Предупреждение №АГ/19254/23 предупреждение ДГХ от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Департамент градостроительства

Администрации г. Красноярска

ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049






ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Форемняка В.М. (вх. № 20851/23 от 17.10.2023) о проведении проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства действий Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска (далее – Департамент), связанных с отказом в размещении временного сооружения – автомойки по адресному ориентиру: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, 6.

Ранее Форемняк В.М. обращался в адрес Красноярского УФАС России (заявления вх.№1172-ИП/23 от 19.01.2023, вх. № 8640-ЭП/23 от 28.04.2023) в отношении действий Департамента, связанных с отказом в предоставлении мест для размещения временных сооружений, в том числе – автомоек замкнутого цикла по адресному ориентиру: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, 6.

Из повторного заявления Форемняка В.М. (вх. № 20851/23 от 17.10.2023) следует, что Департаментом ответ подготовлен на основании постановлений Администрации г.Красноярска №809 от 29.11.2014, №137 от 02.04.2012, которые регламентируют размещение временных сооружений на территории г. Красноярска. Поданное заявление принято Департаментом в работу в соответствии с вышеуказанными постановлениями, Департаментом проведен градостроительный анализ и дан, ответ о том, что участок уже предоставлен иному лицу для размещения временного сооружения. Вместе с тем, Форемняк В.М. полагает, что Департаментом не мог быть сделан вывод о наложении испрашиваемого места размещения временного сооружения с временным сооружением (автостоянкой), принадлежащим Волкову В.А., поскольку на схеме, приложенной к его заявлению, отсутствуют координаты испрашиваемого участка, не указан масштаб. В подтверждение доводов о невозможности установления наложения земельных участков Форемняком В.М. представлено заключение эксперта №ПЭ 01/09 от 01.09.2023. Кроме того, Форемняк В.М. указывает на то, что при подаче заявления в адрес Администрации г. Красноярска (исх.№ВП-2022-001326 от 20.03.2022, вх.№Ф-3974/22 от 18.04.2022) была указана ориентировочная схема размещения, на которой выделен участок примерно 5000 кв.м., при этом в заявлении указано на необходимость размещения временного сооружения на площади от 120 до 300 кв.м.

По результатам анализа полученной в ходе рассмотрения заявления информации было установлено следующее.

В адрес Департамента 30.10.2021 поступило заявление Волкова В.А. о предоставлении
компенсационного места для размещения временного сооружения - автостоянки по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Ломако,4.

В результате рассмотрения указанного заявления Департамент счел возможным
размещение автостоянки площадью 798 кв.м. на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Ломко, д. 4, о чём сообщил заявителю (письмо от 20.12.2021 № В-6090-ек).

В дальнейшем с Волковым В.А. был заключен договор № В/1669 от 05.05.2022. В последующем на основании заявления Волкова В.А. от 17.05.2022 в порядке пункта 22 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением Администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 809 (далее – Положение №809) площадь временного сооружения была увеличена с 798 кв.м до 7243 кв.м., в связи с чем заключен договор №В/5376 от 23.09.2022.

Форемняк В.М. с целью размещения временного сооружения – автомойки, по адресному ориентиру: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, 6 обратился с заявлением (№ВП-2022-001326 от 20.03.2022) в Департамент.

Заявление Форемняка В.М. в адрес Департамента поступило 18.04.2022 (№ Ф-3974/22от 18.04.2022).

Письмом от 16.05.2022 №Ф-3974/22 (на №Ф-3974/22 от 18.04.2022) Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска дан ответ с отказом в предоставлении места размещения временного сооружения.

Основанием для отказа Департамента в письме от 16.05.2022 №Ф-3974/22 явилось то, что в результате проведенного градостроительного анализа земельного участка по адресу: г.Красноярск, ул. Петра Ломако, 6 установлено, что участок, на котором предполагается размещение временного сооружения, предоставлен иному лицу для размещения временного сооружения.

В письменных пояснениях (вх.№6168-ЭП/23 от 28.03.2023), представленных в адрес Красноярского УФАС России, Департамент сообщил о том, что при рассмотрении обращения Форемняка В.М. Департаментом проведен градостроительный анализ земельного участка, предполагаемого места размещения, в соответствии с ситуационным планом, предоставленным Форемняком В.М. к заявлению. В результате анализа установлено, что ранее Департаментом согласовано размещение временного сооружения – автостоянки Волкову В.А. на земельном участке, границы которого имею наложение на границы земельного участка, испрашиваемого Форемняком В.М.

Относительно доводов Форемняка В.М. об указании им ориентировочной схемы размещения, на которой выделен участок примерно 5000 кв.м., об испрашивании участка для размещения временного сооружения на площади от 120 до 300 кв.м. в письменных пояснениях (вх.№11757-ЭП/23 от 08.06.2023) Департамент указал на то, что при подаче заявлений о размещении временных сооружений заявители предоставляют схему размещения предполагаемого объекта и указывают его площадь. Специалисты Департамента при рассмотрении заявления проводят градостроительный анализ земельного участка исключительно в границах предоставленной схемы, учитывая указанную заявителем площадь временного сооружения. В случае если площадь испрашиваемого земельного участка больше предполагаемой площади временного сооружения специалисты Департамента не уполномочены указывать заявителю конкретное место размещения временного сооружения в пределах указанного в схеме участка.

В письменных пояснениях (вх.№ 18899-ЭП/23 от 21.09.2023, вх.№ 23296-ЭП/23 от 16.11.2023) Департамент относительно доводов Форемняка В.М. о том, что при подаче заявления (исх.№ВП-2022-001326 от 20.03.2022, вх.№Ф-3974/22 от 18.04.2022) была указана ориентировочная схема размещения, на которой выделен участок примерно 5000 кв.м., при этом в заявлении указано на необходимость размещения временного сооружения на площади от 120 до 300 кв.м. также отметил, что для включения в схему размещения временных сооружений специалистами Департамента проводится градостроительный анализ земельного участка, обозначенного на ситуационном плане, приложенном к заявлению (2ГИС, публичная кадастровая карта, карты Яндекс, Google). Градостроительный анализ проводится, в том числе с помощью Единой муниципальной геоинформационной системы Администрации г. Красноярска в границах земельного участка, который указан заявителем в обращении в ситуационной схеме. В случае выявления наложения участков, заявителю направляется соответствующий ответ. Согласно пункту 15 Положение №809 и пункту 1.1. договора на размещение временного сооружения владелец временного сооружения обязан направить в Уполномоченный орган, которым является Департамент, в письменной форме извещение об установке временного сооружения в границах, указанных в ситуационном плане размещения временного сооружения, прилагаемого к договору. На момент первичного рассмотрения возможности размещения сооружения координаты границ участков в соответствующей государственной системе координат в Департаменте отсутствуют.

Рассмотрев заявление Форемняка В.М., а также представленную Департаментом информацию, Красноярское УФАС России полагает, что вышеуказанные действия Департамента не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства на основании следующего.

Порядок размещения временных сооружений на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска регулируются Положением №809.

Размещение временных сооружений, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденную Постановлением администрации города от 27.11.2012 № 595 (далее - Схема), осуществляется в соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 Положения №809).

Пунктом 7 Положения №809 установлено, что органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, является Департамент градостроительства администрации города.

Согласно пункту 9 Положения №809 основаниями для отказа в размещении временного сооружения являются в том числе случаи, когда:

1) временное сооружение не включено в схему размещения временных сооружений на территории города Красноярска;

3) размещение временного сооружения предполагается на земельном участке, предоставленном иному лицу на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.1 Положения.

Отказ в размещении временного сооружения оформляется в виде мотивированного письменного ответа с указанием права заявителя обжаловать его в судебном порядке.

Пунктом 13 Положения №809 предусмотрено, что юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган.

В заявлении указываются:

- данные заявителя (организационно-правовая форма и наименование юридического лица или Ф.И.О. физического лица);

- место размещения временного сооружения в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска (для временных сооружений, за исключением нестационарных торговых объектов);

- место размещения нестационарного торгового объекта в соответствии с утвержденной схемой нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска (для нестационарных торговых объектов);

- вид реализуемых товаров и/или предоставляемых услуг либо функциональное назначение временного сооружения.

Таким образом, вышеуказанный пункт Положения №809 не содержат обязанности предоставления ситуационного плана земельного участка.

Пунктом 3 Положения №809 установлено, что размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее –Схема).

Порядок разработки и утверждения Схемы утвержден Постановлением Администрации города Красноярска от 02.04.2012 № 137 (далее – Постановление №137).

В соответствии пунктом 3 Постановления №137 Схема разрабатывается Департаментом.

Согласно пункту 6 Постановления №137 Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, санитарными и экологическими нормами и правилами, нормами пожарной безопасности, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 Постановления №137 Схема содержит:

- вид временных сооружений;

- адресный ориентир расположения временных сооружений;

- период размещения временного сооружения с указанием срока размещения;

- площадь временных сооружений.

Пункт 5 Постановления №137 предполагает указание адресного ориентира и площадь временного сооружения. Вместе с тем, требований о необходимости приложения схемы (ситуационного плана) размещения временного сооружения не предусмотрено.

Физические и юридические лица вправе направлять в департамент градостроительства администрации города предложения о включении временных сооружений в схему. Внесение изменений в схему осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения схемы (пункты 10, 11 Постановления №137). При этом, Постановление № 137 не содержит требований к содержанию обращения с предложениями о внесении изменений в схему, в том числе в части включения в нее новых мест.

Согласно распоряжения администрации г. Красноярска №2-ж от 19.01.2022 «Об утверждении перечня перспективных мест для размещения временных сооружений и нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска» по адресу: Петра Ломако, 6, предполагается размещение до 11 временных сооружений на площади 15 000 кв.м. (строки 135 и 136 приложения к распоряжению).

Форемняк В.М. с целью размещения временного сооружения – автомойки, по адресному ориентиру: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, 6 обратился с заявлением (№ВП-2022-001326 от 20.03.2022) в Департамент. В заявлении Форемняк В.М. просил предоставить место для размещения временного сооружения по адресу ул. Петра Ломако,6, г. Красноярск площадью от 120 до 300 кв.м. К заявлению Форемняк В.М. также приложил ориентировочную схему размещения площадью до 5000 кв.м., при том, что в заявлении указал на необходимость места площадью от 120 до 300 кв.м. Указание в ориентировочной схеме участка площадью 5000 кв.м. Форемняк В.М. обосновывает возможностью выбора с учетом распоряжения администрации г.Красноярска №2-ж где предусмотрена возможность размещения по адресу Петра Ломако, 6 до 11 временных сооружений на площади 15 000 кв.м.

Как указано выше основанием отказа Департамента Форемняку В.М. явилось то обстоятельство, что в результате проведенного градостроительного анализа земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Ломако, 6 установлено, что участок, на котором предполагается размещение временного сооружения, предоставлен иному лицу для размещения временного сооружения – Волкову В.А.

При этом доводы Департамента о порядке рассмотрении заявления и проведения анализа в рамках представленной схемы размещения не находят нормативного подтверждения. Согласно вышеуказанным положениям Постановления №137 заявитель должен указать адресный ориентир (в рассматриваемом случае Форемняк В.М. указал адресный ориентир – Петра Ломако, 6), площадь временного сооружения. Согласно Положения №809 заявителем указывается место согласно схеме, что также свидетельствует о возможности указания лишь номера в Схеме и адреса.

Вместе с тем, Департаментом при рассмотрении заявления Форемняка В.М. не принято мер для рассмотрения его в соответствии с Постановлением №137, Положением №809.

Основание, которое легло в основу отказа Департамента в размещении временного сооружения не может быть признано мотивированным, поскольку неясно каким образом установлено наложение земельных участков.

Согласно заключения эксперта №ПЭ 01/09.2023, представленного Форемняком В.М., перед экспертом был поставлен вопрос о возможности установить фактическое наложение земельного участка площадью 798 кв.м., предоставленного Волкову В.А. на места границы земельного участка, запрашиваемого Форемняком В.М.

В результате исследования эксперт пришел к выводу о том, что Форемняк В.М. запросил земельный участок ориентировочно площадью 3000 кв.м. Участок предоставленный Волкову В.А. имеет размеры ориентировочно 1012 кв.м., что значительно больше, чем 798 кв.м. на 214 кв.м.

Экспертом также указано, что определение наложения возможно только при определении координат границ земельных участков в соответствующей государственной системе координат. В ответе Администрации г. Красноярска (вх.№ 15397-ЭП/23 от 28.07.2023) в Красноярское УФАС России приложена картинка, имеющая неопределенный информационный характер, без указания каких либо ориентиров, линейных размеров, координат, масштаба, не подписаны уполномоченным лицом, составляющим данную схему.

При этом, в письменных пояснениях (вх.№ 23296-ЭП/23 от 16.11.2023) Департамент подтвердил отсутствие возможности установления на момент первичного рассмотрения заявления о размещении сооружения координат границ участков в соответствующей государственной системе координат.

Кроме того, согласно распоряжения администрации г. Красноярска №2-ж от 19.01.2022 «Об утверждении перечня перспективных мест для размещения временных сооружений и нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска» по адресу: Петра Ломако, 6, предполагается размещение до 11 временных сооружений на площади 15 000 кв.м. (строки 135 и 136 приложения к распоряжению). Форемняком В.М. испрошен участок для размещения временного сооружения площадью от 120 до 300 кв.м., что свидетельствует о возможности размещения временного сооружения указанной площади по адресу ул. Петра Ломако,6 в рамках перспективных мест для размещения временных сооружений.

Исходя из вышеизложенного, вышеуказанное основание для отказа Департамента по результатам рассмотрения заявления Форемняка В.М. №Ф-3974/22 от 18.04.2022 не может быть признано мотивированным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ под органами местного самоуправления понимаются органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы размещения временных сооружений на территории муниципального образования действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления и дает право названным органам принимать меры для создания таких условий в пределах своей компетенции, в том числе самим определять необходимые действия, нормативно устанавливать порядок их совершения. Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации, при этом действуют они самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, наличие полномочий на принятие самостоятельных решений органами местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения не исключает необходимости для них действовать с соблюдением законодательства.

Согласно правовой позиции, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями ФЗ «О защите конкуренции».

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в действиях Департамента усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном отказе Форемняку В.М. на заявление (исх.№ВП-2022-001326 от 20.03.2022, вх.№Ф-3974/22 от 18.04.2022) о предоставлении места размещения временного сооружения по адресу: ул. Петра Ломако, 6, г. Красноярск, что создало необоснованное препятствование осуществлению деятельности Форемняку В.М. и доступа на рынок оказания услуг автомоек.

На основании вышеизложенного Красноярское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Департаменту в срок до 08.01.2024 надлежит:

- принять меры, направленные на повторное рассмотрение заявление Форемняка В.М. (исх.№ВП-2022-001326 от 20.03.2022, вх.№Ф-3974/22 от 18.04.2022) о предоставлении места размещения временного сооружения по адресу: ул. Петра Ломако, 6, г. Красноярск с учетом выводов, изложенных в настоящем предупреждении.


О выполнении предупреждения сообщить в Красноярское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.


Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.


Руководитель Красноярского УФАС России

А.А. Годованюк















Исп.Коваленко А.А.

тел.8(391) 211-33-86


2023-20077


Связанные организации

Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска
ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476