Письмо №ВМ/14491/23 РЕШЕНИЕ №024/07/3-2240/2023 от 30 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №024/07/3-2240/2023

 

25 августа 2023 год г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Фомушкина Ю.В., врио заместителя руководителя управления,

члены Комиссии: Горбачева П.И., главный государственный инспектор, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» на действия организатора торгов – ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО», закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по проведению режимно-наладочных испытаний паровых котлов на котельных ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» (извещение № 32312559066) (далее – закупка),

при участии представителей: от организатора торгов Чеботаревой Е.В. (доверенность №Д-160/2022 от 09.01.2023), от заявителя Белова К.Д. (выписка из ЕГРЮЛ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 07.08.2023 поступила жалоба ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий», 16.08.2023 дополнение к жалобе на действия организатора торгов, закупочной комиссии, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации, необоснованном отклонении заявки заявителя.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки было направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось с 11:30 16.08.2023 до 16:00 24.08.2023 и с 16:00 24.08.2023 до 16:00 25.08.2023. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Из доводов жалобы следует, что порядок оценки заявок участников закупки, путем приведения его к единому базису, является незаконным и противоречит законодательству Российской Федерации, сложившейся судебной практике.

Согласно дополнению к жалобе заявка заявителя необоснованно отклонена от участия в закупке на основании представления в составе заявки несоответствующего решения об одобрении крупной сделки, предоставление которого в силу Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ).

Организатор закупки представил пояснения, согласно которым порядок оценки заявок участников закупки, установленный в закупочной документации соответствует Положению о закупках, требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) не противоречит.

Также из возражений организатора торгов следует, что заявка заявителя отклонена по причине ее несоответствия требованиям, установленным в закупочной документации, в частности, за предоставление в составе заявки недействительного решения об одобрении крупной сделки и непредставления в составе заявки информационного письма, свидетельствующего об отсутствии необходимости предоставления такого решения.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ Положения о закупках ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО».

Решением закупочной комиссии, оформленным протоколом рассмотрения заявок запроса предложений в электронной форме от 02.08.2023, размещенным в единой информационной системе, заявка заявителя отклонена на основании: «п. 12.7.3.2 Положения и п. 2.2.2 «Инструкции по заполнении заявки на участие в запросе предложений и порядок ее оценки» (далее – Инструкция по заполнению заявки) по причине несоответствия заявки на участие требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений, а именно:

-предоставленное в качестве документа, подтверждающего решение об одобрении или о совершении крупной сделки решение №3, датировано 08.08.2019. В соответствии с требованиями документации, если срок, в течение которого действительно решение, в решении/справке не указан, согласие/справка считается действующим в течение одного года с даты его принятия/выдачи, соответственно, решение №3 считается не действующим.

Также в случае, если в силу законодательства одобрение не требуется, то участник предоставляет справку/информационное письмо об отсутствии необходимости одобрения или совершения сделки. Такой документ в составе заявки предоставлен не был».

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, в том числе к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В пункте 15 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» закупочной документации установлено, что требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке определены в Инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений и порядке ее оценки (далее – инструкция).

В Инструкции установлен перечень документов, подлежащих представлению в составе заявки, в числе которых решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. В том случае, если сделка (сделки) не являются крупными, участник должен представить соответствующую справку, подписанную участником закупки (подпункт 6 пункта 1.1).

Согласно подпункту 6 пункта 1.1 Инструкции в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если срок, в течение которого действительно решение, в решении/справке не указан, согласие/справка считается действующим в течение одного года с даты его принятия/выдачи, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие/справка, либо обстоятельств, в которых давалось согласие/справка;

В случае, если в силу законодательства такое одобрение не требуется, то участник предоставляет справку/информационное письмо об отсутствии необходимости одобрения или совершения сделки.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в составе заявки участника закупки в обязательном порядке должен быть представлен один из следующих документов:

- действующее решение (его копия) об одобрении или о совершении крупной сделки;

- справка/информационное письмо об отсутствии необходимости одобрения или совершения сделки.

Комиссией установлено, что в составе заявки заявителя представлено решение № 3 единственного учредителя ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» от 08.08.2019.

Статьей 46 Закона № 14-ФЗ установлены требования, которым должно отвечать решение об одобрение крупной сделки.

В частности, согласно части 3 статьи 46 Закона № 14-ФЗ в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 1 части 7 статьи 46 Закона № 14-ФЗ установлено, что положения статьи 46 названного закона не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Следовательно, заявитель по условиям закупочной документации, с учетом положений абзаца 1 части 7 статьи 46 Закона № 14-ФЗ, должен был предоставить в составе заявки на участие в закупке информационную справку/письмо, свидетельствующее об отсутствии необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. Однако, такой документ в составе заявки заявителя не предоставлен.

При этом, статья 46 Закона № 14-ФЗ не запрещает обществу, состоящему из единственного участника, принять решение о необходимости оформления (наличия) такого решения. То есть единственный участник общества вправе самостоятельно определить, что для него такое решение требуется.

Согласно пояснениям представителя заявителя, озвученным на заседании Комиссии, в составе заявки ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» представлено решение об одобрении крупной сделки, которое имелось у общества до процедуры обжалуемой закупки. Указанное свидетельствует о том, что единственный участник ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» определил, что наличие решения на совершение крупной сделки, предусмотренного статьей 46 Закона №14-ФЗ, для общества требуется.

Таким образом, волеизъявление единственного участника о необходимости наличия у общества такого решения, оформленное решением № 3 единственного учредителя ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» от 08.08.2019, и действия по его предоставлению в составе заявки, при условии невыполнения требования о представлении в составе заявки соответствующего письма/справки, свидетельствуют о том, что указанное решение для ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» требуется и, соответственно, должно подлежать оценке закупочной комиссией на предмет его соответствия требованиям закупочной документации.

Комиссией установлено, что решение № 3 единственного учредителя ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» от 08.08.2019, представленное в составе заявки заявителя, не содержит указания на срок действия указанного решения, в связи с чем, на момент рассмотрения заявок оно считается недействительным в связи с истечением годичного срока, что указывает на несоответствие заявки требованиям подпункта 6 пункта 1.1 Инструкции.

В соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Инструкции заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок за несоответствие заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что решение закупочной комиссии об отклонении заявки заявителя принято в соответствии с требованиями закупочной документации и положениям Закона № 223-ФЗ не противоречит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 названного Закона.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13), порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 22 статьи 3.2 Закона № 223).

Согласно пункту 4.8.2. Положения о закупке если один из участников подал ценовое предложение без НДС, то в целях сравнения ценовые предложения всех участников оцениваются (сопоставляются) также без учета НДС.

Аналогичные требование установлены в пункте 2.7 Инструкции, пункте 18 закупочной документации.

Пунктом 8 Извещения о проведении закупки, пунктом 3 закупочной документации установлено, если участник не является плательщиком НДС, цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену договору без учета НДС.

Общество, является плательщиком НДС и в случае заключения договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае при сопоставлении ценовых предложений участников запроса предложений без учета НДС заказчиком созданы условия, при которых требования к предоставлению ценовых предложений и к оценке таких предложений в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов.

Аналогичные выводы содержаться в определении Верховного суда Российской Федерации № 307-ЭС21-28680 по делу №А56-118596/2020.

Судебная практика, на которую в своей жалобе ссылается заявитель, в данном случае не применима, поскольку обстоятельства дела различны, а именно: положения документации позволяют участникам закупки, находящимся на упрощенной системе налогообложения, подавать свое ценовое предложение в пределах начальной (максимальной) цены договора с учета НДС, тогда как в рассматриваемом случае такая возможность отсутствует.

Кроме того, заявка заявителя отклонена, соответственно, ценовое предложение ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» оценке не подлежит, что свидетельствует об отсутствии нарушенных прав заявителя установленным в закупочной документации порядком оценки.

На основании вышеизложенного Комиссия в действиях организатора торгов, установившего вышеуказанный порядок оценки ценовых предложений участников закупки, нарушений Закона № 223-ФЗ не установила.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» на действия организатора торгов – ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО», закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по проведению режимно-наладочных испытаний паровых котлов на котельных ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» (извещение № 32312559066) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО»
ИНН 2460225783, ОГРН 1102468046790
ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий»
ИНН 6686050733, ОГРН 1146686011450