Решение б/н Решение по делу № 80-17-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 Государственное научное учреждение Красноярский научно-исследовательский институт

животноводства  Россельхозакадемии

Мира проспект, д. 66, а/я 25524, г. Красноярск, 660049;

 

Индивидуальный предприниматель

Воронцов  Андрей Олегови

<…>

ООО «КрасГарант»

Дудинская улица, д. 7, г. Красноярск, 660020

 

 

 

РЕШЕНИЕ

от «08 мая»    2013 г.

по делу № 80-17-13                                                                                                г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии  22 апреля 2013  года.

В полном объеме решение изготовлено 08 мая  2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрела дело № 80-17-13, возбужденное в отношении Государственного научного учреждения Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006  года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в создании  преимущественных условий участия в торгах ИП Воронцову А.О. (необоснованный  допуск к участию в торгах),   при  проведении   открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества, расположенного по адресу  г. Красноярск, ул. Дудинская, д. 7 (часть комнаты № 5а, комнаты № 7, 13,15, 16,17,18, 19,21 в помещении № 2),

Дело рассмотрено с участием:

От Государственного научного учреждения  Красноярский научно- исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии  директора -  Ивановой Ольги Валерьевны,   представителя по доверенности   <…>  (доверенность  от 12.02.2013)

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступила жалоба (вх. № 2295 от 20.02.2013г.)   Государственного научного учреждения  Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии на согласованные действия  участников аукциона: ООО «КрасГарант» и ИП Воронцова А.О. связанные с получением федерального имущества в аренду.

Анализ документов, приложенных к жалобе,  свидетельствовал о следующем:

ИП Воронцов А.О. не представил в составе заявки сведений, подтверждающих  соответствие  требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, однако,  его заявка не была отклонена комиссий, тем самым ему были созданы преимущественные условия участия в торгах, а именно допуска к участию в торгах.

По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа  от 20.03.2013 № 183  года  было возбуждено дело № 80-17-13.

Определением  от 21 марта  2013 года к участию в деле в качестве  заинтересованных лиц привлечены: ООО «КрасГарант» и ИП Воронцов А.О.

На заседании комиссии представитель ответчика  поддержал доводы, изложенные письменно, дополнительно пояснив, что нарушение признают, факт нарушения был установлен ими при смене руководства. Заявили ходатайство о том, чтобы Комиссия Красноярского УФАС не обращалась с иском в суд о признании результатов торгов недействительными, т.к. сами намерены реализовать свое право на обращение в суд. 

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 и части 3  статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) указано, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

 Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее по тексту Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным,  с момента вступления в силу Приказа ФАС России  N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  N 67,  вступил в действие 7 марта 2010 г. 

Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с заключением договора аренды, подлежали регулированию нормами статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно пункту 4 Правил (утвержденных Приказом ФАС № 67)  организатором конкурсов или аукционов является при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Собственником имущества в лице Территориального  управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае  согласовано (делегировано)  право на сдачу имущества в аренду (письмо исх. № 03-49/5/12959 от 07.06.2012) Государственному научному  учреждению  Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии. 

03 июля 2012 года на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru) была размещена информация о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды помещений (извещение № 030712/12/0729084/03).

Организатором аукциона являлось Государственное научное учреждение  Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Росельхозакадемии. 

Предметом торгов являлись следующие объекты недвижимости:

Наименование Объекта недвижимости: нежилое помещение – часть комнаты № 5а, комнаты № 7, 13,15, 16,17,18, 19,21 в помещении № 2.

Адрес места нахождения Объекта: Россия, г. Красноярск, ул. Дудинская, д. 7 .

Общая площадь: 130,4 кв.м.

Срок аренды: 5 лет.

Имущество, являющееся предметом торгов,  закреплено за Государственным научным учреждением Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии   на праве оперативного управления.

На участие в аукционе по лоту № 1 подано две заявки: ООО «КрасГарант» и ИП Воронцовым А.О.

Согласно протоколу  рассмотрения заявок № 1  от 08 августа 2012 года  обе заявки  признаны соответствующими  требованиям документации об аукционе, оснований для отказа в допуске к участию в аукционе не установлено.

Согласно протоколу аукциона № 2 от 09 августа 2012 года  победителем аукциона признано ООО «КрасГарант».

20 августа 2012 года между  Государственным научным учреждением Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Росельхозакадемии  и ООО «КрасГарант» заключен договор аренды № А3/2012.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанных  Правил участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

В соответствии с пунктом 18 вышеуказанных  Правил  участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, в том числе:

1) отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Кроме указанных в пункте 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов (пункт 19 Правил).

   Вместе с тем, в составе заявки ИП Воронцова А.О. имеется заявление № 1, подписанное ИП Воронцовым А.О., в абзаце 1 которого указано следующее: «ООО «КрасГарант»  подтверждает, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Общество с ограниченной ответственностью «КрасГарант» не находится в стадии ликвидации и т.д.».

Таким образом, ИП Воронцов А.О. не представил в составе заявки сведений, подтверждающих  соответствие  требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, однако,  его заявка не была отклонена комиссий, тем самым ему были созданы преимущественные условия участия в торгах, а именно допуска к участию в торгах.

В  силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Совершение Государственным научным учреждением  Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии  определенных действий (допуск к участию в торгах при наличии установленных оснований для отказа в допуске) при проведении торгов на право заключения договора аренды государственного имущества не согласуются с требованиями федерального законодательства и принципами конкурентного права.

В силу части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ  признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона N 135-ФЗ запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Таким образом, в действиях Государственного научного учреждения  Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии усматривается нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившиеся в  необоснованном  допуске   к участию в торгах ИП Воронцова А.О.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:

  о наличии в действиях Государственного научного учреждения  Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии  нарушений, предусмотренных   частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившиеся в   необоснованном  допуске   к участию в торгах ИП Воронцова А.О.

Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы  потенциальных участников торгов,  ООО «Аренда».

В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает последствия за нарушения требований, установленных ч. ч. 1 - 3 указанной статьи. При нарушении требований, установленных данной статьей, торги, а также сделки, заключенные на этих торгах, могут быть признаны недействительными. Данному положению корреспондирует  также ст. 449 ГК РФ, согласно которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Данное положение указывает на оспоримость торгов.

Согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной составляет один год.

Учитывая, что ответчик - Государственное научное учреждение Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии   имеет намерение  лично реализовать право на защиту своих гражданских прав, предусмотренное статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд, предписание не выдавать, в суд с иском о признании торгов недействительными не обращаться.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь  частью 1 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать Государственное научное учреждение Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии  нарушившим  часть 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого аукциона № 030712/12/0729084/03  (на право заключения договора аренды помещений) в части создания преимущественных условий участия в торгах ИП Воронцову А.О.,  в связи с  необоснованным  допуском  его   к участию в торгах,  что  могло повлечь  ограничение конкуренции в рамках процедуры торгов. 

2. Учитывая, что ответчик - Государственное научное учреждение Красноярский научно-исследовательский институт животноводства  Россельхозакадемии   имеет намерение  лично реализовать право на защиту своих гражданских прав, предусмотренное статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд, предписание не выдавать, в суд с иском о признании торгов недействительными не обращаться.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Ю.В. Фомушкина

 

М.А. Дударева                                                                                          

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны