Постановление №ЕК/21052/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-2671/2022 о прекращении произво... от 23 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

23 декабря 2022 года г. Красноярск

 

заместитель руководителя Красноярского УФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «ЛесПром» (вх. № 17213 от 26.09.2022) на действия акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (ИНН/КПП 2460087269/246001001, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 10, пом.55) (далее – АО «КрасЭКо», сетевая организация), выразившиеся в нарушении установленного порядка рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения путем увеличения максимальной мощности объекта, расположенного на земельном участке по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Чунояр, ул. Южная, 5А, к.н.: 24:07:2501001:2598 (далее – Объект).

Определением от 25.10.2022 в отношении АО «КрасЭКо» возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2671/2022 по факту нарушения порядка рассмотрения заявки ООО «ЛесПром» на технологическое присоединение от 16.05.2022, а именно: нарушения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, а также по направлению в адрес заявителя технических условий, содержание которых не обеспечивает возможность самостоятельного выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение, принято решение о проведении административного расследования. Определением от 25.11.2022 срок проведения административного расследования продлен до 25.12.2022.

В ходе проведенного административного расследования установлено следующее.

ООО «ЛесПром» обратилось 16.05.2022 в адрес АО «КрасЭКо» (через личный кабинет на сайте сетевой организации) с заявкой на технологическое присоединение Объекта, заявке присвоен вх. № ТУ-1657.

19.05.2022 в личном кабинете заявителя сетевой организацией были размещены замечания к заявке (об указании наименования энергопринимающего устройства в соответствии с документами о праве собственности), которые были устранены ООО «ЛесПром» 24.05.2022.

АО «КрасЭКо» подготовило и разместило в личном кабинете заявителя договор № 541-14/22-ТП от 22.06.2022.

Проект договора об осуществлении технологического присоединения был получен заявителем нарочным 19.07.2022, о чем свидетельствует представленная расписка.

Техническими условиями к договору предусмотрены выполняемые заявителем и сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению (пункты 10, 11).

Письмом исх. № 015/07 от 18.07.2022 ООО «ЛесПром» просило сетевую организацию направить проект договора об осуществлении технологического присоединения и калькуляции (расчеты) платы за технологическое присоединение.

Письмом исх. № 022/07 от 27.07.2022 ООО «ЛесПром» направило в адрес АО «КрасЭКо» мотивированный отказ от заключения договора по причине отсутствия в договоре всех показателей, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение, а также необоснованного включения в расчет платы за технологическое присоединение показателей С2 (строительство воздушной линии), С8 (установка коммерческого учета электрической энергии), соответствующих пунктам 10.1-10.2, 11.1-11.5 технических условий).

В ходе административного расследования управление дважды запрашивало у ООО «ЛесПром» сведения о конкретных показателях, которые, по мнению ООО «ЛесПром», АО «КрасЭКо» надлежит включить в технические условия в целях обеспечения возможности самостоятельного выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение. Указанная информация в адрес управления не поступила.

АО «КрасЭКо» (исх. № 017/9082/1 от 18.08.2022) направило в адрес заявителя расчеты платы за технологическое присоединение на основании стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности, которая составила соответственно 2 488 227,98 и 17 599 226,00 руб. без НДС.

ООО «ЛесПром» (исх. № 044/09 от 06.09.2022) обратилось в адрес АО «КрасЭКо» с просьбой привести проект договора в соответствие с Правилами № 861 (по мотивам, указанным в мотивированном отказе), а также произвести расчет платы с использованием стандартизированных тарифных ставок, исключив из расчета платы ставки С2, С5.

Указанное требование, по мнению АО «КрасЭКо» (вх. № 23479-ЭП/22 от 14.12.2022), является неправомерным. Общество также указало, что заявителю после подачи им жалобы в антимонопольный орган были повторно даны разъяснения относительно расчета платы с учетом параметров технологического присоединения, после чего им 14.11.2022 было направлено заявление об аннулировании заявки и новая заявка на технологическое присоединение Объекта с максимальной мощностью 100 кВт.

ООО «ЛесПром» (вх. № 23453-ЭП/22 от 14.12.2022) уведомило антимонопольный орган о том, что обществом от АО «КрасЭКо» были получены дополнительные пояснения относительно расчета платы за технологическое присоединение, в связи с чем, расчет платы ООО «Леспром» не оспаривается.

Проект договора с учетом исправленных технических ошибок относительно срока выполнения мероприятий и опечаток в п. 10, размещенный в личном кабинете, ООО «Леспром» оставлен без подписания, направлено заявление об аннулировании заявки от 16.05.2022. Была подана новая заявка на мощность 100 кВт, получен и подписан проект договора. В связи с чем, претензий к АО «КрасЭКо» общество не имеет и просит жалобу по существу не рассматривать.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктом 4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно статье 2 ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила).

Указанные Правила (в редакции, действовавшей на момент подачи ООО «ЛесПром» заявки на технологическое присоединение) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Пункт 15 Правил предусматривает, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Таким образом, АО «КрасЭКо» разместило проект договора и технические условия к нему в личном кабинете заявителя (22.06.2022) в установленный срок с момента устранения ООО «ЛесПром» замечаний к заявке (24.05.2022).

Исходя из пункта 16 Правил, договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать установленных в указанном пункте сроков. Так, для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, указанный срок не может превышать 4 месяца со дня заключения договора;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III Правил), за исключением случаев поэтапного технологического присоединения и оплаты, предусмотренных пунктом 17(1) Правил;

д(1)) порядок определения размера платы при поэтапном технологическом присоединении и оплате в случаях, предусмотренных пунктом 17(1) Правил (размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом предусмотренных пунктом 17(1) Правил особенностей, при этом в случае заключения договора на основании заявки, содержащей сведения, предусмотренные подпунктом "и(2)" пункта 9 настоящих Правил, условия о поэтапной оплате с учетом требований пункта 17(1) Правил включаются в договор по согласованию с сетевой организацией);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение (в случаях, предусмотренных пунктом 17(1) Правил, договором предусматривается определяемый по соглашению сторон график поэтапного внесения платы, который должен обеспечивать предварительное финансирование экономически обоснованных затрат сетевой организации на реализацию мероприятий по технологическому присоединению на каждом из этапов осуществления таких мероприятий).

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17 (действовавшие на момент подачи ООО «ЛесПром» заявки, далее – Методические указания), определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии.

Согласно пункту 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются: 1) плата для Заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в размере не более 550 рублей, в соответствии с особенностями, указанными в пункте 9; 2) на период регулирования: стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; - формула платы за технологическое присоединение.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если Заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в Постановлении от 16.07.2021 № Ф02-3388/2021 по делу № А74-6709/2020, на этапе заключения договора технологического присоединения возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение должна быть объективно предоставлена ему сетевой организацией. И только при предоставлении заявителю выбора в случае, когда он им не воспользовался, сетевая организация вправе выбрать ставку самостоятельно и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение. Предусмотренный Правилами технологического присоединения порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения устанавливает обязанность сетевой организации обеспечить возможность выбора вида ставки платы за технологическое присоединение. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, поддержанной в Определении от 08 ноября 2018 года № 309-АД18-17881.

Согласно позиции ФАС России (исх. № ВК/75325/21 от 06.09.2021) сетевая организация обязана указывать в технических условиях для заявителя все технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение в соответствии с Правилами, утвержденными ставками, т.е. формировать условия договора таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать ставку платы за технологическое присоединение.

Вместе с тем, сведения о конкретных показателях, которые, по мнению ООО «ЛесПром», АО «КрасЭКо» надлежало включить в технические условия в целях обеспечения возможности самостоятельного выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение, потерпевшим по запросу антимонопольного органа не представлено. Согласно поступившим от потерпевшего пояснениям, в ходе переписки с сетевой организацией общество пришло к выводу о правомерности расчета АО «КрасЭКо» платы за технологическое присоединение, в связи с чем, расчет платы ООО «ЛесПром» не оспаривается. Заявка от 16.05.2022 была аннулирована на основании заявления ООО «ЛесПром». Стороны заключили договор об осуществлении технологического присоединения на основании заявки общества, содержащей иные технические параметры.

В ходе административного расследования также не установлено доказательств, указывающих на формирование АО «КрасЭКо» условий договора и технических условий с нарушением права ООО «ЛесПром» на выбор ставки платы за технологическое присоединение.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

АО «КрасЭКо» является субъектом естественной монополии в связи с оказанием услуг по передаче электрической энергии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Учитывая соблюдение АО «КрасЭКо» порядка рассмотрения заявки ООО «ЛесПром» от 16.05.2022, а именно: порядка разработки и направления ему проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, в рассматриваемых действиях АО «КрасЭКо» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП.

Частью 1 статьи 24.5 КоАП установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 28.9, 29.9, 29.10 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-2671/2022, возбужденному в отношении АО «КрасЭКо» (ИНН/КПП 2460087269/246001001, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, д. 10, пом.55), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «ЛесПром»
ИНН 5001104442, ОГРН 1155001003277
Законному представителю АО «КрасЭКо»
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773