Письмо №ВМ/8037/23 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-1120/2023 от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-1120/2023

10 мая 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Рапид Билдинг» (ИНН:2460249449) на действия организатора торгов – МАОУ «Средняя школа № 149», при проведении конкурса в электронной форме № 32312258773 на поставку и монтаж модульного нежилого здания (спортивного зала) для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №149» (далее – закупка),

при участии: от организатора торгов Кулагина Р.С. (доверенность от 05.05.2023), от заявителя посредством видеоконференцсвязи Быкова Е.А. (доверенность № 240123/01 от 24.01.2023), Полеевой Ю.В. (доверенность № 240123/02 от 24.01.2023)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 25.04.2023 поступила жалоба ООО «Рапид Билдинг» на действия организатора торгов, закупочной комиссии, выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов, закупочной комиссии направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 11:00 часов 27.04.2023 на 11:00 часов 10.05.2023 в связи с необходимостью получения от организатора торгов информации, необходимой для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ.

 

Согласно доводам жалобы заявитель указывает на установление в закупочной документации необоснованных требований в виде наличия у участника конкретных материально-технических ресурсов, а также требования по наличию опыта поставки и монтажа модульного здания образовательного учреждения, не указаний в конкурсной документации СП и ГОСТов, а также наличие допусков СРО по проектированию и строительству.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что экскаватор с гидромолотом необходим для выполнения работ по устройству канализационного колодца и устройству системы внешней канализации от здания до колодца на глубине ниже уровня промерзания грунта, вскрыши грунта на месте ранее демонтированной спортивной площадки, предназначенной для установки здания спортзала, а также при возможном замещении грунтов под основание здания спортзала. Необходимость использования экскаватора с гидромолотом обусловлена тем, что выполнение работ было запланировано в апреле-мае, в данный период грунты еще замерзшие и проведение работ экскаватором без гидромолота малоэффективно и долговременно.

Фронтальный погрузчик с экскаватором необходим для проведения выполнению работ по снятию верхнего плодородного слоя, планировки площадки под устройство основания, выемки грунта и устройства выравнивающих слоев под ростверки кустовых свай для установки колонн каркаса здания. Также экскаваторы (экскаватор с гидромолотом или фронтальный погрузчик с экскаватором) необходимы для работ по погрузке грунтов, инертных материалов (пгс, щебень, песок и др.) или мусора в кузова самосвалов. Выполнение этих работ экскаваторами более эффективно по времени и объёмам погрузки, чем при использовании мини-погрузчиков колёсных.

Мини-погрузчик колёсный необходим для выполнения земляных работ в стеснённых условиях (например, после устройства винтовых свай или ростверком), когда работа более крупной техники (например, экскаватора) становится затруднительной: выравнивание и отсыпка выравнивающего слоя для устройства отмостки вокруг здания, погрузки мусора после завершения работ и т.д.

Использование самосвалов в количестве не менее 2 (двух) штук позволит производить необходимые работ по доставке инертных материалов, вывозу замещаемого грунта или мусора, в более короткие сроки, что является существенным фактором, т.к. работы выполнение работ запланировано в непосредственной близости от действующего учебного заведения.

Автокран с грузоподъемностью не менее 5 тонн, длиной стелы не менее 25 метров, необходим как для монтажа каркаса здания (колон, ферм кровли), так и монтажа стеновых и кровельных сендвич-панелей. Учитывая размеры (не менее 25,8*25,8 м) и высоту здания (внутренняя высота спортзала не менее 6,0 метра, соответственно высота конька крыши будет еще больше), а также стеснённые условия выполнения работ, находящееся рядом здание действующего учебного заведения, невозможность выполнения работ со всех сторон площадки для монтажа здания спортзала (одна сторона площадки ограничена забором учебного заведения) требования к наличию данной техники и её характеристикам обоснованы.

Автовышка грузоподъемностью не менее 1 тонны, длиной автовышки не менее 15 метров, необходима для монтажа фасонных элементов кровли и фасада, монтажа водосточной системы, а также при проведении работ по монтажу ферм кровли и стеновых и кровельных сендвич-панелей. Учитывая указанные выше обстоятельства (габариты здания и условия выполнения работ) требования к наличию данной техники и её характеристикам обоснованы.

Автомобиль грузовой бортовой с манипулятором необходим для оперативной доставки и разгрузки материалов, элементов каркаса здания, выполнения монтажных работ, перемещению материалов по территории строительной площадки и т.д. Требование о наличии данной техники в минимальном количестве (не менее 1 единицы) являются минимальными для эффективного выполнения работ.

Машина бурильно-крановая необходима для монтажа столбов временного ограждения и винтовых свай. Требование о наличии данной техники в минимальном количестве (не менее 1 единицы) для выполнения конкретных указанных выше работ является обоснованным.

Требования к наличию вагончиков строительных, в количестве не менее 3 штук, обусловлено следующими требования эффективной организации работ на площадке и их завершения в минимальные сроки: один вагончик (штабной) для инженерно- технического персонала (проведения инструктажа, планёрок, работа с документами, место для проведения встречи представителей заказчика, поставщика, надзорных органов, ресурс-носнабжающих организаций и т.д.); один вагончик для теплой раздевалки рабочего персонала и хранения личных вещей; один вагончик для столовой рабочего персонала и места отдыха в течении рабочего дня. Требование о наличии данного оборудования для конкретных указанных целей является обоснованным.

Наличие всей указанной в техническом задании техники также обусловлено короткими сроками выполнения работ, особенно в части завершения работ по устройству основания для монтажа здания спортзала, в связи с необходимостью в дальнейшем выполнять работы по подключению к зданию внешних сетей водоснабжении, канализации и отопления до начала отопительного сезона.

Кроме этого, организатор торгов пояснил, что в соответствии с статьей 4 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ СШ № 149: В случае если начальная (максимальная) цена договора составляет один миллион рублей и более, Заказчик вправе установить требование о наличии у участников закупки опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены договора. Конкретизация требований к участникам закупки, а также документы, предоставляемые участником закупки Заказчик для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаются Заказчиком в извещении (документации) о закупке.

Предметом договора, выступает поставка и монтаж модульного нежилого здания (спортивного зала) для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №149». Модульное здание образовательного учреждения по характеристикам конструкций и применяемых материалов, объемно-планировочным решениям, оснащенностью коммуникациями должно соответствовать нормативным требованиям, предъявляемым к возведению и эксплуатации объектов образовательного назначения, в частности: СП 118.11330.2022 «Общественные здания и сооружения», СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Указанными нормами, а также требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регламентируются параметры применяемых отделочных и изоляционных материалов, габаритов оконных и дверных проемов и количество и расположение.

Кроме этого требования к объекту закупки не ограничиваются перечнем основных нормативных документов, приведенных в соответствующем разделе. Поставщик при поставке товара должен руководствоваться совокупностью требований действующих в Российской Федерации стандартов, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм.

Предметом договора, право на заключение которого является объектом закупки, определена Поставка и монтаж модульного нежилого здания (спортивного зала) для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №149». Сборка модульного здания производится из готовых сборочных металлических конструкций заводского изготовления. Предметом закупки не являются работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности, следовательно требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемых организациях и обязательствах не установлены.

По результатам рассмотрения жалобы, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к следующим выводам.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках МАОУ «Средняя школа № 149», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Из анализа Приложения № 2 (порядок оценки и сопоставления заявок) к Информационной карте, приложенной в составе конкурсной документации следует, что в качестве показателя оценки заявок на участие в закупке указан показатель «Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании». Оценка заявки участника закупки по данному показателю осуществляется на основании информации, представленной участником закупки в заявке и характеризующие уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами. Количество баллов, которые присваиваются по показателю, зависит от наличия или отсутствия у участника конкурса материально-технических ресурсов. Оценке подлежит наличие в заявке участника конкурса перечня материально-технических ресурсов, собственных или арендованных.

В графе «Формула оценки или шкала оценки» указан перечень конкретных материально-технических ресурсов, который оценивается организатором торгов, в этот перечень входит:

- Экскаватор с гидромолотом – не менее 1 единицы.

- Фронтальный погрузчик с экскаватором – не менее 1 единицы.

- Мини-погрузчик колесный – не менее 1 единицы;

- Самосвал – не менее 2 единицы.

- Автокран, грузоподъемность не менее 5 тонн, длина стелы не менее 25 метров – не менее 1 единицы.

- Автовышка, грузоподъемность не менее 1 тонны, длина автовышки не менее 15 метров – не менее 1 единицы.

- Автомобиль грузовой бортовой с манипулятором– не менее 1 единицы.

- Вагончик строительный – не менее 3 единиц.

- Машина бурильно-крановая (для монтажа столбов временного ограждения и винтовых свай) - не менее 1 единицы.

Проанализировав довод заявителя о том, что одним видом техники возможно проведение разных видов работ, что автоматически исключает необходимость обладать всеми указанными материально-техническими ресурсами, Комиссия Красноярского УФАС России находит его обоснованным, поскольку наличие у участника, например, одного самосвала, в то время как организатор закупки требует 2 единицы такой техники, может привести к необоснованному начислению меньшего количества баллов по вышеуказанному показателю, при условии, что выполнение работ при наличии только одного самосвала вместо 2 к невозможности исполнения контракта не приведет.

Довод организатора торгов о том, что конкретное количество единиц той или иной техники указано в конкурсной документации ввиду скорейшего выполнения работ подрядчиком признан антимонопольным органом необоснованным, поскольку договором подряда, заключенным по результатам проведения конкурентной процедуры будет установлен конкретный срок выполнения обязательств по этому договору.

Кроме того, конкретный перечень техники при осуществлении работ по поставке и монтажу модульного нежилого здания, Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами и подзаконными актами не определен, таким образом, присвоение баллов в зависимости от наличия у участника закупки видов техники определённых организатором торгов по своему усмотрению, без учета возможности выполнения работ с помощью иной техники, влечет нарушение таких принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки.

Кроме этого, из анализа пункта 6 Порядка оценки и сопоставления заявок следует, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) договоры/контракты на поставку и монтаж модульного здания образовательного учреждения, заключенные и исполненные за 5 лет

Из вышеуказанных требований пункта 6 Отдельных положений о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, находящиеся в составе Приложения 2 к информационной карте следует, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) договоры/контракты на поставку и монтаж модульного здания образовательного учреждения, заключенные и исполненные за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке, срок исчисляется с даты заключения договора/контракта.

Согласно положениям закупочной документации предметом закупки (договора) является поставка и монтаж модульного нежилого здания (спортивного зала) для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №149».

Из пункта 4 статьи 4 Положения о закупках следует, что для оценки и сопоставления конкурсных заявок заказчик вправе устанавливать, в том числе, критерий оценки «опыт участника закупки».

Таким образом, из буквального толкования закупочной документации следует, что договоры/контракты, предметом которых является поставка и монтаж модульного здания не образовательного учреждения, не будут приняты организатором торгов в качестве опыта, что повлечет за собой начисление участнику меньшего количества баллов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности среди целей, на достижение которых направлен данный закон, указано расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Таким образом, установление организатором торгов требования по наличию опыта исполнения контрактов (договоров) только в части поставки модулей зданий образовательных учреждений, ограничивает количество участников закупки, поскольку осуществление работ по поставке и монтажу зданий вне зависимости от назначения такого здания, является аналогичными работами и может быть учтен в качестве опыта участника закупки.

Относительно довода жалобы об отсутствии в документации о закупке требований об обязательном наличии у участников закупки допуска СРО по проектированию и строительства, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает.

В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных, а также не относит к числу объектов вспомогательного использования здания, ограничиваясь только строениями и сооружениями.

По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным). ГрК РФ не содержит определения объекта вспомогательного использования.

Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей, сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

Указанные выводы также изложены в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2018 № Ф06-35546/2018 по делу № А49-9917/2016

Кроме того, иных данных, свидетельствующих о том, что поставляемый модуль будет отнесен к объектам капитального строительства, не представлено.

Таким образом, довод заявителя о необходимости установления в конкурсной документации требований об обязательном наличии у участников закупки допуска СРО по проектированию и строительству признается Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что установив в конкурсной документации критерий оценки о наличии конкретного вида и количества материально-технических ресурсов и требований к опыту выполнения работ по поставке и монтажу модульного здания образовательного учреждения, организатор торгов нарушил требование части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Рапид Билдинг» на действия организатора закупки – МАОУ «Средняя школа № 149» при проведении конкурса в электронной форме № 32312258773 на поставку и монтаж модульного нежилого здания (спортивного зала) для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №149» обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МАОУ "Средняя школа № 149"
ИНН 2465041660, ОГРН 1022402478020
ООО "Рапид Билдинг"
ИНН 2460249449, ОГРН 1132468054278