Решение б/н Решение по делу №86-14-14 от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Жилищно-коммунальное

управление – Чистый город»

663090, г. Дивногорск,

ул. 30 лет Победы, 18

 

ООО «Дивногорское жилищно-

коммунальное хозяйство»

663090, г. Дивногорск, ул. Б. Полевого, 1

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«10» марта 2015 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «5» марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» марта 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Н. Мосина, начальник отдела естественных монополий, Т.Э. Жукова, заместитель начальника отдела контроля закупок, рассмотрев дело № 86-14-14 по признакам нарушения ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» (663090, г. Дивногорск, ул. Б. Полевого, 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе в передаче вновь избранной управляющей компании – ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» технической документации на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Дивногорск, ул. 30 лет Победы, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, ул. Чкалова, 66, 68, 70, 80, 161, 163, 165, ул. Машиностроителей, 10, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» на действия ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство», выразившиеся в непередаче технической документации, необходимой для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Дивногорск, ул. 30 лет Победы, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, ул. Чкалова, 66, 68, 70, 80, 161, 163, 165, ул. Машиностроителей, 10 (далее – МКД).

Приказом Красноярского УФАС России от 31.03.2014 № 147 о возбуждении дела
и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 86-14-14 по признакам нарушения ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                     «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 86-14-14 установлены следующие обстоятельства.

Между собственниками МКД и ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» заключены договоры управления многоквартирными домами.

Согласно положениям указанных договоров предусмотрено досрочное расторжения договора по инициативе собственников жилых помещений многоквартирного дома по причине изменения ими способа управления многоквартирным домом или заключения договора управления с другой управляющей организацией при соблюдении требований действующего законодательства по порядку выбора иного способа управления или мной управляющей организации.

В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Указанная норма ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 № 7677/11).

В соответствии с пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.

Собственниками МКД на общем собрании собственников соответствующего многоквартирного дома была выбрана иная управляющая компания – ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город». Заключены договоры управления многоквартирными домами от 01.01.2014.

О решении домовладельцев ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» было уведомлено письмами ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» от 06.12.2013 №№, от 09.12.2013 №, от 13.12.2013 №№, от 16.12.2013 №, от, 24, 25 №№, от 18.12.2013 №№.

ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» ответов на указанные выше письма не представило.

Согласно письменным пояснениям ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство», представленным в адрес Красноярского УФАС России, общество считает, что договоры управления с собственниками МКД являются действующими, поскольку никаких заявлений о расторжении договоров в его адрес не поступало. ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» не имеет правовых оснований передавать техническую документацию на указанные многоквартирные дома.

В связи с рассмотрением Арбитражным судом Красноярского края дела № А33-2823/2014 по заявлению – ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» к                                    ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании передать соответствующую техническую документацию, рассмотрение дела № 86-14-14 приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А33-2823/2014.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 86-14-14 от 12.12.2015 № 2491 рассмотрение дела № 86-14-14 Красноярским УФАС России возобновлено.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.02.2015 производство по делу № А33-2823/2014 прекращено, в связи с отказом ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» от исковых требований.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.

Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.

Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено кодексом, иными законами или договором.

В период с ноября по декабрь 2013 года собственниками помещений МКД проведены внеочередные общие собрания собственников указанных помещений. Результаты проведения общих собраний оформлены протоколами внеочередных общих собраний собственников помещений МКД. По результатам проведенных собраний собственниками МКД приняты решения об утверждении решений о расторжении договора управления многоквартирными домами с действующей управляющей организацией ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство».

В рамках рассмотрения дела № 86-14-14 Комиссией не установлено обстоятельств оспаривания указанных выше протоколов проведения общих собраний собственников МКД.

Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае изменения своей воли путем принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа у правления данным домом, что согласуется с принципом реализации жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей компанией (расторжение договора) по предусмотренным законодательством основаниям не противоречит жилищному и гражданскому законодательству (правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 22.11.2011                        № 7677/11).

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с пунктом 24 Правил № 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

  1. документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
  2. документы (акты) о приемке результатов работ;
  3. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
  4. инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

К иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом относятся в соответствии с пунктом 26 Правил № 491:

  1. копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
  2. выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
  3. заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
  4. документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
  5. проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
  6. иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.

ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» в адрес ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» направлены уведомления о передаче технической документации на МКД. Уведомления получены ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство», о чем имеется отметка ответчика на указанных уведомлениях.

В связи с изменением собственниками способа управления МКД, заключенные собственниками МКД с ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» договоры управления МКД прекратили свое действие в связи с односторонним отказом собственников помещений от их исполнения по причине избрания иного способа управления МКД.

Учитывая изложенное, предыдущая управляющая организация обязана передать техническую документацию и иные связанные с управлением такими МКД документы управляющей компании, с которой в установленном порядке заключен договор на управление МКД.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В силу того обстоятельства, что ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» отказало в передаче технической документации на МКД вновь избранной управляющей компании – ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город», действия ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, и причинили убытки ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город», поскольку не позволяют последнему получить доход в результате управления рассматриваемым многоквартирным домом, и следовательно образуют состав нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно представленным ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» пояснениям, общество просит прекратить рассмотрение дела № 86-14-14 в связи с передачей           обществу ООО «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» всей необходимой документации на МКД. Таким образом, до даты рассмотрения дела № 86-14-14 (05.03.2015) указанное нарушение антимонопольного законодательства было устранено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа в передаче вновь избранной управляющей компании – ООО «Жилищно-коммунальное управление – Чистый город» технической документации на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Дивногорск,                          ул. 30 лет Победы, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, ул. Чкалова, 66, 68, 70, 80, 161, 163, 165,                            ул. Машиностроителей, 10.

2. Производство по делу № 86-14-14 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                     Т.Н. Мосина

 

                                                                                                                                                    Т.Э. Жукова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны