Решение б/н Решение по делу № 024/01/15-2201/2019 от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «А..»

 

Администрация Ачинского района

»…»

 

МКУ «УС и ЖКХ»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 125-15-19 (024/01/15-2201/2019)

01 июня 2020 года

                                                    г. Красноярск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 21 мая 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 июня 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – «…», заместитель руководителя управления – начальник контрольного отдела;  члены Комиссии –  «…», начальник отдела контроля органов власти; «…», старший государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрев дело №125-15-19 (024/01/15-2201/2019), возбужденное в отношении администрации Ачинского района «…», по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»), руководствуясь частью 13 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрении дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «А…» (далее – ООО «А…») (исх. 3/1 от 14.05.2019; вх. №8360 от 20.05.2019) о проведении проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства действий администрации Ачинского района, связанных с непредставлением сведений об объектах коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории п. Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края.

По результатам рассмотрения вышеназванного заявления, в связи с выявлением в действиях администрации Ачинского района признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отказе ООО «А…» в предоставлении материалов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения и предъявлении необоснованных требований к обществу о подтверждении его соответствия требованиям, предъявляемым к инвестору, на стадии запроса документов необходимых для подготовки проекта концессионного соглашения, что  препятствует доступу ООО «А…» на товарные рынки теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения п. Причулымский, п. Горный Ачинского района Красноярского края и ограничивает (может ограничить) конкуренцию за право доступа на указанные товарные рынки, Красноярским УФАС России выдано предупреждение (исх.№13295 от 20.08.2019) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения в срок до 01 октября 2019 года.

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России  № 303 от 13 ноября 2019 года возбуждено настоящее дело. 

Определением от 13.11.2019 о назначении дела №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена администрация Ачинского района, в качестве заявителя   ООО «А…», рассмотрение дела назначено на 14 января 2020 года.  

14.01.2020 дело №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) рассмотрено в присутствии представителей администрации Ачинского района «…» (доверенность №08-0061 от 13.01.2020), «…» (доверенность №08-0060 от 13.01.2020), представителя ООО «А…» «…» (доверенность №1 от 09.03.2020).  

14.01.2020 в деле №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) объявлен  перерыв до 17.01.2020 в    в целях получения запрошенной определением от 13.11.2020 информации у Администрации Ачинского района. 

 17.01.2020 дело №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) рассмотрено в присутствии представителей администрации Ачинского района «…» (доверенность №08-0061 от 13.01.2020), «…» (доверенность №08-0060 от 13.01.2020), представителя ООО «А…» «…» (доверенность №1 от 09.03.2020).  

Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к выводу о необходимости привлечения МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района к рассмотрению дела  №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) в качестве заинтересованного  лица.   

Определением от 17.01.2020 к участию в рассмотрении дела привлечено МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района в качестве заинтересованного лица, рассмотрение дела отложено на 18.02.2020, срок рассмотрения дела продлен до 13.08.2020. 

18 февраля 2020 года дело №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) рассмотрено в присутствии представителя администрации Ачинского района «…» (доверенность №08-0061 от 13.01.2020),  законного представителя ООО «А…» «…»     

Определением от 18.02.2020 рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 31.03.2020.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх.№3563 от 21.02.2020).

 Уведомлением от 30.03.2020 рассмотрение дела №125-15-19 (024/01/15-2201/2019)  перенесено на 27.04.2020. 

Уведомлением от 16.04.2020 рассмотрение дела №125-15-19 (024/01/15-2201/2019)    в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и угрозой ее распространения  перенесено на 21.05.2020.  

21.05.2020 дело №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) в отсутствии лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, было рассмотрено по существу.

При рассмотрении дела №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

ООО «А…» 20.03.2019 в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения обратилось в администрацию Ачинского района с запросом материалов, указанных в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46  Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»),  а также сведений о составе имущества, о схеме теплоснабжения, схеме водоснабжения и водоотведения объектов, расположенных на территории п. Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края.

Администрацией Ачинского района в рамках рассмотрения заявления ООО «А…» принято решение (исх.№08-2406 от 10.06.2019) отказать обществу в предоставлении документов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения в связи с несоответствием запроса форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 для предложения о заключении концессионного соглашения.

Форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300, для предложения о заключении концессионного соглашения, предполагает помимо прочего указание лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения такие сведения как: технико-экономические характеристики объекта концессионного соглашения, сметная стоимость предлагаемого к реализации проекта концессионного соглашения, а также предполагает предоставление готового проекта концессионного соглашения.

Таким образом, администрация Ачинского района в отсутствие у заявителя (ООО «А…») необходимых сведений об объектах концессионного соглашения возложила  обязанность на последнего представить предложение о заключении концессионного соглашения, соответствующее всем требованиям формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300, для предложения о заключении концессионного соглашения. 

Вместе с тем, объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории п.Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края, были переданы 01.11.2019 по договорам аренды №4-19, №5-19 сроком на один месяц ООО «С…» (ИНН «…») без проведения публичных процедур.

29.11.2019  администрация Ачинского района и ООО «С…» до истечения срока договоров аренды №4-19, №5-19 от 01.11.2019 заключили договоры аренды №10-19, №11-19  на объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в п. Горный и п. Причулымский Ачинского района, без проведения публичных процедур.

На заседании Комиссии по делу №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) представители администрации Ачинского района пояснили о том, что отказ в предоставлении сведений об испрашиваемых объектах  коммунальной инфраструктуры ООО «А…» со ссылками на форму, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 для предложения о заключении концессионного соглашения, дан ошибочно. Вместе с тем, информация об объектах не могла быть представлена, поскольку вся документация на объекты находится у МКУ «УС и ЖКХ». МКУ «УС и ЖКХ» по запросу администрации Ачинского района запрашиваемые сведения  ООО «А…» не представило. После направления отказа ООО «А…» со стороны заявителя не было действий, свидетельствующих о намерении переговоров по процедуре получения информации об объектах теплоснабжения и водоснабжения, поскольку ООО «А…» обратилось единожды и после отказа в предоставлении информации у Администрации отсутствовали сведения о намерениях ООО «А…». 

Из пояснений представителей администрации Ачинского района также следует, что несмотря на готовность рассмотреть заявление ООО «А…» повторно, исполнение предупреждения исх.№13295 от 20.08.2019 было затруднено введением режима чрезвычайной ситуации в д. Каменка Ачинского района Красноярского края и изданием приказа №32-л от 06.08.2019 о привлечении к работе в выходные дни сотрудников управления муниципальной собственностью,  земельно-имущественных отношений и экономики администрации Ачинского района.

Представители администрации Ачинского района сообщили, что объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории п. Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края, на момент рассмотрения дела находятся у ООО «С…». Информация о выборе  ресурсноснабжающей организации на территории п. Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края  была размещена на официальном сайте.

На основании заявления ООО «С…» (от 01.11.2019) комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Ачинского района 01.11.2019 принято решение о передаче объектов без проведения конкурсных процедур. Постановлением администрации Ачинского района №641-п от 01.11.2019 «О передаче на праве аренды в ООО «С…» муниципального имущества коммунальной инфраструктуры, расположенного на территории Горного и Причулымского сельсовета Ачинского района» на основании протокола заседания Комиссии, статьи 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 11  части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» Глава Ачинского района постановил передать вышеназванные объекты ООО «С…».

   На заседании Комиссии 18.02.2020 представитель администрации Ачинского района сообщил о том, что заявление ООО «А…» рассмотрено повторно. Обществу предложено для получения ранее запрашиваемых сведений обратиться в МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района, а также дополнительно сообщено о том, что документация не может быть представлена в полном объеме, поскольку идет ее формирование.

   На заседании Комиссии 18.02.2020 представитель МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района представил пояснения, из которых следует, что в МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района за получением документов, указанных в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 ФЗ «О концессионных соглашениях» никто не обращался.  В мае 2019 года   учреждение подготовило для согласования запрос в Министерство тарифной политики Красноярского края о долгосрочных параметрах регулирования тарифа и направило в адрес администрации Ачинского района. Ответ на запрос не был получен. 23.01.2020 учреждение  направило запрос в Министерство тарифной политики Красноярского края, в ответ на который Министерство указало на отсутствие информации, необходимой для предоставления органом регулирования тарифов сведений о ценах, значениях и параметрах, используемых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса. На момент рассмотрения дела учреждение проводит работу по подготовке всей необходимой конкурсной документации, в том числе согласование долгосрочных параметров регулирования тарифа.

Представитель ООО «А…» с доводами администрации Ачинского района не согласился, пояснил, что ответ на свое первоначальное обращение получил только 03.07.2019, при том,  что оно было направлено в марте 2019 года. Все это время Общество неоднократно обращалось к представителям администрации Ачинского района, в лице главы Ачинского района «…» и его заместителя «…». Доводы администрации об отсутствии у нее информации на объекты теплоснабжения и водоснабжения в поселке Горный и Причулымский противоречит тот факт, что уже в период рассмотрения обращения объекты переданы по договоры аренды иному хозяйствующему субъекту, что невозможно сделать без наличия технической документации на объекты.   

На заседании Комиссии 18.02.2020 директор ООО «А…» представил пояснения, из которых следует, что у администрации Ачинского района имелось время для заблаговременного выбора ресурсноснабжающей организации в период предоставления услуг вплоть до 31.10.2019 прежней ресурсноснабжающей организацией - ООО «АР…». Однако такие меры были приняты только 01.11.2019 в связи с решением №7 от 01.11.2019 комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Ачинского района.

Директор «А…» обратил внимание Комиссии на тот факт, что в качестве надежной ресурсноснабжающей организации выбрано ООО «С…», зарегистрированное в качестве юридического лица 10.06.2019 с уставным капиталом 10000 рублей, основным видом деятельности  которого является строительство жилых и нежилых зданий.

Относительно размещения информации о выборе ресурсносбжающей организации директор ООО «А…» сообщил о том, что днем размещения на официальном сайте администрации извещений являлся последний рабочий день  недели – пятница. При этом время размещения информации не указано. В официальном печатном издании администрации Ачинского района - «Уголок России» данная информация также не размещалась. 

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами  лиц,  участвующих в рассмотрении дела Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 2 статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является Федеральный закон Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4  ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются: системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом, согласно части 3 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные положения, касающиеся объектов водоснабжения и водоотведения, содержатся в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении»). 

При этом, согласно части 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, при системном толковании норм ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О теплоснабжении», ФЗ «О водоснабжении», а так же ФЗ «О концессионных соглашениях»  передача прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых превышает 5 лет должна осуществляться исключительно на основании концессионных соглашений.

Срок эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории п. Горный и П. Причулымский Ачинского района Красноярского края, в соответствии с представленными в материалы дела договорами аренды с ООО «С…»,  превышает 5 лет.

Таким образом, указанное муниципальное имущество должно передаваться исключительно на основании концессионных соглашений.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно пункту 4.1 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (пункт 4.2 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях»).

  В соответствии с пунктом 4.3 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия:

1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерациив сфере теплоснабжения);

2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее -плановые значения показателей деятельности концессионера);

5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 52 «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении, либо муниципальным образованием, обязан представить в течение тридцати календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения, схемой водоснабжения и водоотведения.  

Таким образом, ФЗ «О концессионных соглашениях» устанавливает для потенциальных инвесторов право получения информации в объеме необходимом для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения, а для органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении, либо муниципальным образованием закрепляет корреспондирующую такому праву  обязанность по предоставлению необходимых документов для подготовки проекта концессионного соглашения и предложения о заключении концессионного соглашения (аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2018 по делу №А73-3335/2018).  

Согласно пунктам 2, 5, 11 части 1 статьи 34 Устава муниципального образования  Ачинский район, принятого Ачинским районным референдумом 08.12.1996 года, к компетенции администрации Ачинского района отнесено осуществление от имени района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района; учреждение муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утверждение их уставов, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; решение  иных вопросов местного значения, находящихся в ведении района и не отнесенных действующим законодательством либо настоящим Уставом к компетенции районного Совета депутатов, в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством. 

Таким образом, именно администрация Ачинского района в соответствии с пунктом 2 статьи 52 «О концессионных соглашениях» является  обязанным лицом представить по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 ФЗ «О концессионных соглашениях», а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения, схемой водоснабжения и водоотведения.   

Как следует из материалов дела, 20.03.2019 ООО «А…» в письме №1/1  обратилось к главе Ачинского района с просьбой о предоставлении документов в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях Горного и Причулымского сельсовета.

В ответе на запрос администрация Ачинского района Ачинского района 10.06.2019 уведомило истца об отказе предоставления информации, в связи с несоответствием заявления форме,  утвержденной Постановлением Правительства РФ №300 от 31.03.2015 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения». 

Предупреждением Красноярского УФАС России №13295 от 20.08.2019 администрация Ачинского района была предупреждена о неправомерности отказа ООО «А…» в предоставлении запрашиваемых Обществом материалов на основании не соответствия заявления вышеназванной форме и о необходимости устранения указанного нарушения путем повторного рассмотрения заявления ООО «А…». 

Вместе с тем, в установленный срок (01.10.2019) предупреждение Красноярского УФАС России администрация Ачинского района не исполнила, не предоставила, сведений подтверждающих принятие мер, направленных на выполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 52 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Таким образом, довод администрации Ачинского района об ошибочности первоначального отказа в предоставлении документов и материалов, указанных в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 ФЗ «О концессионных соглашениях» не состоятелен.

Довод администрации Ачинского района о том, что выполнение предупреждения было осложнено введением Постановлением Главы Ачинского района №397-П от 05.08.2019 режима чрезвычайной ситуации на территории Ачинского района, не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку установленный предупреждением срок исполнения (01.10.2019) не согласуется с временем действия чрезвычайной ситуации и не исключает нарушения  требований действующего законодательства в действиях Ответчика по настоящему делу. Режим функционирования чрезвычайной ситуации, введенный Постановлением Главы Ачинского района №397-П от 05.08.2019, был снят Постановлением Главы Ачинского района №403-П 07.08.2019. 

Кроме того, администрация Ачинского района в период срока исполнения предупреждения не выразила намерения на исполнение предупреждения, не обращалась с  ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения.  

Об отсутствии намерения администрации Ачинского района рассмотреть обращение ООО«А…» свидетельствует и тот факт, что в ходе рассмотрения настоящего дела при повторном обращении ООО «А…» (исх. № 01/01 от 15.01.2020) администрация Ачинского района не исполнила возложенную пунктом 2 статьи 52 ФЗ «О концессионных соглашениях» обязанность,  перенаправив заявителя в МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района.

При этом на заседании Комиссии представители администрации Ачинского района, МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района сообщили о том, что не вся документация готова, находится в процессе формирования и в последующем будет выставлена на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Таким образом, доказательств исполнения своих обязательств в соответствии с частью 2 статьи 52 ФЗ «О концессионных соглашениях» в полном объеме администрация Ачинского района не представила.

Установленная в ходе рассмотрения дела совокупность обстоятельств свидетельствует о преднамеренном препятствовании последнему в доступе на товарные рынки  теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения п. Причулымский, п. Горный Ачинского района Красноярского края, а также свидетельствует о препятствовании инициированию процедуры заключения концессионного соглашения.

В соответствии с частью 4.7 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения. 

Таким образом, принятие предложения инициатора заключения концессионного соглашения влечет возможность привлечения большего числа хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в конкурсной процедуре на право заключения концессионного соглашения.   

О намеренном препятствовании инициированию процедуры заключения концессионного соглашения свидетельствует и тот факт, что Красноярское УФАС России неоднократно выдавало предупреждения и предписания в адрес администрации Ачинского района по факту передачи одних и тех же объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории п. Горный, п. Причулымский, без проведения публичных процедур группе лиц (ООО «Ст…» и ООО «У…»; ООО «Ал…» и ООО «Арт…»). (Предупреждение Красноярского УФАС России №3591 от 28.02.2017, Решение и предписание Комиссии Красноярского УФАС России от 29.05.2019 по делу 13-16-18, Решение и предписание Комиссии Красноярского УФАС России от 19.04.2019 по делу 5-16-19).

Вместе с тем, администрацией Ачинского района не принимаются меры по надлежащей организации передачи вышеназванного имущества ресурсоснабжающей организации в целях   оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах поселений Горного и Причулымского в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.  

Кроме того, администрацией Ачинского района не принимаются меры по подготовке всего необходимого объема документации, необходимой для заключения концессионного соглашения.

В соответствии с представленной МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района информацией администрацией Ачинского района не запрашивались материалы, указанные в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 ФЗ «О концессионных соглашениях». Вместе с тем, при попытке принятия МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района мер, направленных на согласование запроса в Министерство тарифной политики Красноярского края о долгосрочных параметрах регулирования тарифа в целях рассмотрения заявления ООО «А…» упреждение не получило ответа от администрации Ачинского района.

Вышеназванное обстоятельство также свидетельствует о препятствовании администрации Ачинского района МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района процессу подготовки и изготовления документации необходимой для заключения концессионного соглашения. 

Комиссия обращает внимание на тот факт, что хозяйствующие субъекты, которым ранее администрация Ачинского района передавала вышеназванное имущество по договору аренды, а именно: ООО «Ст… и ООО «У…» были зарегистрированы в качестве юридических лиц незадолго до заключения договоров аренды.

Так ООО «Ст…» (ИНН – «…») зарегистрировано в Едином реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 28.03.2016. Договоры аренды с ООО «Ст…» были заключены 14.10.2016.

ООО «У…» (ИНН – «…») зарегистрировано в ЕГРЮЛ 03.10.2017. Договоры аренды с ООО «У…» были заключены 01.11.2017.

Аналогичным образом, при наличии неисполненного предупреждения Красноярского УФАС России №13295 от 20.08.2019, а также выданного предписания по делу № 5-16-19 от 19.04.2019 администрация Ачинского района 01.11.2019 заключает договоры аренды вышеназванного имущества с ООО «С…» (ИНН – «…»), зарегистрированного 10.06.2019 и не имеющего опыта оказания соответствующих услуг.

Комиссия критически относится к доводам представителя администрации Ачинского района об объявлении выбора ресурсноснабжающей организации для обеспечения услугами ЖКХ на территории Горного и Причулымского сельсовета на официальном сайте администрации Ачинского района, поскольку подобной процедуры передачи объектов коммунальной инфраструктуры действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, Комиссия установила, что датами размещения извещений о выборе вышеназванной организации являются даты заключения договоров аренды с ООО «С…» 01.11.2019 и 29.11.2019. Иных извещений администрацией Ачинского района не представлено.

Таким образом, размещение извещения о выборе ресурсноснабжающей организации для оказания услуг ЖКХ на территории Горного и Причулымского сельсовета непосредственно в день заключения договора с ООО «С…» свидетельствует о намерении заключить договор именно с заранее выбранной администрацией Ачинского района организацией и о препятствовании иному кругу хозяйствующих субъектов, желающих и имеющих возможность оказать услуги теплоснабжения и водоснабжения на территории Горного и Причулымского сельсовета.   

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Статьей 1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»), предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции. В компетенцию управления Федеральной антимонопольной службы входит содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Применение мер антимонопольного реагирования возможно в случаях недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов хозяйствующих субъектов – лиц, осуществляющих деятельность на каком-либо товарном рынке.

Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.7  Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) проведен анализ состояния конкуренции на рынке похоронных услуг.

В соответствии с пунктом 10.7 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал настоящего исследования определен периодом: 20 марта 2019 (дата первого обращения ООО «А…» в администрацию Ачинского района) по 01 ноября 2019 (дата заключения администрацией Ачинского района договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Горного и Причулымского сельсовета, с ООО «С…»).

Продуктовыми границами рассматриваемого рынка является предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории п. Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края.   

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Географические границы рынка предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены как территория муниципальных образований п. Горный и п. Причулымский Ачинского района Красноярского края.

Действия администрации Ачинского района по отказу в предоставлении документов и материалов, указанных в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46 ФЗ «О концессионных соглашениях», а также сведений о составе имущества, о схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «А…»  создало препятствие доступу к муниципальному ресурсу ООО «А…» и иному неопределенному круга лиц, которые также могли иметь намерение приобрести указанные выше права в отношении данного имущества в случае размещения предложения ООО «А…» в порядке, предусмотренном частью 4.7 статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях», что обусловливает возможность доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения п. Причулымский, п. Горный Ачинского района Красноярского края. 

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о  наличии в действиях в администрации Ачинского района нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе ООО «А…» в предоставлении материалов, необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения и предъявлении необоснованных требований к обществу о подтверждении его соответствия требованиям, предъявляемым к инвестору, на стадии запроса документов необходимых для подготовки проекта концессионного соглашения, что  препятствует доступу ООО «А…» на товарные рынки теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения п. Причулымский, п. Горный Ачинского района Красноярского края и ограничивает (может ограничить) конкуренцию за право доступа на указанные товарные рынки».

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

           В связи с тем, что на момент принятия решения нарушение не прекращено  Комиссия, на основании подпунктов  «в –г»  пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции..

Кроме того, действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица администрации Ачинского района дела об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 40-15-18 о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию Ачинского района нарушившей  пункт  2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части отказа ООО «А…» в предоставлении документов и материалов,  необходимых для подготовки предложения о заключении концессионного соглашения и предъявлении необоснованных требований к обществу о подтверждении его соответствия требованиям, предъявляемым к инвестору, на стадии запроса документов, необходимых для подготовки проекта концессионного соглашения, что  препятствует доступу ООО «А…» на товарные рынки теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения п. Причулымский, п. Горный Ачинского района Красноярского края и ограничивает (может ограничить) конкуренцию за право доступа на указанные товарные рынки. 

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка выдать администрации Ачинского района обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации   надлежит в срок до 05.08.2020:

-  рассмотреть обращение ООО «А…» о предоставлении документов и материалов, указанных в пунктах 1, 4 - 8, 10 - 14 части 1 статьи 46  ФЗ «О концессионных соглашениях»,  а также сведений о составе имущества, о схеме теплоснабжения, схеме водоснабжения и водоотведения и при отсутствии  законных оснований для отказа предоставить ООО «А…»  запрашиваемые материалы (документы) в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №125-15-19 (024/01/15-2201/2019) уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица администрации Ачинского района дела об административном правонарушении  по статье 14.9 КоАП.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

«…»

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны