменных пояснений и документов (вх. № 20968-ЭП от 08.11.2022), для выполнения мероприятий со стороны сетевой организации по Договору, заключенному гр. Мокшиной Н.В., на Общество возложены обязательства, выполнение которых в несколько раз превышает плату, внесенным заявителем по Договору. Несмотря на финансовые трудности, Обществом предприняты все необходимые действия для исполнения заключенного договора. На расстоянии 15 метров от участка Заявителя расположены сети ДНП «Колос-2006». Длительное время ведется работа по принятию указанных сетей на баланс Филиала. По независящим от Общества причинам (непредставление собственником сетей полного комплекта документов, отсутствие согласования на установление сервитута) принятие указанных сетей на баланс затягивается. Со стороны сетевой организации проведена работа по минимизации и исключению капитальных затрат по договорам технологического присоединения, объекты которых располагаются на территории ДНП «Колос-2006», получено согласование по технологическому присоединению ДНП, в том числе, по Объекту Мокшиной Н.В. В настоящее время ведется работа по внесению изменений в технические условия, а также подготовке и подписанию дополнительных соглашений совместно с актами технологического присоединения. Указанные действия со стороны сетевой организации свидетельствуют об отсутствии пренебрежительного отношения Общества к исполнению публично-правовых обязанностей, а также подтверждают намерения компании добровольно исполнять взятые на себя обязательства.

В материалах дела имеется письмо председателя ДНП «Колос-2006» о согласовании технологического присоединения максимальной мощности для заявителей, находящихся на территории ДНП «Колос-2006» от ближайших опор (размещенных возле земельных участков). Объект гр. Мокшиной Н.В. включен в перечень земельных участков.

Общество приобщило в материалы дела копию акта № Е-8-623 допуска прибора учета в эксплуатацию (с информацией о фактических точках присоединениях) от 07.06.2022, согласно которому прибор учета допущен в качестве расчетного, замечаний нет. Отмечено, что прибор учета допущен в качестве расчетного до установки прибора учета сетевой организации, он является взаиморасчетным с прибором учета ДНП «Колос-2006».

Гр. Мокшина Н.В. письмом (вх. № 22779-ЭП/22 от 08.12.2022) приобщила в материалы дела копию справки по операции из ПАО «Сбербанк», подтверждающей внесение заявителем оплаты по Договору в размере 550 руб.

В соответствии с представленными ПАО «Россети Сибирь» письменными пояснениями (вх. № 6102-ЭП/23 от 28.03.2023), при исполнении Договора установлено наличие сетей ДНП «Колос-2006» в районе участка гр. Мокшиной Н.В. В связи с чем, со стороны сетевой организации подготовлены дополнительные соглашения о внесении изменений в технические условия. Дополнительное соглашение было подписано гр. Мокшиной Н.В. 20.03.2023. Общество пояснило, что новое технологическое присоединение необходимо для объекта гр. Мокшиной Н.В., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, мкр. Чистые Пруды, пер. Солнечный, уч. № 15, кадастровый номер земельного участка 24:11:0090102:364. Исходя из акта допуска прибора учета, имеющегося в материалах дела, допущенный прибор учета № 093217089 является взаиморасчетным с прибором учета № 022296, который принадлежит ДНП «Колос-2006». Показания прибора учета, на момент составления акта - 058684,5 кВт.ч. По состоянию на начало марта текущего года показания данного прибора учета составляют 065877,0 кВт.ч., что подтверждает факт потребления электрической энергии от сетей ДНП «Колос-2006», поскольку имеется опосредованное подключение к электрическим сетям ДНП. Кроме того, ПАО «Россети Сибирь» считает, что наличие опосредованного подключения к электрическим сетям ДНП, также подтверждается и фотографией дома потерпевшей. Сетевая организация отметила, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090102:364 принадлежит потерпевшей с 2015 г., на нем имеется жилой дом, в котором и проживает гр. Мокшина Н.В. Также Общество отметило, что между ДНП «Колос-2006» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор электроснабжения № 140364 от 03.10.2010. Согласно пояснениям ПАО «Россети Сибирь», на основании договора от 2008 года ДНП «Колос-2006» имеет технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, мкр. «Чистые пруды», уч. 1. Собственником земельного участка с кадастровым номером № 24:11:0090102:281 являлся ДНП «Колос-2006».

В связи с указанным, Общество заявило следующие ходатайства:

- о направлении запроса в ПАО «Красноярскэнергосбыт» о номерах приборов учета, по которым производилось и производится в настоящее время начисление оплаты ДНП «Колос-2006»;

- о направлении запроса в ПАО «Красноярскэнергосбыт» о наличии договора электроснабжения с Мокшиной Натальей Владимировной, 22.09.1973 года рождения, прибор учета № 093217089;

- привлечь к участию в рассмотрении дела представителя ДНП «Колос-2006» в качестве свидетеля, для дачи пояснений;

- отложить рассмотрение административного дела № 024/04/9.21-2739/2022 для направления запросов;

- объединить в одно производство дела об административном правонарушении находящиеся в производстве УФАС по Красноярскому краю, возбужденные по заявлениям заявителей, чьи объекты находятся на территории ДНП «Колос-2006», поскольку указанные дела имеют аналогичный предмет рассмотрения, а именно несвоевременное осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объектов заявителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. В связи с тем, что указанное ходатайство является недостаточно мотивированным, принимая во внимание то, что в адрес ДНП «Колос-2006» направлен запрос о представлении информации, в удовлетворении указанного ходатайства ПАО «Россети Сибирь» отказано.

Ходатайство ПАО «Россети Сибирь» о направлении запроса в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» с целью получения сведений о номерах приборов учета, по которым производилось и производится в настоящее время начисление оплаты ДНТ «Колос-2006», а также с целью получения сведений о наличии договора электроснабжения, заключенного с Мокшиной Натальей Владимировной, 22.09.1973 года рождения, прибор учета № 093217089, является немотивированными, в связи с чем не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел, о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как указано в ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Материалы заявленных Обществом дел не содержат сведений о совершении ПАО «Россети Сибирь» одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ. Таким образом, ходатайство ПАО «Россети Сибирь» об объединении в одно производство дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве УФАС по Красноярскому краю, возбужденных по заявлениям заявителей, чьи объекты находятся на территории ДНП «Колос-2006», не подлежит удовлетворению.

В ходатайстве об отложении рассмотрения настоящего дела ПАО «Россети Сибирь» также отказано.

ПАО «Россети Сибирь» не осуществило мероприятия по технологическому присоединению Объекта заявителя к электрическим сетям в установленный Договором и законодательством срок, а именно до 10.08.2022. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).

В соответствии с пунктом 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Пунктом 104 Правил установлено, что договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 Правил.

В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - это документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

Вышеуказанные документы не были представлены в материалы дела сторонами, в связи с чем антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии таких документов и, как следствие, об отсутствии надлежащего технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (период действия повторности - с 21.06.2021 по 02.12.2022).

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного Договором и Правилами № 861 срока технологического присоединения Объекта гр. Мокшиной Н.В. к электрическим сетям (до 10.08.2022), содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ гр. Мокшина Н.В. является потерпевшей в результате действий ПАО «Россети Сибирь», выразившихся в нарушении порядка технологического присоединения Объекта заявителя.

Факт правонарушения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ удостоверяется заявлением гр. Мокшиной Н.В. (вх. №18294/22 от 11.10.2022), а также материалами дела об административном правонарушении №024/04/9.21-2739/2022.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обусловливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности. Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Установленные Правилами порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.

Исходя из изложенного, в совокупности с положением части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации в Правилах сроков технологического присоединения является одним из основополагающих требований к порядку технологического присоединения, обеспечивающего доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, защиты прав потребителей. Нарушение сроков технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Нарушение установленных Правилами сроков технологического присоединения потребителей не влияет на дальнейшее поведение общества, сетевая организация продолжает нарушать установленные законодательством сроки технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается сложившейся в регионе судебной практикой.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь», убыток Общества за январь-декабрь 2019 года составил 790 245 тыс. руб., за период январь-декабрь 2020 года прибыль – 2 757 тыс. руб., за период январь-декабрь 2021 года чистая прибыль Общества составила 1 102 864 тыс. руб., за период январь-декабрь 2022 года убыток Общества составил 207 039 тыс. руб.

Вместе с тем, Обществом не доказано, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ для уменьшения штрафа ниже минимального размера не имеется.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП РФ, Обществом не были заявлены, при рассмотрении данного дела не установлены.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь, статьями 4.1, 4.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Назначить ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5 - 2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

При этом, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Мокшина Н.В.
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327