Решение б/н Решение по делу № 024/07/3-3093/2020 от 18 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №024/07/3-3093/2020

18 ноября 2020 года                                                                                          г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») жалобу ООО «Ротекс» на действия организатора закупки  –  ФГУП «Горно-химический комбинат» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений подгорной части промтерритории ФГУП «ГХК» (извещение № 32009601013) (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 05.11.2020 поступила жалоба                                 ООО «Ротекс»  на действия организатора закупки, выразившиеся в составлении конкурсной документации с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в адрес подателя жалобы, организатора закупки было направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось с 15:05 часов 12.11.2020 до 12:30 часов 18.11.2020 в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Жалоба рассмотрена с участием представителя организатора закупки. Податель жалобы, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и способе рассмотрения жалобы участие своего представителя в рассмотрении жалобы не обеспечил.

Согласно доводам жалобы требование о том, что действие требуемой в закупочной документации лицензии должно распространяться на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии для ФГУП «ГХК» является незаконным. Из указанного требования не представляется возможным определить виды работ, которые должны быть указаны в лицензии.

Также из доводов жалобы следует, что требование к участнику закупки о необходимости наличия лицензии на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии именно для ФГУП «ГХК» заведомо неисполнимо, ввиду отсутствия у потенциальных участников конкурса прав, а также всех необходимых документов для переоформления лицензии, в связи с внесением в нее нового объекта места осуществления деятельности. Указанное требование создает преимущественные условия   действующему исполнителю, так как только действующий исполнитель на момент проведения процедуры может иметь требуемую лицензию, остальным участникам не возможно ее получить без действующего договора.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что в связи с тем обстоятельством, что в эксплуатацию объекта использования атомной энергии входит, в том числе подержание санитарного состояния объектов, а услуги будут оказываться на объектах, отнесённых ФГУП «ГХК» к объектам использования атомной энергии, заказчиком в соответствии со статьями 26, 37 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Федеральный закон «Об использовании атомной энергии») установлено требование о наличии у участников закупки лицензии Ростехнадзора, дающей право на эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации.

Требование о том, что действие лицензии должно распространяться на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии для ФГУП «ГХК» включено в закупочную документацию с целью обеспечения соблюдения заказчиком требований законодательства об использовании атомной энергии и соблюдения условий действия лицензии (далее – УДЛ) эксплуатирующей организации в случае, если в УДЛ участника закупки установлен конкретный перечень наименований эксплуатирующих организаций, которым лицензиат вправе оказывать услуги/выполнять работы, указанные в лицензии. В случае, если в УДЛ предоставленной участником закупки не установлены конкретные наименования эксплуатирующих организаций, а содержатся лишь общие формулировки (например «предприятия на территории РФ, имеющие в своём составе и эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения отработавшего ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов») лицензия участника будет признана соответствующей требованиям закупочной документации.

Положение о лицензировании и Административный регламент не содержат требований о наличии заключённого договора с эксплуатирующей организацией на момент подачи заявления о внесении изменений в условия действия лицензии, в связи с этим действующий договор с эксплуатирующей организацией не является обязательным условием внесения изменений в УДЛ, в части места оказания услуг.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителя организатора закупки, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон о закупках), на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Федерального закона о закупках Положения о закупках.

Для проведения конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений подгорной части промтерритории ФГУП «ГХК», организатором закупки в соответствии с требованиями Федерального закона о закупках, Положения о закупках была разработана и размещена на официальном сайте закупочная документация.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом «б» части 1.1 статьи 5.1 Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Госкорпорации «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» № 37 от 07.02.2012 (протокол от 17.07.2020 № 132) (далее – Положение о закупках), установлено, что при подготовке к проведению закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, критерии отбора и оценки заявок участников закупки, значение таких критериев и  величины их значимости (если порядком проведения закупки предусмотрена оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке) в соответствии с приложением № 10.

В соответствии с пунктом 1.8 раздела 1 приложения № 10 «Методика установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии)» к Положению о закупках участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ, связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг.

Из вышеизложенного следует, что при  проведении закупки, предметом которой в силу законодательства Российской Федерации является лицензируемый вид деятельности, организатор закупки в закупочной документации должен установить требование о наличии у участников закупки соответствующей лицензии.

Согласно пункту 7 раздела 1 «Извещение о проведении закупки» части 1 закупочной документации предметом закупки является оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений подгорной части промтерритории ФГУП «ГХК».

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 2.1.1 «Требования к участникам закупки, субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям» части 1 закупочной документации участник закупки должен иметь лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, дающую право на эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации.

Действие лицензии должно распространяться на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии для ФГУП «ГХК».

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

В соответствии с Постановлением Ростехнадзора от 02.12.2005 № 11 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)» (НП-016-05)» (далее - Постановление № 11) эксплуатация объекта ядерного топливного цикла -  это деятельность, направленная на достижение безопасным образом целей, для которых предназначен объект ядерного топливного цикла.

Из вышеизложенного следует, что к эксплуатации объекта ядерного топливного цикла относится деятельность, связанная с непосредственным (целевым) использованием такого объекта, к которой деятельность по уборке не относиться.

Согласно положениям Постановления № 11 условия безопасной эксплуатации – это установленные в проекте условия по количеству, характеристикам, состоянию работоспособности и условиям технического обслуживания систем (элементов), важных для безопасности, при которых обеспечивается соблюдение пределов безопасной эксплуатации и (или) критериев безопасности.

Таким образом, к безопасной эксплуатации объектов ядерного топливного цикла условия соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, на которые ссылается организатор закупки, не относятся.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что услуг по уборке служебных и производственных помещений подгорной части промтерритории ФГУП «ГХК» к эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ не относятся, и, как следствие, лицензируемым видом деятельности, указанным в статье 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», не являются.

Кроме того, согласно пункту 9 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 (далее – Положение о лицензировании) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, подписанное руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, и заверенное печатью юридического лица (при ее наличии), в котором указывает:

а) полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица, его местонахождение, номер телефона и адрес электронной почты (если имеется) юридического лица;

б) лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, адрес и наименование объекта использования атомной энергии, на котором или в отношении которого планируется осуществлять деятельность, а также срок действия лицензии;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

д) наименование и адрес налогового органа, в котором соискатель лицензии состоит на учете;

е) сведения об уплате государственной пошлины.

Из вышеизложенного следует, что в заявлении на получение лицензии соискатель лицензии, в том числе указывает адрес и наименование объекта использования атомной энергии, в связи с этим само по себе требование о содержании в лицензии сведений о наименовании и адресе объекта использования атомной энергетики, требованиям законодательства Российской Федерации не противоречит.

Подпунктом «б» пункта 10 Положения о лицензировании установлено, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются, в том числе 3 комплекта документов, обосновывающих обеспечение безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) лицензируемого вида деятельности, соответствующей потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - комплект документов). Допускается представление одного комплекта документов на бумажном носителе и 2 комплектов документов на электронном носителе (требования к оформлению документов на электронном носителе устанавливаются лицензирующим органом), при этом соискатель лицензии обеспечивает соответствие содержания комплекта документов на бумажном носителе содержанию комплектов документов на электронном носителе.

Предоставление в составе заявления на получение лицензии документов, указанных в подпункте «б» пункта 10 Положения о лицензировании, также свидетельствует о том, что к лицензируемому виду деятельности, в частности, эксплуатации объектов, указанных в статье 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», относится деятельности по использованию атомной  энергии, каковой услуги по уборке не являются.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что услуги, являющиеся предметом закупки, лицензируемым видом деятельности не являются, что свидетельствует об отсутствии обязанности для получения лицензии при оказании услуг по уборке помещений, относящихся к объектам, указанным в статье  26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии, требование о представлении которой установлено в подпункте 1.9 пункта 2.1.1 «Требования к участникам закупки, субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям» части 1 закупочной документации. Соответственно, обжалуемые подателем жалобы требования к лицензионным видам услуг, к содержанию лицензии (в части ссылки на «выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии для ФГУП «ГХК»), при наличии условия неправомерного установления требования о представлении в составе заявки вышеуказанной лицензии,  являются обоснованными.

Таким образом, установив требование о представлении в составе заявки лицензии, указанной в подпункте 1.9 пункта 2.1.1 «Требования к участникам закупки, субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям» части 1 закупочной документации, и, как следствие необоснованные требования к ее содержанию, обжалуемые подателем жалобы, организатор закупки нарушил требование пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России решила следующее.

1. Признать жалобу ООО «Ротекс» обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в закупочную документацию.

           

Решение может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд в течение трех  месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны