Решение б/н Решение и предписание по делу № 202-15-11, возбужденному в о... от 12 сентября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация Назаровского района

 

 

ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край, 662200

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от «30» июня 2011 года по делу № 202-15-11                                                                        г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  16 июня 2011.

В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2011.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 202-15-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией Назаровского района (ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках проведения Красноярским УФАС России контрольного мероприятия по проверке администрации Назаровского района на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства (приказ управления от 15.03.2011 № 148 «О проведении плановой проверки») выявлен договор аренды помещения, находящегося в казне Назаровского района №18 от 29.01.2009, согласно которому администрация Назаровского района передает в аренду МУП «Райбыт» нежилые здания, общей площадью 43,4 кв.м., расположенные по адресу: Назаровский район, с. Подсосное, ул. Школьная, 12 и с. Павловка, ул. Советская, 9.

Указанный договор № 18 от 29.01.2009 заключен без получения предварительного согласия антимонопольного органа и без проведения торгов.

К договору аренды № 18 от 29.01.2009 подписаны ряд соглашений. Соглашение от 02.02.2010 о продлении срока действия договора № 18 от 29.01.2009 с 01.01.2010 до 01.05.2010. Соглашение № 2 от 05.05.2010 о продлении срока действия договора № 18 от 29.01.2009 с 01.05.2010 до 31.12.2010. Соглашение № 3 без даты о продлении срока действия договора № 18 от 29.01.2009 с 01.01.2011 до 30.12.2011.

По факту заключения договора аренды № 18 от 29.01.2009  управлением на основании приказа № 370 от 06.06.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 202-15-11 по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Назаровского района.

Дело № 202-15-11 рассмотрено с участием представителя администрации Назаровского района <…> (доверенность № 01-42-1121 от 16.06.2011).

Факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Назаровского района  признан.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает:

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 6 части 1 статьи 33 Устава Назаровского района администрация Назаровского района осуществляет от имени Назаровского района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Назаровского района, а так же сдает в аренду муниципальное имущество.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вступившим  в силу 26.10.2006, был введен институт муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ).

  Пунктом 1 части 4 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции»  (ред. от 17.07.2009) установлено, что не является государственной и муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом,  определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление муниципального имущества, без согласия антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20.

Передача администрацией Назаровского района муниципального имущества МУП «Райбыт» по договору аренды от 29.01.2009 № 18 в период действия ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальной преференцией, поскольку предоставляет предприятию преимущества путем передачи муниципальной собственности для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

 Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», не требуется.  

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Заключение договоров аренды муниципального имущества после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции»  должно осуществляться в соответствии  с его требованиями. 

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, договоры аренды, безвозмездного пользования заключенные после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции», являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку не соответствуют требованиям закона, не порождают юридических последствий и не могут быть продлены, перезаключены.

 На момент заключения договора аренды от 29.01.2009 № 18 должны были быть соблюдены требования ФЗ «О защите конкуренции», вступившего в законную силу 26.10.2006.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Соответственно, срок заключенного договора аренды  29.01.2009 № 18 определен периодом с 01.01.2009 по 28.12.2009. С момента заключения как дополнительного соглашения от 02.02.2010 к договору от  29.01.2009 № 18, возникли новые сроки исполнения обязательств с 01.01.2010 по 01.05.2010, так и последующих соглашений № 2 и № 3 с 01.05.2010 до 31.12.2010 и соответственно с 01.01.2011 до 30.12.2011.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора.

В результате заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды, предусматривающего новый срок исполнения обязательства, между сторонами возникают новые обязательства. Таким образом, дополнительные соглашения  к договору аренды от 29.01.2009 № 18 должны были быть заключены в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции». То есть либо по результатам торгов, либо с предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Заключение дополнительных соглашений к договорам аренды, продляющих срок аренды муниципального имущества, после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции»  должно осуществляться в соответствии  с его требованиями. 

Комиссия приходит к выводу о том, что договор аренды № 18 от 29.01.2009, дополнительные соглашения к договору аренды, продляющие срок его действия, заключены с нарушением требований ФЗ «О защите конкуренции». 

Предоставление МУП «Райбыт» муниципального имущества в нарушение установленного порядка  может препятствовать развитию конкуренции  и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с МУП «Райбыт» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны администрации Назаровского района для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для индивидуального предпринимательства.

На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции. Запрет для органов местного самоуправления по совершению действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Назаровского района, предоставив муниципальную преференцию МУП «Райбыт» в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность.

В соответствии с вышеизложенным  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации Назаровского района, выразившихся в предоставлении в пользование муниципального имущества МУП «Райбыт» в нарушение установленного порядка по договору аренды № 18 от 29.01.2009, нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения дополнительных соглашений к договору аренды № 18 от 29.01.2009.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать администрацию Назаровского района нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении МУП «Райбыт»  муниципальной преференции путем предоставления в пользование  муниципального имущества по договору аренды № 18 от 29.01.2009 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2.  Признать администрацию Назаровского района нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении МУП «Райбыт»  муниципальной преференции путем заключения дополнительных соглашений к договору аренды № 18 от 29.01.2009, продляющих срок действия договора, без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

3.  Выдать администрации Назаровского района предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов  гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, согласно которому администрации Назаровского района надлежит совершить действия, направленные на возврат  муниципального имущества, переданного МУП «Райбыт»  по договору аренды № 18 от 29.01.2009 в казну Назаровского района.

 

Примечание. Решение и предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                           Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                              В.А. Денк

 

                                                                                                                                    Н.О. Высотина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

Администрация Назаровского района

 

 

ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край, 662200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 202-15-11 О ПРИНЯТИИ МЕР ПО ВОЗВРАТУ ИМУЩЕСТВА, ИНЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ, ПЕРЕДАННЫХ В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ

 

 «30» июня 2011 года                                                                                                                 г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30.06.2011 по делу № 202-15-11 о нарушении администрацией Назаровского района (ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край, 662200) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Назаровского района надлежит прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении МУП «Райбыт»  муниципальной преференции путем предоставления в пользование  муниципального имущества по договору аренды № 18 от 29.01.2009 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2. Администрации Назаровского района надлежит прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении МУП «Райбыт»  муниципальной преференции путем заключения дополнительных соглашений к договору аренды № 18 от 29.01.2009 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

3. Администрации Назаровского района надлежит в срок до 30 августа 2011 года совершить действия, направленные на возврат  муниципального имущества, переданного МУП «Райбыт» по договору аренды муниципального имущества № 18 от 29.01.2009, в казну Назаровского района.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                               В.А. Денк                                                                                                                  

                                                                                                                 

                                                                                                                                          Н.О. Высотина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны