Решение №МД/9403/24 РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-1558/2024 от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ(ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-1558/2024

10 июня 2024 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии – , начальник отдела; члены Комиссии:  старший государственный инспектор, , заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу на действия организатора торгов, аукционной комиссии Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель «Земли населенных пунктов», площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером №24:52:0010521:191, местоположение: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Лесосибирск, г. Лесосибирск, ул. Пшеничная, з/у 2, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) (извещение №21000013110000000114, лот №1) (далее – аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 24.05.2024 поступила жалоба на действия организатора торгов, аукционной комиссии организатора торгов, выразившиеся в неправомерном отклонение заявки заявителя, составлении аукционной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы состоялось 10.06.2024 (время местное) в присутствии представителя  действующего на основании доверенности №24АА 5214388 от 20.06.2023 в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы организатор торгов, аукционная комиссия организатора торгов допустили нарушение законодательства Российской Федерации, а именно: в аукционной документации организатора торгов присутствует незаконное требования к документам, необходимым для участия в аукционе, ввиду чего заявка была неправомерно отклонена.

Организатор торгов представил возражения на довод жалобы, согласно которым аукцион был проведен в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, а заявка заявителя была отклонена на основании требований аукционной документации.

Комиссия, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона №135-ФЗ представленные документы и сведения, а также документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 39.13 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно пункту 3 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ.

Согласно Протоколу № U21000013110000000114-1 о признании претендентов участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 20.05.2024, заявка заявителя была отклонена в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (пункт 8 статьи 39.12 ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе о форме заявки на участие в аукционе, порядке её приема, об адресе места её приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

Согласно разделу «Форма заявки на участие в аукционе, порядок её приема, адрес места её приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе» Извещения о проведении аукциона, для участия в аукционе претенденту необходимо подать заявку по утвержденной организатором торгов форме.

Приложением № 1 к Извещению о проведении аукциона установлена форма заявки на участие в аукционе.

Комиссия изучив заявку заявителя, пришла к выводу, что поданная заявителем заявка не соответствует форме указанной в Приложении № 1 к Извещению о проведении аукциона, а именно не содержит пункт 4 формы о представлении согласия на обработку персональных данных организатором торгов.

Несоответствие заявки заявителя тверженной форме заявки нарушает требования подпункта 1 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ, следовательно аукционная комиссия правомерно отклонила заявку заявителя от участия в аукционе следуя требованиям ЗК РФ и положениям аукционной документации.

Вместе с тем, Заявитель указывает, что требование о представлении согласия на обработку персональных данных является неправомерным.

Вопросы обработки персональных данных регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

К персональным данным относятся в том числе: фамилия, имя, отчество, место жительство и другая информация, с помощью которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

По общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных.

На основании статьи 7 Закона № 152-ФЗ, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Случаи допустимости обработки персональных данных установлены в статье 6 Закона № 152-ФЗ. Так, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Законом № 152-ФЗ.

По общему правилу обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ).

На основании статьи 7 Закона № 152-ФЗ, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявитель указывает, что представление согласия на обработку персональных данных является правом, а не обязанностью субъекта персональных данных.

Также Заявитель отмечает, что в силу подпунктов 4, 5, 11 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ организатору торгов не требовалось получения согласия для обработки персональных данных участника торгов.

Вместе с тем, с указанной позицией не представляется возможным согласиться на основании следующего.

Пункт 4 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ устанавливает, что допускается обработка персональных данных в случае, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон №210-ФЗ), включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Из пункта 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ следует, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

ЗК РФ по общему правилу предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ). Исключения предусмотрены пунктом 2 указанной статьи.

Следовательно существо представления муниципальной услугу заключается в представлении (заключении договора аренды) земельного участка с заявителем.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентируется статья 39.18 ЗК РФ.

Из части 1 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

Из части 7 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из указанного следует, что в рассматриваемом случае оказание муниципальной услуги завершилось принятием уполномоченным органом одного из решений, предусмотренных частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ.

Вместе с тем, из существа процедуры торгов невозможно прийти к выводу о том, что проведение торгов является частным случаем выполнения органом функции по представлению муниципальной услуги, поскольку такая услуга по представлению земельного участка будет оказана лишь победителю торгов, с которым будет заключен договор аренды. Следовательно, отношения, связанные со сбором и рассмотрением заявок, к оказанию муниципальной услуги не относятся.

Кроме того, Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска при проведении торгов не действует в статусе органа местного самоуправления, а имеет статус организатора торгов. Так, деятельность по приему заявок и их рассмотрению, по определению контрагента регулируется исключительно ЗК РФ и смежными нормами гражданского права.

Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ к рассматриваемым отношениям не применим.

Также пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ устанавливает, что допускается обработка персональных данных в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Вместе с тем, из процедуры торгов следует, что победителем торгов может являться лишь одно лицо, предложившее наиболее выгодную цену в ходе аукциона, следовательно организатор торгов использует и обрабатывает информацию об иных участниках не в целях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, поскольку с иными участниками закупки соответствующий договор не заключается.

Таким образом, направление заявки на участие в торгах, хоть и направлено на заключение договора аренды, к безусловному его заключению не приводит, ввиду чего указанный пункт не применим к рассматриваемым правоотношениям.

Более того, фактически договор аренды заключается не по инициативе участника закупки, процедуру торгов также опосредуют действия гражданина, направившего заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, действия организатора торгов по размещению соответствующего извещения.

Таким образом, указанное правопредписание не применимо к рассматриваемым правоотношениям.

Также пункт 11 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ устанавливает, что допускается обработка персональных данных в случае, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Так, согласно пункту 9 статьи 39.12 ЗК РФ, организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

Пунктом 15 статьи 39.12 ЗК РФ, установлено, что результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

В силу пункта 16 статьи 39.12 ЗК РФ, протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.

Вместе с тем, пункт 7 статьи 39.12 ЗК РФ, устанавливает, что заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.

Из положений пункта 9 статьи 39.12 ЗК РФ следует, что сведения о таком лице не подлежат включению в соответствующий протокол. Таким образом, положения пункта 11 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ не отхватывает все случаи обработки персональных данных, осуществляемых в соответствии с ЗК РФ.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что организатору торгов с целью соблюдения требований Закона №152-ФЗ необходимо получить согласие на обработку персональных данных, поскольку такие данные в любом случае будут обработаны, а приведенные заявителем положения статьи 6 Закона №152-ФЗ не позволяют осуществлять такую обработку без получения согласия.

Вместе с тем, требование представить согласие на обработку персональных данных в рассматриваемом случае включено в форму заявки на участие в аукционе и не является отдельным документом, который необходимо приложить в составе заявки на участие в аукционе. Кроме того, требований к форме заявок ЗК РФ не установлено.

Относительно указания в жалобе на то, что представление участником торгов согласия на обработку персональных данных является правом, а не обязанностью лица, Комиссия отмечает, что участие в публичной процедуре предполагает определенные отступления от требований отраслевого законодательства в силу специфики правового регулирования, изложенного законодателем в положениях ЗК РФ.

В любом случае, подача заявки в соответствии с требованиями документации по смыслу ЗК РФ является обязанностью лица, поскольку иное будет является основанием для отклонения такой заявки. Кроме того, требования документации являются однозначными и предъявляются в равной мере ко всем лицам.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

Также Комиссия отмечает, что предметом торгов является аренда земельного участка для целей возведения ИЖС, а участниками рассматриваемых торгов являются физические лица, которые не являются субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности, и не осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, следовательно, соперничество участников на рассматриваемых торгах не является конкуренцией по смыслу норм Закона № 135-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу  на действия организатора торгов, аукционной комиссии Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-9611

 

 

Связанные организации

Алеврова В.А.
ИНН 246200825402, ОГРН
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Лесосибирска
ИНН 2454000196, ОГРН 1022401506049