Письмо №ВМ/6950/23 Решение № 024/07/3-1009/2023 от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение № 024/07/3-1009/2023

 

20 апреля 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии  (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ИП Донова  на действия организатора закупки – АО «Красноярская региональная энергетическая компания», закупочной комиссии запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств АО «КрасЭКо» (извещение №32312206068) (далее – закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 12.04.2023 поступила жалоба ИП Донова  на действия организатора закупки, выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярское УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направило уведомление о поступлении жалобы.

В рассмотрении жалобы участвовали податель жалобы Донов  (доверенность), представители организатора закупки Шпедт (доверенность), Гусев  (доверенность).

Согласно доводам жалобы, положения закупочной документация в части наличия у участника закупки опыта оказания аналогичных предмету закупки услуг только с заказчиком АО «КрасЭКо», а также возможности оказания закупаемых услуг в радиусе не более 3 км от гаража заказчика, ограничивают конкуренцию.

Организатор закупки представил возражения, согласно которым заявка подателя жалобы не соответствовала требованиям закупочной документации, в связи с чем была отклонена, при этом установленные требования к участникам закупки обусловлены потребностью заказчика и сформированы с учетом проведенного анализа рынка закупаемых услуг.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.

 

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках АО «КрасЭКо», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 20 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Разделом 7.2 Положения о закупках установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки. При этом пунктом 7.2.2 Положения о закупках определено, что заказчик вправе предусмотреть в извещении о проведении запроса котировок иные требования к участникам закупки.

По смыслу Закона № 223-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки. Вместе с тем, это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и соблюдением принципов, закрепленных в Законе № 223-ФЗ.

Приложением № 1 к извещению о проведении закупки «Инструкция по заполнению заявки на участие в закупки» установлены требования к составу заявки, согласно которым участник представляет, в том числе, справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров с заказчиком АО «КрасЭКо», составленная в качестве отдельного документа, по форме № 6 (Приложение № 4 к извещению о проведении запроса котировок), подписанная руководителем организации (Участником закупки), с приложением копии актов выполненных работ (оказанных услуг), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора), указанного в Справке форма № 3 (Приложение № 4 к извещению о проведении запроса котировок). При этом стоимость каждого такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов максимальной цены договора с НДС (для участников на общем режиме налогообложения) или не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора без НДС (для участников на УСН), указанной в п. 2 документации о проведении запроса предложений, на право заключить которого проводится закупка. Указанные копии актов выполненных работ (оказанных услуг) должны быть подписаны не ранее чем за 36 месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (подпункт 9 пункта 2.1).

Непредставление в составе заявки указанных документов, подтверждающих выполнение аналогичных договоров с АО «КрасЭКо» в соответствии с положениями 3.3.2 закупочной документации является безусловным основанием для ее отклонения.

Вместе с тем, ранее оказанные участниками закупки услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств вне зависимости от наличия опыта работы с АО «КрасЭКо», также являются услугами сопоставимого характера.

Следовательно, опытом участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, помимо наличия у участника закупки договоров с АО «КрасЭКо», является наличие у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается исполнением договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Таким образом, установление заказчиком требования по наличию опыта исполнения аналогичных договоров, заключенных только с заказчиком АО «КрасЭКо», ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Комиссия Красноярского УФАС России также отмечает, что установление в документации о проведении закупки оценочных критериев должно преследовать цель определения лучшего предложения в рамках проводимой заказчиком процедуры закупки, при этом заявка участника не подлежит отклонению при несоответствии таким критериям.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из содержания жалобы следует, что в закупочной документации установлено излишнее требование, а именно согласно пункту 3.4 приложения 1 к документации о проведении закупки «Техническое задание» установлено следующее: «Для снижения финансовых затрат предприятия Заказчика, при доставке неисправных транспортных средств к месту оказания услуг и перегоне их после ремонта на территорию Заказчика, услуги по ремонту легковых автомобилей должны выполняться в сервисном центре или на станции технического обслуживания, которые должны быть территориально приближены к гаражу Заказчика, расположенные не более 3 км от гаража Заказчика (г. Красноярск, улица Семафорная, дом 265). В составе заявки участнику закупки необходимо указать географические координаты или фактический адрес производственной базы (помещения). Расстояние от Заказчика до Исполнителя определяется по средством общедоступных интернет-ресурсов для прокладки маршрута: Яндекс.Карты и т.п.».

Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что при формировании предмета закупки заказчиками в закупочных документациях устанавливаются требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика.

Вместе с тем, при установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить к ограничению числа участников закупок, и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок, в частности, в результате сужения числа хозяйствующих субъектов, оказывающие закупаемые услуги, путем необходимости оказания услуг на ограниченной территории.

При этом согласно изложенным положениям закупочной документации не представляется возможным установить порядок определения радиуса в 3 км. от ворот гаража АО «КрасЭКо», в пределах которого должны быть помещения исполнителя (данное расстояние определяется напрямую или по дорогам, какие средства для определения километража должны быть использованы и др.), что указывает, на не полное и не четкое описание требуемых характеристик, что не исключает двоякое токование и тем самым также способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, указанное неизмеримое требование в закупочной документации, влечет ограничение количества участников закупки, что противоречит принципу, установленному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Донова на действия организатора закупки – АО «Красноярская региональная энергетическая компания», закупочной комиссии запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств АО «КрасЭКо» (извещение №32312206068) обоснованной.

  2. Признать организатора закупки нарушившим часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

  3. Выдать организатору закупки предписание об устранении нарушения порядка проведения закупки путем внесения изменений в закупочную документацию.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Красноярская региональная энергетическая компания"
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773
ИП Донову П.А.
ИНН 000000000000, ОГРН