Решение б/н Решение по делу № 3-16-19 от 13 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 СО по Ачинскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю

микрорайон 5, 10, г.Ачинск, Красноярский край, 662150

 

Управление образования администрации Ачинского района

ул. Свердлова, 17, г. Ачинск,

Красноярский край,  662150

 

ООО «КрасСтройКомплекс»

ул. 40 лет Победы, 2-631, г. Красноярск, 660119

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-16-19

13 мая 2019 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 22 апреля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления - начальник контрольного отдела; члены Комиссии –
<...>, начальник отдела контроля органов власти; <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело №3-16-19, возбужденное в отношении  Управления образования администрации Ачинского района (ул. Красного Пожарника, стр.2, г.Ачинск, Красноярский край, 662150; ИНН/ОГРН – 2443006238/ 1022401162376) (далее – Управление образования) и общества с ограниченной ответственностью «КРАССТРОЙКОМПЛЕКС» (ул. 40 лет Победы, д.2, 631, г. Красноярск, 660119; ИНН/ОГРН – 2465155201/ 1162468116183) (далее – ООО «КСК») по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»)

в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Следственного отдела по Ачинскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю (исх. № 407пр-18 от 17.09.2018; вх. №17673 от 10.10.2018) о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Управления образования и ООО «КСК» по организации и выполнению ремонтных работ в кабинете №1 Управления образования администрации Ачинского района.

По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях Управления образования и ООО «КСК» признаков нарушения пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении вышеназванными лицами антиконкурентного соглашения путем допуска ООО «КСК» Управлением образования к выполнению текущего ремонта кабинета №1 (бухгалтерии) в 2016 году без заключения муниципального контракта и без проведения публичных процедур, приказом Красноярского УФАС России №4 от 10.01.2019 возбуждено настоящее дело. 

Определением от 18.01.2019 о назначении дела №3-16-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечен Следственный отдел по Ачинскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю, в качестве ответчиков Управление образования и ООО «КСК», а рассмотрение дела назначено на 12.03.2019.

12.03.2019 дело №3-16-18 рассмотрено при участии представителя Управления образования администрации Ачинского района Красноярского края <...> <...>, в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Определением от  12.03.2019  об отложении рассмотрения дела №3-16-19 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела отложено на 22.04.2019.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх.№ 3966 от 19.03.2019).

При рассмотрении дела №3-16-19 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

 В соответствии с Положением об Управлении образовании администрации Ачинского района, утвержденного Постановлением  Администрации Ачинского  района от 30.12.2016 №505-п (далее – Положение), Управления образования является  органом Администрации Ачинского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Ачинского района по решению вопросов местного значения в области образования.

Согласно пункту 1.8 Управление образования в своей деятельности подчиняется Главе Ачинского района.

Организационно-правовая форма Управления образования - казенное учреждение (пункт 1.11 Положения).

В соответствии с электронной выпиской из ЕГРЮЛ, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), основным видом деятельности Управление образования является: «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера». Согласно пункту 2.1 Положения Основным видом деятельности Управления образования является управление в сфере образования.  

В соответствии с пунктом 6.3 Положения Управление образования строит свои отношения с государственными органами, органами местного самоуправления Ачинского района, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Управление образования свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации. Управление образования при осуществлении своей деятельности обязано применять положения Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»).

ООО «КСК» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю 08.11.2016 за основным государственным номером 1162468116183.

В соответствии с электронной выпиской из ЕГРЮЛ, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), основным видом деятельности   ООО «КСК» является строительство жилых и нежилых зданий.

Следственным отделом по Ачинскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю в ходе проведения проверки в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что ООО «КСК» в 2016 году осуществляло текущий ремонт в кабинете №1 (бухгалтерия) Управления образования.

При этом выбор вышеназванного подрядчика Управлением образования был осуществлен без проведения публичных процедур.

В подтверждение выполнения работ по текущему ремонту кабинета №1 (бухгалтерия) Управления образования в 2016 году Следственным отделом по Ачинскому району представлены объяснения следующих лиц: <...>, ранее замещавшей должность руководителя Управления образования; <...>, и.о. руководителя Управления образования; <...>, бухгалтера Управления образования; <...>, замещавшей должность руководителя Управления образования в период с 14.07.2017 по 26.07.2018; <...>, начальника централизованной бухгалтерии Управления образования.

Из объяснений вышеназванных лиц следует, что ремонтные работы в бухгалтерии Управления образования были выполнены в 2016 году подрядчиком - ООО «КСК», директором которого на момент выполнения работ являлся Никулин В.В.

Согласно объяснениям <...>, замещавшей должность руководителя Управления образования в период с 14.07.2017 по 26.07.2018, а также <...>, ранее замещавшей должность руководителя Управления образования, оплата за ремонтные работы в 2016 году не была произведена, в связи с распоряжением Главы Ачинского района.

Как следует из объяснений <...>, <...>, проведение оплаты планировалось за счет увеличения смет на ремонтные работы, планируемые выполнить в 2016 году в других учреждениях Ачинского района.

Вместе с тем, из объяснений <...>, замещавшей в период с 14.07.2017 по 26.07.2018 должность руководителя Управления образования, установлено следующее.

В сентябре 2017 года директор ООО «КСК» <...> обратился в Управление образования и к главе Ачинского района с вопросом об оплате за выполненные в 2016 году ремонтные работы в кабинете бухгалтерии Управления образования.

При указанных обстоятельствах было принято решение о заключении муниципального контракта.

04.12.2017 на сайте единой информационной системы закупок www. zakupki.gov.ru Управлением образования было размещено извещение №0319300174017000047 о проведении запроса котировок на выполнение работ по текущему ремонту кабинета №1 (бухгалтерия) 12 этаж Управления образования 

Согласно протоколу №1 от 08.12.2017 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок было подано 6 заявок (таблица 1).

Таблица 1. Участники запроса котировок с извещением №0319300174017000047.

Наименование ЮЛ

Дата и время заявки

Ценовое предложение, руб.

ООО «Маллард»

07.12.2017 13:10

158382,73

ООО «Вита-Трэвэл-Ачинск»

07.12.2017  13:35

Укажи ценовое предложение, заявка признана несоответствующей

ООО «Ачинскжилстрой»

07.12.2017 13:57

173126

ООО «Красный квадрат»

07.12.2017  16:11

174400

ООО «Формула комфорта»

07.12.2017  16:45

Укажи ценовое предложение, заявка признана несоответствующей

ООО «КСК»

07.12.2017 16:58

156892

 

19.12.2017 руководителем Управления образования в лице <...> и ООО «КСК» в лице <...> по результатам запроса котировок на выполнение текущего ремонта в кабинете №1 (бухгалтерия) Управления образования заключен муниципальный контракт №0319300174017000047.

02.02.2018 платежным поручением №878718 на расчетный счет ООО «КСК» перечислены денежные средства за выполненные ремонтные работы в кабинете №1 (бухгалтерия).

Техническим заданием к вышеназванному муниципальному контракту предусмотрены следующие виды работ:

№ п/п

 

Раздел 1. 12 этаж. Кабинет №1 бухгалтерия.

1

Разборка плинтусов

2

Окраска потолков

3

Устройство плинтусов

4

Разборка покрытий полов

5

Разборка оснований полов

6

Устройство покрытий дощатых

7

Устройство покрытий из плит древесноволокнистых

8

Устройство покрытий из ленолиума

9

Устройство плинтусов

10

Снятие обоев

11

Сплошное выравнивание штукатурки стен

12

Оклейка обоями стен по монолитной штукатурке

13

Окраска стен

14

Демонтаж дверных коробок

15

Снятие дверных полотен

16

Снятие наличников

17

Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах

18

Окраска труб

Раздел 2. Комната

1

Разборка плинтусов

2

Окраска потолков

3

Устройство плинтусов

4

Разборка плинтусов

5

Разборка покрытий полов

6

Разборка оснований полов

7

Устройство покрытий дощатых

8

Устройство покрытий из плит древесноволокнистых

9

Устройство покрытий из ленолиума

10

Устройство плинтусов

11

Снятие обоев

12

Сплошное выравнивание штукатурки стен

13

Оклейка обоями стен по монолитной штукатурке

14

Окраска стен

15

Окраска дверей

16

Окраска труб

 

Вместе с тем, как следует из объяснений вышеназванных должностных лиц Управления образования вышеназванные ремонтные работы в кабинете №1 (бухгалтерия) Управления образования по указанному муниципальному контракту в 2017 году не производились, а были выполнены ООО «КСК» в 2016 году.

На заседании Комиссии представитель Управления образования <...> <...> поддержала письменные пояснения, ранее представленные в адрес Красноярского УФАС России (исх. №147 от 07.03.2019; вх. №3873 от 07.03.2019), из которых следует, что в 2016 году руководителем Управления образования была <...> Муниципальный контракт на выполнение работ по текущему ремонту кабинета № 1 (бухгалтерия на 12 этаже) не был заключен, соответственно, не было основания для оплаты выполненных работ. В период руководства <...> 19 декабря 2017 года был заключен муниципальный контракт № 013900174017000047 на выполнение работ  по текущему ремонту кабинета № 1 (бухгалтерия на 12 этаже). Согласно протоколу № 1  от 08.12.2017 на участие в закупке было подано 6 (шесть) заявок. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок, ООО «КСК» было признано победителем, заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в которой указана наиболее низкая цена работ. В связи с тем, что в 2016 году должностным лицом Управления образования была <...>, а в 2017 году, соответственно, <...>, считает что, признаки нарушения пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок строительных работ, путем допуска ООО «КСК» к работам, усматривается именно в действиях должностных лиц, а не юридического лица. Ввиду чего, привлечение Управления образования по пункту 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», по мнению представителя Управления образования,  неправомерно.

Из письменных пояснений законного представителя ООО «КСК» <...>, представленных в адрес Красноярского УФАС России (вх.№3912 от 11.03.2019), следует, что в 2016 году ООО «КСК» в лице <...> подписало муниципальный контракт на выполнение текущего ремонта в кабинете №1 (бухгалтерия) Управления образования согласно пункта 5 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе». Указанный контракт, справка о стоимости выполненных работ, акт выполненных работ были переданы на оплату <...> В связи с тем, что в тот же период в Обществе произошли кадровые изменения, факт отсутствия оплаты за выполненные работы Общество обнаружило в 2017 году. 04.12.2017 в системе ЕИС было опубликовано извещение о проведении котировки №031900174017000047 на выполнение текущего ремонта в кабинете №1 (бухгалтерия) Управления образования, то есть тех работ, которые Общество уже выполнило в 2016 году. Приняв решение на участие в котировке ООО «КСК» попыталось вернуть затраченные в 2016 году денежные средства. Предложив цену за фактически выполненные работы в сумме 156892 рублей 07 копеек Общество по результатам вскрытия конвертов стало победителем закупки. В 2018 году платежным поручением №878718 на  расчетный счет поступили денежные средства за выполненные работы в кабинете №1 (бухгалтерия) Управления образования.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением закупок для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»).

Согласно статье 3 ФЗ «О контрактной системе» под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном ФЗ «О контрактной системе» порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» под заказчиком понимается заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг Управление образования выступает муниципальным заказчиком и обязано руководствоваться положениями ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 ФЗ «О контрактной системе» закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В ФЗ «О контрактной системе» содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Частью 1 статьи 3  ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Не проведение Управлением образования конкурсных процедур в 2016 году на выполнение текущих ремонтных работ в кабинете бухгалтерии Управления образования привело к созданию преимущественного положения единственного подрядчика - ООО «КСК» и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение контракта.

Оплата выполненных ООО «КСК» работ осуществлена Управлением образования в 2018 году на основании муниципального контракта №0319300174017000047 от 19.12.2017.

При этом, проведение запроса котировок по извещению №0319300174017000047, а в последующем заключение муниципального контракта №0319300174017000047 от 19.12.2017 осуществлено Управлением образования в целях придания вида законности совершаемых финансовых операций с денежными средствами бюджета Ачинского района, поскольку без заключения муниципального контракта невозможно было провести оплату уже выполненных работ. Подтверждением данного вывода являются объяснениям <...>, <...>, имеющиеся в материалах дела, а также письменные  пояснения директора ООО «КСК».

 Таким образом, достигнутое между Управлением образования и ООО «КСК» соглашение начало исполняться до объявления запроса котировок, который впоследствии стал способом формальной  легализации ранее достигнутого соглашения.

Согласно протоколу №1 от 08.12.2017 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок  заявка ООО «КСК» подана последней из числа 6 заявок, накануне окончания срока подачи заявок.

При этом заявки двух участников запроса котировок отклонены без указания в протоколе причин отклонения, в том числе отклонена заявка ООО «Формула комфорт», ценовое предложение которого было ниже ценового предложения ООО «КСК».

Довод представителя Управления образования о неправомерности вменения Управлению образования нарушения пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией отклоняется ввиду следующего.

В соответствии  со статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» субъектами соглашений и согласованных действий, которые приводят или могут при привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации  и хозяйствующие субъекты.

Должностные лица <...>, <...> были наделены организационно-распорядительными полномочиями и при допуске к выполнению общестроительных работ ООО «КСК», а также при объявлении запроса котировок в отсутствие муниципальной нужды и заключении муниципального контракта №0319300174017000047 от 19.12.2017 с последним выступали не от своего имени, но от имени Управления образования.

Таким образом, в рассматриваемом случае именно Управление образование является субъектом ответственности по статье 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» является предметом иного (административного или  уголовного) производства и не подлежит рассмотрению в рамках настоящего дела.    

Довод ООО «КСК» о выполнении  работ в 2016 году на основании муниципального контракта, заключенного в порядке пункта 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» документально не подтвержден и не принимается Комиссией во внимание ввиду следующего.

На основании пункта 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей может осуществляться  государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией.

Таким образом,  осуществлять закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» могут только прямо перечисленные в вышеуказанной норме заказчики.

Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Таким образом, Управление образования, закупая работы по текущему ремонту кабинета №1, не имело оснований для осуществления закупки на основании  пункта 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе».  

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо также установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его продуктовых и географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в период допуска ООО «КСК» к выполнению работ по ремонту кабинета №1 (бухгалтерии) Управления образования  и составил один месяц – август 2016 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке общестроительных работ.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции» понимаются общестроительные работы.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Местонахождение заказчика – г. Ачинск, Красноярский край. Вместе с тем, в случае, если бы Управление образование проводило закупку конкурентными способами определения поставщика (исполнителя, подрядчика), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно осуществляющие  поставку подобных товаров.

При этом необходимо принимать во внимание, что Управление образования, чья потребность в соответствующем товаре не может быть реализована вне места нахождения учреждения, осуществляет свою деятельность только на территории г. Ачинска, Красноярского края. Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией данного муниципального образования.

Потенциальными исполнителями (подрядчиками) могут быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно выполняющие или имеющие возможность выполнить подобные работы на  территории г. Ачинска, Красноярского края. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число продавцов товара на анализируемом рынке. В состав данных субъектов в частности входят лица, принявшие участие в запросе котировок по извещению № ………………

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке выполнения общестроительных работ в пределах географических границ г. Ачинска, Красноярского края. Рынок выполнения общестроительных работ в целях удовлетворения муниципальных нужд Управления образования Ачинского района в пределах указанных географических границ является конкурентным среди продавцов – исполнителей данных работ.

Как указано выше в основе контрактной системы в сфере закупок лежат принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 ФЗ «О контрактной системе»).

Независимо от способа закупки эти принципы должны соблюдаться в полной мере.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения контракта указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

Кроме того, с целью недопущения коррупционных проявлений, для реализации принципа прозрачности и гласности проводимых закупок, а также развития добросовестной конкуренции заказчикам рекомендуется расширять число закупок, проводимых в электронной форме.

Не проведение Управлением образования в 2016 году публичных процедур на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ в  кабинете №1 Управления образования, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «КСК» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, поскольку вышеназванная закупка общестроительных работ была произведена без соблюдения норм ФЗ «О контрактной системе», отсутствуют предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

Учитывая изложенную совокупность фактических обстоятельств и правовых норм Комиссия приходит к выводу, что между Управлением образования и ООО «КСК» имел место сговор на выполнение работ по ремонту кабинета №1 (бухгалтерии) Управления образования в обход конкурентных процедур.

С учетом изложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 3-16-19 пришла к выводу о наличии в действиях Управления образования и ООО «КСК» нарушения пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на рынок общестроительных работ путем допуска ООО «КСК» к выполнению текущего ремонта кабинета №1 в Управлении образования без проведения публичных процедур и до заключения муниципального контракта.   

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об  устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, на момент вынесения решения установленное нарушение является оконченным, работы по ремонту кабинета №1 (бухгалтерия) в Управлении образования выполнены.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчикам обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП); действия по заключению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц дел об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №3-16-19 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 16, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1.Признать Управление образования и ООО «КСК» нарушившими пункт 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части  заключения антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок общестроительных работ в целях удовлетворения муниципальных нужд Управления образования Ачинского района, путем допуска ООО «КСК» к выполнению работ по текущему ремонту кабинета №1 в Управлении образования без проведения публичных процедур и до заключения муниципального контракта.

2. Обязательное для исполнения предписание по делу не выдавать.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №3-16-19 уполномоченному должностному лицу прокуратуры и Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении «КСК», а также в отношении виновных должностных лиц  Управлении образования и ООО «КСК» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии           

<...>

Члены Комиссии

<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны