Постановление б/н постановление от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/14.31-2232/2023

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

17 октября 2023 года                                                                                                                               г. Красноярск

Резолютивная часть постановления оглашена 17.10.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 17.10.2023.

 

...., врио заместителя руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев дело об административном правонарушении № 024/04/14.31-2232/2023 в отношении заместителя начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» ... (ИНН 245904723490) по признакам нарушения части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Красноярского УФАС России по делу № 024/01/10-1676/2021 от 18.10.2022 ПАО «Красноярскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту неправомерного направления уведомлений в адрес СТ «Рассвет» от 19.02.2021, МП «Горэлектросеть» от 20.02.2021 о необходимости введения 02.03.2021 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СТ «Рассвет», без установления граждан-потребителей, не имеющих задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию и принятия мер, направленных на соблюдение их прав.

Согласно информации, представленной ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. №8217-ЭП/23 от 24.04.2023), должностным лицом общества, ответственным за направление уведомления о введении ограничения 19.02.2021 в отношении СТ «Рассвет», являлся заместитель начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» ... (представлены копия паспорта, выписки из приказа ПАО «Красноярскэнергосбыт» № 1148а л/с от 11.11.2020, должностной инструкции).

Отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю (вх. № 12998/23 от 26.06.2023) представлена адресная справка о регистрации по месту жительства Чернышева Д.А. по адресу: г. Красноярск, ул. Водопьянова, д. 6А, кв. 147.

Определением от 07.08.2023 в отношении Чернышева Д.А. возбуждено дело об административном правонарушении, принято решение о проведении административного расследования.

Письмом от 01.09.2023 № ЕК/12128/23 Чернышеву Д.А. было предложено 22 сентября 2023 года в 15 часов 30 минут явиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 15 для составления  протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП, по факту принятия решения о направлении уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении СТ «Рассвет».

Указанное письмо было направлено по адресу регистрации по месту жительства Чернышева Д.А. Почтовое уведомление № 80081288503793 возвращено отправителю из-за истечения срока хранения 15.09.2023.

Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

При этом КоАП не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, Чернышев Д.А. считается надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определением от 21.09.2023 в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, уведомлении о составлении протокола была исправлена опечатка в номере дела.

Протокол составлен в отсутствие Чернышева Д.А., его представителя.

Определением № 024/04/14.31-2232/2023 от 22.09.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 11:00 06.10.2023.

Доказательства получения протокола, а также надлежащего извещения Чернышева Д.А. о времени и месте рассмотрения дела отсутствуют (почтовый идентификатор № 80100388589992), что явилось процессуальным препятствием для рассмотрения дела по существу.

Определением № 024/04/14.31-2232/2023 от 06.10.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 17:00 17.10.2023.

Протокол об административном правонарушении (почтовый идентификатор № 80100388589992) возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения 08.10.2023.

Определение № 024/04/14.31-2232/2023 от 06.10.2023 получено Чернышевым Д.А. 16.10.2023, о чем свидетельствуют отметка в указанном определении, а также письмо Чернышева Д.А. (вх. № 20778-ЭП/23 от 17.10.2023), поступившее в адрес антимонопольного органа.

Вышеуказанное письмо также содержало ходатайство об ознакомлении с материалами дела № 024/04/14.31-2232/2023 и об отложении рассмотрения дела.

Сканированные копии материалов дела об административном правонарушении № 024/04/14.31-2232/2023 в полном объеме были направлены Красноярским УФАС России (исх. № ИС/17372/23 от 17.10.2023) Чернышеву Д.А. для ознакомления по адресу электронной почты, с которой поступило ходатайство (chernyshevda@kes.esc-rushydro.ru). Кроме того, было обозначено время для очного ознакомления с материалами дела при наличии такой необходимости. На ознакомление с материалами дела Чернышев Д.А. не явился.

 Рассмотрение дела состоялось 17.10.2023 в отсутствие Чернышева Д.А., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

Существо административного правонарушения.

Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и потребительским кооперативом садовое товарищество «Рассвет» (ИНН 2452020775, далее – СТ «Рассвет») заключен договор энергоснабжения №150164 от 01.03.2010. Согласно приложению №3 к указанному договору объектами энергоснабжения являются садовые домики (пос. Подгорный, учет установлен в РУ-0,4 кВ КТП-25а), садовые домики (пос. Подгорный, учет установлен в РУ-0,4 кВ КТП-25). Приложение №1 к договору №150164 от 01.03.2010 содержит в себе информацию о количестве (численности) членов объединения граждан. Согласно данному приложению, количество членов объединения граждан, не имеющих временную регистрацию или зарегистрированных как одиноко проживающих, составляет 545 человек.

Технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства СТ «Рассвет» (КТП-25, КТП-25а) было осуществлено от сетей ОАО «Красмаш» (акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон). Согласно указанному акту, возможность присоединения или передачи заявленной мощности потребителю определена техническими условиями №48 от 19.12.2006.

В соответствии с пояснениями ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 8755 от 14.05.2022), сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии до точек поставки СТ «Рассвет», является МП «Горэлектросеть».

19.02.2021 в связи с наличием у СТ «Рассвет» задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по договору №150164 от 01.03.2010 в размере 69219,36 рублей, ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес СТ «Рассвет» телефонограммой (№0005-Т-11) было передано уведомление о необходимости введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СТ «Рассвет» до 12 часов 00 минут 02.03.2021.

В соответствии с дополнительным соглашением от 07.05.2019 о внесении изменений в договор энергоснабжения №150164 от 01.03.2010, при нарушении обязательств по договору гарантирующий поставщик направляет соответствующее уведомление, в том числе посредством направления сообщения телефонограммой.

20.02.2021 ПАО «Красноярскэнергосбыт» направило в адрес МП «Горэлектросеть» уведомление (исх. №23176) о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе в отношении объектов электросетевого хозяйства СТ «Рассвет» (сады). В соответствии с уведомлением сетевой организации надлежало осуществить полное ограничение электроснабжения после 12 часов 00 минут 02.03.2021.

10.03.2021 ПАО «Красноярскэнергосбыт» повторно направило в адрес МП «Горэлектросеть» уведомление (исх. №31022) о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства СТ «Рассвет» (сады). В соответствии с уведомлением сетевой организации надлежало осуществить полное ограничение электроснабжения после 12 часов 00 минут 02.03.2021.

МП «Горэлектросеть» 15.03.2021 в 10 часов 20 минут осуществило ограничение электроснабжения ТП-25 путем отключения ВОУ в РУ-0,4 кВ ТП-25, о чем был составлен акт №16 от 15.03.2021 ограничения/возобновления режима потребления электрической энергии. Также в 10 часов 50 минут МП «Горэлектросеть» осуществило ограничение электроснабжения ТП-25а путем отключения ВОУ в РУ-0,4 кВ ТП-25а, о чем был составлен акт №17 от 15.03.2021 ограничения/возобновления режима потребления электрической энергии.

Пояснения, документы, свидетельствующие о совершении ПАО «Красноярскэнергосбыт» действий, направленных на получение информации о наличии/отсутствии потребителей, не имеющих задолженности по оплате за потребленную электроэнергию среди членов СТ «Рассвет», общество в материалы дела не представило.

Гр. Вюжанина О.А. владеет Объектом на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве). Электроснабжение Объекта осуществляется через сети СТ «Рассвет».

Согласно пояснениям, представленным гр. Вюжаниной О.А. в заявлении, задолженность по оплате за потребленную Объектом электрическую энергию у нее отсутствовала (в подтверждение в материалах заявления представлены: чек-ордер от 04.12.2020 (назначение платежа: членский взнос, свет), платежное поручение №760 от 10.02.2021 (назначение платежа: оплата услуги за электрическую энергию за декабрь, январь 2021), платежное поручение №740 от 02.03.2021 (назначение платежа: оплата услуги за электрическую энергию)).

Вследствие ограничения 15.03.2021 электроснабжения объектов электросетевого хозяйства СТ «Рассвет», произведено ограничение электроснабжения Объекта гр. Вюжаниной О.А., не имеющей задолженности по оплате электрической энергии, а также отключение иных садовых домиков товарищества, владельцы которых могли являться добросовестными потребителями электроэнергии.

СТ «Рассвет» (вх. № 11721 от 01.07.2022) сообщило об отсутствии у товарищества информации о платежной дисциплине потребителей электроэнергии в товариществе по состоянию на 19.02.2021, в том числе о наличии задолженности Вюжаниной О.А. по состоянию на 15.03.2021, в связи с избранием 25.04.2021 нового председателя СТ «Рассвет» и непередачей ему соответствующей информации предыдущим председателем. Таким образом, указанные обстоятельства не могли быть установлены Комиссией.

05.04.2021 в связи с оплатой задолженности за потребленную электрическую энергию ПАО «Красноярскэнергосбыт» направило уведомление (исх. №44015) в адрес МП «Горэлектросеть» о необходимости осуществить возобновление подачи электрической энергии объектов электросетевого хозяйства СТ «Рассвет» (КТП-25, КТП-25а).

06.04.2021 МП «Горэлектросеть» возобновило электроснабжение объектов электросетевого хозяйства СТ «Рассвет». В 10 часов 05 минут возобновлено электроснабжение ТП-25 путем включения руб. 1, руб. 2, руб. 3, руб. 4 в РУ-0,4 кВ ТП-25, о чем сделана соответствующая запись в акте №16 от 15.03.2021 ограничения/возобновления режима потребления электрической энергии. В 10 часов 15 минут возобновлено электроснабжение ТП-25а путем включения руб. 1, руб. 2, руб. 3, руб. 4 в РУ-0,4 кВ ТП-25а, о чем сделана соответствующая запись в акте №17 от 15.03.2021 ограничения/возобновления режима потребления электрической энергии.

Впоследствии ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключило с гр. Вюжаниной О.А. и Полянским М.П. отдельный договор энергоснабжения №188001025780 от 16.04.2021 (акт об осуществлении технологического присоединения №ВХ-605-АТП от 26.03.2021, подписанный МП «Горэлектросеть», гр. Вюжаниной О.А., СТ «Рассвет»).

В рамках рассмотрения дела ПАО «Красноярскэнергосбыт» представило пояснения (в том числе вх. № 15028 от 13.08.2021, вх. № 7454 от 26.04.2022), согласно которым исключительно СТ «Рассвет» располагает информацией о состоянии расчетной дисциплины членов товарищества, именно товарищество обязано было принять меры к обеспечению энергоснабжения объектов по договору (садовых участков) членов товарищества, являющихся добросовестными плательщиками. Общество также указало на возможные способы обеспечения энергоснабжения добросовестных потребителей:

- определение уровня технологической и (или) аварийной брони в соответствии с пунктом 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861);

- произвести полное ограничение режима энергопотребления СТ «Рассвет» путем отключения от щита 0,4 кВ КТП-25 и КТП-25А, затем осуществить на внутренних сетях выборочное отключение недобросовестных потребителей, затем восстановить электроснабжение (для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд - абзац 7 пункта 31(6) Правил № 861).

Также ПАО «Красноярскэнергосбыт» указало, что при передаче телефонограммы 19.02.2020 СТ «Рассвет» председатель сообщил о том, что «граждане не хотят собирать деньги».

На запрос Комиссии (определение от 16.03.2022) о том, каким образом СТ «Рассвет» могло (должно было) узнать о надлежащем исполнении обязанности по введению самостоятельного полного ограничения энергопотребления путем ограничения исключительно граждан, имеющих задолженность по оплате за потребленную электроэнергию, ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 7454 от 26.04.2022) пояснило, что выборочное отключение СТ «Рассвет» недобросовестных потребителей было бы расценено ресурсоснабжающей организацией как исполнение уведомления о введении полного самостоятельного ограничения. В отсутствие уведомления СТ «Рассвет» о наличии добросовестных плательщиков общество исходило из наличия задолженности в целом по договору № 150164.

В указанном письме ПАО «Красноярскэнергосбыт» также обуславливает собственную неосведомленность о наличии/отсутствии добросовестных потребителей неуведомлением СТ «Рассвет» о состоянии расчетной дисциплины членов товарищества (в отсутствие соответствующего запроса гарантирующего поставщика).

Как пояснило МП «Горэлектросеть» (вх. № 8121 от 06.05.2022) со ссылкой на Акт об осуществлении технологического присоединения Объекта Вюжаниной О.А. №ВХ-605-АТП от 26.03.2021, в зоне эксплуатационной ответственности СТ «Рассвет» коммутационные аппараты, позволяющие безопасно произвести ограничение электроснабжения потребителя, отсутствуют.

ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 9699 от 31.05.2022) также представило информацию об иных фактах нарушения СТ «Рассвет» обязательств по оплате за электроэнергию.

Так, 20.04.2021 (исх. № 51616-371) на электронную почту СТ «Рассвет» было направлено уведомление о необходимости до 12:00 04.05.2021 произвести самостоятельное полное ограничение режима потребления по точке поставки Руб.№б/н в РУ-0,4кВ РП-25, 25а п. Подгорный, в связи с задолженностью за потребленную в марте электроэнергию в размере 23499,16 руб. (оплата произведена 26.04.2021).

21.06.2021 (исх. № 78593-518) на электронную почту СТ «Рассвет» было направлено уведомление о необходимости до 12:00 05.07.2021 произвести самостоятельное полное ограничение режима потребления по точке поставки Оп.№53 ВЛ-6кВ от РП-23 ЗАТО г. Железногорск п. Подгорный а/я 0, в связи с задолженностью за потребленную в марте электроэнергию в размере 10529,52 руб. (оплата произведена 23.06.2021).

В приведенных случаях отключение режима энергопотребления не производилось в связи с устранением СТ «Рассвет» задолженности перед ресурсоснабжающей организацией до установленной даты введения ограничения.

При этом из указанных уведомлений не следует принятие гарантирующим поставщиком мер по определению добросовестных потребителей и соблюдению их прав на надлежащее электроснабжение.

С учетом вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно пункту  3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктом  4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и иными обязательными требованиями.

Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения, выполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, установленных правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций – гарантирующих поставщиков (часть 2 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике»).

В силу абзаца 3 части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, за исключением случаев возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, необходимости проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления, а также наступления иных установленных Правительством Российской Федерации обстоятельств, приводящих к невозможности продолжения снабжения электрической энергией потребителей.

Приведенные правовые нормы возлагают на гарантирующего поставщика обязанность по надлежащему обеспечению потребителя электрической энергией и недопущению случаев необоснованного ограничения режима энергопотребления.

Порядок введения полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» (далее – Правила № 442).

Согласно пункту 1(1) Правил № 442 полное ограничение режима потребления – ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с указанными Правилами. Самостоятельное ограничение режима потребления – осуществление полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителем самостоятельно в его энергопринимающих устройствах и (или) на его объектах электроэнергетики любым способом.

Таким образом, полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства потребителя.

Ограничение режима потребления в соответствии с абзацами 2, 6 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 вводится в следующих случаях:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);

- возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

Согласно пункту 3 Правил № 442, ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 2 Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил № 442, ограничение режима потребления вводится по инициативе, гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» пункта 2 Правил № 442.

Таким образом, ограничение режима энергопотребления может быть введено по инициативе гарантирующего поставщика в случае нарушения потребителем обязательств по оплате за электрическую энергию, но с обязательным соблюдением прав иных потребителей, объекты которых присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (иного законного владельца).

Комиссия пришла к выводу, что с учетом приведенного определения полного ограничения режима потребления, уведомление ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 19.02.2021 о необходимости введения самостоятельного полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СТ «Рассвет», не предполагает возможность частичного отключения недобросовестных потребителей и продолжение подачи электроэнергии на энергопринимающие устройства товарищества (согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон энергопринимающими устройствами являются КТП-25, КТП-25а).

Согласно статье 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество (далее – товарищество) может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Товарищество, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества и в силу положений Закона № 217-ФЗ применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть, по сути, является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые (граждане) и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким образом, потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного потребителя, чье энергопринимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само товарищество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами-потребителями, являющегося потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в Постановлении от 26.02.2018 по делу № А35-2484/2018, поддержанной Верховным Судом РФ (Определение № 310-ЭС19-8681 от 19.06.2019), при наличии задолженности нескольких членов садового товарищества гарантирующий поставщик не вправе в одностороннем порядке ограничивать и прекращать поставку электроэнергии всем его членам, в том числе добросовестным потребителям электроэнергии. Суд также отметил, что члены садового товарищества отнесены к неопределенному кругу лиц в связи с чем, в действиях гарантирующего поставщика имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ направленных ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес СТ «Рассвет», МП «Горэлектросеть» уведомлений (от 19.02.2021, от 20.04.2021, от 21.06.2021) свидетельствует о сформированной гарантирующим поставщиком модели поведения в части указания на необходимость введения товариществом самостоятельного полного ограничения режима потребления по всем точкам поставки (а в случае неосуществления товариществом самоограничения – направления соответствующего уведомления в сетевую организацию), без выяснения наличия/отсутствия потребителей, добросовестно оплачивающих потребленный ресурс.

При этом согласно Приложению №1 к договору №150164 от 01.03.2010 численность членов СТ «Рассвет» составляет 545 человек.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 04.03.2021 № 2, в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

В связи с изложенным, направление гарантирующим поставщиком уведомления о введении полного ограничения режима энергопотребления, без совершения действий, направленных на соблюдение прав граждан-потребителей, не имеющих задолженности по оплате за электроэнергию (выяснение наличия таких потребителей, указание на необходимость ограничения только недобросовестных потребителей, в результате действий которых у товарищества возникла задолженность перед ресурсоснабжающей организацией, а в случае невозможности выборочного ограничения – отказа от намерения направить соответствующее уведомление и совершения действий по взысканию задолженности в ином порядке), свидетельствует о неисполнении гарантирующим поставщиком обязанности по надлежащему обеспечению потребителя электрической энергией и недопущению случаев необоснованного ограничения режима энергопотребления, и приводит (может привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей (членов товарищества, а также лиц, ведущих садоводство/огородничество в границах территории товарищества без вступления в его члены).

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с аналитическими отчетами по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Красноярского края в 2020, 2021 годах группа лиц в составе: ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «ЭСК РусГидро» занимала доминирующее положение на товарном рынке в административных границах Красноярского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, а также иных энергосбытовых организаций, действующих на территориях, технологически несвязанных с ЕНЭС России.

Принимая во внимание изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по направлению уведомлений в адрес СТ «Рассвет» от 19.02.2021, МП «Горэлектросеть» от 20.02.2021, от 10.03.2021 о необходимости введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СТ «Рассвет», без установления граждан-потребителей, не имеющих задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию и принятия мер, направленных на соблюдение их прав, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением по делу № 024/01/10-1676/2021 от 18.10.2022 ПАО «Красноярскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту неправомерного направления уведомлений в адрес СТ «Рассвет» от 19.02.2021, МП «Горэлектросеть» от 20.02.2021 о необходимости введения 02.03.2021 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СТ «Рассвет», без установления граждан-потребителей, не имеющих задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию и принятия мер, направленных на соблюдение их прав.

В соответствии с письмом ФАС РФ от 28.08.2009 № ИА/29631 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» решение Комиссии антимонопольного органа вступает в силу со дня его принятия.

В судебном порядке решение по делу № 024/01/10-1676/2021 не обжаловано.

Согласно части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП следует понимать, в том числе руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Субъект – должностное лицо, заместитель начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» Чернышев Д.А.

Объективная сторона административного правонарушения – совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14.31 КоАП).

Субъективная сторона административного правонарушения выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, предвидело возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Обстоятельства, объективно препятствующие надлежащему соблюдению заместителем начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» Чернышевым Д.А. требований антимонопольного законодательства, Красноярским УФАС России не установлены.

Обстоятельства, исключающие вину Чернышева Д.А.  в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлены.

Таким образом, действия заместителя начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» Чернышева Д.А., выразившиеся в принятии решения о направлении уведомлений в адрес СТ «Рассвет» от 19.02.2021, МП «Горэлектросеть» от 20.02.2021, от 10.03.2021 о необходимости введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств СТ «Рассвет», без установления граждан-потребителей, не имеющих задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию и принятия мер, направленных на соблюдение их прав, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Время совершения административного правонарушения: 19.02.2021, 20.02.2021, 10.03.2021.

Место совершения административного правонарушения: 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 43.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, а именно: совершение правонарушения впервые.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность и предусмотренные статьей 4.3 КоАП, не установлены.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно части 2 указанной статьи административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП.

Таким образом, правовые основания для выдачи должностному лицу предупреждения отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, в материалы дела не представлено. Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Чернышев Д.А. к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.31 КоАП привлекается впервые, в отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, ему может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП.

Основания для отложения рассмотрения дела в соответствии заявленным Чернышевым Д.А. ходатайством отсутствуют в связи наличием у должностного лица возможности для представления пояснений и доказательств, в том числе обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с момента возбуждения дела об административном правонарушении (07.08.2023), а также отсутствием правовых оснований для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 14.31, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать заместителя начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить заместителю начальника управления ограничений и подключений юридических лиц и физических лиц ПАО «Красноярскэнергосбыт» ... административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны