Решение №ЕК/19053/22 РЕШЕНИЕ № 024/01/10-856/2022 от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

25 ноября 2022 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 ноября 2022 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-856/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии , рассмотрев дело № 024/01/10-856/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ул. Парижской Коммуны, 41, г. Красноярск, 660049, ИНН: 2466114215, ОГРН: 1032402976870) (далее – ООО «КрасКом») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления ООО «Механобр» (вх. № 22958 от 15.12.2021), ООО «Медея» (вх. № 1913 от 02.02.2022) на действия ООО «КрасКом», выразившиеся во взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в рамках договора холодного водоснабжения и водоотведения.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Механобр» приказом Красноярского УФАС России от 15.03.2022 № 85 возбуждено дело № 024/01/10-856/2022 по признакам нарушения ООО «КрасКом» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отсутствие правовых оснований для начисления указанной платы; ООО «Механобр» привлечено в качестве заявителя.

Определением от 17.03.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-856/2022 назначено на 25.04.2022 в 10:30. К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве заявителя – ООО «Механобр» (а/я № 12250, г. Красноярск-41, Красноярский край, 660041), в качестве ответчика – ООО «КрасКом» (ул. Парижской Коммуны, 41, г. Красноярск, 660049).

Определением от 25.04.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-856/2022 было отложено на 31.05.2022 в 15:30, к участию в рассмотрении дела № 024/01/10-856/2022 в качестве заявителя привлечено ООО «Медея».

Определением от 31.05.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-856/2022 было отложено на 25.07.2022 в 16:00, срок рассмотрения дела продлен до 15.12.2022.

Определением от 25.07.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-856/2022 было отложено на 22.08.2022 в 10:30.

Определением от 22.08.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-856/2022 было отложено на 13.10.2022 в 15:00.

Определением от 13.10.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-856/2022 было отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 21.11.2022 в 15:00.

В заключении об обстоятельствах дела, помимо обстоятельств дела, установленных комиссией, и имеющихся в деле доказательств, отражено следующее. Дело № 024/01/10-856/2022 возбуждено по факту взимания ООО «КрасКом» платы за НССВ в отсутствие правовых оснований для начисления указанной платы, вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлен факт взимания ООО «КрасКом» с ООО «Медея» указанной платы, установлено ее начисление. Принимая во внимание изложенное, действия ООО «КрасКом», выразившиеся в начислении ООО «Медея» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и выставлении счетов на оплату в отсутствие правовых оснований для начисления указанной платы содержит признаки состава нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанное определение получено ООО «КрасКом» 26.10.2022 (почтовое уведомление № 80099177032149), ООО «Механобр» 28.10.2022 (почтовое уведомление № 80099177032132), ООО «Медея» 03.11.2022 (почтовое уведомление № 80099177032026).

ООО «КрасКом», ООО «Механобр» представили в материалы дела пояснения по заключению об обстоятельствах дела.

В рассмотрении дела 024/01/10-856/2022 с использованием системы видеоконференции приняла участие представитель ООО «Механобр» Карпова Т.А. (доверенность от 18.04.2022). Представитель ООО «Механобр» Кацер А.И. (доверенность от 22.04.2022), представители ООО «КрасКом» Плинокосова М.А. (доверенность № 101/22 от 12.04.2022), Нечепаева А.С. (доверенность № 219/22 от 15.09.2022) приняли очное участие в рассмотрении дела.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующие обстоятельства.

Между ООО «КрасКом» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО «Медея» (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 11/11829 от 06.06.2019, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется подавать абоненту холодную питьевую воду из централизованных систем холодного водоснабжения, а также принимать сточные воды абонента в централизованную систему водоотведения, осуществлять их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную воду и водоотведение в объеме, порядке, сроки и размере согласно условиям договора, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых сточных вод (пункт 1.1 договора).

Из приложения № 2 к договору следует, что объектами ООО «Медея» являются нежилые помещения № 125 (ул. Попова, 16) и № 87 (ул. Свердловская, 137).

С июля 2020 года ООО «КрасКом» стало выставлять ООО «Медея» счета на внесение платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (далее – плата за НССВ), о чем свидетельствует представленный Акт сверки задолженности за период с 01.05.2020 по 30.09.2021.

Из заявления следует, что ООО «Медея» полагает, что взимание ООО «КрасКом» платы за НССВ не основано на нормах действующего законодательства в связи с тем обстоятельством, что объекты по договору представляют собой нежилые помещения в многоквартирных домах, объем сточных вод с которых не превышает 30 куб. м в сутки и которые не используются для осуществления видов деятельности, предусмотренных пунктом 203 Правил № 644.

ООО «КрасКом» (вх. № 3128 от 22.02.2022) сообщило о том, что ООО «Медея» не обращалось в адрес общества по вопросу начисления платы за НССВ.

В ходе проведения управлением проверки по обстоятельствам, изложенным в заявлении, ООО «КрасКом» уведомило Красноярское УФАС России о снятии начислений заявителю платы за НССВ и направлении ему корректировочных счетов-фактур (вх. № 3128 от 22.02.2022).

Как пояснило ООО «КрасКом» (вх. № 14598 от 16.08.2022), начисления платы за НССВ были произведены в связи с отнесением помещений абонента к помещениям, расположенным в МКД при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ. Снятие начислений произведено после проведения осмотра помещений и установления фактической деятельности абонента в занимаемых помещениях (аптечный пункт и офис).

Между ООО «КрасКом» и ООО «Механобр» (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 13/07503 от 02.06.2014, предметом которого являются обязательства ООО «КрасКом» по подаче холодной питьевой воды через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечению их транспортировки, очистки и сброса в водный объект, и обязательства абонента по оплате холодной (питьевой) воды и водоотведения в объеме, порядке и размере согласно условиям договора, соблюдению режима водоотведения, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативов допустимых сбросов, требований к составу и свойствам сточных вод, обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправности используемых им приборов учета.

Согласно приложению № 2 к договору объектом абонента является нежилое здание (ул. Телевизорная, 1, стр. 7).

С июля 2020 года ООО «КрасКом» стало выставлять ООО «Механобр» счета на внесение платы за НССВ, о чем свидетельствуют представленные счета-фактуры, Акты сверки за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 30.11.2021.

Письмами от 21.01.2021 № 01/21-01, от 16.03.2021 № 03/21-06, от 13.05.2021 № 05/21-07, от 09.06.2021 № 06/21-08, от 06.10.2021 № 10/21-18 ООО «Механобр» уведомляло ООО «КрасКом» о несогласии с начислением платы за НССВ в связи с неустановлением факта сверхнормативного сброса сточных вод по результатам отбора проб сточных вод, а также неосуществлением заявителем деятельности по производству электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла. ООО «Механобр» указало на осуществление металлообработки, которая включает в себя следующие виды работ:

- раскрой металла на заготовки с помощью специализированного оборудования;

- точение деталей на токарных станках;

- фрезерование деталей на фрезерных станках;

- растачивание в деталях различных отверстий на координатно-расточных станках;

- плоское и профильное шлифование деталей;

- слесарная обработка деталей;

- слесарно-монтажные работы по сборке деталей и узлов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Механобр» осуществляет, в том числе обработку металлических изделий механическую (код 25.62).

В соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) группировка «Обработка металлических изделий механическая» (25.62) включает сверление, точение, фрезерование, электроэрозионную обработку, строгание, притирку, доводку, протягивание, рихтовку, резку, шлифование, затачивание, сварку и т.п. обработку металлических изделий.

Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы, включающая, в том числе металлизацию и анодирование металлов, термическую обработку металлов, шлифовку, отнесена к иному коду классификатора – 25.61.

В Акте № 4/2016 от 26.10.2021, составленном представителем ООО «КрасКом» в присутствии представителя ООО «Механобр», указаны виды деятельности, осуществляемые на объекте по адресу: ул. Телевизорная, 1, стр. 7: магазин торговли одеждой и обувью; цех металлообработки.

ООО «КрасКом» (вх. № 6955 от 19.04.2022, № 9022 от 23.05.2022) сообщило о снятии начислений платы за НССВ ООО «Механобр» за период с июля 2020 года по март 2022 года, в подтверждение представлены копии корректировочных счетов-фактур.

Актом № 4/452 от 19.04.2022, составленным представителем ООО «КрасКом» в присутствии представителя ООО «Механобр», установлено отсутствие в объекте заявителя оборудования для тепловой обработки металлов.

Актом № 4/569 от 17.05.2022, составленным представителем ООО «КрасКом» в присутствии представителя ООО «Механобр», установлено наличие в объекте заявителя бьюти-клуба «Сафари», основной вид деятельности общества – механизированная металлообработка, без тепловой обработки.

ООО «КрасКом» (вх. № 9022 от 23.05.2022) представило пояснения о том, что в ходе проведенного сотрудниками общества 17.05.2022 обследования на объекте ООО «Механобр» зафиксированы остатки и обрезки после металлообработки в виде металлической стружки, располагающейся на станках, на полу, в лотках, на вещах рабочих; со слов работников цеха производится влажная уборка помещений с последующей утилизацией воды в унитаз; на объекте осуществляется хранение и разлив нефтепродуктов, на полу образуются масляные лужи; выявлены ванны с растворами химических веществ для вымачивания металлических деталей (приложены фотографии).

Вместе с тем, Комиссия не обладает компетенцией по установлению факта осуществления ООО «Механобр» металлизации, как на основании представленных ООО «КрасКом» фотографий, так и иным способом (в том числе путем проведения проверки); в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об осуществлении ООО «Механобр» деятельности по металлизации, тепловой обработке металлов отсутствуют.

Актом отбора проб сточных вод № 450-СВ от 17.05.2022, составленным представителем ООО «КрасКом» в присутствии представителя ООО «Механобр», подтверждается факт отбора пробы воды на объекте ООО «Механобр» (ул. Телевизорная, 1, стр. 7), место отбора: нежилое здание КК-45 (из лотка).

ООО «КрасКом» также сообщило (вх. № 9022 от 23.05.2022, № 9608 от 30.05.2022) о том, что проведенные лабораторные исследования установили превышение нормативов состава сточных вод по следующим ингредиентам: алюминий, железо, кадмий, марганец, медь, никель, свинец, фенолы, фосфаты (по Р), хром 3+, цинк. В связи с чем, ООО «КрасКом» произвело предварительный расчет размера платы за НССВ для ООО «Механобр» за период с 01.05.2022 до 01.06.2022.

При этом, учитывая то обстоятельство, что сторонами в договоре холодного водоснабжения и водоотведения не согласовано место отбора проб сточных вод, ООО «Механобр» заявляется довод о недоказанности отсутствия в месте отбора проб (канализационный колодец КК-45) влияния сточных вод иных абонентов, у Комиссии отсутствуют основания расценивать результаты отбора проб сточных вод, произведенного 17.05.2022, в качестве доказательства осуществления ООО «Механобр» на объекте деятельности по металлизации и тепловой обработке металлов.

В материалах дела имеется представленный ООО «Механобр» (вх. № 14829 от 18.08.2022), ИП Кацером А.И. (вх. № 17936-ЭП от 05.10.2022) прейскурант на услуги сети бьюти-клубов «Сафари», из которого следует оказание СПА-услуг, обёртывания.

ООО «Механобр» (вх. № 14405 от 12.08.2022) сообщило о том, что в соответствии с договором аренды нежилого помещения от 01.03.2020 № 02/03 ООО «Механобр» передало помещение № 1 (общей площадью 46кв.м, расположенное на первом этаже нежилого здания по ул. Телевизорная, 1, стр. 7) в аренду ИП Кацер И.А., который, в свою очередь, передал данное помещение в субаренду по договору субаренды нежилого помещения от 01.03.2020 № 01/03-СА ИП Мащенко В.И. Соответствующие договоры заключены на 2021 и 2022 годы (договоры аренды № 02/08 от 01.08.2021, № 01/07 от 01.07.2022, договоры субаренды № 01/02-СА от 01.02.2021, № 01/01-СА от 01.01.2022).

Согласно выписке из ЕГРИП (ОГРНИП 318246800053412) основным видом деятельности ИП Мащенко В.И. является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код 96.02).

В соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) группировка 96.02 включает в себя две подгруппы:

- 96.02.1 Предоставление парикмахерских услуг;

- 96.02.2 Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты, включающая в том числе:

- косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;

- гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж;

- косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода;

- предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.

Представленные документы свидетельствуют об осуществлении в объекте ООО «Механобр» деятельности по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Исследовав вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644).

В силу части 1 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении и Правилами № 644, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х указанных Правил) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Частью 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

На основании части 1 статьи 30.3 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 194 Правил № 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных Правилами № 644, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

В соответствии с пунктом 167 Правил № 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым указанного пункта, не распространяется:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644 (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Постановлением администрации г. Красноярска от 15.07.2020 № 550 «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов левобережной и правобережной технологических зон централизованной системы водоотведения города Красноярска» утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов левобережной и правобережной технологических зон централизованной системы водоотведения города Красноярска.

Объем сбрасываемых сточных вод, указанный в абзаце первом пункта 124 Правил № 644, составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.

Таким образом, нормативы состава сточных вод не распространяются на:

1) объекты абонентов, являющихся жилыми домами, многоквартирными домами, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

2) объекты абонентов, являющихся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, не имеющими отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации);

3) иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых меньше 30 куб. м в сутки, и которые не используются в целях осуществления видов деятельности, перечисленных в абзаце 4 пункта 167 Правил № 644.

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

Указанный вывод также подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 07.04.2021 № МШ/27138/21, в том числе о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях организации водопроводно-канализационного хозяйства при взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении объектов абонентов, являющихся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, если в отношении таких объектов не действуют нормативы состава сточных вод, а также позицией Минстроя России, изложенной в письме от 06.06.2021 № 23350-ИФ/04, согласно которому взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.

ООО «КрасКом» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства и в силу Постановления администрации г. Красноярска от 12.08.2013 № 393 определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения территории муниципального образования город Красноярск.

Материалами дела подтверждается и ООО «КрасКом» не оспаривается, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод по каждому из объектов ООО «Медея» не превышает 30 куб. метров в сутки, объекты не используются для осуществления видов деятельности, перечисленных в абзаце 4 пункта 167, абзаце 2 пункта 203 Правил № 644. Объекты являются нежилыми помещениями в многоквартирных домах, не имеющими отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (абзац 3 пункта 167 Правил № 644).

Следовательно, нормативы состава сточных вод на объекты ООО «Медея» не распространяются.

Пунктами 197 и 203 Правил № 644 установлены формулы для расчета размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и случаи их применения. При этом пункт 203, в отличие от пункта 197 Правил № 644, содержит порядок определения размера платы при отсутствии технической возможности отбора проб сточных вод абонента. Вместе с тем, законные основания для начисления абоненту платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов (в том числе расчета платы по одной из указанных формул) имеются у организации водопроводно-канализационного хозяйства исключительно в случае распространения нормативов состава сточных вод на объекты такого абонента.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что начисление ООО «КрасКом» заявителю ООО «Медея» платы за НССВ не основано на требованиях действующего законодательства.

Материалами дела подтверждается, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод по объекту ООО «Механобр» не превышает 30 куб. метров в сутки. При этом имеющиеся в деле документы (договоры аренды и субаренды в отношении помещения № 1, расположенного в нежилом здании по ул. Телевизорная, 1, стр. 7; прейскурант бьюти-клубов «Сафари»; выписка из ЕГРИП ИП Мащенко В.И.) свидетельствуют об осуществлении в объекте ООО «Механобр» деятельности по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты.

В силу пункта 167 Правил № 644 на объект ООО «Механобр» в течение всего периода начисления ООО «КрасКом» платы за НССВ распространялись нормативы состава сточных вод в связи с использованием объекта в целях предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для начисления ООО «КрасКом» платы за НССВ абоненту ООО «Механобр».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 12.04.2022 № ВК/35555/22, положениями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, предусмотрена обязанность соблюдения абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, влияет на качество оказания услуги по транспортировке и очистке сточных и нивелирует воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения непосредственно связано с обеспечением качества оказания организацией водопроводно-канализационного хозяйства услуги по водоотведению и компенсацией соответствующих затрат и не является отдельной услугой.

Анализ товарного рынка осуществляется с учетом установления доминирующего положения организации водопроводно-канализационного хозяйства на рынке оказания услуг по водоотведению.

Согласно проведенному Красноярским УФАС России анализу состояния конкуренции на рынках оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в географических границах, определенных границами расположения объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ООО «КрасКом», в пределах административно-территориальных границ города Красноярска, ООО «КрасКом» в анализируемом периоде занимало доминирующее положение на указанных товарных рынках с долей 100 %.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение (статья 5 Закона о защите конкуренции), совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (могло привести) к ограничению конкуренции или ущемлению прав хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 1.1 Разъяснения Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, регулируется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных антимонопольным законодательством. В отношении предпринимательской деятельности такого хозяйствующего субъекта сохраняют свое действие принципы, установленные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), такие как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав. В частности, такой хозяйствующий субъект сохраняет свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении условий договора с учетом положений иных федеральных законов.

Вместе с тем, на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, также распространяются и предусмотренные гражданским законодательством обязанности, а именно: действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, не извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

При определении обстоятельств осуществления хозяйствующим субъектом своего субъективного права должны приниматься во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка). Если доминирующему на рынке субъекту вменяется злоупотребление, направленное на причинение вреда или иное ущемление прав других участников рынка, то указанный субъект вправе доказывать, что его поведение экономически выгодно для контрагентов в результате взаимодействия с ним.

Право ООО «КрасКом» на взимание с абонентов платы за НССВ установлено пунктами 194, 195 Правил № 644. При этом взимание указанной платы возможно только в отношении объектов абонентов, на которых распространяются нормативы состава сточных вод.

Комиссия установила, что ООО «КрасКом» в случае обоих заявителей – ООО «Медея», ООО «Механобр» – ежемесячно начисляло плату за НССВ с момента изменения действующего законодательства (с июля 2020 года) без установления факта распространения нормативов состава сточных вод на объекты указанных абонентов; после начала Красноярским УФАС России проверки по обращению заявителей / возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «КрасКом» произвело проверку на предмет осуществляемых видов деятельности и в случае нераспространения нормативов (объекты ООО «Медея») прекратило начисление платы за НССВ и произвело перерасчет.

Красноярское УФАС России также рассмотрело дело № 024/01/10-1603/2021 по заявлениям ООО «Новый город», ООО «УК «СМ.сити», ООО «Альфа», АО КБ «Ланта-Банк» по признакам нарушения ООО «КрасКом» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в начислении платы за НССВ в отсутствие законных оснований. В ходе рассмотрения дела были установлены факты начисления ООО «КрасКом» с июля 2020 года заявителям платы за НССВ; проведение ООО «КрасКом» после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства проверки осуществляемой деятельности; снятие начислений платы за НССВ в связи с отсутствием оснований для ее начисления (нераспространение нормативов состава сточных вод на объекты абонентов).

Изложенное может свидетельствовать о сформированной ООО «КрасКом» модели поведения по начислению платы за НССВ абонентам, в том числе абонентам, начисление указанной платы которым противоречит положениям Правилам № 644.

Наличие у ООО «КрасКом» статуса организации водопроводно-канализационного хозяйства, создающего право взимать плату за НССВ, и статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, обязывает общество проявлять особую осмотрительность при реализации указанного права в связи с тем, что любое взимание платы оказывает влияние на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, а начисление платы в отсутствие законных оснований налагает на таких субъектов неразумные ограничения и создает необоснованные условия реализации ими своих прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по делу № А33-31013/2021, начисление субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, платы с нарушением императивно установленных нормативными правовыми актами требований квалифицируется как злоупотребление доминирующим положением. Возможность хозяйствующих субъектов в целях защиты нарушенных прав обратиться в суд с самостоятельными гражданско-правовыми требованиями не исключает наличия в действиях субъекта, занимающего доминирующее положение, признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Наступление в результате действий ООО «КрасКом» последствий в форме ущемления (возможности ущемления) интересов ООО «Медея» в сфере предпринимательской деятельности подтверждается заявлением общества (вх. № 1913 от 02.02.2022), а также материалами настоящего дела.

Комиссия исследовала пояснения ООО «КрасКом», ООО «Механобр», представленные на заключение об обстоятельствах дела, и считает необходимым сообщить следующее.

Довод ООО «КрасКом» о принятии всех возможных мер для сохранения интересов ООО «Медея», отсутствии возможности в 2021 году проведения осмотра на предмет выявления наличия/отсутствия «вредных» видов деятельности на объекта ООО «Медея» (а именно: производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, обработки или утилизации отходов) в связи с наличием ограничений, связанных с профилактикой нераспространения коронавирусной инфекции и перевода сотрудников на удаленный режим работы, не основан на положениях Правил № 644 и фактических обстоятельствах дела в связи с нижеследующим.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Медея» является общая врачебная практика (код 86.21). Указанный вид деятельности, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), включает в себя медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля. Из учредительных документов ООО «Медея» не следует осуществление обществом «вредных» видов деятельности по производству лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, обработке или утилизации отходов, что безусловно свидетельствовало бы о распространении на объекты общества нормативов состава и свойств сточных вод. Доказательствами фактического осуществления ООО «Медея» «вредных» видов деятельности ООО «КрасКом» не располагало.

При таких обстоятельствах начисление ООО «КрасКом» заявителю платы за НССВ было осуществлено в отсутствие правовых оснований; доказательства принятия обществом мер, направленных на соблюдение прав и законных интересов ООО «Медея», в материалах дела отсутствуют.

Установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях критерии малозначительности в рамках производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства не применяются.

Исследовав доводы ООО «Механобр» об отсутствии оснований для начисления ООО «КрасКом» обществу платы за НССВ, Комиссия обращает внимание на следующие обстоятельства.

Правила № 644 связывают начисление организацией водопроводно-канализационного хозяйства платы за НССВ с использованием абонентом объектов в целях осуществления «вредных» видов деятельности. При этом из содержания пункта 167 Правил № 644 следует, что при указании соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц предполагается использование объектов для осуществления указанной деятельности.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что на объект ООО «Механобр» в течение всего периода начисления ООО «КрасКом» платы за НССВ распространялись нормативы состава сточных вод в связи с использованием объекта в целях предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

Начисление ООО «КрасКом» абоненту ООО «Механобр» платы за НССВ по результатам проведенного 17.05.2022 отбора проб сточных вод (акт № 450-СВ) не является предметом рассмотрения настоящего дела, возбужденного на основании заявления ООО «Механобр» (вх. № 22958 от 15.12.2021).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО «КрасКом», выразившиеся в начислении ООО «Медея» платы за НССВ и выставлении счетов на оплату в отсутствие правовых оснований для начисления указанной платы, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Факт снятия ООО «КрасКом» начислений ООО «Медея» платы за НССВ и направления ему корректировочных счетов-фактур свидетельствует об устранении обществом нарушения анимонопольного законодательства и исключает возможность выдачи ООО «КрасКом» предписания.

Принимая во внимание изложенное, в отсутствие оснований для прекращения производства по делу, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела № 024/01/10-856/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту начисления ООО «Медея» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и выставления счетов на оплату в отсутствие правовых оснований для начисления указанной платы.

2. Предписание ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «КрасКом»
ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870
ООО «Медея»
ИНН 2465094414, ОГРН 1052465117759
ООО «Механобр»
ИНН 2460039184, ОГРН 1022401798760