Письмо №ВМ/18822/23 Решение № 024/07/3-3071/2023 от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 



 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-3071/2023

 

3 ноября 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Жукова Т.Э., заместитель начальника, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу Региональной общественной организации «Федерация экстремального спорта Красноярского края» на действия закупочной комиссии организатора торгов – КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 82/23 «Выполнение работ по изготовлению спортивных фигур в скейт-парке и металлоконструкций для хранения велосипедов и самокатов» (извещение № 32312820533) (далее – закупка),

при участии представителей заявителя Ильющенкова В.В. (приказ от 30.07.2021 № 28), Маркевича А.Ю. (по ходатайству заявителя), организатора торгов Власовой В.А. (доверенность от 10.02.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 30.10.2023 поступила жалоба Региональной общественной организации «Федерация экстремального спорта Красноярского края» на действия закупочной комиссии организатора закупки, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок участников закупки.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы состоялось 03.11.2023 в 12 часов 00 минут (время местное). Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы закупочной комиссией неверно осуществлена оценка заявки победителя закупки по критерию «Опыт оказания услуг».

Кроме того, заявитель указывает на неправомерный допуск участника закупки ООО «ПСК» к участию в конкурсе, в связи с указанием обществом в техническом предложении по позиции № 12 «Металлоконструкции для хранения велосипедов и самокатов» характеристик товара, несоответствующих требованиям закупочной документации.

Организатор торгов представил возражения, согласно которым оценка заявок участников закупки была осуществлена закупочной комиссией в соответствии с условиями закупочной документации. Основания для отклонения заявки ООО «ПСК» отсутствовали, поскольку участником закупки представлено предложение соответствующее потребности заказчика.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Разделом 20 закупочной документации установлено, что в целях оценки и сопоставления заявок участников закупки, устанавливаются следующие критерии оценки заявки:

1) цена договора - 60%;

2) квалификация участника – 40%, в том числе:

2.1. опыт оказания услуг, сопоставимого характера и объема участником конкурса в электронной форме – общее количество исполненных договоров – 20%.

2.2. опыт оказания услуг, сопоставимого характера и объема участником конкурса в электронной форме – общая стоимость исполненных договоров – 20%.

Пунктом 2.5.2.1 закупочной документации определено, что в целях оценки по критерию «Квалификация участника» участник предоставляет реестр договоров, оформленный по форме, указанной в Приложении № 5 к документации о проведении конкурса в электронной форме, заверенные участником копии документов, подтверждающие опыт работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема (заверенные надлежащим образом копии договоров, заключенных и исполненных Участником закупки и актов оказанных услуг, или иных документов, подтверждающих факт надлежащего оказания услуг).

Заказчик в подтверждение оценки по критерию «Квалификация участника» принимает к рассмотрению только те договоры, в которых и предмет договора и описание (характеристики, наименование) оказанных услуг по договору полностью соответствуют предмету услуг сопоставимого характера и объема.

В рамках настоящей закупки услугами сопоставимого характера и объема следует считать услуги по изготовлению спортивных объектов инфраструктуры для занятий экстремальными видами спорта.

Сопоставимый характер и объем оценивается закупочной комиссией исходя из предмета договоров/контрактов/соглашений, представленных участником закупки в составе заявки.

Если из содержания договора и его приложений невозможно определить сопоставимость характера услуг, то такие договоры к оценке заказчиком не принимаются.

Договоры, предоставляемые участником закупки в подтверждение его квалификации, должны быть полностью отсканированы, содержать в себе все приложения, которые содержатся в тексте договора, позволяющие оценить сопоставимость характера и объема услуг.

В рамках закупки установлено предельное количество договоров сопоставимого характера и объема, предоставляемых в указанной закупке в подтверждение квалификации – 3 штуки.

По подкритерию «Опыт оказания услуг, сопоставимого характера и объема участником конкурса в электронной форме – общее количество исполненных договоров – 20 %» максимальное количество баллов (100 баллов) получает участник, представивший наибольшую общую сумму договоров сопоставимых услуг (представивший в составе заявки наибольшую общую сумму договоров, соответствующих требованиям, установленным настоящей документацией) и в составе заявки которого имеются подтверждающие данный опыт вышеуказанные документы.

По подкритерию «Опыт оказания услуг, сопоставимого характера и объема участником конкурса в электронной форме – общая стоимость исполненных договоров – 20 %» максимальное количество баллов (100 баллов) получает участник, имеющий наибольший опыт оказания сопоставимых услуг (представивший в составе заявки наибольшее количество договоров, соответствующих требованиям, установленным настоящей документацией) и в составе заявки которого имеются подтверждающие данный опыт вышеуказанные документы.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 20.10.2023 участнику закупки ООО «ПСК» по критерию оценки «Квалификация участника» присвоено 40 баллов.

Комиссия установила, что подателем жалобы в составе заявки на участие в закупке в подтверждение опыта по оказанию услуг сопоставимого характера и объема представлены сведения и документы по 3 договорам на общую сумму 29 800 636,84 рублей.

Изучив указанные документы, руководствуясь вышеизложенными требованиями закупочной документации, Комиссия пришла к выводу, что представленные участником закупки договоры отвечают условиям закупочной документации, поскольку в рамках исполнения таких договоров были выполнены работы по устройству спортивных объектов инфраструктуры для занятий экстремальными видами спорта.

Комиссией также не установлено, что порядком оценки по критерию «Квалификация участника» закупочной документацией предусмотрено вычитание из общей суммы представленного договора суммы, оплаченной за конкретные виды работ. Исходя из условий закупочной документации в случае наличия в представленном договоре факта выполнения работ сопоставимого характера договор принимается в полном объеме.

С учетом изложенного, Комиссией не установлено нарушений в действиях закупочной комиссии в части оценки заявок участников закупки по критерию оценки «Квалификация участника».

Подпунктом 5 пункта 2.5.2.1 закупочной документации установлено, что участник закупки предоставляет предложение участника закупки о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, оформленное по форме Приложения № 3 к закупочной документации.

В соответствии с разделом 3 закупочной документации участник закупки предоставляет предложение участника закупки в соответствии со следующими требованиями:

«Предложение участника закупки должно содержать качественные, технические и функциональные характеристики оказываемых услуг выполняемых работ, поставляемого товара в соответствии с требованиями заказчика, установленными в разделе 1 или превышать функциональные, технические и качественные характеристики, установленные заказчиком.

Предложение участника закупки должно содержать конкретные показатели поставляемого (используемого при оказании услуг, выполнении работ) товара. Если участник предлагает к использованию товар, эквивалентный товару, в отношении которого в извещении установлен товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

 

При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности – требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение».

Разделом 1 закупочной документации установлены следующие требования к техническим, качественным, эксплуатационным, функциональным характеристикам по позиции № 12:

 

Наименование товара (работ, услуг)

Функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики услуги, работы, товара

Единица измерения

Кол-во

Металлоконструкции для хранения велосипедов и самокатов

Разработать и утвердить Заказчиком макет металлоконструкций для хранения велосипедов и самокатов. Изготовить и смонтировать металлоконструкции в количестве 100 (ста) штук.

Металлоконструкции должны:

- быть комфортными в использовании, как ребенком, так и взрослым;

- иметь надежные крепления для фиксации велосипедов и самокатов в горизонтальном или вертикального положениях;

- иметь возможность регулирования;

- быть устойчивыми и подходить для различных велосипедов с диаметром колес от 14 до 27 дюймов и размером рамы от 14 до 26 дюймов.

- размер металлоконструкции верхнее крепление (45*45*10 см. Д*Ш*В (+- 10 см.),

нижнее крепление 14,5*13,5*4 см. Д*Ш*В (+- 10 см.) Точное место монтажа металлоконструкции - по указанию Заказчика.

Штука

100

 

Изучив заявку ООО «ПСК», Комиссией установлено, что участником закупки по позиции № 12 предложен товар со следующей характеристикой: «устойчивые и подходят для различных велосипедов с диаметром колес 15 дюймов и размером рамы 15 дюймов».

Из пояснений представителя организатора торгов следовало, что заказчику требуется металлоконструкции для хранения велосипедов и самокатов в количестве 100 штук для различных велосипедов с диаметром колес от 14 до 27 дюймов и размером рамы от 14 до 26 дюймов.

Согласно условиям закупочной документации в графе «Показатель, ед. изм.» может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями «не менее» или «не более», или иным аналогичным образом, и содержатся в графе «Показатель, ед. изм.», а в графе «Значение» указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание «не менее» или «не более», или аналогичное ему из графы «Показатель, ед. изм.» не исключается. При этом «не менее» означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, «не более» – равно или меньше.

Термины «не более», «не менее», «минимальное значение», «не уже», «не шире», «не выще», «не ниже», «min», «max», символ»-», «» подразумевают, что значение (-ния) показателя, указанное (-ные) заказчиком включены в интервал допустимых значений, термины «от», «до», «свыше», «выше», «ниже», «шире», «уже» означают, что характеристика указываемая заказчиком не включена в интервал, т.е. должна быть более (менее) указанной заказчиком.

Из указанной инструкции по заполнению технического предложения не следует применение диапазона значений указанных в связки предлогов «от» … «до» …, что не может свидетельствовать о необходимости указания конкретного значения показателя, указанного в данном диапазоне.

Установленные в указанной инструкции применения предлогов «от» и «до», предполагает указание отдельных показателей «от»…, «до»…, что с учетом технического задания можно расценить как, например, от 15, до 26.

Вместе с тем, из буквального толкования технического задания закупочной документации следует, что металлоконструкции должны быть устойчивыми и подходить для различных велосипедов с диаметром колес от 14 до 27 дюймов и размером рамы от 14 до 26 дюймов.

Следовательно, в данном случае участнику закупки необходимо было указать диапазон значений установленных заказчиком величин.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что конкретизация такого параметра металлоконструкции как «подходящих для различных велосипедов с диаметром колес 15 дюймов и размером рамы 15 дюймов» повлияет на ее дальнейшее исполнение (изготовление) и не будет отвечать требованию «подходящих для различных велосипедов с диаметром колес от 14 до 27 дюймов и размером рамы от 14 до 26 дюймов», следовательно, отвечать установленной заказчиком потребности.

Согласно пункту 21.3.3 закупочной документации заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении конкурса в электронной форме.

Поскольку договор по результатам закупки заключается на условиях, в том числе, заявки участника закупки, то есть на основании его предложения, анализ технического предложения ООО «ПСК» по позиции № 12, с учетом указания участником закупки конкретной характеристики предлагаемого к поставке товара, позволяет сделать вывод о том, что описанный заявителем товар не соответствует условиям закупочной документации.

Таким образом, допустив заявку участника закупки ООО «ПСК», закупочной комиссией организатора торгов допущено нарушение часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

С целью устранения выявленного нарушения Комиссия считает возможным выдать предписание об устранении выявленного нарушения, при наличии заключенного договора, на основании следующего.

Частью 11 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ установлено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.

Жалоба Региональной общественной организации «Федерация экстремального спорта Красноярского края» поступила в антимонопольный орган 30.10.2023. Уведомление о поступлении жалобы, предусмотренное частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, направлено на электронный адрес организатора торгов, указанный в извещении о проведении торгов, 30.10.2023 17:17:00 (МСК+4).

Согласно сведениям Единой информационной системы, договор по результатам закупки заключен 31.10.2023 05:18 (МСК+4), то есть после получения организатором торгов уведомления Красноярского УФАС России, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, в силу чего, на основании статьи 10 и части 2 статьи 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации, заключенный ими договор является ничтожным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Региональной общественной организации «Федерация экстремального спорта Красноярского края» на действия закупочной комиссии организатора торгов – КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 82/23 «Выполнение работ по изготовлению спортивных фигур в скейт-парке и металлоконструкций для хранения велосипедов и самокатов» (извещение № 32312820533) обоснованной.

  2. Признать закупочную комиссию нарушившей требования части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

  3. Выдать организатору торгов предписание об устранении нарушений порядка проведения закупки.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
РОО "Федерация экстремального спорта Красноярска края"
ИНН 2466149360, ОГРН 1072400001684
КГАУ "Центр молодежных инициатив "Форум"
ИНН 2466209072, ОГРН 1082468022548