Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законному представителю

АО «Назаровская ГРЭС»

 

ул. Бограда, 144 «а», г.Красноярск, 660021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ А18-14.31/19 о назначении административного наказания

 

«26» марта 2019 года

г. Красноярск

 

Заместитель руководителя управления – начальник контрольного отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю <…>, рассмотрев дело об административном правонарушении № А18-14.31/19, возбужденное в отношении акционерного общества «Назаровская ГРЭС» (ул. Бограда, 144 «а», г.Красноярск, 660021; ИНН/ОГРН 2460237901/1122468025690; дата регистрации юридического лица 28.04.2012; далее по тексту – АО «Назаровская ГРЭС») о совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП),

в присутствии защитников АО «Назаровская ГРЭС» <…> (доверенность № 294 от 10.12.2018), <…> (доверенность № 292 от 10.12.2018),

УСТАНОВИЛ:

Поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении является решение Комиссии Красноярского УФАС России от 02.04.2018 по делу № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия по рассмотрению указанного дела были установлены следующие обстоятельства.

АО «Назаровская ГРЭС» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю 28.04.2012 за основным государственным регистрационным  номером 1122468025690, управляющей организацией АО «Назаровская ГРЭС» является ООО «Сибирская генерирующая компания» (ОГРН1097746400091). Основными видами деятельности общества являются: торговля электроэнергией, производства пара и горячей воды тепловыми электростанциями, передача пара и горячей воды, распределение пара и горячей воды.

23 апреля 2014 года между АО «Назаровская ГРЭС»  и АО «В-Сибпромтранс» заключен договор №Д2014/0157 на транспортное обслуживание (далее - Договор № Д2014/0157), согласно условиям которого АО «В-Сибпромтранс» осуществляет для нужд АО «Назаровская ГРЭС», в том числе транспортировку (доставку) угля/иных грузов в вагонах и порожних вагонов своим локомотивом, погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание на вагонных весах посредством железнодорожных путей необщего пользования, вагонопрокидывателей, принадлежащих АО «В-Сибпромтранс» на праве собственности.

В силу пунктов 1.1-1.3 Договора № Д2014/0157 АО «В-Сибпромтранс» производит для АО «Назаровская ГРЭС» транспортировку (доставку) грузов (в том числе угля) в вагонах и порожних вагонов своим локомотивом с приемосдаточных путей станции Назарово Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» через станцию «ГРЭС» АО «В-Сибпромтранс» на места погрузки, выгрузки  АО «В-Сибпромтранс» и обратно с мест погрузки, выгрузки Заявителя на станцию Назарово транспортировку (доставку) вагонов с углем своим локомотивом с железнодорожных путей станции «ГРЭС»  АО «В-Сибпромтранс» на места выгрузки Заявителя (вагоноопрокидыватели АО «В-Сибпромтранс»), и обратно порожних вагонов с мест выгрузки на железнодорожные пути станции «ГРЭС» АО «В-Сибпромтранс». Погрузочно- разгрузочные работы своими силами и средствами: слив мазута; выгрузка угля (в период с 15 октября по 15 апреля с обязательным применением вибраторов) из вагонов на вагоноопрокидывателе.

Пунктом 1.6 Договора № Д2014/0157 предусмотрено, что АО «В-Сибпромтранс» обязано осуществить передачу предварительной информации о прибытии в адрес АО «Назаровская ГРЭС» вагонов на станцию Назарово Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

АО «В-Сибпромтранс» обязано осуществить формирование отправительских маршрутов (групп вагонов) из порожних вагонов, прибывших на станцию Назарово груженными углем (получателем которых являлось АО «Назаровская ГРЭС», по письменной заявке АО «Назаровская ГРЭС», согласованной АО «В-Сибпромтранс», по договорной цене (кроме вагонов собственности/аренды ОАО «СУЭК») (пункт 1.7  Договора № Д2014/0157).

Согласно пункту 1.8 Договора № Д2014/0157 АО «В-Сибпромтранс» обязано осуществить маневровую работу, к которой относится: перестановка вагонов с одного места погрузки, выгрузки на другое по письменной заявке или телефонограмме уполномоченного представителя  АО «Назаровская ГРЭС»; отцепка вагонов с коммерческими и техническими неисправностями; прокатывание состава из испытательных вагонов по вагонным весам АО «Назаровская ГРЭС» при проверках, по письменной заявке АО «Назаровская ГРЭС», согласованной сторонами; повторное взвешивание вагонов на вагонных весах АО «Назаровская ГРЭС» согласно пункту 1.5 Договора № Д2014/0157; работа локомотива АО «В-Сибпромтранс» по выгрузке угля на вагоноопрокидывателе при несоблюдении АО «Назаровская ГРЭС» норматива 45 минут на 15 вагонов. Время превышения работы локомотива оплачивается АО «Назаровская ГРЭС» как за маневровую работу. Время аварийной остановки вагоноопрокидывателя, оформленной двухсторонним актом, не включается в маневровую работу локомотива. Расчет оплаты маневровой работы производится за каждые полчаса, считая неполные полчаса за полные.

Пунктом 1.11 Договора № Д2014/0157 предусмотрено, что по письменной заявке АО «Назаровская ГРЭС», согласованной АО «В-Сибпромтранс», последнее выполняет: предоставление железнодорожных путей АО «В-Сибпромтранс» для отстоя подвижного состава; выдачу копий документов (формы ГУ-45, ГУ -46, ГУ-47); подборку вагонов; консультационные услуги, оказываемые специалистами АО «В-Сибпромтранс»; пользование факсимильной связью по просьбе клиента; изменение места погрузки-выгрузки; подачу-уборку вагонов на пути, не принятые в постоянную эксплуатацию; информационные услуги; услуги по хранению грузов; представление в аренду оборудования, вагонов; представление в использование погрузо-разгрузочной техники; прием экзаменов; переадресовку; открытые и закрытие ворот; уборку, установку колесосбрасывающего башмака;  подготовку и согласование инструкций; использование (предоставление) ж/д реквизитов; пломбирование вагонов; технические занятия с работниками других организаций; услуги мастера выгрузки; сопровождение вагонов в пути; контроль погрузки, согласно технических условий крепления и размещения грузов и др. целей; съем запорно-пломбировоычного устройства на вагоне; определение пригодности вагонов под погрузку в коммерческом отношении; использование ж/д переездов; очистку территории; предоставление помещения; расчет провозных платежей, выдача справок; очистку стрелочных переводов составителем; прием (сдача) вагонов от вневедомственной охраны ж/д транспорта РФ; вызов охраны для открытия въездных ворот; обеспечение грузоотправителей запорно-пломбировочными устройствами; получение контейнеров; установку пиломатериала в пакет; расчетные операции с транспортными компаниями; разработка схемы (эскиза) погрузки (выгрузки);организация транспортировки (доставки) грузов ж.д. транспортом; транспортировку (доставку) грузов автомобильным транспортом;  услуги по комплексному транспортному обслуживанию; оформление заявки по просьбе клиента; предоставление открытой складской площадки; организация погрузки/выгрузки груза; наложение металлической закрутки по просьбе клиента; снятие креплений (скруток с вагонов); другие дополнительные услуги.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13 Договора № Д2014/0157 АО «Назаровская ГРЭС» обязано: своевременно в соответствии с условиями договора производить оплату АО «В-Сибпромтранс»  выполняемых им работ и оказываемых услуг; обеспечивать непрерывную готовность мест погрузки, выгрузки к приему и отправлению грузов, наличие свободных емкостей и складов, а также соблюдать требования, обеспечивающие своевременную погрузку и выгрузку вагонов, прибывающих и отправляемых АО «Назаровская ГРЭС», с соблюдением сохранности и очистки, кроме вагонов выгружаемых силами АО «В-Сибпромтранс»; обеспечить места погрузки, выгрузки необходимым освещением и точками подключения электрических механизмов; производить очистку технологических проездов и проходов, находящихся на территории АО «Назаровская ГРЭС»; представлять АО «В-Сибпромтранс»  ежегодно, не позднее 31 декабря текущего года, доверенность на следующий год на уполномоченных лиц с правом приема-сдачи вагонов АО «Назаровская ГРЭС», правом подписания памяток приемосдатчика, ведомостей подачи, транспортировки (доставки) грузов и уборки вагонов,, заказ –нарядов, актов выполненных работ, актов общей формы, результатов измерений веса состава, подачи телефонограмм на повторное взвешивание вагонов, перестановку вагонов с одного места погрузки, выгрузки на другое и правом получения счетов-фактур; обеспечивать полноту выгрузки вагонов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ силами АО «Назаровская ГРЭС», их очистку (кроме вагонов из-под угля и мазута) , своевременное оформление и представление АО «В-Сибпромтранс» перевозочных документов; регулировать с поставщиками среднесуточную поставку вагонов под выгрузку в соответствии с заявленными объемами, с учетом вместимости мест погрузки, выгрузки, производительности погрузочно-выгрузочных устройств и механизмов; согласовывать с АО «В-Сибпромтранс» заявки на транспортировку (доставку) грузов формы ГУ-12 в соответствии с УЖТ РФ; в соответствии с пунктом 6.1 Договора №Д2014/0157 предоставлять АО «В-Сибпромтранс» письменные заявки на ожидаемые объемы  транспортировок (доставок), ПРР (поквартально, с разбивкой по месяцам и  на весь месяц); своевременно информировать  АО «В-Сибпромтранс» о готовности к уборке вагонов по телефону связи, а при ее неисправности – письменно с нарочным; после взвешивания вагонов передавать приемосдатчикам АО «В-Сибпромтранс» в электронном виде информацию (масса тары вагона, масса нетто) о прибывших, отправленных вагонах, с последующим предоставлением на бумажном носителе результата измерений веса состава, подписанного уполномоченным представителем АО «Назаровская ГРЭС».

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 Договора № Д2014/0157 АО «В-Сибпромтранс» уведомляет АО «Назаровская ГРЭС» о предстоящей транспортировке (доставке)  груза, прибывающего со станции Назарово не позднее, чем за 2 часа до момента предстоящей транспортировки (доставки) к местам погрузки, выгрузки. Количество вагонов в каждой сдаваемой АО «Назаровская ГРЭС» передаче устанавливается в размере прибытия. Подача вагонов производится по мере готовности их к подаче, по уведомлению. Приемосдаточные операции осуществляются на местах погрузки, выгрузки АО «Назаровская ГРЭС» и подтверждаются памяткой приемосдатчика, подписываемой сторонами по завершению приемо-сдаточных операций. Об окончании грузовых операций и готовности к уборке одновременно поданных вагонов, АО «Назаровская ГРЭС» уведомляет приемосдатчика АО «В-Сибпромтранс». АО «В-Сибпромтранс» производит возврат вагонов со станции «ГРЭС» на станцию Назарово после получения уведомления о готовности к уборке всей одновременно поданной группы вагонов при наличии перевозочных документов. В случае поступления уведомления, но не готовности вагонов (недовыгружены, неочищены и т.д.) к уборке, в указанное в уведомлении время, АО «Назаровская ГРЭС» оплачивает АО «В-Сибпромтранс» за вынужденный пробег (задержку) локомотива, как за маневровую работу. Повторный выезд локомотива за вагонами производится после получения от АО «Назаровская ГРЭС» вторичного письменного уведомления или телефонограммы, но не ранее чем через 2 часа после первоначального заезда.

Пунктами 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 Договора № Д2014/0157 предусмотрено, что учет объемов транспортировки (доставки) и ПРР производится в тоннах, на основании массы груза, указанной в железнодорожной накладной, а при взвешивании – на основании результата веса состава. В случае сбоя работы вагонных весов   АО «Назаровская ГРЭС», что подтверждается актом, подписанным уполномоченными лицами сторон, учет объемов транспортировок (доставок), ПРР, выполненных согласно п. 1.1 договора- производится на основании железнодорожной накладной, выполненной согласно п. 1.2 договора- на основании письменной информации  АО «Назаровская ГРЭС». Масса перевозимого груза указывается в ведомостях подачи, транспортировки (доставки) грузов и уборки вагонов формы ГУ -46п, а ПРР- в заказ-нарядах. Подписание и передача ведомостей подачи, транспортировки (доставки) грузов и уборки вагонов, актов выполненных работ и др. производится представителями обеих сторон ежедневно в АО «В-Сибпромтранс», не позднее 10 часов местного времени суток, следующих за отчетными (день погрузки, выгрузки вагонов) и является основанием для предъявления к оплате за транспортировку (доставку), ПРР и другие виды услуг. При совпадении дня подписания (получения) документов с нерабочим днем, день подписания (получения) документов переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Документы к оплате причитающихся платежей предъявляются АО «Назаровская ГРЭС» ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.

Согласно пунктам 6.1, 6.2, 6.3  Договора № Д2014/0157 объем работ по транспортировке (доставке) грузов, ПРР определяется АО «Назаровская ГРЭС» ежегодно и предоставляется АО «В-Сибпромтранс» не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласно заявкам, подписанным уполномоченным представителем  АО «Назаровская ГРЭС», по роду груза в вагонах и тоннах, по форме Приложения №1, с последующим уточнением до 1 декабря текущего года.  Представленные объемы письменно подтверждаются: ежеквартально – не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу – ежемесячно – не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до планируемого месяца. АО «В-Сибпромтранс» имеет право перехода на односменный режим работы в случае уменьшения объемов работ по углю (транспортировка (доставка), ПРР) до 100 вагонов в сутки и менее.

В соответствии с пунктами  7.1, 7.2, 7.3 Договора № Д2014/0157 расчет за услуги по транспортировке (доставке) грузов, ПРР, маневровой работе и другим дополнительным услугам, цена на которые в соответствии  с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Администрации Красноярского края №670п от 24.09.2001 и принимаемыми дополнениями к нему являются регулируемыми, производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов). В случае изменения цены, новая цена (тариф) вводится с даты подписания приказа об установлении тарифов, если иное не предусмотрено приказом. Расстояние транспортировки (доставки) в один конец устанавливается: для мазута, масла, кислоты, угля (внешние транспортировки (доставки): со станции Назарово на места погрузки, выгрузки АО «Назаровская ГРЭС») - 8 км.; для угля (внутренние транспортировки (доставки): с железнодорожных путей станции ГРЭС на вагонопрокидыватели) - 1,5 км; для других грузов, прибывающих (отправляемых) со станции Назарово -10 км.

Стоимость оказываемых АО «В-Сибпромтранс»  вышеназванных услуг определена  Приказом Министерства транспорта Красноярского края № 5/184 от 25.11.2014.

Согласно пункту 8.1 Договора № Д2014/0157  АО «Назаровская ГРЭС» обязано производить оплату услуг следующим образом:

- до 08-го числа месяца -25% от планируемого объема транспортировок (доставок) и ПРР, указанного в ежемесячной заявке, с учетом сальдо на начало месяца;

- до 15-го числа месяца -25% от планируемого объема транспортировок (доставок) и ПРР, указанного в ежемесячной заявке;

- до 25-го числа месяца -50% от планируемого объема транспортировок (доставок)  и ПРР, указанного в ежемесячной заявке.

Пунктом 8.2. Договора № Д2014/0157  предусмотрено, что окончательный расчет за выполненные работы, а также оплата за все остальные виды услуг производится АО «Назаровская ГРЭС»  платежными поручениями согласно выставленным счетам-фактурам в течение 5 дней со дня подписания акта выполненных работ.

28 февраля 2017 года АО «Назаровская ГРЭС» сообщило АО «В-Сибпромтранс» (исх. № 2/5-10760/17-0-0 от 13.02.2017) о том,  что АО «Назаровская ГРЭС» считает, что тарифы на транспортировку (доставку), установленные Приказом Министерства транспорта Красноярского края № 5/184 от 25.11.2014, являются не обоснованными, в связи с чем с 01.03.2017 АО «Назаровская ГРЭС» прекращает оплату услуг по установленным Министерством транспорта, и закрепленным в договоре тарифам, и впредь будет производить оплату услуг по тарифу, рассчитанному АО «Назаровская ГРЭС». Предложений пересмотреть цену договора, при этом, от АО «Назаровская ГРЭС» не поступило.

Из информации, представленной при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства АО «В-Сибпромтранс» следует, что начиная с 01.03.2017 и по 31.05.2017 АО «Назаровская ГРЭС» в одностороннем порядке подписывает ежедневные акты выполненных работ с разногласиями, а также осуществляет оплату выполненных работ не в соответствии с тарифами, установленными Приказом Министерства транспорта Красноярского края № 5/184 от 25.11.2014. АО «В-Сибпромтранс» при этом продолжает выполнять заявленные объемы транспортировок (доставок) и погрузо-разгрузочных работ в соответствии с заключенным договором в полном объеме.

17 марта 2017 года АО «В-Сибпромтранс» направило в адрес АО «Назаровская ГРЭС» уведомление (исх. № 61) о необходимости исполнения условий Договора № Д2014/0157 , которое АО «Назаровская ГРЭС» оставлено без рассмотрения.

В последующем АО «В-Сибпромтранс»  в адрес АО «Назаровская ГРЭС» был направлен ряд обращений с просьбами разъяснить позицию АО «Назаровская ГРЭС», провести  переговоры и урегулировать разногласия в части оплаты транспортных услуг по договору от 23 апреля 2014 года №Д2014/0157.

По информации АО «В-Сибпромтранс» к концу мая 2017 года в АО «В-Сибпромтранс» сложилась неблагоприятная экономическая ситуация обусловленная следующими факторами: на протяжении месяца АО «Назаровская ГРЭС» не подписывало акты выполненных работ в установленном порядке (подтверждающие документы прилагаются); на протяжении месяца АО «Назаровская ГРЭС» не производило оплату услуг в соответствии с условиями заключенного Договора № Д2014/0157; перевыполнение месячного плана транспортировок (доставок) повлекло значительные затраты (оплата труда локомотиво-составительских бригад, машинистов вагоноопрокидывателя; оплата топлива для тепловоза, оплата электроэнергии и пр.).

По факту оказания услуг по договору от 23.04.2014 № Д2014/0157 за период с 01.03.2017 по 31.05.2017 АО «В-Сибпромтранс» составлены следующие акты на сумму 23 815 258 руб. 04 коп.: от 01.03.2017 № 78, от 02.03.2017 № 79, от 05.03.2017 № 80, от 05.03.2017 № 81, от 06.03.2017 № 82, от 07.03.2017 № 84, от 07.03.2017 № 85, от 09.03.2017 № 87, от 09.03.2017 № 88, от 10.03.2017 № 90, от 10.03.2017 № 91, от 10.03.2017 № 92, от 13.03.2017 № 93, от 13.03.2017 № 94, от 13.03.2017 № 95, от 13.03.2017 № 96, от 13.03.2017 № 98, от 16.03.2017 № 99, от 16.03.2017 № 100, от 16.03.2017 № 101, от 16.03.2017 № 102, от 20.03.2017 № 103, от 20.03.2017 № 104, от 20.03.2017 № 105, от 20.03.2017 № 106, от 21.03.2017 № 107, от 22.03.2017 № 108, от 22.03.2017 № 109, от 23.03.2017 № 110, от 27.03.2017 № 111, от 27.03.2017 № 112, от 27.03.2017 № 113, от 28.03.2017 № 114, от 29.03.2017 № 115, от 03.04.2017 № 116, от 04.04.2017 № 117, от 05.04.2017 № 118, от 05.04.2017 № 119, от 05.04.2017 № 120, от 06.04.2017 № 121, от 07.04.2017 № 122, от 10.04.2017 № 123, от 10.04.2017 № 124, от 11.04.2017 № 125, от 11.04.2017 № 126, от 12.04.2017 № 127 от 12.04.2017 № 128, от 13.04.2017 № 129, от 13.04.2017 № 130, от 13.04.2017 № 131, от 13.04.2017 № 132, от 13.04.2017 № 133, от 13.04.2017 № 134, от 17.04.2017 № 136, от 18.04.2017 № 138, от 18.04.2017 № 139, от 19.04.2017 № 140, от 19.04.2017 №141, от 19.04.2017 № 142, от 19.04.2017 № 143, от 20.04.2017 № 144, от 20.04.2017 № 145, от 21.04.2017 № 148, от 21.04.2017 № 149, от 21.04.2017 № 150 , от 24.04.2017 № 151, 24.04.2017 № 152, от 24.04.2017 № 153, от 25.04.2017 № 154, от 25.04.2017 № 155, от 25.04.2017 № 156, от 25.04.2017 № 157, от 25.04.2017 № 158, от 27.04.2017 № 159, от 27.04.2017 № 160, от 28.04.2017 № 161, от 28.04.2017 № 162, от 30.04.2017 № 163, от 30.04.2017 № 164,от 04.05.2017 № 171, от 05.05.2017 № 174, от 10.05.2017 № 175, 10.05.2017 № 176, от 10.05.2017 № 177, от 10.05.2017 № 179, от 12.05.2017 № 180, от 15.05.2015 № 181, от 16.05.2017 № 182, от 17.05.2017 № 183, от 18.05.2017 № 184, от 19.05.2017 № 185, от 22.05.2017 № 186, от 22.05.2017 № 188, от 23.05.2017 № 189, от 24.05.2017 № 190, от 24.05.2017 № 191, от 25.05.2017 № 192, от 26.05.2017 № 19, от 26.05.2017 № 194, от 29.05.2017 № 195, от 29.05.2017 № 196, от 30.05.2017 № 197, от 31.05.2017 № 198, от 31.05.2017 № 199, от 31.05.2017 № 200.

Акты выполненных работ подписаны АО «Назаровская ГРЭС» с протоколами разногласий, в части оплаты оказанных транспортных услуг, а именно транспортировки (доставки грузов, услуг по подаче и уборке вагонов) угля и прочих грузов (мазут, кислота, масло, натрий).

По состоянию на 31.05.2017 дебиторская задолженность АО «Назаровская ГРЭС», согласно расчету, произведенному АО «В-Сибпромтранс» составила 7 148 278 руб. 31 коп. Учитывая данную ситуацию АО «В-Сибпромтранс» с целью предотвращения рисков возникновения убытков было вынуждено ввести режим экономии с 29 марта 2017 года.

На апрель 2017 года АО «Назаровская ГРЭС» был запланирован объем транспортировки (доставки) угля в количестве 170 тыс. тонн. На 20.04.2017 АО «В-Сибпромтранс» осуществило транспортировку (доставку) угля в количестве 179,3 тысяч тонн. То есть, заявленный АО «Назаровская ГРЭС» план транспортировки (доставки) угля уже был выполнен на 105,5%, что подтверждается представленными АО «В-Сибпромтранс»  документами.

Также на май 2017 года АО «Назаровская ГРЭС» был запланирован объем транспортировки (доставки) угля в количестве  300 тыс. тонн. На конец мая 2017 года АО «В-Сибпромтранс» осуществило транспортировку (доставку) угля в количестве 318,8 тыс. тонн. То есть заявленный АО «Назаровская ГРЭС» план транспортировки (доставки) угля был выполнен на 106,3%, что подтверждается представленными АО «В-Сибпромтранс» документами.

Тем не менее, АО «Назаровская ГРЭС», согласно информации, представленной АО «В-Сибпромтранс», в нарушение условий Договора №Д2014/0157: не подписывает акты выполненных работ в установленном порядке и не производит оплату работ в полном объеме.

Помимо этого, АО «В-Сибпромтранс» сообщило, что в 2016 году объемы транспортировок (доставок) Назаровского ППЖТ - филиала АО «В-Сибпромтранс» составили 3 300,8 тысяч тонн, в том числе объемы транспортировок (доставок) для АО «Назаровская ГРЭС» составили 3266,7 тысяч тонн, что составляет 99% от общего объема транспортировок (доставок), оказываемых Назаровским филиалом АО «В-Сибпромтранс».

В первом квартале 2017 года объемы транспортировок (доставок) Назаровского филиала АО «В-Сибпромтранс» составили 908137,7 тонн, в том числе объемы транспортировок (доставок) для АО «Назаровская ГРЭС» составили 888765,3 тонн, что составляет 97,9% от общего объема транспортировок (доставок).

Назаровским филиалом АО «В-Сибпромтранс» всего заключено 24 договора на оказание всех видов услуг.

По состоянию на 31.05.2017 дебиторская задолженность АО «Назаровская ГРЭС» составила 7 148 278 руб. 31 коп.

Сложившаяся ситуация обсуждалась на рабочем совещании при первом заместителе Губернатора Красноярского края - председателе Правительства Красноярского края <…>, проведенном 04.04.2017, и на рабочем совещании при Министре промышленности, энергетики и торговли Красноярского края <…> с участием Министра транспорта Красноярского края <…>, проведенном 03.04.2017. В указанных совещаниях принимали участие руководители АО «В-Сибпромтранс» и ООО «СГК».

По результатам проведенных совещаний сторонам было рекомендовано продолжить работу в рамках действующего Договора №Д2014/0157. При этом АО «Назаровская ГРЭС» было рекомендовано производить оплату по тарифам, утвержденным приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184.

Решением Красноярского краевого суда от 04.04.2017 удовлетворено административное исковое заявление АО «Назаровская ГРЭС», подпункт 1.1. пункта 1 приказа Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014  № 5/184, в части установления для АО «Назаровская ГРЭС» предельного максимального тарифа на услуги по транспортировке (доставке) угля (без взвешивания) 7,92 руб. за 1 т/км., угля прочих разрезов, кроме Назаровского (со взвешиванием) 6,34 за 1 т/км., прочих грузов 9,86 руб. за 1 т/км., признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2017, Решение Красноярского Краевого суда от 04.04.2017, оставлено без изменения.

Учитывая, что в законную силу апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации вступило с 14.09.2017, АО «Назаровская ГРЭС», без имеющегося на то законного основания приняло решение об осуществлении оплаты в разрез с тарифом на транспортировку (доставку), установленным Приказом Министерства транспорта Красноярского края № 5/184 от 25.11.2014.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссией по рассмотрению дела № 145-10-17 были сделаны следующие выводы.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Решением Красноярского краевого суда от 04.04.2017 на министерство не возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Таким образом, в законную силу апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации вступило с 14.09.2017. Исходя из этого, Комиссия пришла к выводу, что АО «Назаровская ГРЭС» без имеющегося на то законного основания приняло решение об осуществлении оплаты в разрез с тарифом на транспортировку (доставку), установленным Приказом Министерства транспорта Красноярского края № 5/184 от 25.11.2014.

По своей правовой природе Договор №Д2014/0157, является договором возмездного оказания услуг.

Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно условиям Договора № Д2014/0157 расчет за услуги по транспортировке (доставке) грузов, ПРР, маневровой работе и другим дополнительным услугам, цена на которые в соответствии  с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Администрации Красноярского края №670п от 24.09.2001 и принимаемыми дополнениями к нему являются регулируемыми, производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов).

Указом Президента Российской Федерации  от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ Президента №221) в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования    цен    (тарифов)» (далее - Постановление Правительства №239)    транспортные    услуги,    оказываемые    на подъездных      железнодорожных      путях      организациями      промышленного железнодорожного   транспорта,   включены   в  Перечень  услуг,   по   которым органам      исполнительной      власти      субъектов      Российской      Федерации предоставляется  право  вводить  государственное регулирование  тарифов  и надбавок.

Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта входят в Перечень  регулируемых  цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, утвержденный Постановлением Администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-п «О государственном  регулировании цен (тарифов) в крае»  (далее - Постановление Администрации №670-п).

Постановлением Правительства Красноярского края от 02.04.2010 №149-п «О Министерстве промышленности и энергетики Красноярского края и Министерстве транспорта Красноярского края» создано Министерство транспорта и связи  Красноярского края. Постановлением Правительства Красноярского края от 27.05.2010 №285-п «О создании министерства информатизации и связи Красноярского края и переименовании Министерства транспорта и связи Красноярского края» Министерство транспорта и связи Красноярского края переименовано в Министерство транспорта Красноярского края.

Согласно положению о Министерстве транспорта Красноярского края,  утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 6 июля 2010 года №377-п «Об утверждении положения о Министерстве транспорта» (далее - Положение), осуществление нормативного правового регулирования по вопросу цен (тарифов)     на     транспортные     услуги,      оказываемые     на     подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта,      отнесено     к     компетенции     Министерства     транспорта. В соответствии с пунктом 1.1 Положения  Министерство транспорта является органом исполнительной власти Красноярского края.

Таким образом, Министерство транспорта является органом, регулирующим цены (тарифы)     на     транспортные     услуги,      оказываемые     на     подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта на территории Красноярского края, каковой в рассматриваемом случае является АО «В-Сибпромтранс».

Таким образом, АО «Назаровская ГРЭС» было обязано руководствоваться тарифами, утвержденными приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184, в том числе в период с 01.03.2017 по 31.05.2017.

АО «В-Сибпромтранс» нарушались условия Договора №Д2014/0157, в части исполнения работ по осуществлению для нужд АО «Назаровская ГРЭС», в том числе транспортировку (доставку) угля/иных грузов в вагонах и порожних вагонов своим локомотивом, погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание на вагонных весах посредством железнодорожных путей необщего пользования, вагонопрокидывателей, принадлежащих АО «В-Сибпромтранс» на праве собственности.

Как установлено выше АО «В-Сибпромтранс»,  при оказании   транспортных   услуг АО «Назаровская ГРЭС» на подъездных железнодорожных путях, применяло, в соответствии с требованиями Указа Президента №221, Постановлением Правительства №239, Постановление Администрации №670-п, тарифы, установленные приказом Министерства транспорта Красноярского края  от 25.11.2014 № 5/184.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, неосуществление АО «Назаровская ГРЭС»  оплаты услуг по Договору №Д2014/0157 противоречит как условиям последнего, так и требованиям Указа Президента №221, Постановления Правительства №239, Постановления Администрации №670-п, приказа Министерства транспорта Красноярского края  от 25.11.2014 № 5/184.

Также Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу о том, что неосуществление АО «Назаровская ГРЭС» оплаты услуг по Договору №Д2014/0157 ущемляет интересы АО «В-Сибпромтранс», поскольку может негативно сказаться  на хозяйственной деятельности последнего.

При рассмотрении дела было установлено, что в 2016 году объемы транспортировок (доставок) Назаровского филиала АО «В-Сибпромтранс» составили 3 300,8 тысяч тонн, в том числе объемы транспортировок (доставок) для АО «Назаровская ГРЭС»составили 3266,7 тысяч тонн, что составляет 99% от общего объема транспортировок (доставок), оказываемых Назаровским филиалом АО «В-Сибпромтранс».

В первом квартале 2017 года объемы транспортировок (доставок) Назаровского филиала АО «В-Сибпромтранс» составили 908137,7 тонн, в том числе объемы транспортировок (доставок) для АО «Назаровская ГРЭС» составили 888765,3 тонн, что составляет 97,9% от общего объема транспортировок (доставок).

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК  РФ не  допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке  при осуществлении своей предпринимательской деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

С целью установления положения АО «Назаровская ГРЭС» на товарном рынке потребления транспортных услуг у АО «В-Сибпромтранс» антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкуренции.

По результатам проведенного анализа установлено, что доля АО «Назаровская ГРЭС» на рынке потребления транспортных услуг у АО «В-Сибпромтранс»  за период 2016-2017 гг. составила более 50 процентов, исходя из чего Комиссия пришла к выводу, что АО «Назаровская ГРЭС» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Таким образом, на АО «Назаровская ГРЭС» распространяются запреты, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о том, что действия АО «Назаровская ГРЭС», связанные с необоснованным отказом оплаты транспортных услуг по договору от 23 апреля 2014 года №Д2014/0157, заключенному с АО «В-Сибпромтранс» в размере, установленном приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184 нарушают требования части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ущемляют интересы АО «В-Сибпромтранс», и как следствие могут негативно сказываться на хозяйственной деятельности  последнего.

Решением от 02.04.2018 по делу № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства АО «Назаровская ГРЭС» признано нарушившим запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с принятым решением, АО «Назаровская ГРЭС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 02.04.2018 по делу № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.10.2018 по делу № А33-8663/2018, оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по тому же делу, в удовлетворении заявления АО «Назаровская ГРЭС» отказано.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении является решение Комиссии Красноярского УФАС России от 02.04.2018 по делу № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Действия АО «Назаровская ГРЭС» образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Таким образом, АО «Назаровская ГРЭС» совершив действия по необоснованному отказу от оплаты транспортных услуг по договору от 23 апреля 2014 года №Д2014/0157, заключенному с АО «В-Сибпромтранс» в размере, установленном приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184, допустило злоупотребление доминирующим положение на товарном рынке потребления транспортных услуг у АО «В-Сибпромтранс», то есть совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

В связи с необходимостью вызова законного представителя (защитника) АО «Назаровская ГРЭС» для составления протокола об административном правонарушении по юридическому адресу общество было направлено уведомление о составлении протокола и необходимости явки законного представителя (защитника) АО «Назаровская ГРЭС» (исх. № 21035 от 24.12.2018). Указанное уведомление было получено 28.12.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80084530334770, а также списком № 32 внутренних почтовых отправлений Красноярского УФАС России от 25.12.2018

На составление протокола явились защитники АО «Назаровская ГРЭС»:

1) <…>, действующая на основании доверенности № 86 от 20.06.2018, паспорт гражданина РФ … выданный …

2) <…>, действующая на основании доверенности № 292 от 10.12.2018, паспорт гражданина РФ …, выданный …;

3) <…>, действующая на основании доверенности № 294 т 10.12.2018, паспорт гражданина РФ …, выданный …;

Определением от 18.01.2019 о назначении места и времени рассмотрения дела № А18-14.31/19 об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 08.02.2019.

Определением от 08.02.2019 рассмотрение дела отложено на 07.03.2019, а срок его рассмотрения продлен до 08.03.2019.

Определением от 07.03.2019 рассмотрение дела отложено на 22.03.2019, а срок рассмотрения дела продлен до 22.03.2019.

22 марта 2019 года дело № А18-14.31/19 рассмотрено в присутствии защитников АО «Назаровская ГРЭС» <…> (доверенность № 294 от 10.12.2018), <…> (доверенность № 292 от 10.12.2018).

Защитники акционерного общества с вменяемым правонарушением не согласились, указали на то, что в действиях общества отсутствует субъективная и объективная стороны административного правонарушения. Просили обратить внимание на тот факт, что элементом объективной стороны вменяемого правонарушения является возможность ущемления прав и законных интересов третьих лиц, которая в настоящем деле отсутствовала, чьи-либо права и законные интересы АО «Назаровская ГРЭС» не нарушило. Просили обратить внимание на отсутствие субъективной стороны правонарушения. Так, субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП, заключается в осознании противоправного характера своих действий. Действия, описанные в решении антимонопольного органа по делу № 145-10-17, прямо не указаны в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Ввиду этого, осознания противоправности своих действий со стороны АО «Назаровская ГРЭС» не было, намерения причинить вред АО «В-Сибпромтранс» отсутствовали. АО «Назаровская ГРЭС» добросовестно заблуждалось о том, что у него имеется возможность осуществить защиту своих прав и законных интересов посредством самозащиты права. Также просили приобщить к материалам дела судебные акты, из которых следует, что АО «Назаровская ГРЭС» произвело взыскание неосновательного обогащения с АО «В-Сибпромтранс», получение которого было вызвано применением тарифов, установленных Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184, в том числе в период с 01.03.2017 по 31.05.2017, тарифы по которому в части, касающейся АО «Назаровская ГРЭС» были признаны недействующими решением Красноярского краевого суда от 04.04.2017.

Кроме того, просили при рассмотрении настоящего дела также применить положения статьи 2.9 КоАП, признать допущенное правонарушение малозначительным и объявить АО «Назаровская ГРЭС» устное замечание.

В том же случае, если должностное лицо, рассматривающее дело, придет к выводу о доказанности наличия всех признаков состава административного правонарушения в действиях АО «Назаровская ГРЭС», то защитники общества просили учесть наличие смягчающих обстоятельств, а именно отсутствие фактов привлечения АО «Назаровская ГРЭС» к административной ответственности за аналогичные правонарушения, оказание содействия Красноярскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписаний антимонопольного органа, выданных по делу № 145-10-17, отсутствие факта наступления негативных последствий для АО «В-Сибпромтранс» в результате действий АО «Назаровская ГРЭС».

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитников АО «Назаровская ГРЭС», прихожу к выводу о том, что в материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения по делу.

С учетом имеющихся в деле доказательств, считаю доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения. Факты нарушения удостоверяются решением Комиссии Красноярского УФАС России от 02.04.2018 по делу № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства; материалами дела № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства; решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.10.2018 по делу № А33-8663/2018; постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по делу № А33-8663/2018.

При этом, доводы защитников общества являются несостоятельными ввиду следующего.

Относительно решения вопроса о наличии или отсутствии объективной стороны административного правонарушения применительно к составу административного правонарушения, предусмотренному частью 1 статьи 14.31 КоАП, необходимо учитывать, что ему корреспондирует норма статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, законодатель, установив соответствующий порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотрел, что объективная сторона административного правонарушения устанавливается при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку каждому из составов административных правонарушений, указанных в части 1.2 статьи 28.1 КоАП, корреспондируют соответствующие нормы ФЗ «О защите конкуренции».

Объективная сторона административного правонарушения, вменяемого АО «Назаровская ГРЭС» была установлена при рассмотрении дела № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Как уже было упомянуто, решением Комиссии Красноярского УФАС России от 02.04.2018 по делу № 145-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства АО «Назаровская ГРЭС» признано нарушившим запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанный ненормативный акт был предметом рассмотрения в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.10.2018 по делу № А33-8663/2018, оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по тому же делу, в удовлетворении заявления АО «Назаровская ГРЭС» о признании недействительным указанного решения было отказано.

Как указано в части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Ввиду данной нормы, иные лица, кроме арбитражных судов вышестоящих инстанций, не обладают правом на пересмотр установленных судебным актом арбитражного суда обстоятельств и не вправе подвергать их сомнению.

Следовательно, в настоящее время наличие объективной стороны административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 14.31 КоАП, подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу № А33-8663/2018.

Соответствующие доводы АО «Назаровская ГРЭС» направлены на пересмотр обстоятельств, установленных при рассмотрении указанного дела арбитражным судом, и не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.

Что касается доводов защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, относительно отсутствия субъективной стороны правонарушения, то необходимо отметить следующее.

Законодательство об административных правонарушениях, в отличие от иных отраслей законодательства, связанных с установлением и реализацией юридической ответственности, определяет в качестве субъекта правонарушения не только физических лиц, но и юридических лиц.

Ввиду этого, законодателем установлены принципиально разные правила определения наличия/отсутствия субъективной стороны административного правонарушения в зависимости от субъекта правонарушения.

В данной связи необходимо учитывать правовые позиции, высказанные Конституционным судом Российской Федерации в своем Постановлении от 24.06.2009 № 11-П.

Так, Конституционный суд подчеркнул, что в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания.

Кроме этого, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П, Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 49 презумпцию невиновности, т.е. возлагает обязанность по доказыванию вины в совершении противоправного деяния на соответствующие государственные органы, применительно к сфере уголовной ответственности. В процессе правового регулирования других видов юридической ответственности законодатель вправе решать вопрос о распределении бремени доказывания вины иным образом, учитывая особенности соответствующих отношений и субъектов этих отношений (в частности, предприятий, учреждений, организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

Решая вопрос о бремени доказывания, законодатель, учитывая также требования неотвратимости ответственности и интересы защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 15 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации), вправе освободить органы государственной власти от доказывания вины при обеспечении возможности для самих субъектов правонарушения подтверждать свою невиновность в вытекающих из статьи 46 Конституции Российской Федерации процедурах судебного обжалования, предусмотренных процессуальным законодательством.

Поскольку специфика предпринимательской деятельности, в связи с которой предусматривается возложение на хозяйствующие субъекты неблагоприятных последствий совершения ими определенных злоупотреблений, заключается в том, что такие деяния совершаются в условиях неочевидности, обеспечение необходимого баланса публичных и частных интересов не исключает возможность возложения бремени доказывания невиновности на осуществляющие предпринимательскую деятельность субъекты, что требует, однако, прямого указания в федеральном законе.

Так, статья 2.2 КоАП определяет общее правило о формах вины. Между тем, частью 2 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На это же обстоятельство обратил внимание Пленум ВАС РФ в Постановлении от 02.06.2004 № 10       «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указав, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 Постановления).

То есть, КоАП однозначным образом определяет иной порядок доказывания вины юридических лиц, который сводится лишь к установлению у лица возможности соблюдения действующего законодательства и отсутствия объективных препятствий для его соблюдения.

При рассмотрении данного дела не установлено, что АО «Назаровская ГРЭС» не имело возможности соблюсти положения антимонопольного законодательства, равно как и не установлено что при наличии такой возможности существовали какие-либо объективные факторы, которые не позволили обществу в полной мере соблюсти требования антимонопольного законодательства.

Указанное свидетельствует, с учетом приведенных положений закона, правовых позиций Конституционного суда и разъяснений Пленума ВАС РФ о том, что в действиях АО «Назаровская ГРЭС» усматривается вина.

Ввиду этого изложенного также безосновательна ссылка на тот факт, что действия, вмененные АО «Назаровская ГРЭС» не были прямо предусмотрены частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку законодатель прямо устанавливает, что перечень возможных нарушений не является закрытым, вместе с тем исчерпывающим образом формулирует состав нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, всякий хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, обязан соотносить любые свои действия на таком рынке с требованиями антимонопольного законодательства, вне зависимости от того, предусмотрены ли прямо соответствующие действия диспозицией какой-либо из норм.

Таким образом, доводы об отсутствии субъективной стороны правонарушения являются необоснованными.

Таким образом, приведенная выше совокупность обстоятельств, свидетельствует о совершении АО «Назаровская ГРЭС» административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 14.31 КоАП, являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, в том числе запрета на осуществление монополистической деятельности посредством злоупотребления доминирующим положением.

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Объективная сторона административного правонарушения, совершенного АО «Назаровская ГРЭС» выражается в необоснованном отказе от оплаты транспортных услуг по договору от 23 апреля 2014 года №Д2014/0157, заключенному с АО «В-Сибпромтранс» в размере, установленном приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184.

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – АО «Назаровская ГРЭС».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от предпринимателя не зависящих.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП.

Доказательств принятия АО «Назаровская ГРЭС» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии АО «Назаровская ГРЭС» усматривается вина предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП  предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, АО «Назаровская ГРЭС», допустив необоснованный отказ от оплаты транспортных услуг по договору от 23 апреля 2014 года №Д2014/0157, заключенному с АО «В-Сибпромтранс» в размере, установленном приказом Министерства транспорта Красноярского края от 25.11.2014 № 5/184, совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии со статьёй 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП, не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП – один год, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, не истек.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП отсутствуют.

Вместе с тем при рассмотрении дела установлены смягчающие обстоятельства, а именно, оказание содействия Красноярскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП), добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписаний антимонопольного органа, выданных по делу № 145-10-17 (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП), а также иные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные частью 1 статьи 4.2 КоАП: отсутствие факта наступления негативных последствий для АО «В-Сибпромтранс» в результате действий АО «Назаровская ГРЭС», отсутствие фактов привлечения АО «Назаровская ГРЭС» к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

Применение положений статьи 2.9 КоАП, и освобождение АО «Назаровская ГРЭС» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вместе с тем, по смыслу части 1 статьи 14.31 КоАП, рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений, связанных с защитой конкуренции.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, в том числе запрета на осуществление монополистической деятельности посредством злоупотребления доминирующим положением.

АО «Назаровская ГРЭС» не представило достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих отсутствие объективной невозможности для соблюдения требований законодательства и своевременного принятия им мер по устранению нарушения.

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

С учетом характера совершенного правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о том, что АО «Назаровская ГРЭС» может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в пределах минимальной санкции части 1 статьи 14.31 КоАП, то есть в размере 300 000 рублей.

Кроме того, полагаю, что установленные по делу смягчающие обстоятельства в значительной степени снижают общественно-вредные последствия действий АО «Назаровская ГРЭС», ввиду чего, учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, названные смягчающие обстоятельства являются исключительными по смыслу части 3.2 статьи 4.1 КоАП.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как указано в части 3.3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Ввиду изложенного, полагаю, что размер назначаемого административного штрафа АО «Назаровская ГРЭС» может быть снижен до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП, то есть до 150 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 1.2; 1.4; 1.5; 1.7; 2.1-2.4; 2.6; 3.1-3.5; 4.1-4.5; 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать АО «Назаровская ГРЭС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП.

2. За совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, назначить АО «Назаровская ГРЭС» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

3. Снизить назначенный АО «Назаровская ГРЭС» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП, штраф вдвое.

Считать назначенным АО «Назаровская ГРЭС» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП, административное наказание в виде штрафа, в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

 

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г.Красноярск р/сч 40101810600000010001 в отделение Красноярск Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации БИК 040407001 ОКТМО 04701000 Назначение платежа: (КБК 161 116 02010 01 6000 140; УИН 16133032700001574914).

В соответствии со статьей 31.1 КоАП постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1 и ст. 30.3 КоАП, может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП.

Заместитель руководителя управления – начальник контрольного отдела

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны