Решение б/н Решение по делу № 141-14.8-18 от 1 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

              

 

 

ООО «ТК Сибирь»

 ИП …

ИП …

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому Краю, Республике Тыва и Республике Хакасия

Федеральной Службы по надзору

в сфере транспорта

660041, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 87 «б», а/я 27072 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 141-14.8-18

 

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 20 марта 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 апреля 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – …;  члены Комиссии – …; …, рассмотрев дело №141-14.8-18, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя … (ОГРНИП …) (далее – ИП …), по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

при участии представителей:

ООО «ТК Сибирь» - …; 

ИП … - …;

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «ТК «Сибирь» (исх. № 37 от 01.08.2018; вх. № 13514 от 01.08.2018) с просьбой провести проверку в отношении ИП …  по факту осуществления последним нелегальных регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту «г. Красноярск – с. Богучаны» под видом заказных.

Анализ представленной информации, действующего законодательства позволили антимонопольному органу прийти к выводу о наличии в действиях ИП … признаков нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту № 598 под видом заказных, что, в свою очередь противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причиняет (может причинить) убытки другим хозяйствующим субъектам, в частности – ООО «ТК Сибирь», а также создает необоснованные преимущественные условия деятельности ИП Васильеву В.В. на указанном рынке.

Учитывая вышеизложенное Красноярское УФАС России на основании статьи  39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдало ИП … предупреждение от 22.10.2018 о необходимости прекращения указанного нарушения путем принятие мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства. С этой целью ИП … в срок до 21.11.2018 надлежало:

- прекратить осуществление регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту № 598 «г. Красноярск – с. Богучаны» до получения разрешительных документов, предусмотренных действующим законодательством в сфере регулирования регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам;

- не допускать осуществление регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту № 598 «г. Красноярск – с. Богучаны» без разрешительных документов, предусмотренных действующим законодательством в сфере регулирования регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам.

21.10.2018 в адрес Красноярского УФАС России от ИП … поступило письмо, из которого следует, последний пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту № 598 «г. Красноярск – с. Богучаны» осуществляет на основании договора фрахтования, а не регулярные. Таким образом, ИП … с выявленными признаками нарушения требований антимонопольного законодательства не согласился, а выданное предупреждение не исполнил.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, в связи с неисполнением ИП … предупреждения от 22.10.2018 Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП … (приказ № 141 от 03.12.2018).

Определением от 03.12.2018 о назначении дела № 141-14.8-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено ООО «ТК «Сибирь», в качестве ответчика ИП …, в качестве заинтересованного лица ИП …, дело назначено к рассмотрению на 14.01.2019.

Определением от 14.01.2019 об отложении рассмотрения дела № 141-14.8-18 к участию в рассмотрении дела № 141-14.8-18 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено МУГАДН, рассмотрение дела отложено на 06.02.2019.

Определением от 06.02.2019 принято решение об отложении рассмотрения дела №141-14.8-18 для принятия заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела назначено на 20.03.2019.

20.03.2019 дело №141-14.8-18 рассмотрено в присутствии лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении дела № 141-14.8-18 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

… зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.06.2007, предпринимателю присвоены ИНН/ОГНИП …

ИП … МУГАДН выдано уведомление № … от 24.06.2016 о начале осуществления предпринимательской деятельности: предоставление услуг по перевозчикам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом.

Между ИП … (фрахтовщик) и ИП … (фрахтователь) был заключен договор фрахтования № 1 от 16.07.2018 (далее – договор).

Согласно пункту 1.1 договора фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю транспортные средства для перевозок определенного круга лиц в соответствии с заявками, а фрахтователь обязуется оплатить стоимость пользования предоставленными транспортными средствами.

Пунктом 8.1 договора установлено, что договор действует с 16.07.2018 по 31.12.2018.

В пунктах 2.1.1 и 2.1.3 договора указано, что фрахтователь обязуется своевременно представить фрахтовщику заявку на перевозку пассажиров (не позднее, чем за 1 рабочий день до выполнения заказа), а также при направлении заявки предоставить фрахтовщику список пассажиров либо указать в заявке вид документов, удостоверяющих право пассажиров на проезд в автобусе (служебные удостоверения, экскурсионные путевки и др.).

В соответствии с пунктом 2.2.2 фрахтовщик обязуется осуществлять посадку пассажиров в автобус (автобусы) на основании списка пассажиров или по предъявлению документов, удостоверяющих право пассажиров на проезд (служебные удостоверения, экскурсионные путевки и др.).

Установлено, что пассажирские перевозки по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск» ИП … осуществляет ежедневно в одно и тоже время. В качестве начальных и конечных пунктов указаны ТРЦ Планета (г. Красноярск) и Аэровокзальная, 21 (с. Богучаны).

Из журнала регистрации результатов предрейсового и послерейсового контроля транспортных средств, представленного ИП …, следует, что водители, работающие на ИП …, ежедневно в одно и то же время осуществляли предрейсовый технический контроль (в 8 час. 40 мин. или в 12 час. 40 мин.).

МУГАДН в отношении транспортных средств ИП … были проведены проверочные мероприятия, по результатам которых было установлено, что согласно путевым листам, представленным сотрудникам МУГАДН, выезд проверенных автобусов происходил ежедневно в одно и то же время, а именно в 14 час. 00 мин.

Согласно пояснениям ИП …, полученным сотрудником ДПС, на ИП …  зарегистрировано 3 транспортных средства с государственными номерами Р 562 МХ 124, Р 502 НХ 124 и В 849 НР 124. Также ИП … использует транспортное средство, зарегистрированное на его мать, …, и имеющее государственный номер У 976 МС 124. Управление данными автобусами осуществляют водители, работающие у ИП … Он осуществляет только заказные перевозки, заказы на которые он получает от ИП … Список пассажиров водителю представляет ИП … до осуществления перевозки, а посадка в транспортное средство происходит по документам, удостоверяющим личность. Время, в которое осуществляются перевозки, определяется ИП … в зависимости от желания пассажиров, но рейсы могут быть отменены или перенесены им или ИП … в случае в связи с отсутствием необходимого количества пассажиров. Рекламу об осуществлении перевозок в средствах массовой информации ИП … не размещает. Реклама размещается ИП … в интернете и на визитках от имени «Форвард».

Из пояснений …, работающего у ИП …. водителем, следует, что он осуществляет пассажирские перевозки по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск – с. Богучаны», указанное на рекламных баннерах, а именно в 14 час. 00 мин., в 18 час. 00 мин. и в 21 час. 00 мин.

Из пояснений свидетелей, опрошенных сотрудниками ДПС, списки пассажиров составляются самим водителем либо пассажирами в процессе посадки, денежные средства за проезд собирает водитель.

В частности, …, являющийся одним из пассажиров ИП …, в своем объяснении, полученном заместителем начальника ОЭБиПК ОМВД России по Богучанскому району майору полиции … указал, что 21.12.2018 он в гостинице «Уютный двор» с. Богучаны взял номер пассажирских перевозок, которые ходят по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск». Позвонив по номеру 8950………….., оператор сообщил …, что автобусы данной компании ходят по расписанию ежедневно в 14 час. 00 мин., в 18 час. 00 мин. и в 21 час. 00 мин. Деньги за оплату проезда …  передал водителю.

Также …, который тоже был 21.12.2018 пассажиром в автобусе ИП …, пояснил о том, что фирма «Форвард» осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск» узнал из интернета, поездки по данному маршруту с использованием услуг фирмы «Форвард» осуществлял неоднократно. Перед посадкой в автобус пассажир … заполнил документы, переданные ему водителем, а также передал водителю оплату за проезд.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, были представлены следующие письменные и устные пояснения.

18.09.2018 от ИП … в материалы дела поступили письменные пояснения, согласно которым он считает, что маршрут «с. Богучаны – г. Красноярск – с. Богучаны», место подачи транспортного средства не нарушают действующего законодательства и не нарушают интересы неопределенного круга лиц, поскольку он осуществляет свою деятельность на основании договора фрахтования от 16.07.2018.

В пояснениях, поступивших в материалы дела 21.11.2018, ИП … указывает, что самостоятельно рекламу в средствах массовой информации не размещает, осуществляет перевозку пассажиров только на основании заявок фрахтователя, ИП … билеты не выдаются, перевозка (подбор в пути следования) неограниченного круга лиц не осуществляется. Денежные средства ИП …  получает от фрахтователя. Пассажиры не вводятся в заблуждение об осуществлении регулярных перевозок ИП …

11.01.2019 от ИП … в материалы дела поступили пояснения, в которых он поясняет, что ИП … билеты не выдаются (квитанции о проезде), денежные средства с пассажиров перевозчиком без соответствующих полномочий не собираются, стоимость проезда для заказчиков формируется в каждом отдельном случае фрахтователем из дальности проезда, конечного пункта назначения и количества поданных заявок.

В ходе проведения заседания Комиссии 14.01.2019 представитель ООО «ТК «Сибирь» поддержал доводы, изложенные в заявлении, устно пояснил, что считает факт осуществления регулярных пассажирских перевозок ИП … доказанным, поскольку ИП … осуществляет рейсы 3 раза в день ежедневно; пассажиры ничего не знают о фрахтователе …, никакие заявки ему не подают; плата за проезд принимается водителем.

Вышеуказанные доводы, как сообщил представитель ООО ТК «Сибирь», подтверждаются проведенными МУГАДН проверочными мероприятиями в отношении деятельности ИП …

В ходе проведения заседания Комиссии 06.02.2019 представитель ООО «ТК Сибирь» представил в материалы дела 16 CD - дисков, которыми подтверждает осуществление регулярных (систематических) пассажирских перевозок ИП …

Представителем ООО «ТК Сибирь» были продемонстрированы видеозаписи на заседании комиссии, в которых представитель ООО «ТК Сибирь» звонил по номеру, указанному на автобусах ИП …, для получения информации об осуществлении регулярных пассажирских перевозок. В данных видеозаписях подтверждается осуществление ИП … ежедневных пассажирских перевозок по маршруту «Богучаны – Красноярск».

Также представитель ООО «ТК Сибирь» дополнительно пояснил, что в связи с осуществлением  регулярных перевозок ИП … ООО «ТК Сибирь» несет существенные  убытки.

Представитель МУГАДН дополнительно пояснил, что ИП … пассажирские перевозки осуществляются ежедневно, с нарушением режима работы труда и отдыха водителей.

При проведении заседания Комиссии 20.03.2019 представитель ООО «ТК Сибирь» дополнительно пояснил, что ИП … была снижена плата за проезд, а также им приобретаются дополнительные автобусы для осуществления перевозок по данному маршруту. В подтверждение своих слов представителем ООО «ТК Сибирь» в материалы дела представлены  6 CD - дисков с видеоматериалами.

Для определения факта осуществления недобросовестной конкуренции необходимо, прежде всего, установить как сам товарный рынок, на котором осуществляется недобросовестная конкуренция, в его продуктовых и географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке. С указанной целью управлением проведен анализ состояния конкуренции.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по регулярной перевозке пассажиров автотранспортом в период осуществления пассажирских перевозок ИП … по маршруту «с. Богучаны – Красноярск» составил 5 месяцев - с 16.07.2018 по 31.12.2018.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке по регулярной перевозке пассажиров.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции» понимается регулярная перевозка пассажиров.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Маршрут осуществления перевозок «с. Богучаны – г. Красноярск». Потенциальными потребителями услуги по регулярной перевозке пассажиров могут быть любые лица, использующие регулярные пассажирские перевозки по данному маршруту. Поскольку оба пункта маршрута находятся в пределах Красноярского края, то и потребители услуги по регулярной пассажирской перевозке будут находиться в рамках Красноярского края.

Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией  Красноярского края.

Рынок оказания услуг в пределах географических границ (Красноярский край) является высоконкурентным, поскольку претендентом на осуществление регулярных пассажирских перевозок может быть любой хозяйствующий субъект, отвечающий требованиям действующего законодательства предъявляемого к названному товарному рынку.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту не является эластичным, т.е. количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров Перевозчиками и перераспределение спроса на услуги регулярного перевозчика, работающего на данном маршруте на основании договора и исполняющего при этом законодательные и договорные обязанности, приводит (или может привести) к его убыткам. Данная позиция выражена в решении Мурманского УФАС России от 08.02.2018 по делу № 08-04/17-18 .

Таким образом, в рамках названного анализа было установлено, что в рассматриваемом случае незаконными действиями  ИП … причиняются убытки в виде упущенной выгоды ООО «ТК Сибирь», которым осуществляются регулярные пассажирские перевозки по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск» в установленном законом порядке.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке регулярных пассажирских перевозок автотранспортом в пределах географических границ Красноярского края.

Исследовав материалы дела № 141-14.8-18 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом подразделяются на: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

В соответствии со статьей 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписанию. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Таким образом, отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются:

- систематически;

- по утвержденному маршруту;

- в соответствии установленным расписанием движения.

Согласно статье 31Устава автомобильного транспорта  перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси или посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут может создавать угрозу безопасности водителя.

Порядок заключения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу предусмотрен разделом III Правил перевозок.

Так, договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил (пункты 90-91). Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, предоставленным фрахтовщику фрахтователем (пункт 92). Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении № 4 Правил (пункт 93). Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, перевозки осуществляются систематически.

Отличительной особенностью перевозок пассажиров по заказу является то, что перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяется также пассажирами.

Установлено, что ИП … осуществляется регулярная перевозка пассажиров по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск», данный факт подтверждается.

Систематичность осуществления перевозок ИП … подтверждается результатами проверки МУГАДН, которыми доказывается, что автобусы ежедневно перевозили пассажиров по указанному маршруту.

Также данные обстоятельства подтверждают CD-диски, представленные ООО «ТК Сибирь» с видеозаписями звонков в «Форвард» в разные дни для проверки возможности приобрести билет по указанному маршруту.

Систематичность подтверждает также водитель ИП … в своих показаниях, когда говорит, что пассажирские перевозки по данному маршруту осуществляются ежедневно.

Из показаний водителя ИП … и пассажиров, опрошенных сотрудниками ДПС, следует, что пассажирские перевозки осуществлялись по определенному маршруту, а именно «с. Богучаны – г. Красноярск». В качестве начальных и конечных пунктов указаны ТРЦ Планета (г. Красноярск) и Аэровокзальная, 21 (с. Богучаны).

Проверкой МУГАДН установлено, что проверенные ДПС автобусы выезжали в установленное время, а именно в 14 час. 00 мин.

Из журнала регистрации результатов предрейсового и послерейсового контроля транспортных средств, представленного ИП …, следует, что водители, работающие на ИП …, ежедневно в одно и то же время осуществляли предрейсовый технический контроль (в 8 час. 40 мин. или в 12 час. 40 мин.). На основании данного журнала можно сделать вывод, что и выезжали они на маршрут в одно и тоже время.

В показаниях … указывает, что выезд на маршрут «с. Богучаны – г. Красноярск» осуществляется по расписанию.

Пассажиры, опрошенные сотрудниками ДПС, указывают, что при обращении в организацию «Форвард» им сообщали, что выезд происходит в определенное время, а именно в 14 час. 00 мин., в 18 час. 00 мин. и в 21 час. 00 мин.

CD-диски с видеозаписями, представленные ООО «ТК Сибирь» также подтверждают тот факт, что выезд автобусов на маршрут происходил ежедневно в определенное время.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ИП … осуществлял пассажирские перевозки по маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск» систематически, по определенному маршруту и по установленному расписанию.

Система обслуживания пассажиров в Красноярском крае предусматривает взаимодействие с перевозчиками в рамках заключенных по результатам проведенных торгов государственных и муниципальных контрактов или договоров на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения.

18.09.2015 Министерством транспорта Красноярского края был проведен Конкурс, победителем которого признано ООО «ТК Север».

Как уже было ранее указано, ООО «ТК Сибирь» осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту № 598, начальный пункт – автовокзал г. Красноярска, конечный пункт – ул. Автопарковая -2 с. Богучаны. Срок оказания услуг – до 09.2020 года.

При этом установлено, что ИП … осуществляет перевозки пассажиров между г. Красноярском и с. Богучаны, как правило, по той же автомобильной дороге и тому же маршруту, что и регулярный автобусный маршрут №598.

ИП … не признавался победителем конкурса, проводимого Министерством, в связи с чем, данный перевозчик не имеет разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных автобусных маршрутов, в реестр перевозчиков по регулярным межмуниципальным маршрутам не включен.

Об отсутствии указанных документов также свидетельствует их не предоставление по мотивированному запросу антимонопольного органа (от 05.09.2018 №14644).

Между тем, как обоснованно указал Президиум Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 30.11.2016 в Обзоре судебной практике за 2016 год по спорам, связанным с применением ФЗ «О защите конкуренции», осуществление перевозок без заключения договоров, право на заключение которых возникает по итогам конкурса, влечет невозможность контроля за качеством предоставляемых услуг, техническим состоянием транспортных средств перевозчика, выполнением перевозчиком условий обязательного страхования ответственности за вред, причиненный имуществу, а также жизни и здоровью пассажиров, снижает уровень безопасности пассажирских перевозок.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании пункта 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании статьи 10 Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, редакция от 02.10.1979):

«(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров».

Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4  ФЗ «О  защите конкуренции», присутствуют в действиях Ответчиков:

- противоречие статье 10 Конвенции по охране промышленной собственности: введение в заблуждения относительно вида перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту (регулярные или по заказу/легковое такси); формирование обществом у потенциальных потребителей услуги перевозки вывода о возможном получении услуги регулярной перевозки именно у общества, а равно при четком осознании обществом наличия на локальном рынке правомерно действующего конкурента противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, препятствует достижению общественной пользы правомерной (здоровой) конкуренции.

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом: товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по названным маршрутам является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, установление платы за проезд по своему усмотрению, поставила Ответчика в преимущественное положение перед регулярным перевозчиком, имеющим необходимые разрешительные документы;

- действия Ответчика причинили убытки Заявителю (конкуренту) - регулярному перевозчику, путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных перевозок по автобусному маршруту «с. Богучаны – г. Красноярск», отправлением из с. Богучаны или г. Красноярска раньше отправления регулярного рейса регулярного перевозчика.

Перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренции определен главой 2.1 ФЗ «О защите конкуренции». При этом, в силу статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», названный перечень не является исчерпывающим.

Указанные фактические и правовые обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ИП …, нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении регулярных пассажирских перевозок без наличия на то законных оснований под видом заказных.

При этом, доказательств принятия ИП …  всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для его соблюдения при рассмотрении дела не представлено.

Согласно подпункту «е» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП … обязательного для исполнения предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок под видом заказных без наличия законных оснований по маршрутам «с. Богучаны – г. Красноярск» и «г. Красноярск – с.Богучаны».

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №95-14.8-16 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 4, 14.8, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя … нарушившим статью 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без наличия на то законных оснований под видом заказных.

2. Выдать Индивидуальному предпринимателю … обязательное для исполнения предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок под видом заказных без наличия законных оснований по маршрутам «г. Красноярск – с. Богучаны», «с. Богучаны - г. Красноярск».

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №141-14.8-18 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Индивидуального предпринимателя … дел об административных правонарушениях по статье 14.33 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны