Решение б/н Решение по делу № 52-11-16 от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Прогрессио»

ул.Весны, 6, пом. 33, г.Красноярск, 660077

 

МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ»

ул.Гагарина, 47 «г», с.Краснотуранск, Красноярский край, 662660

 

ООО «Перевозчик»

ул.Ольховая, 16, г.Абакан, Республика Хакасия, 655014

 

 

 

       

РЕШЕНИЕ

по делу №52-11-16

 

27.07.2016

 

г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена «13» июля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен «27» июля 2016 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, специалист-эксперт отдела контроля закупок; <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело №52-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Краснотуранское районное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ул.Гагарина, 47 «г», с.Краснотуранск, Красноярский край, 662660; ИНН 2422000884) (далее – МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ») и обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик» (ул.Ольховая, 16, г.Абакан, республика Хакасия, 655014; ИНН 1901120520) (далее - ООО «Перевозчик») пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Прогрессио» (далее – заявитель) (исх. б/н от 03.02.2016; вх. №1461 от 03.02.2016) с жалобой на действия МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», ИП <…> и ООО «Перевозчик», выразившиеся, по мнению заявителя, в заключении антиконкурентного соглашения между последними при заключении договоров на поставку угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ».

По результатам рассмотрения заявления, в связи с выявлением в действиях МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок поставки угля, приказом Красноярского УФАС России №119 от 28.04.2016 возбуждено настоящее дело.

Определением от 10.05.2015 о назначении дела №52-11-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик», а рассмотрение дела назначено на 30.05.2016.

Рассмотрение дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, откладывалось определением от 30.05.2016 на 15.06.2016.

 Рассмотрение дела, в связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела, откладывалось определением от 15.06.2016 на 13.07.2016.

При рассмотрении дела №52-11-16 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

ООО «Перевозчик» зарегистрировано 13.08.2014 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1141901003507.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/, юридическим адресом ООО «Перевозчик» является: ул.Ольховая, 16, г.Абакан, республика Хакасия, 655014, единственным учредителем юридического лица (а так же генеральным директором) является <…> (с размером доли 100%). Основным видом деятельности является деятельность в сфере автомобильного грузового транспорта, а дополнительными - оптовая торговля прочими машинами и оборудованием, торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, оптовая торговля топливом.

Краснотуранское РМПП ЖКХ зарегистрировано 04.09.2002 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1022400746961.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/, юридическим адресом МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» является: ул.Гагарина, 47 «г», с.Краснотуранск, Красноярский край, 662660, директором является <…>.

Согласно Уставу, основным видом деятельности МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» (по кодам ОКВЭД) является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, а дополнительными - передача пара и горячей воды (тепловой энергии), розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и иные.

МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с разработанным положением «О порядке закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», утвержденным 08.12.2015 директором <…>  (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке, согласно пункту 1.1.1., регламентирует закупочную деятельность МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» (далее – заказчик) и определяет порядок выбора поставщиков товаров, работ и услуг, условия и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд заказчика, а также определяет содержание, последовательность, сроки исполнения процедур закупок и основные функции субъектов закупок, в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках», а так же, согласно пункту 1.1.2, регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг за счет средств заказчика стоимостью свыше 100 000 (сто тысяч) рублей включая НДС.

Пунктом 3.1.1 Положения о закупке предусмотрены следующие способы размещения заказа: 1) открытый конкурс; 2) закрытый конкурс; 3) открытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором;4) закрытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором; 5) открытый двухэтапный конкурс; 6) закрытый двухэтапный конкурс; 7) открытый аукцион; 8) проведение запроса котировок; 9) проведение запроса предложений; 10) размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 11) проведение конкурентных переговоров; 12) проведение запроса ценовых предложений.

При рассмотрении заявления МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» не представлено планов закупок, так как согласно представленным пояснениям (вх.№2605 от 20.02.2016) предприятием не планируется проведение закупок свыше 100 тыс. руб., в связи с чем, отсутствует возможность представления названных планов.

Управлением было установлено, что между МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» было заключено 62 договора на поставку угля в период с 01.01.2016 по 17.02.2016, 280 договоров за 2015 год и 130 договоров за 2014 год.

Форма договоров является типовой, предметом является обязанность Поставщика передать в собственность Покупателя уголь в названном количестве тонн.

Цена договора определялась исходя из стоимости тонны поставляемого угля и рассчитывалась в каждом случае индивидуально, но не превышала 100 тысяч рублей.

Однако совокупная сумма заключенных и исполненных договоров составила не менее 35 175 594,79 рублей. Данные сведения, а так же сведения, подтверждающие исполнение названных договоров подтверждаются представленными МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» в материалы дела документами, свидетельствующими о исполнении договоров поставки угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», заключенных с ООО «Перевозчик», а именно выписки из счет-фактур ООО «Перевозчик» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 по 17.02.2016; таблицы: «оплата полученных счет-фактур» от ООО «Перевозчик» за август 2014 по май 2015», «оплата полученных счет-фактур» от ООО «Перевозчик» за август 2015 по май 2016»; оборотно-сальдовая ведомость за январь-апрель 2016 года.

Из письменных пояснений МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», представленных в адрес Управления, следует, что МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» с вменяемым нарушением несогласно, поскольку «предприятием не нарушаются нормы ФЗ «О защите конкуренции», поскольку деятельность осуществляется строго в соответствии с разработанным положением».

Так же в ходе заседания Комиссии директором МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» <…> были даны пояснения, согласно которым, ввиду отсутствия денежных средств на счетах предприятия, расчеты с поставщиками осуществлялись по мере поступления денежных средств, т.е. могли производиться в один день по нескольким договорам. Так, согласно бухгалтерскому отчету, финансовым результатом работы предприятия в 2014 году явилась прибыль равная 21 тысяче рублей, а в 2015 году – убытки равные 1 771 (один миллион семьсот семьдесят одна) тысяче рублей. Так же пояснил: «работа по закупке угля путем проведения торгов на сайте закупок и работа по предоплате в рамках сложившегося на предприятии финансового положения, становится просто невозможной и рисковать такой важной задачей, как подача тепловой энергии в период отопительного сезона населению целого района Краснотуранское РМПП ЖКХ не имеет права, так как согласно Уставу предприятия оно работает в интересах населения».

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела №52-11-16 пришла к следующим выводам.

Отношения, связанные с размещением МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» заказов, регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в порядке, установленном ФЗ «О закупках», вне зависимости, например, от того: будут ли расходоваться собственные денежные средства заказчика либо денежные средства, полученные заказчиком в качестве возмещения понесенных им расходов, за исключением случаев, когда заказчик будет являться получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов; связаны ли закупки с обеспечением регулируемого, либо иного вида деятельности.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Из смысла статьи 2 ФЗ «О закупках» следует, что если отношения прямо не урегулированы законодательством, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения, а именно Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), а при невозможности использования аналогии закона и права, применяются нормы исходя из общих начал и смысла антимонопольного законодательства.

Как установлено выше, МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», во исполнение требований ФЗ «О закупках» утверждено Положение.

При рассмотрении дела установлено, что Положение, согласно пункту 1.1.1., регламентирует закупочную деятельность МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и определяет порядок выбора поставщиков товаров, работ и услуг, условия и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд заказчика, а также определяет содержание, последовательность, сроки исполнения процедур закупок и основные функции субъектов закупок, в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках», а так же, согласно пункту 1.1.2, регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг за счет средств заказчика стоимостью свыше 100 000 (сто тысяч) рублей включая НДС.

Пунктом 3.1.1 Положения о закупке предусмотрены следующие способы размещения заказа: 1) открытый конкурс; 2) закрытый конкурс; 3) открытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором;4) закрытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором; 5) открытый двухэтапный конкурс; 6) закрытый двухэтапный конкурс; 7) открытый аукцион; 8) проведение запроса котировок; 9) проведение запроса предложений; 10) размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 11) проведение конкурентных переговоров; 12) проведение запроса ценовых предложений.

Однако Управлением было установлено, что между МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» было заключено 62 договора на поставку угля в период с 01.01.2016 по 17.02.2016, 280 договоров за 2015 год и 130 договоров за 2014 год.

Форма договоров является типовой, предметом является обязанность Поставщика передать в собственность Покупателя уголь в названном количестве тонн.

Цена договора определялась исходя из стоимости тонны поставляемого угля и рассчитывалась в каждом случае индивидуально, но не превышала 100 тысяч рублей.

Однако совокупная сумма заключенных и исполненных договоров составила не менее 35 175 594,79 рублей. Данные сведения, а так же сведения, подтверждающие исполнение названных договоров подтверждаются представленными МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» в материалы дела документами, свидетельствующими о исполнении договоров поставки угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», заключенных с ООО «Перевозчик», а именно выписки из счетов-фактур ООО «Перевозчик» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.01.2016 по 17.02.2016; таблицы: «оплата полученных счет-фактур» от ООО «Перевозчик» за август 2014 по май 2015», «оплата полученных счет-фактур» от ООО «Перевозчик» за август 2015 по май 2016»; оборотно-сальдовая ведомость за январь-апрель 2016 года.

Комиссия обращает внимание, что согласно сведениям таблиц 1 и 2 определена закономерность заключения МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» договоров на поставку угля исключительно с ООО «Перевозчик», причем, в один день такие однородные договоры заключаются в количестве и сумме, которые позволяют не применять нормы Положения о закупках в своей деятельности.

 

Сведения за 2016 год (таблица 1):

 

Дата

Получения

Дата и номер счета-фактуры

Сумма

Продавец

Расчетный документ

27.01.2016

04.01.2016, № 00000007

47 608,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N 54 от 27,01.2016

27.01.2016

04.01.2016, № 00000008

52 800,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N 55 от 27.01.2016

27.01.2016

07.01.2016, № 00000009

49 544,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг № 56 от 27.01.2016

27.01.2016

08.01.2016, № 00000010

51 304,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 57 от 27.01.2016

27.01.2016

09.01.2016, № 00000011

51 040,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 58 от 27.01.2016

27.01.2016

12.01,2016, № 00000012

98 736,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 59 от 27.01.2016

27.01.2016

13.01.2016, № 00000013

46 904,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 60 от 27.01.2016

27.01.2016

20.01.2016, № 00000015

59 576,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 61 от 27.01.2016

27.01.2016

13,01.2016, № 00000016

54 736,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 62 от 27,01.2016

27.01.2016

15.01.2016, № 00000017

58 080,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 63 от 27.01.2016

27.01.2016

16.01.2016, № 00000018

57 552,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 64 от 27.01.2016

27.01.2016

17.01.2016, № 00000019

54 560,00 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик"

Поступление товаров и услуг N9 65 от 27.01.2016

 

Сведения за 2015 год (таблица 2):

 

29.09.15

00000172:15.09.2015

96 624,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000513 (29.09.15)

29.09.15

00000173:15.09.2015

62 128,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000514 (29.09.15)

29.09.15

00000174:15.09.2015

51 920,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000515 (29.09.15)

29.09.15

00000175:16.09.2015

50 512,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000516 (29.09.15)

29.09.15

00000176:19.09.2015

57 904,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление материалов 00000517 (29.09.15)

29.09.15

00000177:19.09.2015

54 208,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000518 (29.09.15)

29.09.15

00000178:19.09.2015

55 264,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000519 (29.09.15)

29.09.15

00000179:19.09.2015

58 608,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000520 (29.09.15)

29.09.15

00000180:19.09.2015

55 088,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000521 (29.09.15)

29.09.15

00000181:19.09.2015

63 536,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000522 (29.09.15)

29.09.15

00000182:20.09.2015

51 920,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000523 (29.09.15)

29.09.15

00000183:20.09.2015

58 080,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000524 (29.09.15)

29.09.15

00000184:20.09.2015

56 672,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000525 (29.09.15)

29.09.15

00000185:20.09.2015

57 552,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000526 (29.09.15)

29.09.15

00000186:20.09.2015

57 024,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000527 (29.09.15)

29.09.15

00000187:20.09.2015

60 544,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000528 (29.09.15)

29.09.15

00000188:21.09.2015

55 440,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000529 (29.09.15)

29.09.15

00000189:21.09.2015

54 560,00 руб.

Общество с ограниченной

ответственностью

"Перевозчик"

Поступление товаров 00000530 (29.09.15)

 

Совокупность действий МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» по установлению в качестве основания применения процедуры закупки у единственного поставщика ценового предела закупки в 100 000 руб. и отбора поставщиков на основании субъективных критериев, позволяет осуществлять практически все закупки без применения конкурентных процедур, а так же свидетельствует об умышленном дроблении общего объема однородных договоров на поставку угля, на более мелкие договоры, что свидетельствует о намерении сторон уйти от соблюдения процедуры проведения торгов (электронного аукциона), предусмотренных Положением о закупках.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению заказа всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения.

Не проведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Анализ содержания условий договоров на поставку угля, заключенных между МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик», свидетельствует о том, что сторонами осуществлялось дробление общего объема угля, необходимого к поставке, на примерно равные партии, таким образом, цена договоров не превышала установленные Положением 100 000 руб., что позволило МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» не использовать в своей деятельности конкурсные процедуры.

Вышеназванные фактические обстоятельства подтверждают намерение сторон уйти от соблюдения процедуры торгов.

Статьей 3 ФЗ «О закупках» установлены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Независимо от способа закупки, эти принципы должны соблюдаться в полной мере.

С учетом того, что МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» в закупочной деятельности не использует проведение торгов, запрос котировок цен на товары, запрос предложений, положения ФЗ «О защите конкуренции», исходя из сфер его применения, установленных статьей 3, не реализуются.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Учитывая, что цели и принципы ФЗ «О закупках» и ФЗ «О контрактной системе» идентичны, при разработке Положения о закупке и определения способов закупки, МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» должно было, при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), прежде всего, руководствоваться статьей 93 ФЗ «О контрактной системе».

Установленные при рассмотрении дела обстоятельства, свидетельствуют о наличии/достижении между МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке поставке угля.

Комиссия отклоняет как несостоятельный довод директора МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» о том, что ввиду отсутствия денежных средств на счетах предприятия, расчеты с поставщиками осуществлялись по мере поступления денежных средств. Так, согласно бухгалтерскому отчету, финансовым результатом работы предприятия в 2014 году явилась прибыль равная 21 тысяче рублей, а в 2015 году – убытки равные 1 771 (один миллион семьсот семьдесят одна) тысяче рублей. Так же пояснил: «работа по закупке угля путем проведения торгов на сайте закупок и работа по предоплате в рамках сложившегося на предприятии финансового положения, становится просто невозможной и рисковать такой важной задачей, как подача тепловой энергии в период отопительного сезона населению целого района Краснотуранское РМПП ЖКХ не имеет права, так как согласно Уставу предприятия оно работает в интересах населения», поскольку указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о необходимости предприятия отказываться от проведения конкурентных процедур при определении поставщиков угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и законом не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности к создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

Заключение договоров на поставку угля сторонами без проведения торгов, свидетельствуют о наличии/достижении между названными субъектами соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок поставки угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ».

Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ». В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала. Возможность выполнения работ – поставки угля имеется у хозяйствующих субъектов Красноярского края и соседних субъектов Федерации, что подтверждается заключенными договорами с компанией зарегистрированной на территории Республики Хакасия. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число продавцов товара на анализируемом рынке. Таким образом, Управлением был определен товарный рынок (на котором совершено нарушение антимонопольного законодательства, а именно заключено/достигнуто антиконкурентное соглашение) и его участники.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Статьей 12 ФЗ «О защите конкуренции» установлены соглашения, которые признаются допустимыми и не являются нарушением антимонопольного законодательства.

Федеральным законом от 03.07.2016 №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 12 ФЗ «О защите конкуренции» дополнена частью 3 следующего содержания: «Допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей».

Частью 2.1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлена невозможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением: 1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель; 2) финансовой организации; 3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии; 4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц; 5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/, единственным учредителем МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» является администрация Краснотуранского района Красноярского края.

Поскольку в уставном капитале МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» имеется доля участия исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - администрации Краснотуранского района Красноярского края, в соответствии с пунктом 5 части 2.1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», положения статьи 12 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на достигнутое между МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» соглашение.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок поставки угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ».

В связи с тем, что на момент принятия решения обязательства по вышеназванным договорам исполнены, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.

Вместе с тем, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с изложенным, руководствуясь статьями 11, 12, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения между последними при заключении договоров на поставку угля для нужд МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ», которое создало другим хозяйствующим субъектам препятствия к доступу на товарный рынок поставки угля.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела №52-11-16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Перевозчик», МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и виновных должностных лиц МУП «Краснотуранское РМПП ЖКХ» и ООО «Перевозчик» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны