Постановление №ВМ/7299/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-2979/2022 о назначении администр... от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

28 апреля 2023 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления оглашена 26.04.2023

В полном объеме постановление изготовлено 28.04.2023

 

 Мерзляков, заместитель руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев протокол № 024/04/9.21-2979/2022 от 07.02.2023 и материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-2979/2022, возбужденного в отношении юридического лица - публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а) (далее – ПАО «Россети Сибирь»), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 Кодекса об административным правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гр. Тарасюка  (вх. № 18311/22 от 11.10.2022) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении порядка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки (индивидуального жилого дома / садового / дачного дома), расположенной (которая будет располагаться) по адресу: Красноярский кр., Емельяновский район, п. Солонцы, мкр. «Чистые пруды», пер. Трактовый, строение № 1а (далее – Объект).

Определением от 08 ноября 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2979/2022 и принято решение о проведении административного расследования; гр. Тарасюк А.Н. привлечен в качестве потерпевшего.

Определением от 08 декабря 2022 года управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № ЕК/31/23 от 09.01.2023) было предложено 07.02.2023 в 15 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 15 для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено ПАО «Россети Сибирь» 16.01.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80082080773001.

Протокол составлен 07.02.2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.

Указанный протокол был получен ПАО «Россети Сибирь» 16.02.2023 (почтовый идентификатор 80092281932121), направлен гр. Тарасюку А.Н. на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Определением от 07.02.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2979/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ назначено к рассмотрению на 12:30 21.02.2023.

Определением от 21.02.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2979/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ отложено на 12:15 20.03.2023.

Определением от 20.03.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2979/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ было отложено на 10:15 26.04.2023.

Определение от 20.03.2023 было получено ПАО «Россети Сибирь» 27.03.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 80101382039483, направлено гр. Тарасюку А.Н. на почтовый адрес, указанный в заявлении. Почтовое отправление не было получено гр. Тарасюком А.Н., было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 80101382039469. Таким образом, процессуальных препятствий для рассмотрения настоящего дела по существу не имеется.

В рассмотрении дела гр. Тарасюк А.Н., привлеченный в качестве потерпевшего, участие не приняли, ходатайства в адрес управления не направил.

Дело рассмотрено в присутствии защитника ПАО «Россети Сибирь» Тарасовой Е.А., действующей на основании доверенности № 24/114 от 21.04.2022.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

В соответствии с материалами дела, гр. Тарасюк А.Н. обратился 10.02.2022 в адрес ПАО «Россети Сибирь» с заявкой на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям, которой был присвоен № 3856109. На основании указанной заявки между ПАО «Россети Сибирь» и гр. Тарасюком А.Н. 14.03.2022 был заключен договор № 20.2400.2118.22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта (далее – Договор).

Согласно п. 6 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента подписания сторонами, то есть до 14.09.2022.

Согласно п. 10 технических условий № 8000490888, являющихся приложением к Договору, в целях технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация осуществляет:

10.1. Организационные мероприятия:

10.1.1. Подготовку технических условий на технологическое присоединение.

10.1.2. Обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством РФ и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

10.2. Требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» для электроснабжения объектов заявителя: выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством..

10.2.1. Строительство ЛЭП 0,4 кВ от точки, указанной в пункте № 7 ТУ, до точки присоединения, находящейся не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом.

10.2.2. Выполнение монтажа комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Согласно п. 11 технических условий № 8000490888, являющихся приложением к Договору, в целях технологического присоединения заявитель осуществляет:

11.а. Выполнение ввода от комплекса коммерческого учета электрической энергии до энергопринимающих устройств объекта выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП.

11.б. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Согласно заявлению, на момент обращения гр. Тарасюка А.Н. в адрес Красноярского УФАС России ПАО «Россети Сибирь» мероприятия по технологическому присоединению Объекта заявителя к электрическим сетям не выполнило.

ПАО «Россети Сибирь» направило в адрес управления письменные пояснения (вх. № 21589-ЭП/22 от 25.11.2022), согласно которым стоимость выполнения мероприятий составляет 287 358,49 рублей. С целью исполнения мероприятий по договору, подготовлено проектное заключение от 20.06.2022. На расстоянии менее 15 метров от участка заявителя расположены сети ДНП «Колос-2006». Организована приемка данных сетей на баланс филиала. Ввиду недостатка собственных финансовых средств на реализацию обязательств по договору технологического присоединения, а также размера платы за технологическое присоединение по договору, осуществить выполнение мероприятий в установленные сроки не представилось возможным. Общество представило в материалы дела копию дополнительного соглашения № 1 к договору № 20.2400.2118.22 от 14.03.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, на котором отсутствует подпись гр. Тарасюка А.Н. и дата заключения указанного дополнительного соглашения.

Сетевая организация представила в адрес управления заключение «Об отсутствии необходимости выполнения мероприятий капитального характера со стороны сетевой организации для технологического присоединения участков заявителей», в том числе Объекта, утвержденного начальником ОП УКС Е.Н. Чумаковым, а также письмо начальника управления перспективного развития Е.В. Синицына, адресованного начальнику департамента перспективного развития и технологического присоединения ПАО «Россети Сибирь» В.В. Бортнику, в котором содержится просьба внести осуществить внесение изменений в технические условия, а также указано на то, что по факту подготовки дополнительных соглашений будет организована работа по подписанию дополнительных соглашений совместно с актами технологического присоединения. Указанное письмо не содержит подписи Е.В. Синицына. В указанном заключении указано, что специалистами отдела проектирования управления капитального строительства получено согласование ДНП «Колос-2006» о перетоке электрической энергии. Требуется выполнить монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Исходя из представленных ПАО «Россети Сибирь» писем председателя ДНП «Колос-2006», адресованных сетевой организации, ООО «Перспектива» согласовывает переток электрической энергии через свои сети от ВЛ-0,4 кВ, подключенных с ТП ДНП «Колос-2006», ДНП «Колос-2006» согласовывает технологическое присоединение для заявителей, чьи объекты расположены на территории ДНП, в том числе Объекта, принадлежащего гр. Тарасюку А.Н.

Гр. Тарасюк А.Н. представил в адрес управления документы, подтверждающие оплату по Договору, с указанием даты оплаты (скриншоты из личного кабинета потребителя электросетевых услуг) (вх. № 23317/22 от 13.12.2022), исходя из которых Договор заключен 14.03.2022. Также потерпевший указал, что по состоянию на 12.12.2022 Договор не исполнен.

27.12.2022 (вх. № 24529-ЭП/22) ПАО «Россети Сибирь» представило в адрес управления документальные доказательства направления в адрес гр. Тарасюка А.Н. дополнительного соглашения № 1 к Договору, которое на момент направления сетевой организацией пояснений не было получено потерпевшим (почтовый идентификатор 80100078253080). На момент составления настоящего протокола дополнительное соглашение № 1 к Договору не получено гр. Тарасюком А.Н., имеет статус «возврат отправителю из-за отказа адресата, временное хранение».

Согласно представленным ПАО «Россети Сибирь» письменным пояснениям (вх. № 1553-ЭП/23 от 25.01.2023), передача объектов электросетевого хозяйства ДНП «Колос-2006» на баланс ПАО «Россети Сибирь» не осуществлялась, ведется работа по определению технических параметров сети, перечня земельных участков, на которых она расположена, сбор правоустанавливающих документов для оформления приема-передачи.

Общество приобщило к материалам дела проект дополнительного соглашения № 1 к договору № 20.2400.2118.22 от 14.03.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, которым изменен срок осуществления технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (вместо 6 месяцев – 30 рабочих дней), а также внесены изменения в технические условия (в пункты 7, 10, 13). Указанное дополнительное соглашение не подписано сторонами.

Управлением был направлен запрос в адрес ДНП «Колос-2006» (исх. № АГ/45/23 от 09.01.2023) с целью получения документов о технологическом присоединении объектов ДНП «Колос-2006», в том числе заявки, договора, технических условий, акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; договора энергоснабжения, заключенного с ПАО «Красноярскэнергосбыт» (со всеми дополнениями, приложениями, изменениями); сведений о подаче заявки на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (со всеми приложениями); документов об опосредованном технологическом присоединении Объекта, в том числе заявку, договор, технические условия, акт о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения) через электрические сети ДНП «Колос-2006» (2411016667, КПП 241101001, ОГРН 1062400023542, ОКПО 95682924); сведений о выделенной мощности на Объект, в том числе по договору энергоснабжения, заключенному между ДНП «Колос-2006» и гарантирующим поставщиком; сведений о передаче ДНП «Колос-2006» объектов электросетевого хозяйства на баланс ПАО «Россети Сибирь» с приложением подтверждающих документов. Ответ на указанный запрос на момент рассмотрения настоящего дела не был получен.

ПАО «Россети Сибирь» представило в адрес управления письменные пояснения (вх. № 3482-ЭП/23 от 20.02.2023), согласно которым с целью исполнения мероприятий по договору, подготовлено проектное заключение от 20.06.2022 (в период действия договора). На расстоянии менее 15 метров от участка заявителя расположены сети ДНП «Колос-2006», составлено заключение, зарегистрировано в Обществе 16.09.2022. Ввиду недостатка собственных финансовых средств на реализацию обязательств по договору технологического присоединения, а также размера платы за технологическое присоединение по договору, осуществить выполнение мероприятий в установленные сроки не представилось возможным. Начиная с 2021 года, Обществом ведется переписка с ДНП «Колос-2006» по поводу принятие сетей электропередач на баланс Общества. При этом, только 24.01.2023 Обществом достигнуто соглашение с представителями ДНП «Колос-2006» по вопросу передачи сетей на баланс Общества и осуществления технологического присоединения объектов, расположенных на территории ДНП «Колос-2006». В 2008 году между Обществом и ДНП «Колос-2006» был заключен договор на осуществление технологического присоединения Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, мкр. «Чистые пруды», уч.1. Собственником земельного участка с кадастровым номером №24:11:0090102:281 являлся ДНП «Колос-2006». 16.09.2022 в адрес Общества (вх. № 1.3/1/13675) от председателя ДНП «Колос2006» Белецкого М.А. поступила информация о согласовании технологического присоединения земельных участков, находящихся на территории ДНП «Колос-2006».

ПАО «Россети Сибирь» представило в адрес управления письменные пояснения (вх. № 5155-ЭП/23 от 17.03.2023), согласно которым исходя из буквального понимания письма председателя ДНП «Колос-2006» «о согласовании технологического присоединения» без даты без номера, можно установить, что ДНП «Колос-2006» согласовывает технологического присоединение максимальности мощности для заявителей, находящихся на территории ДНП «Колос2006» согласно приложению, и подключенных от РУ-0,4 кВ ТП 134-2-12 10/0,4 кВ и КТП-10 кВ ДНП «Колос-2006». Фактически данным письмом ДНП «Колос-2006» подтверждает наличие технологического присоединение объектов заявителей (согласно приложению к письму), при этом наличие повторно заключенного договора противоречит принципу однократности технологического присоединения.

На момент рассмотрения настоящего дела ПАО «Россети Сибирь» не осуществило технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям в установленный Договором и законодательством срок, а именно до 14.09.2022 включительно. Доказательства обратного в материалы дела не представлены. Правомерность принятия Обществом мер, направленных на внесение изменений в договор № 20.2400.2118.22 от 14.03.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный с гр. Тарасюком А.Н., за истечением срока осуществления технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, установленного Договором, на момент рассмотрения дела не установлена.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).

В соответствии с пунктом 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Пунктом 104 Правил установлено, что договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 Правил.

В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - это документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

Вышеуказанные документы не были представлены в материалы дела сторонами, в связи с чем антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии таких документов и, как следствие, об отсутствии надлежащего технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

Тарасова Е.А. в ходе рассмотрения дела 26.04.2023 поддержала ранее представленные Обществом письменные пояснения, а также сообщила, что ПАО «Россети Сибирь» ведется работу по принятию объектов электросетевого хозяйства ДНП «Колос-2006» на баланс сетевой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо было подвергнуто административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно требованиям статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП (период действия с 21.06.2021 по 02.12.2022, поскольку постановление № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 вступило в законную силу 21.06.2021 (решение Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-10175/2021 от 11.06.2021), штраф оплачен 02.12.2021).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике.

Объективная сторона – нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъект – ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527).

Субъективную сторону административного правонарушения образует вина, выразившаяся в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований действующего законодательства, поскольку доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. Таким образом, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного Договором и Правилами № 861 срока технологического присоединения Объекта гр. Тарасюка А.Н. к электрическим сетям (до 14.09.2022 включительно), содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ гр. Тарасюк А.Н. является потерпевшим в результате действий ПАО «Россети Сибирь», выразившихся в нарушении порядка технологического присоединения Объекта заявителя.

Факт правонарушения, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, удостоверяется заявлением гр. Тарасюка А.Н. (вх. № 18311/22 от 11.10.2022) и материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-2979/2022.

Время совершения административного правонарушения: 15.09.2022.

Место совершения административного правонарушения: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Нормы статьи 9.21 КоАП РФ являются специальными, регулируют ответственность за совершение правонарушения субъектом естественной монополии, правовое положение которого обусловливает повышенный контроль его хозяйственной деятельности со стороны государства и специальные меры государственного понуждения к исполнению своих обязанностей, в том числе посредством привлечения к административной ответственности. Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.

Установленные Правилами порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.

Исходя из изложенного, в совокупности с положением части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации в Правилах сроков технологического присоединения является одним из основополагающих требований к порядку технологического присоединения, обеспечивающего доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, защиты прав потребителей. Нарушение сроков технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Нарушение установленных Правилами сроков технологического присоединения потребителей не влияет на дальнейшее поведение общества, сетевая организация продолжает нарушать установленные законодательством сроки технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается сложившейся в регионе судебной практикой.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь», убыток Общества за январь-декабрь 2019 года составил 790 245 тыс. руб., за период январь-декабрь 2020 года прибыль – 2 757 тыс. руб., за период январь-декабрь 2021 года чистая прибыль Общества составила 1 102 864 тыс. руб., за период январь-декабрь 2022 года убыток Общества составил 207 039 тыс. руб.

Вместе с тем, Обществом не доказано, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ для уменьшения штрафа ниже минимального размера не имеется.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП РФ, Обществом не были заявлены, при рассмотрении данного дела не установлены.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь, статьями 4.1, 4.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Назначить юридическому лицу ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам:

УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России л/с 04191216710)

Банковские реквизиты:

Ф при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5 - 2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

При этом, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Тарасюку А.Н.
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327