Решение №ИЧ/3228/24 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-461/2024 от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



ООО «ПК «Прибайкалье»

ул. Коростова, д. 17, кв. 3, г. Усолье-Сибирское, г.о. Усолье-Сибирское, Иркутская область, 665452,

pribaik@bk.ru


АО «Красноярская региональная энергетическая компания»

пр-кт. Мира, д. 10, пом. 55, г. Красноярск, 660049,

pTsarikovskaya@kraseco24.ru





РЕШЕНИЕ № 024/07/3-461/2024

28 февраля 2024 года г. Красноярск


Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Чайкун И.А., врио заместителя руководителя управления,

члены Комиссии: Горбачева П.И., главный государственный инспектор, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО ПК «Прибайкалье» на действия организатора торгов – АО «Красноярская региональная энергетическая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме (ЕЭТП), на право заключения договора на выполнение работ по лесовосстановлению на земельном участке в целях эксплуатации линейного объекта «Строительство ЛЭП-6 кВ для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, в районе п. Тартат, к.н. 24:04:0305004:1016» (извещение № 32413251786) (далее – закупка),

при участии представителей: от организатора торгов Цариковской П.Г. (доверенность № 174 от 01.02.2024) в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.


УСТАНОВИЛА:


В адрес Красноярского УФАС России 19.02.2024 поступила жалоба ООО ПК «Прибайкалье» на действия организатора торгов, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ в адрес подателя жалобы и организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы состоялось в 16:00 28.02.2024. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Из доводов жалобы следует, что организатором торгов в закупочной документации неправомерно установлено две начальных (максимальных) цены договора (далее – НМЦД), которая поставлена в зависимость от системы налогооблажения участников закупки (для участника закупки, плательщика НДС, НМЦД – это цена договора с НДС, для участника, находящегося на упрощенной системе налогообложения – цена без учета НДС.

Кроме того, по мнению заявителя, организатором торгов неправомерно сравниваются заявки участников с НДС и без НДС.

Организатор торгов представил возражения, согласно которым закупка проводилась в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о закупках и требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также критерии оценки составлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ Положения о закупках АО «КрасЭко».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в Положение о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5, 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное означает, что при определении в закупочной документации НМЦД к обязанностям заказчика относится, в том числе, установление одного значения цены договора (цены лота) для всех участников закупки, независимо от применяемой ими системы налогообложения, и указание на то, содержит или нет установленная цена НДС. Установленные правила оценки предложений участников закупки должны позволять обеспечить равенство участников гражданского оборота.

Согласно пункту 2 закупочной документации начальная (максимальная) цена договора (лотов): 1 471 674, 66 рублей с НДС. Не допускается подача заявки с превышением начальной (максимальной) цены договора.

В абзаце 2 пункта 9 Извещения о проведении запроса предложений в электронной форме указано, если участник не является плательщиком НДС, цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную максимальную цену без учета НДС.

Исходя из вышесказанного следует, что для участника закупки, находящегося на упрощенной системе налогообложения, согласно требованиям Извещения, НМЦД – это цена договора без учета НДС, а для участника, находящегося на общей системе налогообложения НМЦД – это цена договора с НДС, что свидетельствует об установлении организатором торгов двух значений НМЦД. Как указывалось выше, НМЦД сформирована заказчиком с учетом НДС и в силу вышеуказанного должна быть одинаковой для всех участников закупки, вне зависимости от применяемой такими участниками закупки системы налогообложения.

Законом № 223-ФЗ не предусмотрено положение о том, что НМЦД для участников закупки, находящихся на упрощённой системе налогообложения - это цена договора без учета НДС.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода заявителя о незаконности установления в Извещении о проведении закупки двух значений НМЦД, и о наличии в действиях организатора торгов, установившего вышеуказанные требования и положения в закупочной документации, нарушений требований части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

По второму доводу жалобы Комиссия установила следующие обстоятельства.

Как указывалось выше - начальная (максимальная) цена договора (лотов): 1 471 674, 66 рублей с НДС (п.2 Закупочной документации). Не допускается подача заявки с превышением начальной (максимальной) цены договора.

Из пункта 3 закупочной документации следует, что цена договора включает все расходы, возникающие у Подрядчика в процессе исполнения договора, в том числе налоги, сборы и другие обязательные платежи, а также расходы, связанные с выездом к месту выполнения работ.

Если участник не является плательщиком НДС, цена предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену договора без учета НДС.

В соответствии с пунктом 2.7 инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений и порядок её оценки, в случае если хоть один из Участников закупки применяет упрощенную систему налогообложения или освобожден от уплаты НДС, в целях оценки закупочная комиссия сопоставляет предложения всех участников без НДС.

В силу пункта 4.8.2 Положения о закупке, если один из участников подал ценовое предложение без НДС, то в целях сравнения ценовые предложения всех участников оцениваются (сопоставляются) также без учета НДС.

При оценке заявок участников стоимости заявок приводятся к единому базису: оцениваются все заявки или с учетом НДС, или без учета НДС (применяется в случае, если в закупке участвуют лица, работающие по упрощенной системе налогообложения).

Как указывалось Комиссией ранее при оценке первого довода заявителя в часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в Положение о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5, 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. При определении в конкурсной закупке начальной (максимальной) цены договора к обязанностям заказчика относится, в том числе установление одного значения цены договора (цены лота) для всех участников закупки, независимо от применяемой ими системы налогообложения, и указание на то, содержит или нет установленная цена НДС. Установленные правила оценки предложений участников закупки должны позволять обеспечить равенство участников гражданского оборота.

Как указывалось выше, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) сформирована заказчиком с учетом НДС и в силу вышеуказанного должна быть одинаковой для всех участников закупки, вне зависимости от применяемой такими участниками закупки системы налогообложения. Кроме того, Закон № 223-ФЗ не содержат положений о том, что начальная (максимальная) цена договора для участников закупки, находящихся на УСН, - это цена договора без учета НДС.

Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в закупочной документации порядок выбора победителя среди заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, создает преимущественные условия для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСН, что противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ и влечет за собой необоснованное ограничение участников закупки. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и за какую итоговую цену участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

На основании вышеизложенного, действия организатора закупки, установившего порядок оценки, установленный в пункте 2.7 инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений и порядок её оценки, противоречат принципу проведения закупочной процедуры, установленному в пункте 2 части 1 статьи Закона № 223-ФЗ и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия





РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО ПК «Прибайкалье» на действия организатора торгов – АО «Красноярская региональная энергетическая компания» при проведении запроса предложений в электронной форме (ЕЭТП), на право заключения договора, на выполнение работ по лесовосстановлению на земельном участке в целях эксплуатации линейного объекта «Строительство ЛЭП-6 кВ для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, в районе п. Тартат, к.н. 24:04:0305004:1016» (извещение № 32413251786) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии

И.А. Чайкун



Члены Комиссии

П.И. Горбачева


В.Д. Галимов






2024-3355


Связанные организации

АО "КрасЭко"
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773
ООО "ПК "Прибайкалье"
ИНН 3801157601, ОГРН 1223800022654