Решение б/н Решение по делу № 024/01/11-1365/2020 от 30 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФСБ России по Красноярскому краю

ул. Дзержинского, д.18, г. Красноярск, 660017

 

КГАУ «Краевой дворец молодежи»

ул. Академика Павлова, д.21, г. Красноярск, 660003

 

ООО «АвтоСтройМаркет»

ул. 2-х Борцов, 21л, пгт. Емельянова, Красноярский край, 663020

avtostroimarket@yandex.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 19-11-20 (024/01/11-1365/2020) о нарушении антимонопольного законодательства

 

«30» сентября 2020 года

г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании 16.09.2020

В полном объеме решение изготовлено 30.09.2020

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя управления - начальник контрольного отдела; члены Комиссии – <…>, старший государственный инспектор отдела естественных монополий; <…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, рассмотрев дело № 19-11-20 (024/01/11-1365/2020), возбужденное по признакам нарушения Краевым государственным автономным учреждением «Краевой дворец молодежи» (ул. Академика Павлова, д.21, г. Красноярск, 660003; ИНН/ОГРН 2461025025/1022401943519) (далее – КГАУ «Краевой дворец молодежи») и обществом с ограниченной ответственностью «АвтоСтройМаркет» (ул. 2-х Борцов, 21л, пгт. Емельянова, Красноярский край, 663020; ИНН/ОГРН 2411014892/1052411003590) (далее – ООО «АвтоСтройМаркет») запрета, установленного пунктом 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ООО «АвтоСтройМаркет» - <…> (доверенность № б/н от 01.06.2020), в отсутствии заявителя и представителя КГАУ «Краевой дворец молодежи», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение УФСБ России по Красноярскому краю (исх.№5/3/740 от 12.05.2020, вх.№ 8139 от 12.05.2020) с просьбой провести проверку деятельности КГАУ «Краевой дворец молодежи», связанной с осуществлением закупок, на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

При рассмотрении обращения установлено следующее.

КГАУ «Краевой дворец молодежи» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Красноярска, присвоен  основной государственный регистрационный номер <...> (ОГРН 1022401943519).

КГАУ «Краевой дворец молодежи», являясь автономным учреждением,  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ «О закупках») обязано осуществлять закупки товаров, работ и услуг руководствуясь положениями вышеуказанного закона.

Протоколом решения Наблюдательного совета краевого государственного автономного учреждения «Краевой дворец молодежи» от 23.07.2018 №8 утверждено Положение о закупках, которое размещено в ЕИС 07.08.2018 (далее – Положение о закупках от 07.08.2018).

В соответствии с пунктом 1.1.1. Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение) является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

Пунктом 2.1. Положения о закупках предусмотрены следующие способы закупок: конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс); аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок); запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

В соответствии с пунктом 4.8 Положения о закупках Заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в частности пунктом 4.8.3 Положения о закупках от 07.08.2018 предусмотрено, что КГАУ «Краевой дворец молодежи» вправе осуществить закупку у единственного поставщика, если заключается договор аренды зданий, сооружений, помещений и оборудования, для реализации направлений деятельности учреждения, проведения мероприятий заказчика; пунктом 4.8.22 Положения о закупках от 07.08.2018 предусмотрено право КГАУ «Краевой дворец молодежи» осуществить закупку у единственного поставщика в случае, если стоимость закупки не превышает 100 000,00 (сто тысяч) рублей, включая НДС (если применяется).

До указанного Положения о закупках действовало Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд КГАУ «Краевой дворец молодежи», размещенное в ЕИС 07.05.2018 (далее – Положение о закупках от 07.05.2018). Согласно которому,  право закупки у единственного поставщика в случае, если заключается договор аренды зданий, сооружений, помещений и оборудования, для реализации направлений деятельности учреждения, проведения мероприятий заказчика предусмотрено пунктом 45.1.3. Право закупки у единственного поставщика в случае, если стоимость закупки не превышает 100 000 рублей предусмотрено пунктом 45.1.22.

Согласно протоколу опроса <…> от 08.05.2020, замещавшего в период с 31.07.2017 по 19.03.2020  должность директора КГАУ «Краевой дворец молодежи», в адрес КГАУ «Краевой дворец молодежи» 07.02.2018 поступило поручение о создании центра допризывной подготовки «Юнармия» (далее – Центр). Проект создания центра был подготовлен самостоятельно КГАУ «Краевой дворец молодежи». Для реализации указанного проекта была выделена субсидия на сумму около 26 миллионов рублей. Срок постройки центра был установлен до 16.07.2018.

В соответствии с пунктом 1 перечня поручений руководителя Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края С.И. Егорова по итогам совещания, посвященного созданию Центра допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи в Красноярском крае и проведению военно-патриотических сборов на его базе в 2018 году от 07.02.2018 №1 КГАУ «Краевой дворец молодежи» поручено разработать проект Программы развития КГАУ «Краевой дворец молодежи» на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годы, предусматривающий создание Центра допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 19.03.2018 было размещено извещение № 31806254605 о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение геодезических работ и работ по разработке проектной документации на строительство объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, 20м западнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:17617.

Заказчиком закупки выступило КГАУ «Краевой дворец молодежи».

Согласно техническому заданию, являющемуся приложением к договору на выполнение геодезических работ и работ по разработке проектной документации на строительство объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, 20м западнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:17617, на территории центра допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи предусмотреть следующие объекты:

- Ангар лекционный 15,0*10,0*4,0м, количество – 6 шт.

- Палатка Медицинский пункт ЧС-20 – 5,0*4,2*2,7 м – 1 шт

- Палатка ВИП ЧС-60 – 8,5*7,2*3,1 – 1 шт

- Палатка медперсонала Геолог-10 – 3,5*2,95*2,05 м – 1 шт

- Палатка для командного состава ЧС-20 – 5,0*4,2*2,7м – 1 шт

- Палатка жилая ЧС-55У – 12,0*5,5*2,65м – 18 шт

- Палатка штабная ЧС-43 – 8,0*5,3*2,6 м – 2 шт

- Ангар столовая – 40,0*15,0*5,0 м – 2 шт

- Палатка душевая ЧС-95 - 13,3*7,2*3,0 м – 2 шт.

Все объекты временного использования на базе металлокаркасного модульного типа.

- Электроподстанция – 5,9*2,35*2,4м – 1 шт.

- Тир– 60,0*14,0м – 1 шт. Под навесом 4 огневых рубежа. Деревянные щиты для размещения мишеней.

- Сцена и трибуны – 10,5*10,14*8/10,05*505 м – 1/6 шт

- Биотуалет – 1,3*1,3*2,3м – 16шт.

- Умывальник – 15,0*2,6 м – 1 шт. Навес – крыша поликарбонат. Сплошная чаша для слива воды, краны размещены с двух сторон.

- КПП – 5,9*2,35,2,4м -1 шт, Пост охраны с металлическим, сварным каркасом. Крыша из профнастила

- Грузовой контейнер 40 футов - склад – 12,04*2,35*2,4м – 2 шт.

- Плац – 70,0*40,0 м – 1 шт

- Полоса препятствий – 200,0*60,0 м – 1 шт.

Общевойсковая полоса препятствий для одновременного прохождения двумя участниками, включающая в себя препятствия ров, лабиринт, забор с наклонной доской, разрушенный мост, разрушенная лестница, стенка с двумя проломами, одиночный окоп для стрельбы и метания гранат. Каждый элемент в двух экземплярах.

- Спортивная площадка 11,0*11,0 м – 1 шт. 6 турников, 2 брусьев, рукоход.

- Спортивная площадка 60,0*30,0 м – 1 шт.  Футбольные ворота -2 шт., баскетбольные кольца – 2 шт., столбы для волейбольной сетки.

- Флагшток – 1,0*1,0, 6,0 м -1 шт

- Автобусная площадка – 20,0*60,0м-1шт

- Вышка наблюдательная – 5,0*3,0*6,0 м - 4шт. Деревянная 3-секционная конструкция, 2 нижние секции обеспечивают жесткость конструкции, 3-я секция – наблюдательная кабина

Территория, на которой располагаются объекты лагеря требует выравнивания грунта и обнесения забором. Под всеми объектами палаточного типа и спортивными площадками размещается деревянный настил. В качестве основания плаца используются бетонные плиты.

Таким образом, результатом указанной закупки явилось заключение договора на разработку проектной документации строительства объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи». 

В период с 16.05.2018 по 05.07.2018 между КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет»  в целях  обустройства Центра были заключены следующие договоры.

Договоры, заключенные с ООО «АвтоСтройМаркет» на основании пункта 42.1.3  Положения о закупках от 07.05.2018 (Таблица 1).

Таблица 1

№ п/п

Номер договора

Дата заключения договора

Предмет договора

Цена арендной платы за весь период(руб.)

Срок аренды

1

87/18

16.05.2018

Аренда техники с водителем для благоустройства территории Центра

400 000

17.05.2018-24.05.2018

2

95/18

24.05.2018

Аренда техники с водителем для проведения работ по обустройству подъездов к Центру

600 000  (в соответствии с дополнительным соглашением №1 от 24.05.2018 цена договора увеличена до 780 000 рублей)

25.05.2018-15.06.2018

3

141/18

05.07.2018

Аренда техники с водителем для проведения работ по обустройству подъездов к Центру

500 000

05.07.2018-13.07.2018

 

Согласно протоколу опроса <…> по договорам №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №141/18 от 05.07.2018 техника фактически использовалась сотрудниками ООО «АвтоСтройМаркет» для обустройства Центра. Аренда техники осуществлялась у ООО «АвтоСтройМаркет» одновременно с услугами водителей. Сотрудники КГАУ «Краевой дворец молодежи» на технике не работали.

Вместе с тем, согласно пункту 42.1.3 Положения о закупках от 07.05.2018 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается договор аренды зданий, сооружений, помещений и оборудования, для реализации направлений деятельности учреждения, проведения мероприятий заказчика.

В соответствии с содержанием договоров №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №141/18 от 05.07.2018 указанная техника использовалась для выполнения строительных работ, проводимых на земельном участке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Парковая, участок №1.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ о КГАУ «Краевой Дворец Молодежи» от 18.05.2020 основным видом деятельности КГАУ «Краевой дворец молодежи» является деятельность зрелищно-развлекательная прочая. В качестве дополнительных видов деятельности указаны: прочие виды полиграфической деятельности; деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания; деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания; издание книг; издание журналов и периодических изданий; виды издательской деятельности; виды издательской деятельности прочие; деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ; деятельность в области демонстрации кинофильмов; деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений; деятельность в области радиовещания; деятельность в области телевизионного вещания; деятельность по обработке данных; предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность; деятельность информационных агентств; деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки; аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; деятельность в сфере связей с общественностью; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук; деятельность рекламных агентств; деятельность по изучению общественного мнения; прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров; прокат и аренда прочих предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения; деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки; регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий; предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки; деятельность библиотек и архивов; деятельность фитнес-центров; деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков; деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев; деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки; деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки.

Таким образом, деятельность, связанная с выполнением строительных работ, не является основной деятельностью КГАУ «Краевой Дворец Молодежи», соответственно оснований для заключения договоров №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №141/18 от 05.07.2018 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не имелось.

Кроме указанных договоров КГАУ «Краевой дворец молодежи» в рамках строительства Центра заключало договоры с ООО «АвтоСтройМаркет» на основании пункта 42.1.22 Положения о закупках от 07.05.2018.

Договоры, заключенные с ООО «АвтоСтройМаркет» на основании пункта 42.1.22 Положения о закупках от 07.05.2018  (Таблица 2).

Таблица 2

№ договора

Дата заключения

Предмет договора

Цена (руб.)

Сроки исполнения

№345

16.05.2018

Вертикальная планировка земельного участка центра допризывной подготовки

99 998

17.05.2018-24.05.2018

№380

21.05.2018

Устройство пролетов забора на территории центра допризывной подготовки

99 900

23.05.2018-09.06.2018

№382

21.05.2018

Снятие почвенно-растительного слоя на площадках «Плац» и «Футбольное поле» на территории центра допризывной подготовки

99 750

21.05.2018-15.06.2018

№383

21.05.2018

Планировка площадки «Плац» на территории центра допризывной подготовки

99 900

21.05.2018-15.06.2018

№385

21.05.2018

Обустройство дренажной канавы на территории центра допризывной подготовки

99 000

21.05.2018-09.06.2018

№386

21.05.2018

Земельные работы на площадке «Футбольное поле» на территории центра допризывной подготовки

99 900

21.05.2018-15.06.2018

№388

21.05.2018

Установка столбов на территории центра допризывной подготовки

99 900

21.05.2018-09.06.2018

№389

21.05.2018

Устройство въездных групп на территории центра допризывной подготовки

50 000

21.05.2018-09.06.2018

№390

21.05.2018

Устройство фундаментов – столбов бетонных на территории центра допризывной подготовки

51 000

21.05.2018-09.06.2018

№391

21.05.2018

Бурение отверстий для установки столбов на территории Центра допризывной подготовки

99 000

21.05.2018-09.06.2018

 

Все указанные договоры были заключены без проведения конкурентных процедур.

Предметом всех перечисленных выше договоров (Таблица 2) являются работы, направленные на устройство  территории Центра.

Общая сумма данных договоров составляет 898 348 рублей.

Цена каждого из вышеуказанных договоров не превышает 100 000 рублей.

Исходя содержания работ, предусмотренных договорами №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, данные работы относятся к строительным работам, которые проводились на земельном участке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Парковая, участок №1.

Таким образом, КГАУ «Краевой Дворец Молодежи» в целях обустройства Центра заключило 13 договоров с ООО «АвтоСтройМаркет» на выполнение строительных работ на земельном участке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Парковая, участок №1,  на общую сумму 2 578 348 рублей. Указанные работы входят в комплекс работ проектной документации на строительство объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, 20м западнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:17617.

По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело  (могло)  привести к предоставлению необоснованных преимуществ ООО «АвтоСтройМаркет» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок строительных работ, реализованного  посредством заключения без проведения публичных процедур договоров между КГАУ «Краевой Дворец Молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, и свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, приказом Красноярского УФАС России от 22.05.2019 № 114 возбуждено настоящее дело.

Определением от 05.06.2020 о назначении дела №19-11-20 (024/01/11-1365/2020) о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет», в качестве заявителя УФСБ России по Красноярскому краю,  рассмотрение дела назначено на 29 июня 2020 года.

До заседания Комиссии в адрес Управления от КГАУ «Краевой дворец молодежи» поступило заявление о признании в антиконкуретном соглашении и об освобождении от административной ответственности (исх.№303 от 26.06.2020).

Указанное заявление зарегистрировано, представителю КГАУ «Краевой дворец молодежи» выдан талон №3 от 26.06.2020.

29.06.2020, на основании статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 19-11-20 (024/01/11-1365/2020); лицам, участвующим в деле, было предложено представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Определением от 29.06.2020 рассмотрение дела №19-11-20 (024/01/11-1365/2020) отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела назначено на 16 сентября 2020.

16 сентября 2020 года дело №19-11-20 (024/01/11-1365/2020) рассмотрено в присутствии представителя ООО «АвтоСтройМаркет» - <…> (доверенность № б/н от 01.06.2020), в отсутствии заявителя и представителя КГАУ «Краевой дворец молодежи», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках» указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

КГАУ «Краевой Дворец Молодежи», являясь автономным учреждением, осуществляет закупку любых товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1  ФЗ «О закупках».

ФЗ «О закупках» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в порядке, установленном законом о закупках, вне зависимости, например, от того: будут ли расходоваться собственные денежные средства заказчика либо денежные средства, полученные заказчиком в качестве возмещения понесенных им расходов, за исключением случаев, когда заказчик будет являться получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов; связаны ли закупки с обеспечением регулируемого, либо иного вида деятельности.

В понимании ФЗ «О закупках» в качестве закупки может рассматриваться возмездное приобретение заказчиками товаров, работ, услуг независимо от вида договора, которым оформлено такое приобретение.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Указанные принципы вне зависимости от способа закупки должны соблюдаться в полной мере.

Действия заказчика должны соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке на конкурентной основе, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Указанная правовая позиция нашла отражение также в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 по делу № А60-47219/2014, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.12.2018 по делу № А38-1682/2018, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2017 по делу № А06-7225/2016.

Как указано в части 3.2 статьи 3 ФЗ «О закупках» неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Вместе с тем, Положением о закупках установлены такие случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), как заключение договора аренды зданий, сооружений, помещений и оборудования, для реализации направлений деятельности учреждения, проведения мероприятий заказчика, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 100 000 (сто тысяч) рублей, включая НДС (если применяется). 

Вместе с тем, работы, по договорам №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018 являются едиными строительными работами, предусмотренными проектной документации на строительство объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, 20м западнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:17617.

Работы, которые выполняло ООО «АвтоСтройМаркет» по договорам №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, в совокупности представляют собой единый комплекс строительных работ, предусмотренных проектной документации на строительство объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, 20м западнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:17617.

Соответственно работы по договорам №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018 выполнялись ООО «АвтоСтройМаркет» в комплексе с работами по договорам №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018.

Таким образом, КГАУ «Краевой дворец молодежи» раздробило единую сделку, а именно строительство объекта «Центр допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, 20м западнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:17617, заключив с единственным подрядчиком договоры №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018 (аренда техники), исполнение которых связано непосредственно  с исполнением  договоров №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, каждый из которых не превышает 100 000 рублей.

Как указывает Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 13.04.2017 по делу № А06-7225/2016 ФЗ «О закупках» прямо предусматривает необходимость проведения конкурса или аукциона, если положением о закупках не предусмотрены иные публичные процедуры (способы закупки). Указанный вывод следует из анализа части 2 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О закупках».  

Вместе с тем, Положение о закупках от 07.08.2018 и Положение о закупках от 07.05.2018 КГАУ «Краевой дворец молодежи» не предусматривает такой случай заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как выполнение строительных работ. Таким образом, КГАУ «Краевой дворец молодежи» обязано было провести аукцион или конкурс на проведение строительных работ на земельном участке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Парковая, участок №1.

В силу пункта 13 статьи 1 ГрК РФ  строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно письму ФАС России от 14.11.2019 № ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе») в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования ФЗ «О контрактной системе», а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Как указано в части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из ФЗ «О контрактной системе» и других федеральных законов.

Таким образом, из диспозиций указанных правовых норм следует, что как ФЗ «О контрактной системе», так и ФЗ «О закупках» относятся к актам гражданского законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 7 ГК РФ в случаях, когда регулируемые гражданским законодательством отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что допустимо применение норм ФЗ «О контрактной системе» к правилам, установленным ФЗ «О закупках» в части неурегулированной ФЗ «О закупках».

Таким образом, вышеуказанное письмо ФАС России относит заключение нескольких контрактов на выполнение единых работ к антиконкурентному соглашению.

Кроме того, Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р указывает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион на закупку строительных работ.

В ФЗ «О закупках» содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Таким образом, заключение указанных договоров в нарушение норм ФЗ «О закупках» и Положения противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Согласно пункту 2 Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России, разработанного с целью повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, увеличения количества участников закупки, развития конкуренции, а также недопущения нарушений положений ФЗ «О закупках» и ФЗ «О защите конкуренции», при установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

Положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. При этом для повышения прозрачности проводимых закупок заказчику следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг осуществляется заказчиком в порядке, установленном законом о закупках, на основании положения о закупках, включающего в себя способы закупки, которые не противоречат принципам, определенным законодательством о закупках и законодательством о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений, установленных в Положения о закупках, противоречит целям ФЗ «О закупках» и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного суда РФ от 07.20.2019 № 73-АД19-2), в также в ряде решений Арбитражных судов РФ (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2020 №Ф09-9082/19 по делу №А76-14058/2017; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2018 №Ф01-2255/2018 по делу №А38-9199/2017; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2019 №Ф06-54607/2019 по делу №А65-6542/2019; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 №Ф01-1056/2018 по делу №А38-7831/2017; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2018 №Ф08-4978/2018 по делу №А32-35795/2017; Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 №01АП-1106/2018 по делу № А38-11273/2017).

Кроме того, в соответствии с позицией Арбитражного суда Красноярского края, изложенной в решении от 26.09.2018 №А33-13046/2018, заключение ряда договоров на оказание идентичных услуг без проведения публичных процедур в обход Положения о закупках, разработанного и утвержденного заказчиком, является существенным нарушением принципов, закрепленных в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ, противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание услуг. Указанной позиции также придерживается Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.12.2018 по указанному делу.

Вместе с тем, проведение закупки подобным способом противоречит принципу обеспечения конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках»), поскольку в подобных случаях за счет формального соблюдения требования закона и Правил, уходя от обязанности по проведению конкурентных процедур (торги, запрос котировок, запрос предложений), заказчик сокращает потенциальное число участников закупки (при том, что на соответствующем товарном рынке осуществить поставку товаров, выполнить работы или оказать соответствующие услуги может неограниченное число лиц) до одного лица, которое он выбирает по своему субъективному усмотрению.

Указанная позиция изложена в решении Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2020 по делу № А33-31345/2019.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Кроме того, как отмечено в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018), согласно которой избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, Верховный Суд РФ подчеркнул, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Указание же в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Непроведение КГАУ «Краевой дворец молодежи» публичных процедур на право заключения договоров на выполнение строительных работ на земельном участке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Парковая, участок №1, с целью обустройства центра допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «АвтоСтройМаркет» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо, прежде всего, установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на  товарном рынке. С указанной целью управлением проведен анализ состояния конкуренции.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке строительных работ.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке строительных работ в период с 16.05.2018 по 13.07.2018.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке строительных работ.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции», понимаются строительные работы.

За продуктовые границы товарного рынка строительных работ в данном случае следует принять указанный товар. При этом, оценивая границы товарного рынка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей может определяться путем анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара. В рассматриваемом случае предварительное определение товара проведено на основании предмета контрактов №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, заключенного между КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет». На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтвердились продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.

В соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) ОКВЭД 42.99 строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки включает: строительство промышленных сооружений за исключением зданий, таких как нефтеперерабатывающие, химические заводы; строительные работы, кроме строительства сооружений типа открытых спортивных сооружений; размежевание и благоустройство территории (например, строительство дополнительных дорог, коммунальной инфраструктуры и т.д.); сохранение и воссоздание открытых стадионов и прочих открытых спортивных сооружений, являющихся объектами культурного наследия; сохранение и воссоздание таких объектов ландшафтной архитектуры, являющихся объектами культурного наследия, как, например, регулярные и пейзажные парки, в т.ч. в составе дворцово-парковых и усадебных ансамблей, сады, скверы, бульвары, аллейные посадки, кладбища; сохранение и воссоздание беседок, ротонд и т.п. малых архитектурных форм, относящихся к памятникам исторического ландшафта и ландшафтной архитектуры, включая произведения садово-паркового искусства, садово-парковую скульптуру; сохранение и воссоздание таких объектов культурного наследия, как, например, колонны, колоннады, триумфальные арки, памятники историческим деятелям и деятелям культуры, стелы и т.п.; сохранение и воссоздание прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки, являющихся объектами культурного наследия.

Согласно информации, представленной статистикой сайта https://www.rusprofile.ru, 39 действующие организации в Красноярском крае имеют основной ОКВЭД строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки. 5364 организации имеют данный ОКВЭД как дополнительный вид деятельности.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Место нахождение заказчика – г. Красноярск, однако работы выполнялись на территории п. Емельяново Красноярского края. Вместе с тем, поскольку в том случае, если бы КГАУ «Краевой дворец молодежи» проводило закупку способами, предусмотренными ФЗ «О контрактной системе», такими способами в данных обстоятельствах выступили бы конкурентные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в силу того, что закупка с подобными условиями не подпадает под случаи закупки у единственного поставщика (статья 93 ФЗ «О контрактной системе»), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие подобные услуги.

Следовательно, потенциальными поставщиками могут быть любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие и имеющие возможность осуществить строительные работы на территории  п. Емельяново Красноярского края.

Таким образом, Комиссией было установлено, что за географические границы товарного рынка необходимо принимать территорию п. Емельяново Красноярского края.

Непроведение КГАУ «Краевой дворец молодежи» публичных процедур на право заключения договоров на выполнение строительных работ свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «АвтоСтройМаркет» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, поскольку заключение контракта было произведено без соблюдения норм ФЗ «О контрактной системе», отсутствуют предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

Управлением установлено, что суммарный доход ООО «АвтоСтройМаркет» от выполнения строительных работ для нужд КГАУ «Краевой дворец молодежи» (нарушение антимонопольного законодательства) составил 2 578 348 рублей.

ООО «АвтоСтройМаркет» сознательно и добровольно заключило соглашение с КГАУ «Краевой дворец молодежи», недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, и участвовало в нем, соответственно заключение и реализация указанных  договоров явилось результатом согласованного выражения воли КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет».

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, ООО «АвтоСтройМаркет», самостоятельно совершая определенные действия, в частности, заключение договоров на поставку угля марки ЗБР для нужд КГАУ «Краевой дворец молодежи» без анализа правовой основы обязано предполагать возможные последствия своих действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора (контракта) и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе ФЗ «О защите конкуренции», возложена на обе стороны договора (контракта).

Заключение договора (контракта), являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих Положениям о закупках КГАУ «Краевой дворец молодежи» и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

Кроме того,  ООО «АвтоСтройМаркет» ранее участвовало в торгах, в том числе и на выполнение строительных работ, что свидетельствует о том, что ему было известно о требованиях действующего законодательства, однако проигнорировано требование законодательства, что  указывает на наличие   в его действиях вины.

В результате исследования доказательств, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о  том, что в действиях ответчиков имело место нарушение антимонопольного законодательства, которое создало преимущественные условия деятельности конкретному  хозяйствующему субъекту.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии   антиконкурентной  системы, в результате действия которой,  контракт заключался без соблюдения публичных процедур, что  причиняет вред публичным интересам.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию «вред конкуренции». 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

 Вина ответчиков в совершении нарушения антимонопольного законодательства   обусловлена  и выражается в умысле.

Учитывая вышеизложенное, в действиях КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» усматривается нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело  (могло)  привести к предоставлению необоснованных преимуществ ООО «АвтоСтройМаркет» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок строительных работ, реализованного  посредством заключения без проведения публичных процедур договоров между КГАУ «Краевой Дворец Молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, и свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию.

С учетом изложенного, Комиссия по рассмотрению дела №19-11-20 (024/01/11-1365/2020) пришла к выводу:

- о наличии в действиях  КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело  (могло)  привести к предоставлению необоснованных преимуществ ООО «АвтоСтройМаркет» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок строительных работ, реализованного  посредством заключения без проведения публичных процедур договоров между КГАУ «Краевой Дворец Молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, и свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию.

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об  устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, на момент вынесения решения контракты: №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018 были исполнены.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчикам обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения указанных контрактов.

Вместе с тем, действия по заключению недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №19-11-20 (024/01/11-1365/2020) о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

1. Признать КГАУ «Краевой дворец молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части  заключения антиконкурентного соглашения, реализованного  посредством заключения без проведения публичных процедур договоров между КГАУ «Краевой дворец Молодежи» и ООО «АвтоСтройМаркет» №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018, что нарушает публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, привело  к предоставлению необоснованных преимуществ ООО «АвтоСтройМаркет» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок строительных работ.

Учитывая, что нарушение является оконченным,  договоры №141/18 от 05.07.2018, №87/18 от 16.05.2018, №95/18 от 24.05.2018, №345 от 16.05.2018, №380 от 21.05.2018, №382 от 21.05.2018, №383 от 21.05.2018, №385 от 21.05.2018, №386 от 21.05.2018, №388 от 21.05.2018, №389 от 21.05.2018, №390 от 21.05.2018, №391 от 21.05.2018 исполнены, обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23 и  52 Федерального закона 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

<…>

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны