Постановление №АГ/6388/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-402/2023 о прекращении производс... от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

14 апреля 2023 года г. Красноярск

 

Годованюк А.А., руководитель Красноярского УФАС России,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение гражданина Парыгина А.Н. (вх. № 2957/23 от 13.02.2023), в том числе по вопросу необеспечения Муниципальным унитарным предприятием электрических сетей (ИНН 2446001206, 663090, г. Дивногорск, ул. Хулиана Гримау, 27) (далее – МУПЭС, сетевая организация) передачи электрической энергии надлежащего качества на объект – жилой дом по адресу: г. Дивногорск, пос. Манский, ул. Астафьева, 43 (далее – Объект).

Определением от 16.02.2023 возбуждено дело № 024/04/9.21-402/2023 об административном правонарушении по признакам нарушения МУПЭС части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования. Определением от 16.03.2023 срок проведения административного расследования продлен до 16.04.2023.

В рамках проведенного административного расследования установлено следующее.

Технологическое присоединение Объекта подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей от 24.11.2004. На основании заявления от 01.11.2004 Парыгину А.Н. были выданы технические условия для электроснабжения Объекта с присоединяемой нагрузкой 25кВт, в том числе для электроотопления 12кВт, напряжение 380 В, категория надежности III. Документы о технологическом присоединении Объекта представлены в адрес управления МУПЭС (вх. № 20106-ЭП/22 от 08.11.2022) в рамках административного расследования по делу № 024/04/9.21-2798/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП, возбужденному в отношении МУПЭС на основании заявления Парыгина А.Н. (вх. № 18079/22 от 06.10.2022).

В представленных в составе обращения материалах содержатся, в том числе справка, подтверждающая отклонения напряжения от нормативных требований на вводе в жилой дом заявителя 13.12.2022 в 20:00 (по фазе «С»), 14.12.2022 в 23:30 (по фазе «С»), 15.12.2022 в 23:00 (по фазе «С»), 16.12.2022 в 6:00 (по фазе «С»), 31.12.2022 в 18:00 (по трем фазам), 01.01.2023 в 18:00 (по фазам «А», «С»), а также справка об отклонениях качества напряжения в период с 26.01.2005 по 04.09.2022 без указания значений напряжения по фазам.

Согласно информации, представленной МУПЭС (вх. № 4938-ЭП/23 от 14.03.2023), в отношении энергопринимающего устройства жилого дома, расположенного по адресу: п. Манский, ул. Астафьева, 43 установлен прибор учета элекгрической энергии №3300636, входящий в автоматизированную систему управления потреблением электрической энергии в сетях 0,4кВ (СУП 04). Функциональные возможности системы не позволяют осуществлять непрерывный мониторинг соответствия качества электрической энергии, поставляемой на объект потребителя. Снятие показаний с прибора учета, а также параметров электрической сети (значений силы тока и напряжения) в точке поставки осуществляется l раз в сутки в вечернее время и регистрируется в электронной базе данных на сервере МУПЭС. Прибор учета производит запись в архив только значений потребленной электрической энергии с интервалом 30 мин. Глубина архива составляет 1500 записей или, примерно, l календарный месяц. В связи с чем, запрашиваемые сведения о соответствии качества электрической энергии, поставляемой на объект потребителя, на конкретное время в указанные даты (13.12.2022 в 20:00, 14.12.2022 в 23:30, 15.12.2022 в 23:00, 16.12.2022 в 6:00, 31.12.2022 в 18:00, 01.01.2023 в 18:00), не могут быть предоставлены.

В указанный период потребитель не обращался в адрес МУПЭС с жалобами на несоответствие напряжения установленным требованиям на принадлежащем ему объекте.

Сетевой организацией также представлена информация о показаниях прибора учета и значениях параметров электрической сети (значения силы тока и напряжения), зафиксированных прибором учета №330636 в точке поставки электрической энергии на объект потребителя в вечернее время в запрашиваемые даты: 13.12.2022г. 20:00ч., 14.12.2022г. 20:00ч., l5.12.2022г. 20:00ч., 16.12.2022г. 20:00ч.,31.12.2022г. 21:00ч., 01.01.2023г. 19:00ч. и хранящиеся в электронной базе данных на сервере МУПЭС.

Управление запрашивало у потерпевшего (исх. № 2736/23 от 16.02.2023, АГ/4436/23 от 16.03.2023) копии документов, подтверждающих представленные Вами результаты измерений напряжения на вводе в жилой дом, в том числе 13.12.2022 в 20:00, 14.12.2022 в 23:30, 15.12.2022 в 23:00, 16.12.2022 в 6:00, 31.12.2022 в 18:00, 01.01.2023 в 18:00, а также в иные периоды.

Вместе с тем, в поступивших ответах (в том числе вх. 5750/23 от 23.03.2023) указанные документы отсутствовали.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктом 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и иными обязательными требованиями.

Во исполнение ФЗ «Об электроэнергетике» Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил, при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе, обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 № 400-ст), в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных систем).

Положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального или согласованного значения напряжения в течение 100 % времени интервала в одну неделю.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП).

Постановлением №024/04/9.21-438/2022 от 29.08.2022 МУПЭС привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП (период повторности с 30.09.2022 по 30.09.2023).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. МУПЭС включено в реестр субъектов естественных монополий в раздел услуг по передаче электрической энергии за номером 24.1.33 (приказ №53/3 от 01.12.1999).

С учетом непредставления потерпевшим доказательств необеспечения сетевой организацией передачи электрической энергии надлежащего качества до точки поставки потерпевшего (обращений в сетевую организацию, актов, фиксирующих низкое напряжение, составленных представителями сетевой организации либо иными уполномоченными лицами, потребителем в присутствии незаинтересованных лиц и пр.), а также неподтверждения сетевой организацией указанного факта (измерения в указанное время отсутствуют, при этом измерения в иное время в те же даты, что указаны потерпевшим, свидетельствуют об отсутствии отклонений напряжения, превышающих 10%), признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, в действиях МУПЭС не установлены.

Частью 1 статьи 24.5 КоАП установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Дополнительно необходимо отметить следующее.

Максимальная мощность – это наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил недискриминационного доступа).

Нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя) может являться основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии (пп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

При этом обязанность потребителя соблюдать в процессе энергопотребления определенные документами о технологическом присоединении характеристики (в том числе не превышать установленную максимальную мощность), не исключает предусмотренное пунктом 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации право потребителя-гражданина потреблять необходимое ему количество электрической энергии для бытового потребления.

Установленные статьей 4.5 КоАП сроки давности привлечения к административной ответственности исключают возможность рассмотрения антимонопольным органом вопроса правомерности составления документов о технологическом присоединении Объекта. Оценка действиям МУПЭС по внесению изменений в договор энергоснабжения не может быть дана в связи с неосуществлением предприятием деятельности на рынке реализации электрической энергии.

Частью 1 статьи 24.5 КоАП установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, статьей 28.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-402/2023, возбужденному в отношении МУПЭС (ИНН 2446001206, 663090, г. Дивногорск, ул. Хулиана Гримау, 27), прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Парыгину А.Н.
ИНН , ОГРН
Законному представителю МУПЭС
ИНН 2446001206, ОГРН 1022401253544