Письмо №ВМ/18350/22 решение 024/07/3-2879/2022 от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение 024/07/3-2879/2022

 

 

 

 

 

 

Решение №024/07/3-2879/2021

 

«11» ноября 2022 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО ЧОО «Илир – 24» (вх. №19330-эп/22 от 26.10.2022) на действия организатора торгов - ПАО «Россети Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме «Охрана имущества и обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ПО ЦЭС для нужд филиала ПАО «Россети – Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС» (извещение №32211684805) (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 26.10.2022 поступила жалоба ООО ЧОО «Илир-24» на действия организатора закупки, выразившиеся в неправомерном установлении требований к участникам закупки.

Красноярское УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направило уведомление о поступлении жалобы.

В рассмотрении жалобы участвовали представители организатора закупки по доверенности . Уведомленный надлежащим образом податель жалобы явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил.

Согласно доводам жалобы, в закупочной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг согласно предусмотренным закупочной документацией параметрам.

Организатор закупки представил пояснения, поддержанные участвующими в рассмотрении жалобы представителями организатора закупки, о соответствии обжалуемых требований к участникам закупки условиям Положения о закупках, установление которых обусловлено спецификой объектов энергетики и необходимостью обеспечения безопасности страны и качества жизни населения.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках, утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Часть 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ предусматривает установление в закупочной документации требований к участникам закупки, требований к содержанию заявки. Закон №223-ФЗ такие требования не содержит, в связи с чем их установление возможно в Положении о закупках.

Требования к участникам закупки, к содержанию заявки определены в части 3 закупочной документации (извещение №32211684805), пункте 10 информационной карты закупочной документации, приложении 2 к информационной карте закупочной документации.

В пункте 15 приложения 2 к информационной карте закупочной документации установлены следующие требования к участникам закупки:

«Обладать необходимым опытом выполнения аналогичных договоров. Объем работ, услуг по аналогичным договорам должен составлять не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора. Наличие опыта работы на рынке охранных услуг не менее 3 лет, в том числе по осуществлению контрольно-пропускных функций и охране объектов энергетики - на дату начала оказания услуг по договору. Наличие опыта работы не менее 1 года на рынке охранных услуг по охране категорированных объектов (низкая категория опасности), на дату начала оказания услуг по Договору».

Аналогичное требование содержится в части 3.2 Технического задания закупочной документации.

Согласно пункту «а» части 5.3.5 закупочной документации несоответствие участника закупки установленным закупочной документацией требованиям влечет отклонение заявки такого участника закупки.

Из совокупности указанных положений документации о закупке следует, что участник закупки, не имеющий опыта оказания услуг охраны не менее 3-х лет, где не менее 1 года составляет опыт оказания охранных услуг категорированных объектов, не должен быть допущен к участию в закупке. Следовательно, рассматриваемое требование к участникам закупки является отборочным критерием - критерием, несоответствие которому влечет, как указано в части 2.1 приложения 2 к Положению о закупках, отклонение заявки, поданной на участие в закупке. В части 4 Приложения 1 информационной карты закупочной документации указано, что к оценочной стадии в рамках закупки будут допускаться участники, у которых есть опыт выполнения аналогичных договоров на сумму не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора.

Приложение 1 к Приложению 2 закупочной документации содержит перечень требований к участникам закупки (критериев), устанавливаемых в закупочной документации. В пункте 13 данного перечня значится опыт оказания аналогичных услуг, который может является отборочным критерием. Для подтверждения соответствия указанному отборочному критерию Приложение 1 к Приложению 2 закупочной документации требуется представление в составе заявки справки о выполнении за последние 3 года до даты публикации извещения о закупке договоров, аналогичных по предмету, видам, объему оказываемых услуг и определяет, что стоимость выполненных договоров, установленная в закупочной документации в качестве порогового значения не может превышать 80 процентов стоимости начальной (максимальной) цены договора для каждого аналогичного договора.

Приведенные условия Положения о закупках свидетельствуют, что установленный закупочной документацией отборочный критерий «наличие 3-х летнего опыта оказания охранных услуг на сумму не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора» соответствует Положению о закупках.

Приведенный в приложении 1 к информационной карте порядок оценки заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров» связывает количество присваиваемых баллов с величиной превышения показателей заявки участника закупки (в руб.) над требованиями, установленными в документации о закупке, т.е. чем больше опыт у участника закупки по сравнению величиной, равной 30% от начальной (максимальной) цены договора, тем большее количество баллов присваивается заявке участника закупки по названному критерию оценки. Необходимо отметить, что такой порядок оценки соответствует пункту «а» части 4.3.2 Приложения 2 к Положению о закупках, позволяющий в т.ч. определить пороговое, принимаемое к оценке значение опыта выполнения аналогичных договоров в процентом отношении к начальной (максимальной) цене договора. Изложенное также подтверждает соответствие установления рассматриваемого отборочного критерия Положению о закупках.

Возможные к оказанию виды охранных услуг перечислены в статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №2487-1), оказание которых в силу статьи 11 названного закона возможно при наличии соответствующей лицензии. Каких-либо особенностей и дополнительных требований к охранным организациям для оказания охранных услуг в зависимости от охраняемого объекта Закон №2487-1 не устанавливает. Нет таких требований и в Положении о закупках.

Объекты, охрана которых является предметом закупки, относятся к объектам топливно-энергетического комплекса. Требования к безопасности таких объектов установлена в Федеральном законе от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон №256-ФЗ). Согласно части 4 статьи 9 Закона №256-ФЗ для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса. Указанная норма не исключает привлечение к охране объектов топливно-энергетического комплекса частных охранных организаций. Требований к привлекаемым к охране таких объектов частным охранным организациям в Законе №256-ФЗ нет.

В части IV закупочной документации «Проект договора» указано, что срок оказания охранных услуг с 01.02.2023 до 31.01.2026.

Закупочная документация содержит требование о наличии у охранной организации опыта оказания услуг категорированного объекта (низкая категория опасности), не уточняя при этом, к какой сфере экономической деятельности относится такой категорированный объект. Из предмета закупки, положений закупочной документации и пояснений организатора закупки следует, что закупочной документацией требует опыт оказания услуг категорированного объекта энергетики.

С 26.12.2022 вносятся изменения в часть 4 статьи 9 Закона №256-ФЗ, в части определения переченя лиц, привлекаемых для физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной объекту категории. Так, к охране объекта, которому присвоена низкая категория опасности (как у объекта, охрана которого является предметом закупки), могут привлекаться частные охранные организации, отвечающие установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям, или иные частные охранные организации. Следовательно, частные охранные организации, не отвечающие установленным Правительством Российской Федерации требованиям, также могут быть привлечены к охране объектов топливно-энергетического комплекса, которому присвоена низкая категория опасности.

Таким образом, на момент проведения закупки нет подтверждения наличия норм, устанавливающих требование о наличии у частной охранной организации, привлекаемой для оказания услуг охраны объекта энергетики низкой категории опасности опыта оказания услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса.

В связи с этим, установив в закупочной документации требование о наличии у охранной организации опыта не менее 1 года на рынке охранных услуг по охране категорированных объектов (низкая категория опасности), на дату начала оказания услуг по Договору, организатор закупки допустил нарушение части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ, требующей осуществление закупочной деятельности в соответствии с Законом №223-ФЗ и Положением о закупках, содержащими в качестве одного из принципов закупочной деятельности отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки – обеспечение недискриминационного доступа исполнителей к закупкам товаров, работ, услуг.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА

  1. Признать жалобу обоснованной.

  2. Признать организатора закупки – ПАО «Россети Сибирь» нарушившим часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при установлении в закупочной документации требования о наличии у участника закупки опыта не менее 1 года на рынке охранных услуг по охране категорированных объектов (низкая категория опасности) на дату начала оказания услуг по договору.

  3. Выдать организатору закупки предписание об устранении нарушений порядка организации закупки.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

2022-3068

 

 

Связанные организации

ООО ЧОО «Илир»
ИНН 2461029990, ОГРН 1152468050680
ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353