Решение б/н Решение по делу № 388-16-14 от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края

ул. Комсомольская , 23, с. Шалинское,Манский район,

Красноярский край,  663510

 

ООО «Коммунальное хозяйство»

ул. Щетинкина, 154, с. Шалинское, Манский район,

Красноярский край,  663510

 

<…>

 

Для сведения:

Прокурору Манского района

<…>

ул. Комсомольская , 32, с. Шалинское,Манский район,

 Красноярский край,  663510

 

 

 

Решение

по делу № 388-16-14

 

26 декабря 2014 года

г. Красноярск

  

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 15 декабря 2014  года. В полном объеме решение изготовлено 26 декабря 2014 года.

Комиссия Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления, члены комиссии: <...>, начальник отдела контроля органов власти, <...>, специалист – эксперт правового отдела, рассмотрела дело № 388-16-14, возбужденное в отношении  Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края (ул. Комсомольская, 23, с. Шалинское, Манский район, Красноярский край, 663510) и ООО «Коммунальное хозяйство» (ул. Щетинкина,154, с. Шалинское, Манский район, Красноярский край, 663510) (далее - Ответчики) по признакам нарушения п.4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»).

 Дело рассмотрено с участием:

- представителя ООО «Коммунальное хозяйство» – <…> (доверенность от 15.12.2014)

- <…> (личность удостоверена).

При рассмотрении дела Комиссией установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 21433 от 28.10.2014) о проведении проверки на предмет соблюдения  требований антимонопольного законодательства в отношении действий Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Администрация) и общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство» (далее - Общество) по факту заключения договоров аренды объектов муниципального имущества (коммунального хозяйства) без соблюдения публичных процедур.

  В результате анализа информации, предоставленной <…>, установлено следующее:

Между Администрацией Шалинского сельсовета и ООО «Коммунальное хозяйство» были заключены  следующие договоры аренды объектов коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, согласно которым  на основании актов приема-передачи Обществу были переданы в пользование объекты коммунального хозяйства (канализационные сети, теплопроводные сети, водопроводные сети, водонапорные башни и артезианские/водонапорные скважины):

-договоры №1, №2, №3, №4 от 02.05.2012 г. до 30.12.2012 г. (акты приема-передачи от 02.05.2012);

-договоры №1,  №3, №4 от 06.05.2013 г. до 30.12.2013 г. (акты приема-передачи от 06.05.2013) ;

-договоры №1, №2, №3, №4 , от 09.01.2014 г. до 01.06.2014.г. (акты приема-передачи от 09.01.2014) ;

-договоры №1, №3, №4, №5 от 01.07.2014 г. до 31.12.2014 г. (акты приема-передачи от 01.07.2014).

  Несмотря на то, что  имущество передано в пользование по договорам аренды от 02.05.2012, от 06.05.2013, от 09.01.2014, подпунктами 1.1 и 3.1 данных договоров предусмотрена передача имущества в пользование на безвозмездной основе. Таким образом, договоры от 02.05.2012, от 06.05.2013, от 09.01.2014  являются договорами безвозмездного пользования, а договор от 01.07.2014 является договором аренды имущества с арендной платой пять тысяч рублей в месяц.

Торги на право заключения вышеуказанных договоров администрацией Шалинского сельсовета Манского района не проводились.

По данному факту на основании приказа № 671 от 17.11.2014 Красноярским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и ООО «Коммунальное хозяйство», выразившихся в заключении антиконкурентных соглашений о передаче/получении в пользование ООО «Коммунальное хозяйство» муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, путем заключения договоров аренды от 01.07.2014  и договоров безвозмездного пользования от 02.05.2012, от 06.05.2013, от 09.01.2014, без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов), что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции за право пользования данным имуществом и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения села Шалинское.

Ответчик - Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края с вменяемым нарушением не согласилось, представила письменную позицию (исх.04.12.2014 №951), заключающуюся в  следующем.

Ввиду того, что ООО «Коммунальное хозяйство» является единственным хозяйствующим субъектом на территории Шалинского сельсовета оказывающим услуги по теплоснабжению, между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района и ООО «Коммунальное хозяйство» были заключены договоры аренды муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры) без проведения публичных процедур.

ООО «Коммунальное хозяйство» с вменяемым нарушением так же не согласилось. При рассмотрении дела представитель общества озвучил позицию, заключающуюся в  следующем.

К директору ООО «Коммунальное хозяйство» обратилась Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края с просьбой заключить договоры аренды муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры). Несмотря на то, что  данное имущество находилось в непригодном состоянии и требовало больших затрат на его содержание, общество пошло на встречу Администрации и заключило вышеуказанные договоры в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения села Шалинское.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно пункту 2 статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010  №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России  № 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  № 67,  который вступил в действие 7 марта 2010 года.

Таким образом, у Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края отсутствовали правовые основания в соответствии с действующим законодательством заключить договоры аренды от 01.07.2014  и договоры безвозмездного пользования от 02.05.2012, от 06.05.2013, от 09.01.2014 на объекты коммунальной инфраструктуры с ООО «Коммунальное хозяйство» без проведения публичных процедур.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом, довод Администрация Шалинского сельсовета о том, что ООО «Коммунальное хозяйство» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по теплоснабжению на территории с. Шалинское, вследствие чего договоры аренды от 01.07.2014  и договоры безвозмездного пользования от 02.05.2012, от 06.05.2013, от 09.01.2014 были заключены без проведения публичных процедур не может быть учтен Комиссией как несостоятельный в правовом отношении, ввиду того, что требования законодательства по заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества по результатам публичных процедур носят императивный характер.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на  муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к   муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Стороны соглашения могли заключить указанные выше договоры только по результатам конкурсных процедур. Однако договоры заключены в нарушение порядка, установленного статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», что также противоречит статье 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Сама возможность заключения соглашения  между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, заключенные договоры аренды от 01.07.2014  и договоры безвозмездного пользования от 02.05.2012, от 06.05.2013, от 09.01.2014 муниципального имущества заключенные между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района и ООО «Коммунальное хозяйство» противоречат положениям статей 16, 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» и свидетельствуют об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО «Коммунальное хозяйство» при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование вышеуказанного муниципального имущества.

Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы  других хозяйствующих субъектов, которые были ограничены в возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к  следующим выводам:

- о наличии состава нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в действиях Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края  и ООО «Коммунальное хозяйство», выразившихся в заключения антиконкурентных соглашений о передаче/получении в пользование ООО «Коммунальное хозяйство» муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры путем заключения договоров аренды № 1, № 3 № 4, № 5 от 01.07.2014  и договоров безвозмездного пользования , № 1, №2, № 3 № 4, от 02.05.2012, от № 1, № 3 № 4, 06.05.2013,  № 1, №2, №3, № 4, от 09.01.2014  без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов), что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции за право пользования данным имуществом и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения села Шалинское.

В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества в аренду (иное пользование) Комиссия считает необходимым выдать Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края  и ООО «Коммунальное хозяйство» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С этой целью Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края  и ООО «Коммунальное хозяйство» надлежит расторгнуть все действующие договоры аренды муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры): договоры аренды № 1, № 3 № 4, № 5  от 01.07.2014 , договор аренды №2 от 09.01.2014.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать Администрацию Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и ООО «Коммунальное хозяйство» нарушившими п. 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в части заключения антиконкурентных соглашений о передаче/получении в пользование ООО «Коммунальное хозяйство» муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры путем заключения договоров аренды № 1, № 3 № 4, № 5 от 01.07.2014  и договоров безвозмездного пользования , № 1, №2, № 3 № 4, от 02.05.2012, от № 1, № 3 № 4, 06.05.2013,  № 1, №2, №3, № 4, от 09.01.2014  без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов), что повлекло (могло повлечь) недопущение конкуренции за право пользования данным имуществом и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения села Шалинское.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества в аренду (иное пользование) выдать Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  с этой целью Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края надлежит в срок до 15.06.2015:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договорам аренды № 1, № 3 № 4, № 5  от 01.07.2014 , №2 от 09.01.2014  заключенным с ООО «Коммунальное хозяйство» без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов) в казну муниципального образования;

- осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанных договоров,  хозяйствующим субъектам во владение и/или пользование с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

3. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества в аренду (иное пользование) выдать ООО «Коммунальное хозяйство»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции,  с этой обществу надлежит в срок до 15.06.2015:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, полученного по договорам аренды № 1, № 3 № 4, № 5  от 01.07.2014 , №2 от 09.01.2014  заключенным с  Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края  без соблюдения публичных процедур (без проведения торгов) в казну муниципального образования;

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

   <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны