Решение №ВМ/95/24 РЕШЕНИЕ №024/07/3-3662/2023 от 10 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «РесурсИнвестСтрой» ул. Клары Цеткин, д. 16, эт. 2, пом. 1, г. Иркутск, Иркутская обл., 664039, sales@ris38.ru, tender@ris38.ru
ПАО «Россети Сибирь» ул. Бограда, д. 144А, г. Красноярск, 660021, |
РЕШЕНИЕ №024/07/3-3662/2023
28 декабря 2023 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «РесурсИнвестСтрой» на действия организатора торгов – ПАО «Россети Сибирь», закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки стоек СВ для нужд филиалов ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго и Читаэнерго) (извещение № 32312922646) (далее – закупка),
с участием: от организатора торгов Сморгона Д.А. (доверенность №00/13 10.01.2023), Копанцевой О.В. (доверенность № 00/19 от 24.03.2022), от заявителя по видео-конференц-связи Тугариной Е.В. (доверенность от 15.12.2023), Кокоуровой А.Л. (доверенность от 15.12.2023),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 13.12.2023 поступила жалоба ООО «РесурсИнвестСтрой» на действия организатора торгов, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации, закупочной комиссии, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки заявителя.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы откладывалось с 14:10 21.12.2023 до 09:30 28.12.2023 в связи с поступившим в адрес Красноярского УФАС России ходатайством организатора торгов о переносе даты и времени рассмотрения жалобы. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Согласно доводам жалобы:
- заявка заявителя неправомерно отклонена по основаниям, указанным в протоколе очного (заочного) заседания конкурсной комиссии по предварительному рассмотрению и оценке по отборочным критериям заявок участников на участие в конкурсе от 07.12.2023 (далее – Протокол от 07.12.2023);
- требование к формату заявки, в частности MS Word, является незаконным;
- требования заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке;
- требование о предоставлении в составе заявки документов, предусмотренных пунктом 3 «Расчет по критерию «Наличие пакета технической документации»» Приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлено неправомерно.
Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, согласно которым закупочная документация составлена в соответствии с требованиями Положения о закупках ПАО «Россети Сибирь», требованиям законодательства Российской Федерации не противоречит. Заявка заявителя отклонена закупочной комиссией правомерно, за ее несоответствие положениям закупочной документации.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ПАО «Россети Сибирь», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.
Согласно Протоколу от 07.12.2023 заявка заявителя отклонена закупочной комиссией по следующим основаниям:
Техническое предложение не предоставлено в формате MS Word (п. 9 инструкции по заполнению формы 4 Техническое предложение);
В Сводной таблице стоимости поставок, работ (услуг) не указаны дата и номер Предложения в соответствии с письмом о подаче оферты (нарушение п. 2 Инструкции по заполнению Формы 3. Сводная таблица стоимости поставок, работ (услуг); нарушение п. 3 таблицы Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки»);
В Техническом предложении не указаны дата и номер Предложения в соответствии с письмом о подаче оферты (нарушение п. 2 Инструкции по заполнению Формы 4. Техническое предложение; нарушение п. 4 таблицы Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки»);
В таблице стоимости поставки товара в столбце 8 не указан код ОКСМ (п. 3 Приложения №2 к части II «Информационная карта закупки»);
5. Изменена форма ТП: исключена строка с требованием «Максимальная ширина раскрытия трещин» (п. 4 Приложения №2 к части II «Информационная карта закупки»).
Пунктом 5.3.2 закупочной документации установлено, что заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Согласно подпункту «б» пункта 5.3.5 закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
Таким образом, из вышеуказанных положений закупочной документации следует обязанность закупочной комиссии по отклонению заявки, несоответствующей требованиям закупочной документации. При этом, положения закупочной документации не содержат положений, свидетельствующих о наличии у закупочной комиссии правомочий по оценке существенности/несущественности выявленного закупочной комиссией несоответствия заявки требованиям закупочной документации.
Требования к участникам закупки, информации и документам, представляемым в составе заявки участника закупки, установлены в Приложении № 2 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации.
Пунктом 4 таблицы требований Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки технического предложения (по установленной форме в соответствии с приложением), которое должно соответствовать требованиям документации о закупке.
Форма технического предложения и инструкция по его заполнению определены формой 4 части III «Образцы форм для заполнения участниками закупки» закупочной документации.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции по заполнению технического предложения участник к техническому предложению должен приложить файл технического предложения, выполненный в формате MS Word.
Из анализа копии заявки заявителя, представленной организатором торгов в материалы жалобы, текста жалобы, следует отсутствие в составе заявки технического предложения в формате MS Word, что противоречит вышеуказанным требованиям закупочной документации.
Пунктом 3 таблицы требований Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлено требование о предоставлении сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) (по установленной форме в соответствии с приложением).
Форма сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) и инструкция по её заполнению определены формой 3 части III «Образцы форм для заполнения участниками закупки» закупочной документации.
Пунктом 2 Инструкции по заполнению сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) установлено требование о необходимости указания даты и номера предложения в соответствии с письмом о подаче оферты, чего заявителем сделано не было.
Таким образом, указанное свидетельствует о несоответствии сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) заявителя требованиям закупочной документации.
Довод заявителя о неправомерности отклонения заявки за вышеуказанное несоответствие заявки, со ссылкой на пункт 3.4.3 закупочной документации, согласно которому представление документов с отклонением от установленных в документации о закупке форм может быть расценено закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке, отклонен комиссией, поскольку указание даты и номера предложения изменением формы сводной таблицы не является, а является самостоятельным требованием к содержанию сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг), предусмотренным закупочной документации, которое, в свою очередь, обжалованию заявителем не подлежало.
Как указывалось выше, пунктом 4 таблицы требований Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки технического предложения (по установленной форме в соответствии с приложением), которое должно соответствовать требованиям документации о закупке.
Форма технического предложения и инструкция по его заполнению определены формой 4 части III «Образцы форм для заполнения участниками закупки» закупочной документации.
Пунктом 2 Инструкции по заполнению технического предложения установлено требование, что участник закупки приводит номер и дату письма о подаче оферты, приложением к которому является данное техническое предложение.
Из анализа технического предложения заявителя следует, что техническое предложение номера и дату письма о подаче оферты не содержит, что противоречит вышеуказанным требованиям закупочной документации.
Довод заявителя о неправомерности отклонения заявки за вышеуказанное несоответствие заявки, со ссылкой на пункт 3.4.3 закупочной документации, отклонен Комиссией по основанию, указанному в пункте 3 настоящего решения.
Согласно пункту 3 таблицы требований Приложения № 2 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлено требование к участникам закупки о предоставлении сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) (по установленной форме в соответствии с приложением).
Форма сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) и инструкция по её заполнению определены формой 3 части III «Образцы форм для заполнения участниками закупки» закупочной документации.
Формой сводной таблицы предусмотрен к заполнению столбец 8 «Страна происхождения товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг (указывается наименование страны происхождения товара и код по ОКСМ)».
Из анализа заявки заявителя следует, что в столбце 8 своей сводной таблицы стоимости поставок, работ (услуг) заявитель указал только наименование страны происхождения, без указания кода по ОКСМ, что является нарушением требований документации о закупке, которые заявителем оспорены не были.
Требования пункта 1.7.2 закупочной документации, согласно которым отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров, на которые ссылается заявитель, в данном случае не применимы, поскольку страна происхождения поставляемого товара заявителем указана. При этом, основанием для применения названого пункта является отсутствие в сводной таблице стоимости поставок, работ (услуг) сведений о стране происхождения товара, отсутствие кода по ОКСМ названным пунктом закупочной документации не регламентировано.
Согласно пункту 4.7 технического задания закупочной документации предлагаемое к поставке оборудование должно соответствовать требованиям Приложения № 3 к техническому заданию и действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Также в пункте 4.7. технического задания закупочной документации установлено положение о том, что в случае полного соответствия предлагаемого оборудования указанным требованиям достаточно предоставить приложение, заверенное подписью и печатью участника закупки (без заполнения столбца таблицы).
№ п/п |
Наименование параметра |
Требуемое значение |
Предлагаемое участником закупки |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
Пунктом 7 Инструкции по заполнению технического предложения установлено требование, что для предлагаемого оборудования и/или предлагаемых материалов и/или предлагаемой продукции (если техническим заданием предусмотрена поставка оборудования и/или материалов и/или продукции) таблицы технических требований, установленных в части V «Техническая часть», предоставляются в следующем виде:
Из анализа заявки заявителя следует, что вышеуказанная таблица заявителем заполнена и представлена, что свидетельствует об обязанности закупочной комиссии по ее рассмотрению на предмет соответствия требованиям закупочной документации.
Пунктом 5.1 Приложения № 3 к техническому заданию закупочной документации (в редакции от 20.11.2023) установлено, в том числе, требование к параметру «Максимальная ширина раскрытия трещин, мм - не более 0,15».
В представленном заявителем техническом предложении указанный параметр технических требований отсутствует, что является нарушением требований документации о закупке.
Довод заявителя о том, что требование о необходимости указания в техническом предложении сведений по параметру «Максимальная ширина раскрытия трещин, мм - не более 0,15» установлен после подачи заявки заявителя на участие в закупке отклонен Комиссией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.3.3 закупочной документации заказчик не несет ответственности в случае, если участник закупки не ознакомился с изменениями, внесенными в извещение о закупке и/или документацию о закупке, размещенными надлежащим образом.
Указанное свидетельствует об обязанности участника закупки по своевременному ознакомлению со всеми изменениями закупочной документации и, в случае необходимости, по внесению в нее соответствующих изменений.
Кроме того, согласно сведениям, представленным организатором торгов в материалы жалобы, заявка заявителя в окончательной редакции подана 27.11.2023, то есть после внесения изменений в закупочную документацию.
Подтверждение в техническом задании соответствия предполагаемых к поставке стоек СТО 34.01-2.2-035-2018, предоставление в составе заявки полнотекстовой версии данного СТО, в пункте 7.2 которого указано, что максимальная ширина раскрытия трещин - не более 0,15 мм., требование об указании участником закупки в техническом предложении параметра, предусмотренного пунктом 5.1 Приложения № 3 к техническому заданию закупочной документации, не отменяет, о соответствии непосредственно технического предложения требованиям технического задания в рассматриваемой части не свидетельствует.
Кроме того, декларирование в техническом предложении соответствия предполагаемых к поставке стоек СТО 34.01-2.2-035-2018, с указанием иных характеристик, кроме требуемой (указанной в пункте 5.1), может быть расценено закупочной комиссией как соответствие предлагаемого товара только в указанной части, без учета параметра, установленного в пункте 5.1 Приложения № 3 к техническому заданию закупочной документации.
На основании вышеизложенного, с учетом того обстоятельства, что в полномочия закупочной комиссии входит рассмотрение заявок на предмет их соответствия требованиям закупочной документации, и закупочная комиссия не наделена правомочиями по оценке существенности/несущественности (формальности) допущенных нарушений при подготовке участниками закупки заявки, Комиссия пришла к выводу о правомерности действий закупочной комиссии по отклонению заявки заявителя, несоответствующей требованиям закупочной документации.
Довод о неправомерности установления в закупочной документации требования к формату заявки, в частности MS Word, признан Комиссией несостоятельным на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Закон № 223-ФЗ требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке не устанавливает. Такие требования определяются организатором торгов в закупочной документации самостоятельно.
На основании вышеизложенного организатором в пункте 9 Инструкции по заполнению технического предложения установлено требование о представлении в составе заявки файла технического предложения, выполненного в формате MS Word.
При этом, вышеуказанное требование закупочной документации каких-либо дополнительных обязанностей на участников закупки, приводящих к ограничению возможности участия в закупке, не накладывает, поскольку заполнение технического предложения изначально осуществляется участниками закупки в формате MS Word, требуемом закупочной документацией.
Таким образом, данное требование не является чрезмерным и неисполнимым, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не приводит к ограничению круга участников торгов, что подтверждается тем, что иными допущенными участниками торгов, техническое предложение в формате MS Word представлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту 3 части 10 статьи 4 Закона № 233-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании вышеизложенного организатором торгов в техническом задании закупочной документации указаны полные характеристики требуемого к поставке товара, а также требования к предоставлению заявки, содержащей описание предлагаемого товара в соответствии с характеристиками, определенными заказчиком.
При этом, предметом закупки является поставки стоек СВ, и требования об описании в заявке каких-либо химических составов и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, в закупочной документации не установлено.
Кроме того, как следует из доводов жалобы, параметр «Максимальная ширина раскрытия трещин» заявителю на стадии подачи заявок был известен, определен в СТО 34.01-2.2-035-2018, что опровергает невозможность его определения на стадии подачи заявки на участие в закупке, указания соответствующих сведений в техническом предложении, и, как следствие, неправомерность его установления.
Судебная практика, на которую в обжалуемой части ссылается заявитель, к обстоятельствам настоящей жалобы не относится, о неправомерности установления требований к описанию участниками закупки предлагаемого товара не свидетельствует.
На основании вышеизложенного довод заявителя о незаконности требований организатора закупки, в части указания в заявке полных характеристик предлагаемого товара, признан Комиссией необоснованным.
В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
На основании вышеуказанных требований Закона № 223-ФЗ организатором торгов в Приложении № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В частности, установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:
№ п/п |
Критерии (подкритерии) оценки заявки |
Весовое значение критерия |
1 |
Ценовой критерий (рейтинг по критерию стоимости заявки) Rsi,Vs |
0,7 |
2 |
Наличие пакета технической документации Rdoc |
0,3 |
Расчет по критерию «Наличие пакета технической документации» (Rdoc) определяется следующим образом.
Участник обязан предоставить следующие документы:
1. Российские сертификаты (декларации) соответствия требованиям ГОСТ (ГОСТ или ТУ) на поставляемую продукцию;
2. Протоколы испытаний, указанные в сертификате соответствия (декларации) на поставляемую продукцию, выданные аккредитованными в «Росаккредитация» испытательными центрами, имеющими соответствующую область аккредитации.
3. Письмо–подтверждение от производителя о возможности применения предлагаемого защитного покрытия для гидроизоляции железобетонных стоек типа СВ с указанием наименования и технического описания применяемого защитного покрытия, наносимого в зоне непосредственного контакта с поверхностью грунта на глубине не менее 400 мм и выше уровня грунта не менее чем на 100 мм;
4. Инструкция по обработке железобетонных изделий предлагаемым защитным покрытием для гидроизоляции железобетонных стоек типа СВ;
5. Российские сертификаты (декларации) соответствия требованиям ГОСТ (ГОСТ или ТУ) на предлагаемое защитное покрытие для гидроизоляции железобетонных стоек типа СВ;
6. Протоколы испытаний, указанные в сертификате соответствия (декларации) на предлагаемое защитное покрытие для гидроизоляции железобетонных стоек типа СВ.
7. Заключение о прохождении аттестации ПАО «Россети», действующее на момент подачи конкурсной заявки;
8. Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).
Участнику, предоставившему полный пакет требуемых документов, выставляется 100 баллов (значение Rdoc).
В том случае, если участником закупки не предоставлен хотя бы один из требуемых документов, то участник по данному критерию оценки получает 0 баллов.
Таким образом, требование о представлении документов, перечисленных в пункте 3 Приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации, не является отборочным критерием, и, соответственно, отсутствие таких документов в составе заявки, поданной на участие в закупке, на допуск/недопуск к участию в закупке не влияет.
Отсутствие указанного в пункте 3 Приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации перечня документов является основанием для неначисления соответствующих баллов по критерию оценки «Наличие пакета технической документации».
Кроме того, требование к перечню документов, по критерию оценки «Наличие пакета технической документации», права заявителя не нарушает, по причине отклонения его заявки, к ограничению количества участников закупки не приводит, поскольку согласно Протоколу от 07.12.2023 все участники закупки, допущенные до участия в закупке (3 участника), представили документы, указанные в пункте 3 Приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации, и получили по 30 баллов.
На основании вышеизложенного доводы жалобы о неправомерности установления требований к предоставлению в составе заявки документов, предусмотренных пунктом 3 Приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации, признан Комиссией необоснованным.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «РесурсИнвестСтрой» на действия организатора торгов – ПАО «Россети Сибирь», закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки стоек СВ для нужд филиалов ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго и Читаэнерго) (извещение № 32312922646) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.Л. Мерзляков |
|
|
Члены Комиссии |
И.А. Чайкун
П.И. Горбачева |
Исп.Горбачева П.И.
тел.8(391) 211-26-00
2024-94