Письмо №АГ/18631/22 РЕШЕНИЕ о прекращении дела №024/01/15-2484/2022 в отношении ... от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №024/01/15-2484/2022

18 ноября 2022 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 08 ноября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2022 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии, рассмотрев дело №024/01/15-2484/2022, возбужденное по факту неисполнения предупреждения № 19992 от 06.12.2019 Администрацией Шарыповского муниципального округа Красноярского края (далее – Администрация, Администрация Шарыповского муниципального округа) ввиду установления в действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии до перерыва представителей от:

Администрации Шарыповского муниципального округа – Ляхова А.Г. (доверенность №4906 от 31.10.2022),

ООО «Центр инженерно-технического обеспечения» - Выхристовой А.А. (доверенность №37 от 20.01.2021),

в отсутствии иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела;

после перерыва - в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Шарыповской межрайонной прокуратурой (исх. № 7/1-01-2019 от 06.11.2019, вх. № 19640 от 07.11.2019) в отношении Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края (далее – Администрация Холмогорского сельсовета) на предмет соблюдения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью.

Согласно представленным сведениям между Администрацией Холмогорского сельсовета и ООО «Центр инженерно-технического обеспечения» (далее – ООО «ЦИТО») 12.04.2018 был заключен договор временного безвозмездного пользования имуществом (далее – Договор от 12.04.2018).

Предметом Договора от 12.04.2018 являлись водопроводные сети, протяженностью 3245 п.м., расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Береш: ул. Центральная, ул. Конституции, ул. Подгорная, пер. Школьный, пер. Новый.

В соответствии с актом приема-передачи от 12.04.2018 ООО «ЦИТО» переданы водопроводные сети, введенные в эксплуатацию в 1985 году, протяженностью 3245 п.м., расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Береш: ул. Центральная, ул. Конституции, ул. Подгорная, пер. Школьный, пер. Новый, водозаборные колонки по ул. Конституции, ул. Подгорная, ул. Центральная, водопроводные колодцы по ул. Конституции, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный, ул. Центральная, пожарные гидранты по ул. Центральная.

Согласно пунктам 1.1 и 7.1. Договора от 12.04.2018 имущество предоставлялось обществу на период подписания концессионных соглашений с 01.01.2019 по 25.12.2019.

Однако, на официальном сайте торгов torgi.gov.ru содержалась информация о том, что Администрацией Холмогорского сельсовета был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, являющихся предметом Договора от 12.04.2018, заключенного с ООО «ЦИТО» (извещение № 101017/0599974/01 от 10.10.2017).

В соответствии с извещением, дата подведения итогов – 05.12.2017. Срок действия соглашения – 10 лет.

Согласно протоколу № 4 от 28.11.2017 на участие в конкурсе поступила заявка только от ООО «ЦИТО». Членами комиссии было принято решение заключить концессионное соглашение с ООО «ЦИТО».

Иных публичных процедур по передаче объектов, являющихся предметом Договора от 12.04.2018, заключенного с ООО «ЦИТО», Администрацией Холмогорского сельсовета на официальном сайте торгов torgi.gov.ru размещено не было.

Поскольку сведения о расторжении Договора от 12.04.2018, заключенного с ООО «ЦИТО», а также о заключении концессионного соглашения по результатам проведения конкурса (извещение №101017/0599974/01 от 10.10.2017) отсутствовали, Договор от 12.04.2018 был заключен после подведения итогов объявленного конкурса (извещение №101017/0599974/01 от 10.10.2017) и являлся действующим.

Кроме того, между Администрацией Холмогорского сельсовета и ООО «Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства» (далее – ООО «УЖКХ») 22.10.2019 был заключен договор временного безвозмездного пользования имуществом № 3 (далее – Договор от 22.10.2019).

Предметом вышеуказанного договора являлись водонапорные башни (с. Темра, д.Гляден, с. Ажинское), водопроводные сети (с. Темра, д. Гляден, с. Ажинское), источник (с. Холмогорское), бак-гаситель (с. Холмогорское), нежилое здание (хлороторная) в с. Холмогорское, нежилое здание (хим.лаборатория) в с. Холмогорское, нежилое здание (компрессорная) в с. Холмогорское, нежилое здание (слесарная) в с. Холмогорское, три нежилых здания (КНС-1, КНС-2 и КНС-3) в с. Холмогорское, канализационные сети в с. Холмогорское, септик 2 шт. (с. Холмогорское), канализационный коллектор (с. Холмогорское).

В соответствии с актом приема-передачи от 22.10.2019 Администрация Холмогорского сельсовета передала, а ООО «УЖКХ» приняло все вышеуказанные объекты, предназначенные для оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Учитывая дату государственной регистрации прав (от 2009, 2010, 2011, 2012 г.г.), срок ввода в эксплуатацию всех объектов составляет более 5 лет на момент заключения указанного договора.

Согласно пунктам 1.1 и 7.1 Договора от 22.10.2019 имущество предоставляется обществу на период проведения итогов конкурсов на право заключения концессионных соглашений с 22.10.2019 по 22.09.2020.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте торгов torgi.gov.ru, 17.01.2019 Администрацией Холмогорского сельсовета было опубликовано 4 информационных сообщения о поступивших предложениях инвестора (ООО «УЖКХ») о заключении концессионных соглашений в отношении объектов, являющихся предметом договора временного безвозмездного пользования имуществом № 3, заключенного 22.10.2019 с ООО «УЖКХ» (№170119/0599974/01, №170119/0599974/02, №170119/0599974/03, №170119/0599974/04). Срок действия соглашения установлен 5 лет.

Дата и время окончания подачи заявок в соответствии с информационными сообщениями №170119/0599974/01, №170119/0599974/02, №170119/0599974/03, №170119/0599974/04 - 04.03.2019.

Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте торгов torgi.gov.ru к информационным сообщениям №170119/0599974/03, №170119/0599974/04, постановление Администрации Холмогорского сельсовета от 03.04.2019 № 140-п «О принятии решения в отношении предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения» отменено постановлением Администрации Холмогорского сельсовета от 03.10.2019 № 409-п.

Таким образом, в отношении объектов: водонапорная башня и водопроводные сети, расположенные в с.Ажинское, сточник (с. Холмогорское), бак-гаситель (с. Холмогорское), нежилое здание (хлороторная) в с. Холмогорское, нежилое здание (хим.лаборатория) в с. Холмогорское, нежилое здание (компрессорная) в с. Холмогорское, нежилое здание (слесарная) в с. Холмогорское, три нежилых здания (КНС-1, КНС-2 и КНС-3) в с. Холмогорское, канализационные сети в с. Холмогорское, септик 2 шт. (с. Холмогорское), канализационный коллектор (с. Холмогорское) процедура инициативной концессии была отменена постановлением Администрации Холмогорского сельсовета от 03.10.2019 № 409-п.

Сведения об иных публичных процедурах по передаче объектов, являющихся предметом Договора от 22.10.2019, заключенного с ООО «УЖКХ», Администрацией Холмогорского сельсовета на официальном сайте торгов torgi.gov.ru отсутствовали.

Учитывая отсутствие сведений о расторжении Договора от 22.10.2019, заключенного с ООО «УЖКХ», а также о заключении концессионного соглашения на основании инициативной концессии (извещения (№170119/0599974/01, №170119/0599974/02 от 17.01.2019), процедура инициативной концессии в отношении объектов, являющихся предметом информационных сообщений №170119/0599974/03, №170119/0599974/04, отменена, договор временного безвозмездного пользования имуществом № 3 от 22.10.2019, заключенный после подведения итогов предложения инвестора (извещения №170119/0599974/01, №170119/0599974/02 от 17.01.2019), являлся действующим.

В соответствии с вышеизложенным в действиях Администрации Холмогорского сельсовета были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче ООО «ЦИТО» по договору временного безвозмездного пользования имуществом от 12.04.2018 и ООО «УЖКХ» по договору безвозмездного пользования имуществом от 22.10.2019 муниципального имущества Администрации Холмогорского сельсовета - объектов водоснабжения, водоотведения без проведения публичных процедур в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «ЦИТО» и ООО «УЖКХ», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынки водоотведения без проведения торгов, а также устранению конкуренции за доступ на товарные рынки водоснабжения в территориальных границах с. Береш, с. Темра, д. Гляден, с. Ажинское, с. Холмогорское, водоотведения в территориальных границах с. Темра, д. Гляден, с. Ажинское, с. Холмогорское Шарыповского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

В соответствии со статьей 39.1 «О защите конкуренции» Администрации Холмогорского сельсовета было выдано предупреждение о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения № 19992 от 06.12.2019, в соответствии с которым Администрации надлежало:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по ничтожным договорам временного безвозмездного пользования имуществом (объектами водоснабжения) от 12.04.2018 ООО «ЦИТО» и временного безвозмездного пользования имуществом (объектами водоснабжения и водоотведения) от 22.10.2019 ООО «УЖКХ»;

- принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения, являющихся предметом вышеуказанных договоров;

- не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, водоотведения), являющегося предметом вышеуказанных договоров, без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Срок исполнений предупреждения, с учетом удовлетворенных ходатайств Администрации Холмогорского сельсовета (исх. №117 от 28.02.2020; вх.  4053 от 12.03.2020; исх. № 267 от 01.06.2020; вх.  9821 от 01.06.2020; исх. №397 от 28.08.2020; вх.  15638 от 31.08.2020) и ее правопреемника - Администрации Шарыповского муниципального округа (исх. №2680 от 28.06.2021; вх.  12234 от 20.06.2021; исх. №5160 от 17.12.2021; вх.  23434 от 21.12.2021, исх. №1437 от 29.03.2022; вх.  5667 от 31.03.2022) - 01.09.2022 (исх. №5293 от 05.04.2022) продлен до 01.09.2022.

Администрация Шарыповского муниципального округа направила ходатайство (исх. №4169 от 12.09.2022; вх. №16404 от 13.09.2022) о продлении срока исполнения предупреждения № 19992 от 06.12.2019, ввиду того, что ни одна из ресурсоснабжающих организаций на территории Шарыповского района не направила предложение с проектом концессионного соглашения. При этом, как сообщила Администрация, в настоящее время подготавливается документация для заключения концессионных соглашений через конкурс; выявляются бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры на территории Шарыповского муниципального округа и оформляются документы для государственной регистрации права муниципальной собственности для них.

Рассмотрев вышеуказанное ходатайство Красноярское УФАС России пришло к выводу об отсутствии оснований для его продления в связи с чем приказом № 250 от 15.209.2022 было возбуждено дело №024/01/15-2484/2022.

Определением от 23.09.2022 о назначении дела №024/01/15-2484/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация Шарыповского муниципального округа, в качестве заявителя – Шарыповская межрайонная прокуратура; в качестве заинтересованных лиц: ООО «ЦИТО», ООО «УЖКХ», а рассмотрение дела назначено на 01.11.2022.

01 ноября 2022 года дело №№024/01/15-2484/2022 рассмотрено в присутствии представителей Администрации и ООО «ЦИТО», в отсутствие представителей Шарыповской межрайонной прокуратуры и ООО «УЖКХ», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Ввиду заявленного от представителя Администрации ходатайства о приобщении дополнительной информации о надлежащем ответчике к делу №024/01/15-2484/2022 Комиссия, руководствуясь статьей 45, 46 ФЗ «О защите конкуренции», приняла решение об объявлении перерыва в рассмотрении дела № 024/01/17-2068/2022 до 08.11.2022.

После перерыва Комиссия приняла решение об удовлетворении заявленного Администрацией ходатайства в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

При рассмотрении дела №024/01/15-2484/2022 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

В соответствии с распоряжением Администрации Шарыповского муниципального округа от 27.01.2021 №33-п МКУ «Управление службы заказчика» наделено полномочиями на решение вопросов местного значения в области организации населения водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Администрация Шарыповского муниципального округа от 01.04.2021 №143-р муниципальное имущество, в том числе объекты, являющиеся предметом договоров временного безвозмездного пользования имуществом от 12.04.2018 с ООО «ЦИТО», от 22.10.2019 с ООО «УЖКХ», переданы в оперативное управление МКУ «Управлением службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (далее – МКУ «Управление службы заказчика»).

12.07.2022 между МКУ «Служба заказчика» и ООО «УЖКХ» заключен договор №30 временного безвозмездного хранения имущества (далее – договор от 12.07.2022).

Согласно пунктам 1.1, 7.1 Договора от 12.07.2022 ООО «УЖКХ» передано недвижимое имущество (водонапорные башни, водонапорные сети, нежилые здания, канализационные сети, септик, канализационный коллектор, водопровод), расположенные в с. Темра, д. Гляден, с. Ажинское, с. Холмогорское, с. Шушь, с. Дубинино, д. Росинка, д. Скворцово, с. Родники в количестве 40 единиц сроком до 21.06.2023.

16.12.2021 между МКУ «Управление службы заказчика» и ООО «ЦИТО» заключен договор №128 временного безвозмездного хранения имущества (далее – договор от 16.12.2021).

Согласно пунктам 1.1, 7.1 Договора от 16.12.2021 ООО «ЦИТО» передано недвижимое имущество (водопроводные сети), расположенные в с. Холмогорское, с. Береш протяженностью 19818,05 п.м и 3245 п.м. сроком до 30.12.2022.

Из пояснений Администрации Шарыповского муниципального округа (вх.№20100-ЭП/22 от 01.11.2022), представленных в ходе рассмотрения дела, следует, что Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочия по распоряжению объектами коммунальной инфраструктуры, в том числе по проведению конкурентных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, переданы МКУ «Управление службы заказчика».

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами лиц,  участвующих в рассмотрении дела Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из положений статьи 215 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью и может закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества, созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным на праве оперативного правления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения регламентирован Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Комиссией при рассмотрении дела установлено, что с 27.01.2021 полномочия по решению вопросов местного значения в области организации водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, возложены на МКУ «Управление службы заказчика» (распоряжение Администрации Шарыповского муниципального округ от 27.01.2021 №33-п), а муниципальное имущество, переданное ранее по договорам от 12.04.2018 ООО «ЦИТО» и от 22.10.2019 ООО «УЖКХ», в настоящее время переданы от МКУ «Управление службы заказчика» по договорам от 16.12.2021 и от 12.07.2022 к ООО «ЦИТО» и ООО «УЖКХ» соответственно.

Таким образом, на МКУ «Управление службы заказчика» возложена обязанность проведения публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

С момента вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по договору аренды.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Срок эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, переданных ООО «ЦИТО», ООО «УЖКХ», составляет более 5 лет.

При указанных обстоятельствах для передачи объектов водоснабжения и водоотведения собственнику необходимо проведение публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Однако в отношении объектов водоснабжения и водоотведения публичные процедуры на право заключения концессионных соглашений не проводились, а в нарушение вышеуказанных требований МКУ «Управление службы заказчика» заключило договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объекты водоснабжения и водоотведения, закрепленные за МКУ «Управление службы заказчика» на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Администрации от 01.04.2021 №143-р «О передаче муниципального имущества в оперативное управление», переданы ООО «ЦИТО» и ООО «УЖКХ».

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении», по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, ООО «ЦИТО» и ООО «УЭКХ» в отсутствие правовых оснований получили право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения, расположенными на территории с. Темра, д. Гляден, с. Ажинское, с. Холмогорское, с. Шушь, с. Дубинино, д. Росинка, д. Скворцово, с. Родники (договор от 12.07.2022 с ООО «УЖКХ») и с. Холмогорское, с. Береш (договор от 16.12.2021 с ООО «ЦИТО»), что предоставило ООО «ЦИТО» и ООО «УЭКХ» необоснованные преимущественные условия деятельности и доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в территориальных границах с. Темра, д. Гляден, с. Ажинское, с. Холмогорское, с. Шушь, с. Дубинино, д. Росинка, д. Скворцово, с. Родники, с. Холмогорское, с. Береш Шарыповского муниципального округа Красноярского края.

В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пунктов 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Договоры временного безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 16.12.2021 (с ООО «ЦИТО») и от 12.07.2022 (с ООО «УЖКХ») в силу статей 168, 170 ГК РФ являются ничтожными, поскольку были заключены в нарушение требований вышеуказанных норм действующего, в том числе антимонопольного законодательства - без соблюдения публичных процедур, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия, согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения, водоотведения и без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок водоснабжения, водоотведения в территориальных границах г. Назарово Красноярского края.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение договора временного безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 128 от 16.12.2021 с ООО «ЦИТО», договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №30 от 12.07.2022 с ООО «УЖКХ» и предоставление МКУ «Управление службы заказчика» права владения и пользования муниципальным имуществом ООО «ЦИТО», ООО «УЖКХ» свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности, ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения.

Таким образом, в действиях МКУ «Управление службы заказчика» усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче ООО «ЦИТО», ООО «УЖКХ» муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения без проведения публичных процедур в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «ЦИТО», ООО «УЖКХ», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в территориальных границах иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Согласно статье 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссиях действиях (бездействии) ответчика.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для прекращения рассмотрения дела ввиду установления надлежащего ответчика – Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края и необходимости вынесения в отношении МКУ «Управление службы заказчика» в соответствии со статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 48, ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 024/01/15-2484/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края прекратить в связи с отсутствием в действиях Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о выдаче муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского района Красноярского края (ОГРН 1112459000092) в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждение о прекращении признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в передаче ООО «ЦИТО» по договору временного безвозмездного пользования имуществом от 16.12.2021 и ООО «УЖКХ» по договору безвозмездного пользования имуществом от 12.07.2022 муниципального имущества – объектов водоснабжения, водоотведения, в частности о принятии мер, направленных на возврат указанного муниципального имущества и передачу в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов, являющихся предметом указанных договоров, и о принятии организационных мер по передаче в пользование (эксплуатацию) указанного имущества в установленном законе порядке.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Шарыповская межрайонная прокуратура
ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734
ООО «Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства»
ИНН 2459015615, ОГРН 1072459000833
Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края
ИНН 2459021270, ОГРН 1202400028819
ООО "ЦИТО"
ИНН 2459014788, ОГРН 1062459010448