Решение б/н Решение по делу № 024/07/4-2411/2020 от 27 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №024/07/4-2411/2020

27 августа 2020 года                                                                                        г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») жалобу ООО «Экспресс» на действия организатора закупки – АО «Красноярский речной порт», закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по проведению капитально-восстановительного ремонта портальных кранов «Альбатрос» г/п 10/20 тонн, 1976-1980 года выпуска и портальных кранов «Ганц» г/п 16/27,5 тонн, 1976 и 1980 года выпуска (извещение № 32009263432) (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 19.08.2020 поступила жалоба ООО «Экспресс» на действия организатора закупки, закупочной комиссии, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации, необоснованном отклонении заявки подателя жалобы.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в адрес подателя жалобы, организатора закупки, закупочной комиссии было направлено уведомление о поступлении жалобы. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Податель жалобы, уведомленный о дате и времени рассмотрения жалобы, участие своего представителя в рассмотрении жалобы не обеспечил.

В рассмотрении жалобы принял участие представитель организатора закупки. 

Согласно доводам жалобы протоколы, составленные по результатам закупки, размещены организатором закупки с нарушением требования части 12 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон о закупках).

Требование подпункта 22 пункта 23.2 Информационной карты о представлении в составе заявки  документов о прохождении медицинских осмотров с заключением о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Закупочная документация содержит противоречивые сведения о сроке выполнения работ ПС2.

Организатором закупки для участников закупки искусственно созданы сложности, в части установления обязанности у участников закупки в составе первой части заявки набирать вручную используемые конкретные показатели материалов, исходя из предоставленного заключения экспертизы промышленной безопасности ООО «МЕТАЛЛОТЕСТ».

Также из доводов жалобы следует, что заявка подателя жалобы, соответствующая требованиям закупочной документации, необоснованно отклонена закупочной комиссией от участия в конкурсе в электронной форме по основаниям, указанным в протоколе заседания Центральной закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок по конкурсу в электронной форме № 377/20-пр/КРП/288-пр-СЗ от 04.08.2020 (далее – протокол от 04.08.2020).

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что протоколы, составленные в ходе проведения закупки, размещены в Единой информационной системе с соблюдением срока, предусмотренного в части 12 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупочная документация, в том числе в части требования о необходимости представления в составе заявки  документов о прохождении медицинских осмотров с заключением о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ, требованиям законодательства Российской Федерации не противоречит.

Указание в пункте 5 формы №2 к закупочной документации срока выполнения работ ПС2 в количестве 162 календарных дней с даты начала ремонта является технической ошибкой. Форма №2 к закупочной документации является образцом (формой) предложения участника. Неопределенность в отношении сроков выполнения работ отсутствует, так сроки определены информационной картой и техническим заданием. Каких-либо запросов о разъяснении положений закупочной документации в адрес организатора закупки в части срока выполнения работ ПС2 не поступало.

Довод подателя жалобы о надлежащем исполнении с его стороны требований закупочной документации и представлении полного комплекта документов не соответствует фактическим обстоятельствам, так как при сопоставлении сведений, содержащихся в Справке о кадровых ресурсах, и документов, подтверждающих квалификацию привлекаемых специалистов, закупочной комиссией выявлен ряд несоответствий.

Также из возражений организатора закупки следует, что в соответствии с пунктом 23.1 Информационной карты закупочной документации («Состав первой части заявки») участники закупочной процедуры обязаны дополнительно указать ряд сведений, отсутствующих в заключении экспертизы промышленной безопасности                                         ООО «МЕТАЛЛОТЕСТ», в том числе: конкретные технические и эксплуатационные характеристики материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, конкретные марки, модели, товарные знаки, наименование производителя, страну происхождения, количество материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, описание и перечень выполняемых работ с указанием состава и объемов работ. В связи с этим нельзя согласиться с доводом подателя жалобы о том, что участникам предлагается исключительно продублировать содержание экспертного заключения в части перечня материалов, что могло бы рассматриваться как излишнее требование.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителя организатора закупки, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон о закупках), на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Федерального закона о закупках Положения о закупках.

Частью 12 статьи 4 Федерального закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Положения Федерального закона о закупках, Положения о закупках заказчика требования к сроку подписания протоколов, составленных в ходе проведения закупки, не содержат.

Из части 12 статьи 4 Федерального закона о закупках следует, что обязанность по размещению в Единой информационной системе протоколов, составленных по результатам проведения закупки, возникает у организатора закупки с момента подписания протокола.

Из возражений организатора закупки, представленных в материалы жалобы, следует, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие закупке от 21.07.2020 (подписан 22.07.2020) размещен в Единой информационной системе 24.07.2020, протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие закупке от 04.08.2020 (подписан 13.08.2020) размещен в Единой информационной системе 13.08.2020, протокол подведения итогов по закупке от 18.08.2020 (подписан 20.08.2020) размещен в Единой информационной системе 20.08.2020. Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.

В связи с тем обстоятельством, что срок подписания протоколов, составленных в ходе проведения закупки, нормативно не регламентирован, и доказательства того, что вышеуказанные протоколы подписаны членами закупочной комиссии в дату их составления в материалах жалобы отсутствуют, а также того, что срок размещения в Единой информационной системе исчисляется с момента подписания протокола, а не его составления, Комиссия Красноярского УФАС России признаков нарушения части 12 статьи 4 Федерального закона о закупках в действиях организатора закупки не установила.

Из пунктов 16, 18 Извещения о проведении закупки следует, что дата рассмотрения первых частей предложений участников закупки - до 21.07.2020, дата рассмотрения вторых частей предложений участников закупки - до 04.08.2020, дата подведения итогов закупки - 11.08.2020.

Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что протокол подведения итогов по закупке составлен 18.08.2020, что несоответствует, сроку подведения итогов закупки, установленному в извещении о проведении закупки.

Однако, перенос сроков подведения итогов закупки, составления и подписания итогового протокола, в отсутствие нарушений размещения такого протокола в Единой информационной системе, о нарушении Федерального закона о закупках не свидетельствует.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Из подпункта 22 пункта 23.2 Информационной карты следует, что вторая часть заявки участника закупки должна содержать, в том числе заверенные копии документов о прохождении медицинских осмотров с заключением о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ:

- на высоте;

- работы с электроинструментом;

- электромонтажные работы;

- сварочные работы;

- термическая резка металлов.

Из вышеуказанного требования следует, что в составе заявки участника закупки должна быть представлена справка, содержащая сведения о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ, предусмотренных закупочной документацией.

Требование о представлении в составе заявки сведений о состоянии здоровья работников, в закупочной документации отсутствует, в связи с чем довод подателя жалобы о нарушении организатором закупки требования статьи 13 Федерального закона от 21.11.20011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был признан Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным.

Кроме того, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

Из вышеизложенного следует, что к работам, являющимся предметом закупки, могут быть допущены лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний к указанной работе.

Организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, к которым относятся портальные краны, является организатор закупки - АО «Красноярский речной порт».

В условиях законодательно установленной повышенной ответственности заказчика, осуществляющего эксплуатацию опасных производственных объектов, заказчик обязан совершать все возможные в рамках правового регулирования действия, направленные на недопущение возникновения условий, способных привести к неблагоприятным последствиям с учетом того, что ответственность за возникновение таких ситуаций и последствий ложится на заказчика.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что требование о представлении в составе заявки сведений о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ, являющихся предметом закупки, установлено организатором закупки обосновано и положениям Федерального закона о закупках не противоречит.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Федерального закона  о закупках закупочная документация должна содержать, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 9 Информационной карты, пунктом 4 Технического задания установлено, что общий срок выполнения работ ПС2 не должен превышать 120 календарных дней с даты начала ремонта. Согласно пункту 5 формы №2 к закупочной документации, срок выполнения работ ПС 2 - 162 календарных дня с даты начала ремонта.

Организатор закупки в возражениях на доводы жалобы указал, что в пункте 5 формы №2 к закупочной документации, при указании срока выполнения работ ПС2 допущена техническая ошибка. Также организатор закупки отмечает, что форма №2 является образцом (формой) предложения участника. Неопределенность в отношении сроков выполнения работ отсутствует, так сроки определены информационной картой и техническим заданием.

Комиссия Красноярского УФАС России с вышеуказанными выводами организатора закупки не согласилась по следующим основаниям.

Форма №2, в которой, как следует из пояснений организатора закупки, допущена техническая ошибка, является неотъемлемой частью закупочной документации.

Закупочная документация, положений, из которых следует, что требования Информационной карты, Технического задания являются  приоритетными перед формой             № 2 к закупочной документации, не содержит.

Таким образом, из вышеуказанных пунктов закупочной документации не представляется возможным сделать вывод о сроке проведения ремонта ПС2, так как вышеуказанные требования противоречат друг другу.

Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что разместив форму №2 к закупочной документации, положения которой противоречат требованиям Информационной карты, Технического задания, в части срока проведения ремонта ПС2, организатор закупки нарушил требование пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что выявленное нарушение на результат отклонения заявки участника под номером 5 не повлияло, так как несоответствие срока ремонта ПС2 не явилось единственным основанием для отклонения заявки указанного участника.

Довод подателя жалобы о том, что организатором закупки для участников закупки искусственно созданы сложности, в части установления обязанности у участников закупки в составе первой части заявки набирать вручную используемые конкретные показатели материалов, исходя из предоставленного заключения экспертизы промышленной безопасности ООО «МЕТАЛЛОТЕСТ», был отклонен Комиссией Красноярского УФАС России на основании следующего.

 Из пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» следует, что сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы, и сведения, содержащиеся в файле подлежат размещению в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа.

Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что сведения, содержащиеся в документе «Заключение экспертизы промышленной безопасности                                                  ООО «МЕТАЛЛОТЕСТ»», размещенном в Единой информационной системе в составе закупочной документации, подлежат копированию.

Кроме того, пунктом 23.1 Информационной карты установлено, что участники закупки, помимо сведений, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности ООО «МЕТАЛЛОТЕСТ», обязаны дополнительно указать ряд сведений, отсутствующих в указанном заключении.

Решением закупочной комиссии, оформленным протоколом от 04.08.2020, заявка подателя жалобы была отклонена по следующей, указанной в протоколе причине:

«Несоответствие пп. 14 п. 23.2 Информационной карты - раздел 1 закупочной документации, п.п. 2.1.1 п. 10 Технического задания - раздел 3 закупочной документации:

- не предоставлены заверенные копии протоколов и/или удостоверений работников о проверке знаний требований охраны труда по форме А.З Приложения А к ГОСТ 12.0.004- 2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст) - 40 часов для ответственного руководителя (внешнее обучение в учебном центре на производителей работ, аттестованных для выполнения работ на высоте - не менее 3 человек).

Несоответствие пп. 18 п. 23.2 Информационной карты - раздел 1 закупочной документации, п.п. 2.1.5 п. 10 Технического задания - раздел 3 закупочной документации:

- не предоставлены заверенные копии удостоверений работников о проверке знаний инструкции безопасной эксплуатации баллонов, работающих под давлением с допуском к самостоятельной работе на газорезчиков, аттестованных для выполнения работ на высоте и допущенные к эксплуатации, хранению и транспортированию баллонов под давлением - не менее 3 человек.

Несоответствие пп. 22 п. 23.2 Информационной карты - раздел 1 закупочной документации, п.п. 2.1.9 п. 10 Технического задания - раздел 3 закупочной документации:

- заверенные копии документов о прохождении медицинских осмотров с заключением о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ на высоте, работы с электроинструментом, электромонтажные работы, предоставлены только на одного работника».

Согласно пункту 4 раздела 1.5.1 «Отборочная стадия рассмотрения заявок» закупочной документации при рассмотрении заявок на участие в закупке участник закупки не допускается комиссией к участию в закупке в случае несоответствия требованиям к участникам закупки, предусмотренным пунктом 1.2 указанного раздела, а также при несоответствии заявки на участие в закупке требованиям документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора.

Подпунктом 14 пункта 23.2 Информационной карты, подпунктом 2.1.1 пункта 10 Технического задания установлено, что в составе второй части заявки участником закупки должны быть представлены заверенные копии протоколов и/или удостоверений работников о проверке знаний требований охраны труда по форме А.3 Приложения А к ГОСТ 12.0.004-2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст)

Из анализа заявки подателя жалобы, представленной организатором закупки в материалы жалобы, следует, что документы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 23.2 Информационной карты, подпунктом 2.1.1 пункта 10 Технического задания на ряд сотрудников не представлены.

Согласно подпункту 18 пункта 23.2 Информационной карты, подпункту 2.1.5 пункта 10 Технического задания в составе заявки участника закупки должны быть представлены заверенные копии удостоверений работников о проверке знаний инструкции безопасной эксплуатации баллонов, работающих под давлением с допуском к самостоятельной работе для следующих работников: газорезчики, аттестованные для выполнения работ на высоте и допущенные к эксплуатации, хранению и транспортированию баллонов под давлением не менее 3 человек.

При анализе заявки подателя жалобы, представленной организатором закупки в материалы жалобы, Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что ООО «Экспресс» в составе заявки не предоставлены удостоверения работников о проверке знаний инструкции безопасной эксплуатации баллонов, работающих под давлением с допуском к самостоятельной работе, предусмотренные подпунктом 18 пункта 23.2 Информационной карты, подпунктом 2.1.5 пункта 10 Технического задания.

Из подпункта 22 пункта 23.2 Информационной карты, подпункта 2.1.9 пункта 10 Технического задания следует, что заявка участника закупки должна содержать, в том числе заверенные копии документов о прохождении медицинских осмотров с заключением о допуске к работе работников, задействованных при выполнении работ:

- на высоте;

- работы с электроинструментом;

- электромонтажные работы;

- сварочные работы;

- термическая резка металлов.

Из анализа заявки ООО «Экспресс», представленной организатором закупки в материалы жалобы, следует, что на работников Общества, предполагаемых к участию в работах на высоте и в действующих электроустановках, не предоставлены копии документов о прохождении медицинских осмотров.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что непредставление документов, требование о представлении которых установлено в закупочной документации, является основанием для отклонения заявки участника закупки, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заявка подателя жалобы обоснованно отклонена закупочной комиссией от участия в закупке.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России решила следующее.

1. Признать жалобу ООО «Экспресс» обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание об устранении нарушения организатору закупки не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение на результат закупки не повлияло. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех  месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны