Решение б/н Решение по делу № 024/01/15-2205/2019 от 8 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

ООО «…»

 

ИП «…»

 

ООО «…»

 

Администрация города Назарово

 

ООО «…»

    

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 126-15-19 (024/01/15-2205/2019)

08 июня 2020 года

                                                      г. Красноярск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 25 мая 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 июня 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – «…», заместитель руководителя управления – начальник контрольного отдела;  члены Комиссии –  «…», начальник отдела контроля органов власти; «…», старший государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрев дело № 126-15-19 (024/01/15-2205/2019), возбужденное в отношении администрации  города Назарово «…»  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

при участии посредством видеоконференц-связи представителя администрации города Назарово «…» (доверенность №01-44-2212 от 04.06.2019); представителя ООО «В…»   (доверенность №2 от 06.03.2019); представителя ООО «К…» (доверенность №07 от 12.02.2020).

в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

  

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления ООО «Кр…» (вх. № 15178 от 27.08.2019), ООО «К…» (вх. № 15791), ИП «…» о проведении проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства действий администрации города Назарово, связанных с размещением сведений о предложении инвестора (сообщение № 100719/0672015/01) с нарушением требований Федерального Закона № 153 от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»).

По результатам рассмотрения вышеназванных заявлений, в связи с выявлением в действиях администрации города Назарово признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении процедуры передачи имущества коммунального назначения по концессионному соглашению, что создало необоснованные преимущественные условия ООО «В…» в получении указанного имущества и привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа на рынки водоснабжения, водоотведения города Назарово Красноярского края иным хозяйствующим субъектам, Красноярским УФАС России выдано предупреждение (исх.№16417 от 11.10.2019) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения в срок до 03 ноября 2019 года.

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России  № 302 от 13 ноября 2019 года возбуждено настоящее дело. 

Определением от 13.11.2019 о назначении дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена администрация города Назарово, в качестве заявителей ООО «Кр…», ООО «К…», ИП «…», рассмотрение дела назначено на 15 января 2020 года.

15.01.2020 дело №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) рассмотрено в присутствии представителя администрации города Назарово «…» (доверенность №01-44-2210 от 04.06.2019); в присутствии представителя ООО «В…» «…» (доверенность №2 от 06.03.2019); в отсутствии иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

Определением от 15.01.2020 рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела отложено на 17.02.2020, срок рассмотрения дела продлен до 13.08.2020.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх.№609 от 20.01.2020).

17 февраля 2020 года дело №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) рассмотрено в присутствии представителя ООО «…» (доверенность №07 от 12.02.2020); представителя администрации города Назарово  «…» (доверенность №01-44-2212 от 04.06.2019); в присутствии представителя ООО «…» (доверенность №2 от 06.03.2019); в отсутствии иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

Определением от 17.02.2020 рассмотрение дела отложено на 23.03.2020

Уведомлением от 19.03.2020 рассмотрение дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) перенесено на 17.04.2020. 

Уведомлением от 16.04.2020 рассмотрение дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и угрозой ее распространения  перенесено на 18.05.2020.   

15.05.2020 в адрес Красноярского УФАС России администрацией города Назарова направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела,  мотивированное тем, что в производстве Арбитражного суда Красноярского края находится дело, имеющее значение для рассмотрения дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019), а также неблагоприятной санитарно-эпидимеологической обстановкой, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

18.05.2020 в деле №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) объявлен перерыв до 25.05.2020 в     целях реализации права участия администрации города Назарово и иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, путем рассмотрения дела с использованием web-видеоконференцсвязи.

25.05.2020 дело №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) рассмотрено по существу с использованием web-видеоконференцсвязи в присутствии представителя ООО «К…»     (доверенность №07 от 12.02.2020); представителя администрации города Назарово «…» (доверенность №01-44-2212 от 04.06.2019); представителя ООО  «В…» (доверенность №2 от 06.03.2019), в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

При рассмотрении дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Администрацией города Назарова на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12.07.2019 размещено Постановление администрации города Назарово № 943-п от 10.07.2019 «О возможности заключения концессионного соглашения», согласно которому, на основании протокола заседания рабочей группы от 10.07.2019, принято решение о возможности заключения концессионного соглашения с ООО «…». В этом же решении дано поручение  разместить предложения о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru. Протокол заседания рабочей группы от 10.07.2019 на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.

Администрацией города Назарово 10.07.2019 на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено сообщение № 100719/0672015/01, содержащее предложение инвестора – ООО «В…», выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения г. Назарово.

  02.09.2019 на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет» размещен протокол от 29.08.2019 заседания рабочей группы по рассмотрению заявок о готовности участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения города Назарово согласно сообщению о предложении инвестора № 100719/0672015/01 от 12.07.2019.

В соответствии с указанным протоколом, рассмотрены заявки на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения города Назарово согласно сообщению о предложении инвестора                                 № 100719/0672015/01 от 12.07.2019, поступившие от ООО «…» и ООО «…».

Заявки ООО «…» и ООО «А…» признаны несоответствующими.

В ходе изучения открытых данных, указанных в сообщении № 100719/0672015/01, размещенном на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что администрацией города Назарово размещен проект концессионного соглашения, в главе XXII которого указан список всех приложений к концессионному соглашению, всего 14 Приложений.

Вместе с тем, ни одно из Приложений, указанных в проекте концессионного соглашения, фактически не размещено, ввиду чего ознакомиться с содержанием указанных предложений, оценить возможность участия с позиции хозяйствующих субъектов – потенциальных концессионеров, не представлялось возможным.    

По результатам размещения предложения ООО «В…» о заключении концессионного соглашения и ввиду того, что администрацией города Назарово не было признано соответствующей требованиям, предусмотренным частями 4.1, 4.11 статьи 37 ФЗ «О концессионного соглашения», ни одной заявки, администрацией города Назарово 01.10.2019 вынесено Постановление № 1373-п «О заключении концессионного соглашения без проведения конкурса» за подписью Главы города «…»

 В соответствии с указанным постановлением принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения города Назарово без проведения конкурса с обществом с ограниченной ответственностью «В…» г. Назарово на условиях, определенных проектом концессионного соглашения.

11.10.2019  Красноярским УФАС России выдано администрации города Назарово предупреждение (исх.№16417 от 11.10.2019) о необходимости прекращения в срок до 03 ноября 2019 года действий, которые содержат признаки нарушения, путем отмены Постановления администрации города Назарово № 1373-п от 01.10.2019 «О заключении концессионного соглашения без проведения конкурса» и путем проведения процедуры заново с устранением  фактов нарушений пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» в части указания существенных условий Концессионного соглашения.

В установленный срок вышеназванное предупреждение не исполнено.

Вместе с тем, 12.12.2019 администрацией города Назарово и ООО «В…» заключено дополнительное  соглашение к концессионному соглашению №2 от 30.09.2020.

В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения администрация г. Назарово и ООО «В…» пришли к соглашению о продлении срока действия соглашения с 30.01.2020 до 31.12.2020. 

15 января 2020 года на заседании Комиссии по делу №126-15-19 (024/01/15-2205/2019)    представитель администрации города Назарово представил  пояснения, из которых следует, что,  не согласившись с предупреждением 31.10.2019, администрация города Назарово обратилась в Арбитражный суд Красноярского края, в связи с чем ответчик не согласен с доводом Красноярского УФАС России о том, что Администрация не уведомила о выполнении предупреждения в установленный срок, т.е. до 06.11.2019. 

Исходя из заявления администрации города Назарово в Арбитражный суд Красноярского края  установлено, что, по мнению администрация города Назарово,   размещение приложений к концессионному соглашению в силу отсутствия прямого указания в ФЗ «О концессионном соглашении» не требуется. Потенциальные претенденты на заключение концессионного соглашения имели возможность обратится в администрацию в порядке переговоров, предусмотренных частью 4.12 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях», в том числе для получения сведений, содержащихся в приложениях к предложению о заключении  концессионного соглашения. Вместе с тем, представители заявителей в администрацию города Назарово не обращались.   

На заседании Комиссии 17.02.2020 представитель администрации г. Назарово представил  пояснения на заключение об обстоятельствах дела, из которых следует, что администрация г. Назарово выполнила все условия размещения предложения и рассмотрела заявки о готовности заключения концессионного соглашения надлежащим образом. Заявка ООО «К…» не позволяла определить сведения о финансовом положении общества, в связи с отсутствием в справке банка ИНН организации.

Из возражений на заключение об обстоятельствах дела ООО «В…» следует, что неразмещение приложений к предложению о концессионном соглашении никаким образом не повлияло на возможность подачи предложений, поскольку были поданы заявления ООО «К…», ООО «А…» и без размещенных приложений, заявлений иных хозяйствующих обществ в адрес администрации города Назарово за предоставлением приложений не поступало. При этом сведения, имеющиеся в приложениях, продублированы многократно в различных общедоступных источниках, в том числе на сайте администрации г. Назарово, стандартах раскрытия информации и т.д. Заявки ООО «К…», ООО «А…» администрацией были отклонены правомерно. ООО «К…» подало заявку в последний день срока подачи, в связи с чем, у администрации города Назарово отсутствовала возможность уточнить сведения о наличии денежных средств, поскольку представленная ООО «К…» справка банка не содержала ИНН организации.

Представитель ООО «К…» с доводами изложенными в заключении об обстоятельствах согласился, поддержал изложенную в  заявлении (вх. № 15791) позицию.  

Относительно продления срока действия концессионного соглашения дополнительным соглашением от 12.12.2019 к концессионному соглашению №2 от 30.09.2020 администрация города Назарово представила пояснения из которых следует, что концессионное соглашение №2 заключено 30.09.2009 со сроком действия до 01.10.2017. 27.07.2016 срок действия концессионного соглашения продлен до 30.01.2020. 02.12.2019 в администрацию города  Назарово поступило обращение директора ООО «В…» о продлении концессионного соглашения до 31.12.2020. Продление соглашения с ООО «В…» с Красноярским УФАС не согласовывалось, поскольку положения ФЗ «О концессионных соглашениях» о необходимости согласования продления срока действия концессионного соглашения  распространяются на концессионные соглашения в отношении объектов ЖКХ, заключенные после 01.01.2014. Пунктами 86-88 концессионного соглашения №2 от 30.09.2009 определен исчерпывающий перечень условий и оснований для внесения изменений в заключенные концессионные соглашения, в том числе предусмотрено изменение условий соглашения в случае установления законодательством субъекта РФ норм, ухудшающих положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашений.   

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами  лиц,  участвующих в рассмотрении дела Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

При этом из норм, содержащихся в статье 51 Закона № 131-ФЗ и статьи 209 ГК РФ, следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями ФЗ «О защите конкуренции».

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Требования ФЗ «О защите конкуренции» применимы, в том числе к отношениям, возникающим в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений,  урегулированным  ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях»  объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

 На основании части 1 статьи 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях (часть 1 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях»).

В пункте 1 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

В предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» установлен перечень существенных условий концессионного соглашения.

На сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет» 12.07.2019 размещено Постановление администрации города Назарово № 943-п от 10.07.2019 «О возможности заключения концессионного соглашения», согласно которому, на основании протокола заседания рабочей группы от 07.10.2019, принято решения о возможности заключения концессионного соглашения с ООО «В…». В этом же решении дано поручение  разместить предложения о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru. Протокол заседания рабочей группы от 07.10.2019 на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет» не размещен.

Администрацией города Назарово 10.07.2019 на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено сообщение № 100719/0672015/01, содержащее предложение инвестора - ООО «В…»  , выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения г.Назарово.

В ходе изучения открытых данных, указанных в сообщении № 100719/0672015/01, размещенном на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено следующее. Администрацией города Назарово размещен проект концессионного соглашения, в главе XXII которого указан список всех приложений к концессионному соглашению, всего 14 Приложений, а именно:

1).        Приложение №1 – «Перечень имущества объекта Соглашения, с технико-экономическими показателями»;

2).        Приложение №2 – «Перечень документов, удостоверяющих право собственности Концедента на объект Соглашения»»;

3).        Приложение №3 – «Копии документов, подтверждающих право собственности Концедента»;

4).        Приложение №4 – «Сведения о составе и техническом состоянии имущества в составе объекта Соглашения, подлежащего реконструкции»;

5).        Приложение №5 – «Акт приёма – передачи документов на объект Соглашения»;

6).        Приложение №6 – «Перечень иного имущества Соглашения, с технико – экономическими показателями»;

7).        Приложение №7 – «Сведения о составе и техническом состоянии имущества в составе иного имущества, подлежащего реконструкции»;

8).        Приложение №8 – «Состав и описание незарегистрированного имущества»;

9).        Приложение №9 – «План мероприятий по реконструкции имущества в составе объектов Соглашения и объектов имущества в составе иного имущества»;

10).      Приложение №10 – «Плановые значения показателей деятельности Концессионера»;

11).      Приложение №11 – «Описание земельных участков, на которых расположены объект Соглашения и иное имущество»;

12).      Приложение №12 – «Значения долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение»;

13).        Приложение №13 – «Плановый необходимый объем валовой выручки Концессионера»;

14).        Приложение №14 – «Порядок возмещения фактически понесенных расходов Концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия Соглашения  и при досрочном расторжении Соглашения».

Вместе с тем, ни одно из Приложений, указанных в проекте концессионного соглашения, фактически не размещено, ввиду чего ознакомиться с содержанием указанных предложений, оценить возможность участия с позиции хозяйствующих субъектов – потенциальных концессионеров, не представляется возможным.

Таким образом, существенные условия концессионного соглашения не отражены в тексте самого проекта концессионного соглашения, поскольку текст содержит отсылки на содержание существенных условий, указанных в Приложениях к проекту концессионного соглашения. Сам проект концессионного соглашения не содержит существенных условий, а содержит лишь отсылочные нормы к Приложениям к проекту концессионного соглашения.

Пункт 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» закрепляет необходимость включения в концессионное соглашение такого существенного условия как обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдение сроков его создания и (или) реконструкции.

 Из раздела I проекта концессионного соглашения следует, что «концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав, описание и технико-экономические показатели которого приведены в разделе II настоящего соглашения». Вместе с тем, в разделе II проекта концессионного соглашения указано что «Сведения о составе и описании объекта Соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии передаваемого имущества приведены в Приложении № 1 к настоящему Соглашению. Объект Соглашения принадлежит Концеденту на праве собственности на основании правоустанавливающих документов, перечень которых приведен в Приложении № 2 к настоящему Соглашению. Копии документов, подтверждающих право собственности Концедента на недвижимое имущество, права владения и пользования которым передаются Концессионеру в соответствии с настоящим Соглашением, составляют Приложение №3.  Сведения о составе и описании объектов имущества в составе объекта Соглашения, подлежащих реконструкции, в том числе о технико-экономических показателях и техническом состоянии приведены в Приложении №4».

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 10, части 4.2 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» в проект концессионного соглашения не был включён ряд существенных условий. В проекте отсутствуют: список имущества объекта Соглашения, с технико-экономическими показателями»; перечень документов, удостоверяющих право собственности Концедента на объект Соглашения; копии документов, подтверждающих право собственности Концедента на имущество; сведения о составе и техническом состоянии имущества в составе объекта Соглашения, подлежащего реконструкции.

Таким образом, довод администрации города Назарово об отсутствии требования об обязательном опубликовании приложений к соглашению несостоятелен. Пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» закреплено императивное требование, согласно которому концессионное соглашение должно включать в себя описания объекта концессионного соглашения, с технико-экономическими показателями.

Указанное требование полностью проигнорировано, поскольку в разделе III указанного концессионного соглашения указано, что «Концедент передает Концессионеру по перечню согласно Приложению №5 документы, относящиеся к передаваемому объекту Соглашения, необходимые для исполнения настоящего Соглашения, одновременно с передачей соответствующего объекта; состав иного имущества и его описание, в том числе технико – экономические показатели, приведены в Приложении №6; сведения о составе и описании объектов имущества в составе иного имущества подлежащего реконструкции, в том числе, технико-экономические показатели приведены в Приложении №7; состав и описание незарегистрированного имущества приведены в Приложении №8; концессионер обязан за свой счет реконструировать объекты имущества в составе объекта Соглашения и объекты имущества в составе иного имущества в сроки и объемах, указанных в Приложении №9 настоящего Соглашения; концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности, указанных в Приложении №10 к настоящему Соглашению; описание земельных участков: кадастровый номер <...> местонахождение, площадь, иные сведения из государственного земельного кадастра приведены в Приложении №11; в случае досрочного расторжения настоящего Соглашения возмещение расходов Концессионера по созданию и реконструкции Объектов Соглашения и иных инвестиционных расходов осуществляется в размере расходов Концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) и невозмещенных Концессионеру на момент расторжения концессионного Соглашения. Порядок и срок возмещения расходов Концессионера, связанных с досрочным расторжением настоящего Соглашения, приведены в Приложении № 12 к настоящему Соглашению; объем валовой выручки, получаемой Концессионером в рамках реализации Соглашения, в том числе на каждый год срока действия Соглашения и оказание Концессионером в рамках настоящего Соглашения услуг осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) и с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам). Плановый необходимый объем валовой выручки Концессионера представлен в Приложении № 13 к настоящему Соглашению; расходы Концессионера, подлежащие возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенные ему на момент окончания срока действия Соглашения, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Приложением № 14 к настоящему Соглашению».

 В силу того, что указанные Приложения № 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 отсутствуют, следует считать, что они не доведены до лиц, желающих подать заявки на заключение концессионного соглашения.  Указанные обстоятельства противоречат целям Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», поскольку не обеспечивают эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, влияют на волеизъявление участников принять либо не принять участие в заключении концессионного соглашения. 

Отсутствие обязательных условий концессионного соглашения ограничивают конкуренцию, поскольку не позволяют иным лицам, заинтересованным в заключении концессионного соглашения, принять обоснованное решение об участии в  подаче заявок на заключение концессионного соглашения.

Довод ООО «В…» о возможности заинтересованных лиц ознакомится со сведениями, содержащимися в приложениях к проекту концессионного соглашения, на официальном сайте администрации города Назарово является не состоятельным, поскольку ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривает обязанность размещения предложения о заключении концессионного соглашении со всеми существенными условиями.

Статья 4  ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Вход на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения.

Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без создания равных условий для субъектов рынка водоснабжения приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения.

Применительно к рынку водоснабжения  необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот. 

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

 В соответствии частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»); создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»).  

 Подтверждением ограничения конкуренции и опровержением доводов администрации города Назарово, ООО «В…»  о возможности потенциальных претендентов на заключение концессионного соглашения подать заявку и обратиться за необходимыми сведениями в порядке, предусмотренном частью 4.12 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях», является факт обращения в антимонопольный орган следующих лиц: ООО «Кр…», ИП «…».

Вышеназванные хозяйствующие субъекты в заявлениях (вх. № 15178 от 27.08.2019;  вх. № 15268), направленных в адрес Красноярского УФАС России, указывают на то, что  отсутствие условий заключения концессионного соглашения, не размещение администрацией приложений к концессионному соглашению, не позволили им, а также иным потенциальным участникам процедуры на право заключения концессионного соглашения принять решение об участии в конкурсе на право заключения соглашения и соответственно подать свою заявку.

 При этом порядок, предусмотренный частью 4.12 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрен для лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения до направления предложения о заключении концессионного соглашения. В рассматриваемом случае этот порядок имеет отношении к ООО «В…» и не распространяется на лиц, подающих заявку уже после размещения предложения лица, подготовившего концессионное соглашение и выступившего с инициативой его заключения

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.7  Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) проведен анализ состояния конкуренции на рынке  предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объекты водоснабжения и водоотведения).

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал определен исходя из цели исследования - анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в период размещения предложения о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения города Назарово до вынесения Администрацией города Назарово Постановления  от 01.19.2019 №1373-п «О заключении концессионного соглашения без проведения конкурса» и составил четыре месяца  – июль-октябрь 2019 года.

Продуктовыми границами рассматриваемого рынка является предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объекты водоснабжения и водоотведения).

Передаваемое  муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителей на территории г. Назарово, с. Дорохово Назаровского района Красноярского края.

Географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены местом  нахождения объектов водоснабжения и водоотведения– г. Назарово, 2 км-автодороги Дорохово-Алтат.

Действия администрации города Назарово, связанные с  не размещением  приложений к проекту концессионного соглашения на объекты водоснабжения и водоотведения при опубликовании предложении ООО «В…» о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок иных лиц, привели к созданию необоснованных преимущественных условий ООО «В…» и ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа на рынки водоснабжения, водоотведения в пределах города Назарово Красноярского края и 2 км-автодороги Дорохово-Алтат иным хозяйствующим субъектам. 

О правомерности вышеуказанного вывода Комиссии Красноярского УФАС России свидетельствует решение Арбитражного суда Красноярского края от 29.05.2020 по делу №А33-34086/2019, которым оставлено в силе предупреждение Красноярского УФАС России, выданное администрации города Назарово  (исх.№16417 от 11.10.2019).  

Кроме того, доказательством преднамеренного предоставления преимущественных условий доступа ООО «В…» на товарные рынки водоснабжения, водоотведения в пределах города Назарово Красноярского края и 2 км-автодороги Дорохово-Алтат Комиссия Красноярского УФАС рассматривает то обстоятельство, что администрация города Назарово, имея намерение на заключение нового концессионного соглашения в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О концессионных соглашения», после выдачи Красноярским УФАС России предупреждения (исх.№16417 от 11.10.2019) заключило дополнительное соглашение от 12.12.2019 о продлении срока действия концессионного соглашения №2 от 30.09.2009 до 31.12.2020.  

Заключение вышеназванного дополнительного соглашения в период выдачи Красноярским УФАС России администрации города Назарово предупреждения (исх.№16417 от 11.10.2019) свидетельствует о намеренном обходе администрацией города Назарово, ООО «В…» законных процедур передачи муниципального имущества (объектов водоснабжения, водоотведения).

В соответствии с пунктом 86 концессионного соглашения №2 от 30.09.2009 основанием для изменения условий Соглашения является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Соглашения, включая невозможность обеспечения условий и порядка компенсации расходов концессионера по представленным им потребителям льготам, установленным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами  органов местного самоуправления, в том числе по льготам по оплате товаров, работ и услуг.

Согласно пункту 87 концессионного соглашения №2 от 30.09.2009 в Соглашение вносятся изменения по согласию сторон в случае установления законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления норм, ухудшающих положение Концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении настоящего Соглашения, за исключением случая, когда указанные нормы были установлены путем внесения изменений в технический регламент, иной нормативный правовой акт Российской Федерации, регулирующий отношения по охране недр, окружающей среды, здоровья граждан, и Концессионер при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 Соглашения, не предоставляет потребителям услуги по сбору и очистке воды, распределению воды, удалению и обработке сточных вод по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам).

В соответствии с пунктом 88 концессионного соглашения №2 от 30.09.2009 условия Соглашения, определенные на основании конкурсного предложения Концессионера, подлежат изменению только в случае, если  течении срока действия Соглашения законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение Концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении Соглашения.

Вышеуказанное обстоятельство, а именно отказ администрации города Назарово от заключения нового концессионного соглашения в порядке, предусмотренном ФЗ «О концессионных соглашениях» в связи с выдачей Красноярским УФАС России предупреждения (исх.№16417 от 11.10.2019) свидетельствует об отсутствии оснований для изменения концессионного соглашения, предусмотренных пунктами 86-88 концессионного соглашения №2 от 30.09.2020.

Продление срока действия концессионного соглашения №2 от 30.09.2009 за месяц до окончания срока его действия со ссылками на пункты 86-88 вышеуказанного соглашения  рассматривается Комиссией Красноярского УФАС России как злоупотребление администрацией города  Назарово правом.

При представлении администрацией города Назарово пояснений об основаниях продления срока действия концессионного соглашения №2 от 30.09.2020 со ссылкой на пункт 88 концессионного соглашения администрацией города Назарово не было представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных вышеуказанным пунктом. Администрация города Назарово не указала нормативный правовой акт, норму, принятие которых  ухудшило положений концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения.

 Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России учитывает тот факт, что администрация города Назарово и ООО «В…» неоднократно продляли концессионное соглашение №2 от 30.09.2020 на основании указанных пунктов (дополнительное соглашение от 27.06.2016, дополнительное соглашение от 12.12.2019).

Вопреки доводам администрации города Назарово положения статьи 6 ФЗ «О концессионных соглашениях» в совокупности со статьей  422 ГК РФ не могут быть истолкованы как создающие возможность конценденту для безусловного и неограниченного по  количеству раз изменения концессионного соглашения, продления срока его действия. Иное токование позволяет создавать неравные условия для хозяйствующих субъектов, что не отвечает целям ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях».

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу об отсутствии законных оснований для заключения дополнительного соглашения от 12.12.2019 к концессионному соглашению №2 от 30.09.2020.

Продление администрацией города Назарово и ООО «В…» срока действия концессионного соглашения №2 от 30.09.2020 до 31.12.2020 дополнительным соглашением от 12.12.2019 в рассматриваемом случае основано не на обстоятельствах, предусмотренных пунктами 86-88 концессионного соглашения №2 от 30.09.2020, а на стремлений обойти процедуры передачи имущества муниципального образования города Назарово (объекты водоснабжения, водоотведения), предусмотренные ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о  наличии в действиях администрации города Назарово нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении процедуры передачи муниципального имущества коммунального назначения, что создало необоснованные преимущественные условия ООО «В…» в получении указанного имущества и привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа на рынки водоснабжения, водоотведения города Назарово Красноярского края иным хозяйствующим субъектам. 

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

           В связи с тем, что на момент принятия решения нарушение не прекращено  Комиссия, на основании подпунктов  «в –г»  пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать администрации города Назарово обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Кроме того, действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица администрации города Назарово дела об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Назарово нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения процедуры передачи муниципального имущества коммунального назначения (объектов водоснабжения и водоотведения), что создало необоснованные преимущественные условия ООО «В…» в получении указанного имущества и привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа на рынки водоснабжения, водоотведения города Назарово Красноярского края иным хозяйствующим субъектам. 

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка выдать Администрации города Назарово обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации города Назарово надлежит в срок до 31.07.2020: 

-  принять исчерпывающие меры, направленные на возврат в казну муниципального образования  город Назарово муниципального имущества системы водоснабжения и водоотведения, находящегося в пользовании ООО «В…» без законных оснований; 

- отменить Постановление Администрации города Назарово № 1373-п от 01.10.2019 «О заключении концессионного соглашения без проведения конкурса»; 

- провести (объявить) процедуру инициативной концессии заново: разместить на сайте torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  сообщение, содержащее предложение инвестора - ООО «В…», выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения г.Назарово, с устранением  фактов нарушений пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» в части указания существенных условий Концессионного соглашения;  установить новые сроки совершения  юридически-значимых действий, в том числе новый срок подачи заявок. 

3. Передать материалы дела №126-15-19 (024/01/15-2205/2019) уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации города Назарово дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

«…»

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны