Решение б/н Решение по делу № 88-16-17 от 4 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Администрация Ачинского района Красноярского края

ул. Свердлова, 17, г. Ачинск, Красноярский край, 662150

 

Администрация

 Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края

Квартал 1, здание 4/1,

 п. Малиновка, Ачинский район, Красноярский край, 662179

 

ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»

Квартал 3, 28, п. Малиновка,  Ачинский район, Красноярский край, 662179

 

 

Решение

по делу № 88-16-17

 

 

04 октября 2017 года                                                                                                       г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 27 сентября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2017 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии - <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...>, главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрела дело № 88-16-17, возбужденное в отношении Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края и ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  по признакам нарушения  абз.1 и пункта 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»,  Закон о защите конкуренции),

с участием  в заседании Комиссии следующих лиц :

- законного представителя ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» - <…>;

-представителя Администрации Ачинского района Красноярского края  -  <…> (по доверенности от 14.08.2017 № 08-2974);

- представителя Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края – <…> (по доверенности от 02.08.2017 № 384);

- Главы Администрации Малиновского сельсовета – <…>

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено на основании приказа Красноярского УФАС России №  185  от 19.07.2017 в отношении Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края (далее - Администрация) и ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  (далее- ООО «Ачинский РЖКС»)  по признакам нарушения  абз. 1 и  пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении антиконкурентного соглашения, путем  заключения  договоров аренды  от  №1,2,3 от 30.12.2016  о передаче/получении в пользование муниципального имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) без проведения торгов.

 В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

29.12.2015 между Администрацией Малиновского сельсовета и Администрацией   Ачинского района было заключено Соглашение «О приеме-передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», в соответствии с которым Администрация поселения передает, а Администрация района принимает  осуществление части полномочий по вопросам организации в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В нарушение положений вышеуказанного Соглашения 30.12.2016 Администрация Малиновского сельсовета заключила три договора аренды  № 1,2,3 муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные в п. Малиновка) с ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис».

Кроме того,  правовые основания для распоряжения указанным имуществом  у Администрации Малиновского сельсовета отсутствовали, поскольку  собственником переданного в аренду имущества  по договорам аренды № 1,2,3 от 30.12.2016 является муниципальное образование Ачинский район, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.10.2011, от 18.02.2011, от 29.03.2011.

Конкурсные процедуры при передаче вышеуказанного имущества, в нарушение требований  статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), статьи 41.1  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» далее  - Закон о водоснабжении и водоотведении), требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее- Закон о концессионных соглашениях) не проводились.

 Из преамбулы вышеуказанных договоров аренды №1,2,3 от 30.12.2016, заключенных между Администрацией Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» следует, что договоры были заключены со ссылкой на положения ч.9  ст. 17.1  ФЗ «О защите конкуренции».

О необходимости проведения конкурсных процедур при передаче вышеуказанного имущества ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  было известно, так как 30.11.2016 Обществом было подано заявление в адрес Красноярского УФАС России в отношении Администрации Ачинского района по факту  уклонения от заключения договоров аренды на муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры (котельная, артезианские скважины, водопроводные сети, канализационные сети), расположенные на территории поселка Малиновка Ачинского района.

По результатам рассмотрения указанного заявления Красноярским УФАС России в адрес ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  был направлен ответ (исх. №20404  от 07.12.2016), согласно которому антимонопольный орган сообщает Обществу, что передача муниципального имущества в настоящее время может быть осуществлена только по концессионным соглашениям.

В материалы дела от  Ответчика - Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края  были представлены следующие пояснения (вх. №  14328   от  03.08.2017).

По сложившейся практике, начиная с 2006 года, полномочия по решению вопросов местного значения поселений в области организации в границах поселений в составе Ачинского района электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий. установленных законодательством Российской Федерации передавались на уровень района.

Так, соглашением от 29.12.2015, на основании положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Малиновского сельсовета часть полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации были переданы к осуществлению Администрации Ачинского района.

 По результатам конкурса, проведенного в 2010 году Администрацией Ачинского района и ООО «Ачинский РЖКС» на объекты, являющееся предметом договоров аренды №1, 2, 3 от 30.12.2016, были  так же заключены договоры аренды. В последующем ежегодно договоры аренды, заключенные между Администрацией Ачинского района и ООО «Ачинский РЖКС»  продлялись на основании  ч. 9 ст. 17.1 Ф3 «О защите конкуренции».

В связи с истечением 26 декабря 2016 года срока действия крайнего договора аренды ООО «Ачинский РЖКС» обратилось в адрес Администрации Ачинского района с просьбой продлить срок действия ранее заключенного договора аренды (исх. № 54/03 от 15.11.2016). В ответ на обращение ООО «Ачинский РЖКС», требованиями (исх. № 08-4138 и 08- 4139 от 09.12.2016) Администрация Ачинского района, без обоснования причин, уведомила ООО «Ачинский РЖКС» о прекращении действия и расторжении договоров аренды муниципального имущества (объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения п. Малиновка).

Кроме того, в ноябре - декабре 2016 года, между органами местного самоуправления Ачинского района и Малиновского сельсовета решался вопрос о передаче к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения от сельского поселения к муниципальному району. Так, Малиновским сельским Советом депутатов принято решение от 05.12.2016 № 11-56Р, которым за поселением оставлены полномочия по решению вопросов местного значения по организации на территории Малиновского сельсовета электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В это же время обращением Администрации Малиновского сельсовета к Администрации Ачинского района инициируется процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Малиновского сельсовета, однако процесс передачи имущества до настоящего времени не завершен. В настоящее время, в соответствии с Законом Красноярского края от 26.05.2009 № 8-3290 «О порядке разграничения имущества между муниципальными образованиями края» необходимые заявления и материалы к ним находятся на рассмотрении Правительства Красноярского края.

30.12.2016 Администрацией Малиновского сельсовета принимается решение о заключении договоров аренды № 1, 2, 3 объектов коммунальной инфраструктуры (жизнеобеспечения) с ООО «Ачинский РЖКС». Принятие решения основывалось на том, что была начата процедура передачи имущества жилищно-коммунального комплекса в собственность Малиновского сельсовета, а также с целью предупреждения чрезвычайной ситуации, то есть, проведение комплекса мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Так же представитель Администрации Малиновского сельсовета сообщил, что в настоящий момент договоры аренды № 1, 2, 3 расторгнуты на основании дополнительных соглашений от 07.07.2017. Вместе с тем, по настоящее время  имущество, являющееся предметов вышеуказанных договоров аренды  фактически находится у ООО «Ачинский РЖКС».

В материалы дела от Администрации Ачинского района были представлены сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории Ачинского района. Так, согласно Постановлению Администрации Ачинского района от 29.12.2016 № 479-П  ООО «Районное коммунальное хозяйство», ООО «СтройХолдинг», ООО УК « Районное коммунальное хозяйство», ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис», МУП «Ачинский районный коммунальный комплекс» определены  в качестве единых теплоснабжающих организаций в границах муниципальных образований Ачинского района. Согласно Постановлению Администрации Ачинского района от 29.12.2016 № 480-П  ООО «Районное коммунальное хозяйство», ООО «СтройХолдинг», ООО УК «Районное коммунальное хозяйство», ООО «Ачинский районных жилищно-коммунальный сервис, МУП «Ачинский районный коммунальный комплекс» определены в качестве гарантирующих  организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение в границах муниципальных образований Ачинского района.

В ходе рассмотрения дела представитель Ответчика- ООО «Ачинский РЖКС» поддержал позицию Администрации Малиновского сельсовета, факт заключения договоров аренды № 1, 2, 3  на объекты коммунальной инфраструктуры обосновал необходимостью предупреждения чрезвычайной ситуации на территории поселка.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии с пунктом 10.8  Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка.

в) определение географических границ товарного рынка.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

30.12.2016  Администрацией Малиновского сельсовета  Ачинского района передано в пользование ООО «Ачинский РЖКС» муниципальное имущество – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании договоров аренды №1,2,3. Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом, расположенного п. Малиновка, следовательно, единственным продавцом такого права может быть собственник имущества (уполномоченное собственником лицо). В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

В рассматриваемом случае, Администрация Ачинского района выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории  муниципального образования п. Малиновка  Ачинского района.

Учитывая, что муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг на территории п. Малиновка, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории п. Малиновка.

Географические границы рынка предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены как территория муниципального образования п. Малиновка.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его собственник (уполномоченное собственником лицо) – орган местного самоуправления.

Возможность приобретения услуги имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять)  деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения  на территории п. Малиновка.

В границах муниципальных образований Ачинского района, в которую входит территория п. Малиновка, по сведениям Администрации Ачинского района, имеется несколько хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а именно,  ООО «Районное коммунальное хозяйство», ООО «СтройХолдинг», ООО УК «Районное коммпунальное хозяйство», ООО «Ачинский районных жилищно-коммунальный сервис», МУП «Ачинский районный коммунальный комплекс».

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории муниципального образования п. Малиновка Ачинского района  является конкурентным среди покупателей данного права.

Исследовав материалы дела, доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что указанных материалов достаточно для квалификации нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с часть 1, 3 статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

18.08.2017 Комиссией Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 88-16-17 принято заключение об обстоятельствах дела.

Дополнительных доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении, лицами, участвующими в деле, представлено не было.

При рассмотрении дела представитель ООО «Ачинский РЖКС» пояснил, что по состоянию на день оглашения решения Обществом подготовлен пакет документов  на заключение концессионного соглашения по частной инициативе в отношении объектов, ранее являвшихся предметом договоров аренды №1,2,3 от 30.12.2016.

Дополнительно представитель Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края – <…> сообщил, что в настоящее время согласован в Правительстве Красноярского края вопрос о передаче муниципального имущества коммунального назначения Ачинского района, в том числе имущества, являющего предметом договоров аренды №1,2,3 от 30.12.2016, в муниципальную собственность Малиновского сельсовета Ачинского района.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

 Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14  с Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Законом о теплоснабжении, в отношении объектов водоснабжения, водоотведения регламентирован Законом о водоснабжении и водоотведении.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении,  статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования установлены частью 3 статьи 41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении.

Таким образом, в с 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Поскольку,  муниципальное имущество (объекты коммунального хозяйства), являющееся предметом  договоров аренды №1,2,3 от 30.12.2016, заключенных между  Администрацией Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края  и  ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» относятся к имуществу, в отношении которого установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования, то передача его  по договору аренды и на бесконкурсной основе  является незаконной.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование  и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести выше обозначенные права в отношении данного имущества.

Довод ответчиков о  том, что вышеуказанные договоры были заключены на основании ч. 9 ст. 17.1  ФЗ «О защите конкуренции» не принимается Комиссией ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

При этом, указанный в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Ввиду указанного, Комиссия пришла к выводу, что  Администрация Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края  и  ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  заключили договоры аренды №1, 2, 3 от 30.12.2016 с нарушением  требований действующего законодательства.

Кроме того, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что до заключения вышеуказанных договоров  Красноярским УФАС России письмом (исх. №20404  от 07.12.2016)  указало ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  на недопустимость передачи/получения такого имущества по договорам аренды.

Так же Комиссией учтено, что Администрация Малиновского сельсовета не могла распоряжаться имуществом, являющимся предметом договоров аренды №1,2,3 от 30.12.2016, поскольку не являлась собственником данного имущества, полномочий по передаче в пользование такого имущества на момент заключения вышеуказанных договоров не имела.

Те обстоятельства, что о необходимости проведения конкурсных процедур при передаче вышеуказанного имущества ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис»  было известно и, что Администрация Малиновского сельсовета осуществила распоряжение вышеуказанным имуществом путем его передачи по договорам аренды №1,2,3 от 30.12.2016 с превышением  своих полномочий, указывают на достигнутое соглашение между Администрацией  Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский  РЖКС» о передаче/получении в пользование Обществу объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения п. Малиновка, что обеспечило обществу в приоритетном порядке предоставление права на осуществление деятельности на указанных товарных рынках.

Довод Ответчиков о том, что договоры аренды №1, 2, 3 от 30.12.2016 были заключены с целью предотвращения чрезвычайной ситуации не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку не исключает нарушения  требований действующего законодательства в действиях Ответчиков по настоящему делу. Кроме того, истечение срока действия  ранее заключенных договоров аренды на муниципальное имущество – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не свидетельствует о возникновении чрезвычайно ситуации, а лишь свидетельствует о  непринятии своевременных мер по организации в границах поселения теплоснабжения,  водоснабжения и водоотведения для населения поселка.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, у Администрации Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» отсутствовали правовые основания для заключения договоров аренды №1, 2, 3 от 30.12.2016 по передаче муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры)  без проведения публичных процедур.

Нормативное закрепление обязательности проведения процедуры торгов в отношении объектов коммунального назначения обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности передачи прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Вход на рынок услуг теплоснабжения, водоснабжение и водоотведение обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения.

Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанных объектов без проведения торгов в отсутствие законных оснований приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения, водоснабжение и водоотведение.

Применительно к рынкам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на  муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к   муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 7905/09 также указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.

Таким образом, действия Администрации  Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский  РЖКС», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения о  передаче/получении в пользование ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» муниципальных объектов коммунального хозяйства  путем заключения договоров аренды №1,2,3 от 30.12.2016  без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов), что  повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции за право пользования данным имуществом и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселка Малиновка Ачинского района,  являются нарушением пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Сама возможность заключения соглашения  между  органом власти и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории муниципального образования п. Малиновка Ачинского района  является конкурентным.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности  доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселка Малиновка Ачинского района. Соответственно, действия Администрации  Малиновского сельсовета как продавца права на пользование муниципальным имуществом системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселка Малиновка и действия ООО «Ачинский  РЖКС», как покупателя такого права, в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче/получении муниципального имущества вне конкурентных процедур, оказывают непосредственное влияние на конкуренцию за право доступа на товарный рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселка Малиновка и условия осуществления деятельности на данном рынке покупателем  данного права.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к  выводам:

- о наличии в действиях Администрации  Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский  РЖКС» нарушения абз. 1 и  пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции»;

- о наличии необходимости в  выдаче предписания о совершении действий, направленных на  прекращение нарушения антимонопольного законодательства;

- о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Ачинский  РЖКС» и виновных должностных лиц Администрации  Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский  РЖКС» дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 ,  частью 1 статьи 50  ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1.Признать Администрацию  Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский  РЖКС» нарушившими  абз. 1 и  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» муниципальных объектов коммунального хозяйства  путем заключения договоров аренды №1, 2, 3 от 30.12.2016  без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов), что  повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции за право пользования данным имуществом и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселка Малиновка Ачинского района.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества с соблюдением требований действующего законодательства выдать Администрации  Малиновского сельсовета обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации Малиновского сельсовета надлежит:

- в срок до 01.02.2018 принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договорам аренды №1,2,3 от 30.12.2016 , заключенным с ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» в казну муниципального образования;

- осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанных договоров с соблюдением требований антимонопольного законодательства, требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

3. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества выдать ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  с этой обществу надлежит  в срок до 01.02.2018 принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, полученного по договорам аренды №1, 2, 3 от 30.12.2016, заключенным с  Администрацией Малиновского сельсовета в казну муниципального образования.

4. Передать материалы дела № 88-16-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» и виновных должностных лиц Администрации  Малиновского сельсовета и ООО «Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис» дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                                       <...>

 

Члены Комиссии                                                                                              <...>

 

                                                                                                                               <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны