Постановление №ЕК/7834/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-606/2023 о прекращении производс... от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

04 мая 2023 года г. Красноярск

 

Куштысева, заместитель руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-606/2023, возбужденного в отношении акционерного общества «НТЭК» (ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476, 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ветеранов, д. 19) (далее – АО «НТЭК») по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «РЕДСТАФФ-М» (127437, г. Москва, Делегатская ул., д. 14/2, пом. 3н, комн. 2, ОГРН 1157746312900, ИНН 7707338044) (далее – ООО «РЕДСТАФФ-М») (вх. № 2984/23 от 13.02.2023) на действия АО «НТЭК», выразившиеся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки на присоединение к электрическим сетям серверного оборудования, которое подлежит размещению на земельном участке с к.н. 84:03:0010004:1575, расположенного по адресу: РФ, Красноярский кр., Таймырский Долгано-Ненецкий р-он, г. Дудинка, ул. Полярная, участок 13/11 (далее – Объект).

Определением от 09 марта 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-606/2023 и принято решение о проведении административного расследования; ООО «РЕДСТАФФ-М» привлечено в качестве потерпевшего.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю АО «НТЭК» письмом (исх. АГ/5990/23 от 11.04.2023) было предложено 04.05.2023 в 12 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81 д, каб. 15 для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено АО «НТЭК» 19.04.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091583946256.

Вместе с тем, оснований для составления протокола не имеется ввиду следующего.

В соответствии с материалами дела, заявитель 20.06.2022 направил в адрес АО «НТЭК» заявку № 456 на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям. Максимальная присоединяемая мощность 150 кВт, категория надежности III.

Согласно перечню приложений к заявке, заявителем представлен план расположения энергопринимающих устройств, перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, договор аренды от 10.06.2022, акт приема-передачи от 10.06.2022, выписка из ЕГРЮЛ в отношении Заявителя, выписка из ЕГРН от 11.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 84:03:0010004:1575, решение о назначении генерального директора.

Согласно материалам дела, АО «НТЭК» 04.07.2022 направило в адрес ООО «РЕДСТАФФ-М» уведомление (исх. № НТЭК/13339-исх) о технической невозможности технологического присоединения по причине отсутствия резерва мощности на объектах сетевой инфраструктуры (ЗРУ-6 кВ ПТЭС г. Дудинка АО «НТЭК»).

Как указано в заявлении, по состоянию на 30.11.2022 информация о ранее поданной заявке отсутствует в личном кабинете потребителя на сайте сетевой организации.

ООО «РЕДСТАФФ-М» в своем заявлении отметило, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил № 861. В силу п. 8 (1) Правил № 861, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту. Заявитель не имеет намерения осуществить технологическое присоединение по индивидуальному проекту в порядке, предусмотренном разделом III Правил № 861. В соответствии с абз. 2 п. 3 Правил № 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Указанное положение признано соответствующим Гражданскому кодексу РФ (Решение ВАС РФ от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Правил № 861»). Поскольку заявитель относится к категории заявителей, предусмотренных п. 12(1) Правил ТП – сетевая организация обязана была разместить в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил № 861 и, в случае оплаты заявителем счета (заключения договора технологического присоединения), выполнить необходимые мероприятия по технологическому присоединению заявителя к электрическим сетям. Таким образом, технологическое присоединение заявителя не является присоединением по индивидуальному проекту (раздел III правил № 861), подлежит осуществлению в порядке, предусмотренном разделом Х Правил № 861. В связи с этим, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Как указано в заявлении, на расстоянии 86,18 м от участка заявителя находится электролиния Нефтебаза-Угольный (кадастровый номер 84:03:0000000:5312), принадлежащая на праве собственности АО «НТЭК». На расстоянии 121,13 м от участка заявителя находится трансформаторная подстанция № 57 (Красноярский кр., г. Дудинка, ул. Полярная, д. 13), принадлежащая АО «НТЭК» на праве собственности или ином законном основании. Таким образом, заявитель считает, что на расстоянии менее 300 м от границ участка заявителя находятся 2 объекта электросетевого хозяйства АО «НТЭК», в связи с чем ООО «РЕДСТАФФ-М» обратилось с заявкой в данную сетевую организацию. Заявителем при технологическом подключении земельного участка может быть лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (п. 10 Правил № 861). Заявитель – отдельное юридическое лицо, является правообладателем земельного участка на основании договора аренды от 10.06.2022, заключенного с ИП Поповым Е.В. Предметом указанного договора является земельный участок площадью 4+/-1 кв.м, расположенный по адресу: РФ, Красноярский кр., Таймырский Долгано-Ненецкий р-он, г. Дудинка, ул. Полярная, участок 13/11, к.н. 84:03:0010004:1575. Согласно условиям договора аренды заявитель самостоятельно осуществляет подключение участка к электрическим сетям (п. 3.3.6 договора аренды). Подача общей заявки от нескольких отдельных заявителей не предусмотрена Правилами № 861. Размеры земельного участка допускают возможность его самостоятельной независимой эксплуатации путем установки грузового трехтонного контейнера (ГОСТ 18477-79), либо контейнера собственного производства, и помещения в него серверного оборудования. Предварительный договор об аренде такого контейнера заключен заявителем согласно п. 1.4.2 договора аренды.

ООО «РЕДСТАФФ-М» считает, что, если сетевая организация расценила заявку арендаторов общей заявкой, она должна была в порядке п. 30 Правил № 861 осуществить действия, направленные на технологическое присоединение по индивидуальному проекту, чего сделано не было. Независимо от этого обстоятельства, заявитель настаивает на том, что его заявка подлежала рассмотрению согласно разделу X Правил № 861, не в порядке индивидуального проекта. Каких-либо писем, предложений, уточняющих вопросов в отношении технических особенностей технологического присоединения и возможного урегулирования порядка технологического присоединения от сетевой компании заявителю не поступало.

В материалах заявления содержится письмо ООО «РЕДСТАФФ-М», адресованное АО «НТЭК», согласно которому сетевой организацией при рассмотрении заявки были запрошены следующие документы: копия паспорта, соглашение с иными владельцами энергопринимающих устройств, ИНН, доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя обратившегося лица. Указанное письмо не датировано, не содержит отметки АО «НТЭК» о его получении.

Исходя из заявления, на момент обращения ООО «РЕДСТАФФ-М» в адрес Красноярского УФАС России АО «НТЭК» условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО «НТЭК» не разместило.

Согласно представленным АО «НТЭК» письменным пояснениям (вх. № 6145-ЭП/23 от 28.03.2023), в адрес Общества поступили 104 заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, по результатам рассмотрения которых АО «НТЭК» пришло к выводу о том, что заявки содержат идентичные сведения и пакеты документов (все энергопринимающие устройства распложены на смежных земельных участках, принадлежащих одному собственнику – ИП Попову Е.В. (право собственности приобретено 11.03.2022), сформированных 11.05.2022 путем разделения единого земельного участка площадью 710 кв. м на 104 земельных участка; площадь каждого из земельных участков составляет 4 кв. м (кроме трех земельных участков), что в силу незначительной площади ограничивает возможность их самостоятельной эксплуатации; договоры аренды земельных участков между ИП Поповым Е.В. и арендаторами (заявителями) заключены одномоментно и идентичны по содержанию; объектами подключения во всех заявках является серверное оборудование; заявки оформлены идентично с одинаковыми требованиями к подключению, а именно: максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 150 кВт (освещение 5 кВт, сервера, серверное оборудование 145 кВт), напряжение 6 кВ; сроки проектирования (01.10.2022) и введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (15.11.2022) идентичны). В связи с чем, АО «НТЭК» пришло к выводу о том, что со стороны заявителей было допущено заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), что позволило сетевой организации комплексно оценивать совокупную присоединяемую мощность исходя из реальных намерений заявителей и единой цели, так как, по мнению Общества, имеются признаки искусственного дробления заявок на технологическое присоединение, направляемых в рамках единой потребности, что влечет формальное отсутствие оснований у АО «НТЭК» для отказа в осуществлении технологического присоединения и занижение стоимости мероприятий, подлежащей оплате присоединяемым лицом.

АО «НТЭК» отметило, что у сетевой организации отсутствует техническая возможность осуществить технологическое присоединение по всем 104 поступившим заявкам исходя из заявленной совокупной присоединяемой мощности. Проведя комплексный анализ поступивших заявок, АО «НТЭК» было установлено, что для проведения всех заявленных подключений в количестве 104 шт. необходимо выделение совокупной мощности в размере 15600 кВт. На момент поступления обращения ООО «СК» свободные мощности в заявленном совокупном размере для подключения новых объектов у АО «НТЭК» отсутствовали.

Общество пояснило, что ввиду отсутствия единой надлежащей заявки на технологическое присоединение, содержащей сведения о совокупном значении присоединяемой мощности (15,7 МВт) и иных параметрах энергопринимающих устройств, сетевая организация не имела правовых оснований для инициирования обращения за установлением платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Общество указало, трансформаторная подстанция № 57 (адрес расположения: г. Дудинка, ул. Полярная, д. 13) предназначена для приема, преобразования напряжения и распределения электрической энергии по потребителям. Указанная ТП является понижаюшей, электроэнергия, поступающая от главной понизительной подстанции (ГПП), преобразуется с высшего напряжения 6 кВ на низшее 0,4 кВ и распределяется на этом напряжении. В связи с чем, подключение потребителей с заявленным напряжением 6 кВ на данной подстанции н представляется возможным. При присоединении с заявленным напряжением 6 кВ к высоковольтным электрическим линиям Нефтебаза-Угольный (к.н 84:03:0000000:5312) источником электропитания является ячейка 37 ГПП-27. Согласно п. 8.2 Паспорта объекта ГПП-27 АО «НТЭК», к которой могло бы осуществляться технологическое присоединение, в состав ОРУ-110 кВ входят 2 трансформатора Т-1 и Т-2 мощностью по 25 МВА на напряжение 110/6 кВ (по 23,25 МВА). При этом, один из трансформаторов выполняет роль независимого резервного источника электроснабжения для энергопринимающих устройств I и II категорий надежности. Его мощность не предназначена для технологического присоединения новых потребителей. В противном случае при возникновении аварийных ситуаций на основном трансформаторе резервное оборудование не сможет обеспечить энергоснабжение для потребителей I и II категорий надежности, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, значительный материальный ущерб. Максимальная присоединенная мощность энергопринимающих устройств, отнесенных ко II категории надежности, в соответствие с условиями договоров энергоснабжения в настоящее время уже составляет 23,28 МВт. Технологическое присоединение заявителей объективно возможно только после увеличения мощности трансформаторов ГПП-27 (его реконструкции).

АО «НТЭК» в своих пояснениях (вх. № 6145-ЭП/23 от 28.03.2023) обратило внимание на то, что при поступлении заявки на технологическое присоединение с использованием функционала «Личного кабинета Заявителя» на официальном сайте АО «НТЭК», осуществляется автоматическая регистрация (в день поступления заявки) в системе СТЭК-Энерго (далее – Программа). Далее инженером Производственно-технического отдела Предприятия «Энергосбыт» АО «НТЭК» (далее - ПТО) материалы заявки формируются в бумажном виде и проставляется штамп с текущей датой и присваивается регистрационный номер подразделения. Заявка на технологическое присоединение ООО «РЕДСТАФФ-М» (далее - Заявка) поступила 20.06.2022 (в понедельник), в этот же день был автоматически присвоен регистрационный номер 456 Программой. После чего заявка была выгружена, сформирована и распечатана инженером ПТО на бумажном носителе и передана юристу Предприятия «Энергосбыт» АО «НТЭК» с целью проверки на соответствие требованиям Правил. По окончании соответствующей проверки был присвоен регистрационный номер 48/ТУ-261-ЭДтп с датой регистрации 23.06.2022. При этом срок, в который сетевой организацией размещается договор в личном кабинете заявителя, регламентируется пунктом 105 Правил и исчисляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявителем заявки в личном кабинете.

АО «НТЭК» отметило, что в соответствии с п. 2 Правил № 861 энергопринимающие устройства потребителя - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи. Согласно судебной практике, под этим термином понимаются присоединенные (планируемые к присоединению) к электрической сети общего назначения наружные сети электроснабжения и (или) вводно-распределительные устройства потребителя с подключенными к ним приемниками электрической энергии, т.е. устройствами, приводимыми в действие с помощью электричества и выполняющими некоторую полезную работу. Соответственно, в заявке на технологическое присоединение должны содержаться сведения о наименовании и местонахождении энергопринимающих устройств, как специализированного оборудования, с использованием которого (через которое) далее на стороне потребителя осуществляется подключение непосредственно энергопотребляющего оборудования (трансформаторная подстанция и т.д.). Вместе с тем, как следует из заявки ООО «РЕДСТАФФ-М», Общество «просит осуществить технологическое присоединение серверного оборудования, которое подлежит размещению на земельном участке с кадастровым номером 84:03:0010004:1575» (п. 4 заявки). В приложении к заявке «Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики» указаны следующие устройства: Освещение, 5 кВт; Сервера, серверное оборудование прочее, 145 кВт. Общество отметило, что указанные устройства нельзя рассматривать в качестве энергопринимающих, поскольку они имеют иное предназначение и не отвечают нормативно определенным признакам. «Освещение» - это обозначение функций осветительных приборов и приборов отопления, и их воздействия на окружающую среду, а также обозначение вида коммунальной услуги, а не конкретных энергопринимающих устройств. Так, согласно п. 2.3 ГОСТ Р 56228-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение искусственное. Термины и определения освещение - использование света для того, чтобы сделать видимыми объекты и/или их окружение. В свою очередь, осветительный прибор - устройство, предназначенное для освещения и содержащее один или несколько электрических ИС и осветительную арматуру (п. 2.2 ГОСТ Р 56228-2014). Таким образом, ни «освещение», ни «осветительные приборы» не могут рассматриваться в качестве энергопринимающих устройств. Серверное оборудование также не предназначено для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления), а непосредственно потребляет приобретаемую электроэнергию (как конечное оборудование, предназначенное для хранения и передачи информации, произведения вычислений и т.д.). Согласно ОКОФ, серверы различной производительности относятся к коду 330.28.23.23 «машины офисные прочие». В соответствии с позицией Ростехнадзора помещение серверной, включая вводное устройство, групповую сеть, электроустановочные изделия, а также размещенное в нем оборудование, является электроустановкой серверной и частью электроустановки здания. Указанное означает, что электроустановкой может являться только комплекс аппаратов, включающий, прежде всего, вводное (энергопринимающее) устройств. Функциональным назначением энергопринимающего устройства выступает преобразование электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления, т.е. для изменения (увеличения или уменьшения) напряжения в сети переменного тока до значений, позволяющих безопасно эксплуатировать электрооборудование. Согласно п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений. С технической точки зрения трансформатор представляет собой прибор, работающий на основе явления электромагнитной индукции и имеющий две или более индуктивно связанные обмотки на каком-либо магнитопроводе. Таким образом, единственным устройством, обеспечивающим преобразование электрической энергии с точки зрения действующих нормативно-технических документов и законов физики, выступает трансформатор, как оборудование, обладающее определенными техническими характеристиками и конструктивными особенностями. «Освещение, сервера, серверное оборудование прочее» технически не предназначены для решения таких задач и выступают в качестве оконечного оборудования.

АО «НТЭК» пояснило, что пункт 15 Правил предусматривает следующий порядок проверки полноты заявок:

1) Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил (т.е. в том числе, проверка сведений о наименовании и местонахождении энергопринимающих устройств);

2) При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. Последствием непредоставления недостающих документов и сведений является аннулирование заявки.

Соответственно, отметило Общество, Правила связывают полноту содержащихся в заявке документов и сведений с возникновением права потребителя на технологическое присоединение. При этом сетевая организация на указанном этапе проводит проверку только на предмет наличия / отсутствия подлежащих предоставлению документов и сведений. Подход о закрытом характере перечня подлежащих предоставлению документов подтверждается сложившейся правоприменительной и судебной практикой (Постановление Татарстанского УФАС России от 25.11.2019 по делу № 016/04/9.21- 1789/2019, Постановление Курского УФАС России от 31.10.2016 по делу № 04-02-23-2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2022 МФ03-2305/2022 по делу № А51-3084/2021, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 № 09АП-49890/2020 по делу № А40-98592/19, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 19АП-776/2017 по делу № А35-8842/2016). С учетом изложенного сетевая организация не вправе проводить анализ содержания представленных документов и сведений, задавать уточняющие вопросы по фактически имеющимся в наличии данным либо запрашивать дополнительные документы.

В этой связи АО «НТЭК» считает, что у него отсутствовали правовые основания для запроса дополнительной информации / документов относительно энергопринимающих устройств потребителя. Таким образом, АО «НТЭК» рассматривало поступившую заявку исходя из содержащихся в ней сведений и документов. При этом в заявке ООО «РЕДСТАФФ-М» содержались данные об энергопринимающих устройствах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства АО «НТЭК» напрямую (без соответствующего оборудования, преобразующего электроэнергию для ее дальнейшего потребления) технически невозможно. В свою очередь, под технологическим присоединением понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. В связи с чем Общество считает, что ООО «РЕДСТАФФ-М» не запрашивало у АО «НТЭК» технологическое присоединение по смыслу, придаваемому этому термину действующим законодательством. В свою очередь, у АО «НТЭК» отсутствует техническая возможность осуществить технологическое присоединение к своим электрическим сетям заявленных объектов («Освещение, сервера, серверное оборудование прочее») непосредственно, без промежуточного энергопринимающего устройства. В качестве объекта, на котором предполагается монтаж указанных заявителем «энергопринимающих устройств» определен земельный участок, на котором впоследствии в соответствии с условиями Договора аренды от 10.06.2022 предполагается установить грузовой трехтонный контейнер (ГОСТ 18477-79). Вместе с тем, указанное противоречит положениям ГОСТ 30331.1-2013 (ТЕС 60364-1:2005). Межгосударственный стандарт. Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения, определяющего основополагающие правила проектирования, монтажа и проверки электрических установок. Установленные требования и правила предназначены для обеспечения безопасности людей, домашних животных и имущества от опасностей и повреждений, которые могут возникнуть при использовании электрических установок, и обеспечения надлежащего функционирования электроустановок. ГОСТ 30331.1-2013 классифицирует электрические установки в зависимости от вида объекта, с которым эти «аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс)» составляют «комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений». Иными словами, в отсутствие наименования и технических характеристик конкретного подключаемого оборудования сетевая организация должна знать, что именно (какой объект) будет подключен. Объекты же, как следует из вышесказанного - это здания, предприятия, сооружения и т.д. В примечании к пункту 11.1 ГОСТ 30331.1-2013 указано, что под термином «здание», «предприятие», «строение», «сооружение», «учреждение» понимают также земельные участки и все, что на них находится. Однако данная норма не дает оснований полагать, что земельные участки приравниваются к понятию «здание», «предприятие», «строение», «сооружение», «учреждение» и таким образом могут быть самостоятельными объектами для подключения. Из текста примечания следует, что частью «зданий», «предприятий», «строений», «сооружений», «учреждений» являются земельные участки, на которых они расположены. Таким образом, сам земельный участок самостоятельного объекта не образует. Невозможно подключить «аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование», просто помещенные на земельный участок. Данное оборудование должно составлять единое целое с каким-то «зданием», «предприятием», «строением», «сооружением», «учреждением», расположенным на земельном участке, которые в совокупности и составляют объект для подключения. Такой объект должен быть надлежащим образом определен в заявке, чтобы сетевая организация знала, что предполагается к подключению. В данном случае заявка таких сведений не содержит.

Общество отметило, что к заявке также приложены документы, касающиеся земельного участка, который сам, без расположенных на нем сооружений (в которых размещено оборудование), объекта для подключения не образует. Расположение в будущем на данном земельном участке контейнера также не свидетельствует о возникновении объекта подключения, отвечающего требованиям ГОСТ 30331.1-2013. Приведенный подход подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.05.2018 № Ф02-1421/2018 по делу № А33-27545/2017, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2021 № 13АП-28894/2020 по делу № А56-17507/2020, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 № 13АП-27138/2020 по делу № А56-26221/2020.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Исходя из п. 12(1) Правил, в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны: а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил; б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта); г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 150 кВт, за исключением заявителей, соответствующих критериям, указанным в абзаце двадцать шестом пункта 17 настоящих Правил.

Согласно п. 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Согласно пункту 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

В соответствии с пунктом 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 10.06.2022 предметом договора является предоставление арендодателем за плату во временное владение и пользование арендатору земельного участка, площадью 4 +/- 1 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ул. Полярная, земельный участок № 13/11, кадастровый номер 84:03:0010004:1575, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «6.9 – склады».

Пунктом 1.4 вышеуказанного договора установлено, что стороны обязуются в будущем также заключить договор аренды контейнера, который подлежит размещению на Объекте при определенных условиях, среди которых: в случае осуществления арендатором технологического присоединения Объекта к электрическим сетям – договор аренды контейнера подлежит заключению в течение 5 рабочих дней с даты подписания арендатором и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения.

Согласно пункту 4 заявки Объектом, в отношении которого необходимо осуществить технологическое присоединение, является серверное оборудование, подлежащее размещению на земельном участке с кадастровым номером 84:03:0010004:1575, расположенном по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ул. Полярная, земельный участок № 13/11.

Исходя из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 27.12.2004, под энергопринимающими устройствами потребителя понимаются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Как указано в заявлении ООО «РЕДСТАФФ-М», размеры земельного участка допускают возможность его самостоятельной независимой эксплуатации путем установки грузового трехтонного контейнера (ГОСТ 18477-79), либо контейнера собственного производства, и помещения в него серверного оборудования.

Согласно п. 1.4.2 договора аренды, заключенного между ООО «РЕДСТАФФ-М» и ИП Поповым Е.В. 10.06.2022, арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование грузовой трехтонный контейнер (ГОСТ 18447-79) в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора, а арендатор обязуется платить за него арендную плату.

В соответствии с пунктом 2 Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

- некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Не относятся к объектам капитального строительства следующие объекты: инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа) заводской поставки, конструкция которых обеспечивает возможность их передвижения.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В материалы административного дела не представлены документальные доказательства наличия у серверного оборудования, указанного в пункте 4 заявки, признаков недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 51 Правил, для осуществления временного технологического присоединения необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

а) наличие у заявителя заключенного с сетевой организацией договора (за исключением случаев, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно);

б) временное технологическое присоединение осуществляется для электроснабжения энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения.

С учетом изложенного, Объект заявителя относится к категории передвижных энергопринимающих устройств, в связи с чем технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться по временной схеме с учетом требований пункта 51 Правил.

В этой связи, АО «НТЭК», рассмотрев заявку ООО «РЕДСТАФФ-М», не имело правовых оснований для размещения в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки в личном кабинете потребителя условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счета, предусмотренного пунктом 103 Правил и иных документов, установленных п. 105 Правил, а также для направления в адрес ООО «РЕДСТАФФ-М» уведомления о несоответствии заявки требованиям Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Министерства тарифной политики № 12-э от 18.03.2021 для АО «НТЭК» установлены долгосрочные тарифы на электрическую энергию, за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей». Указанные тарифы действуют с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2023 года. Таким образом, АО «НТЭК» является сетевой организацией.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, в рассматриваемых в настоящем деле действиях АО «НТЭК» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ, 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-606/2023, возбужденному в отношении акционерного общества «НТЭК» (ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476, 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ветеранов, д. 19), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Примечание:

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "РЕДСТАФФ-М"
ИНН 7707338044, ОГРН 1157746312900
Представителю заявителя Новикову А.Д.
ИНН , ОГРН
Законному представителю АО «НТЭК»
ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476