Письмо №ВМ/8355/23 Решение № 024/07/3-1115/2023 от 19 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-1115/2023

 

16 мая 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «СтальПромРесур» на действия организатора торгов – АО «ЦКБ «Геофизика» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки черного и цветного металлопроката (извещение № 32312295420) (далее – закупка),

при участии представителей организатора торгов Мамаевой Н.А. (доверенность от 20.03.2023 № 2133-23/15), Крылывца А.Н. (доверенность от 11.05.2023 № 3625-23/15), в отсутствие представителя заявителя, направившего до начала заседания Комиссии ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 25.04.2023 поступила жалоба ООО «СтальПромРесур» на действия организатора закупки, выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярское УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора закупки направило уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось на 15:00 часов (время местное) 16.05.2023.

Согласно доводам жалобы в закупочной документации установлены требования, ограничивающие круг участников закупки, а именно:

1) критерий оценки заявки участника закупки о наличии на территории г.Красноярска складских помещений, необходимых для осуществления поставки металлопроката;

2) срок поставки товара не более 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявки заказчика;

3) отсутствуют сведения о количестве заявок на поставку товара (количестве поездок к заказчику с товаром).

Организатор закупки представил возражения, согласно которым закупочная документация сформирована заказчиком исходя из потребности с учетом специфики работы предприятия.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках АО «ЦКБ «Геофизика», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

В силу подпункта 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Статья 3.4 Закона № 223-ФЗ устанавливает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 19.2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ документация о конкурентной закупке должная содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Пунктом 10.13.4 Положения о закупках, заказчик вправе установить неценовой критерий квалификация участника закупки, в рамках которой оценивается обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения договора.

Приложением №1 к части 2 закупочной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок, согласно которому критерием оценки является, в том числе, «Обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору». В рамках данного критерия определен показатель, по которому оценивается наличие на территории г. Красноярск складских площадей, необходимых для осуществления поставки металлопроката. Участнику необходимо приложить копии подтверждающих документов (свидетельство о праве собственности и/или договор аренды). Оценка по данному критерию осуществляется бальным методом: 0 баллов – информация не представлена или не соответствует указанным условиям; 20 баллов – информация представлена и соответствует указанным условиям.

С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный организатором торгов порядок оценки заявок по показателю «Обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» отвечает потребности заказчика, поскольку связан с предметом закупки – поставка черного и цветного металлопроката и не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, а учитывается лишь при предоставлении дополнительных баллов во время оценки поданных заявок.

Таким образом, участник закупки не имеющий в собственности или в аренде склада не лишен права на участие в рассматриваемой закупке и шансов на победу, в случае получения баллов по иным критериям, в том числе по ценовому. Следовательно, указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Согласно условиям закупочной документации предметом договора является поставка черного и цветного металлопроката.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документацию о конкурентной закупке обязательно включаются указания о сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

В части 5 закупочной документации определено техническое задание, согласно которому поставка товара осуществляется поэтапно на основании заявки заказчика. Поставщик должен обеспечить заявку заказчика в течение 3-х рабочих дней после получения заявки. Доставка товара осуществляется самовывозом со склада поставщика в г. Красноярске или из терминала транспортной компании в г. Красноярске.

Согласно пояснениям организатора торгов, установленный в Техническом задании срок отражает реальную потребность организатора торгов в товаре, с учетом специфики деятельности заказчика в рамках осуществления деятельности и непрерывного цикла производства.

При этом, Комиссией признан необоснованным довод заявителя о том, что установленный срок (3 рабочих дня) поставки товара после получения заявки ограничивает возможность участия ООО «СтальПромРесур» в рассматриваемой закупке, поскольку от места расположения организации (г. Нижний Новгород») в такой срок невозможно поставить металлопрокат.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Конкретные сроки поставки определяется исходя из интересов и возможностей заказчика, и устанавливается им самостоятельно. Поставщик же самостоятельно решает вопрос об участии в закупке в зависимости от выгодности для него условий поставки, предложенных заказчиком, и сам по себе факт невыгодности условий закупки для конкретного хозяйствующего субъекта, не свидетельствует о незаконности действий заказчика.

Установление для всех участников закупки, имевших намерение участвовать в запросе предложений и поставить металлопрокат, соответствующий потребностям заказчика, одного срока не противоречит установленным частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ принципам закупки товаров, работ, услуг, поскольку ни один из хозяйствующих субъектов не ограничен в праве арендовать или приобрести в собственность склад на территории г. Красноярска либо в ином населенном пункте, позволяющем доставлять металлопрокат не позднее 3 рабочих дней после поступления заявки заказчика.

Таким образом, установление заказчиком требования о сроке поставки товара не является невыполнимым для участников закупки и ограничивающим конкуренцию, что не противоречит положениям Закона о закупках.

Из условий проекта договора также следует, что поставка осуществляется отдельными партиями в ассортименте, количестве и в сроки согласно заявок заказчика черного и цветного металлопроката.

Ассортимент продукции определен в Техническом задании закупочной документации, при этом количество не определено, поскольку поставка осуществляется по мере необходимости по заявкам заказчика в пределах срока действия и суммы договора.

Таким образом, из специфики заключаемого по результатам закупки договора следует, что заказчик определяет количество покупаемого товара на этапе формирования заявки по договору исходя из своих потребностей.

Следовательно, третий довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, Комиссия Красноярского УФА России отмечает, что в соответствии с пунктом 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным организатором торгов требованиям, не означает, что действия организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СтальПромРесур» на действия организатора торгов – АО «ЦКБ «Геофизика» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки черного и цветного металлопроката (извещение № 32312295420) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "СтальПромРесурс"
ИНН 5257146040, ОГРН 1145257003429
АО "ЦКБ "Геофизика"
ИНН 2463237459, ОГРН 1122468026999