Письмо №ВМ/17399/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 024/01/17-2795/2023 о наруше... от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 024/01/17-2795/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

16 октября 2023 года

г. Красноярск

 

Председатель Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления, на основании приказа Красноярского УФАС России № 271/23 от 06.10.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 024/01/17-2795/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с выявлением в действиях Муниципального предприятия г. Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие» (ИНН 2451000670. ОГРН 1022402308609, место нахождения: 660079, Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, д. 107; далее – МП «САТП», Предприятие) признаков нарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, выразившихся в установлении в Положении «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг» для нужд МП «САТП» (далее – Положение) возможности, позволяющей Предприятию удовлетворить потребность в товарах (работах, услугах) за счет закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), что имеет (может иметь) своими последствиями ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступили обращения прокуратуры г. Красноярска (исх. № 7/1-06-2023/1083-23-20040002 от 06.07.2023, вх. № 13935/23 от 07.07.2023; исх. № 7/1-06-2023/1099-23-20040002 от 10.07.2023, вх. № 14047-ЭП/23 от 10.07.2023) о проведении проверки действий МКУ «УДИБ», Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, МП «САТП» (ИНН 2451000670), ООО «ПромСтрой» (ИНН 2465090794) при проведении конкурентных процедур, а также действий МП «САТП» (ИНН 2451000670) на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении в Положении «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг» для нужд МП «САТП» перечня случаев, когда заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рамках работы антимонопольным органом истребованы необходимые сведения от МП «САТП» (исх. № АГ/13250/23 от 07.08.2023, исх. № АГ/13280/23 от 07.08.2023).

По результатам анализа полученной информации установлено следующее.

Из пункта 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, муниципальными унитарными предприятиями при наличии у них правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Таким образом, МП «САТП» обязано руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ при осуществлении следующих закупок:

- за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);

- без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке, согласно части 2 статьи 2 указанного закона, является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Приказом № 6-п от 19.01.2023 генерального директора МП «САТП» Сокирки Д.Я. утверждено Положение «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг» для нужд Муниципального предприятия города Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие» (далее – Положение о закупке, Положение).

Подпунктами 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 рассматриваемого Положения предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок, которые заказчик вправе применять при выборе поставщика (исполнителя, подрядчика).

В частности, к неконкурентным способам закупки отнесены – закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и прямая безальтернативная закупка.

Так, пунктом 4.8 раздела 4 Положения определены случаи, когда заказчик вправе применить процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе:

- стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает один миллион рублей по одной закупке (подпункт 4.8.1);

- заказчик, являясь исполнителем по договору, заключенному с третьим лицом, осуществляет закупку товаров, работ, услуг у лиц, согласованных с третьим лицом (подпункт 4.8.9);

- возникла потребность в дополнительной закупке продукции, по номенклатуре которой у Заказчика имеются действующие договоры (без изменения номенклатуры и расценок существующих договоров) в объеме не более 25% от суммы договора (подпункт 4.8.15);

- в целях исполнения государственного или муниципального контракта закупаются товары, работы, услуги, заявленные при проведении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (подпункт 4.8.22);

- осуществляется закупка товаров, работ, услуг для исполнения обязательств Заказчиком по государственным и муниципальным контрактам (подпункт 4.8.23);

- осуществляется закупка услуг по изготовлению и (или) размещению на средствах наружной рекламы, в средствах массовой информации, сети интернет, рекламных, информационных материалов о Предприятии (подпункт 4.8.25);

- осуществляется закупка товаров, работ, услуг направленных на поощрение сотрудников Предприятия, в том числе проведение торжественных мероприятий (подпункт 4.8.27);

- осуществляется закупка по привлечению экспертов и экспертных организаций для оказания услуг по оценки и иных экспертных услуг (подпункт 4.8.28);

- осуществляется закупка по оказанию услуг на условиях финансовой аренды (лизинга) (подпункт 4.8.29).

 

МП «САТП» представило следующую информацию (исх. № 1255 от 16.08.2023, вх. № 16558-ЭП/23 от 16.08.2023) относительно совокупного объема закупок (далее – СГОЗ) и объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

- СГОЗ за 2020 год составил 1 057 772 159 рублей, объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 734 342 803, 93 рубля (69,4 %);

- СГОЗ за 2021 год составил 1 728 474 641 рубль, объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 1 370 208 652, 32 рубля (79,3 %);

- СГОЗ за 2022 год составил 1 261 105 597, 85 рублей, объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 973 293 423, 01 рубля (77,2 %);

- СГОЗ за текущий период 2023 года составил 975 327 166 рублей, объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 850 537 468, 40 рублей (87,2 %).

При этом подавляющее большинство закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) за период 2020-2023 гг. осуществлено Предприятием на основании подпункта 4.8.23 пункта 4.8 раздела 4 Положения.

Так, в 2020 году объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании указанного подпункта 4.8.23 составил 48,31% от СГОЗ, в 2021 – 52,14% от СГОЗ, в 2022 году – 64,73% от СГОЗ, за текущий период 2023 года – 53,23% от СГОЗ.

При этом в ряде случаев, контракты, заключенные между МКУ «УДИБ» и МП «САТП», на основании подпункта 4.8.23 Положения в полном объеме передавались на исполнение иному хозяйствующему субъекту (например, ООО «ПромСтрой» - договор № 143-ЕИ от 31.05.2023 (контракт № Ф.2023.06.07 от 19.05.2023), договор № 142-ЕИ от 31.05.2023 (контракт № Ф.2023.06.09 от 19.05.2023), ООО СПК «Сфера» - договор № 166-ЕИ от 30.05.2023 (контракт № Ф.2023.05.45 от 16.05.2023)) или нескольким хозяйствующим субъектам (контракт № Ф.2023.1754 от 14.12.2022 передан на исполнение по договорам ООО «Интек-Полимер», ООО «ПК ДСУ», ООО «Городовой», ИП Смольникову О.П., ИП Шевченко Ю.П., ООО «Высота» и др.).

Также, в подпункте 4.8.1 рассматриваемого Положения МП «САТП» не установлено ограничение годового объема закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в пределах которого Предприятие вправе осуществить закупки на основании данного подпункта. Соответственно, фактически Предприятие обладает возможностью на его основании потенциально удовлетворять все свои потребности в товарах (работах, услугах), стоимостью до 1 млн. рублей по одной закупке, не проводя публичных процедур.

На основании подпунктов 4.8.9, 4.8.15, 4.8.22, 4.8.25, 4.8.27, 4.8.28 за рассматриваемый период 2020-2023 гг., согласно информации, представленной МП «САТП», Предприятие закупок не осуществляло.

Вместе с тем, указанные подпункты потенциально предоставляют Предприятию возможность осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на конкурентных рынках, что приведет к ограничению конкуренции на них.

В частности, подпункт 4.8.27 предусматривает возможность проведения закупки у единственного исполнителя проведение тожественных мероприятий.

Так, проведение торжественных мероприятий хозяйствующие субъекты осуществляют в рамках деятельности зрелищно-развлекательной прочей (код ОКВЭД 93.29).

Согласно открытым данным, размещенным на сайте https://www.rusprofile.ru, с основным видом деятельности – деятельность зрелищно-развлекательной прочая в России зарегистрировано более 32 тыс. организаций, в Красноярском крае зарегистрировано 630 юридических лиц.

Таким образом, имеется большое количество лиц, как юридических, так и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанном товарном рынке, имеющих возможность участвовать в торгах, ограниченных только территориальными границами на анализируемом рынке.

Соответственно, проведение торжественных мероприятий относится к услугам, которые обращаются на высококонкурентном рынке и установление в Положении возможности осуществлять закупку данных услуг без проведения конкурентных процедур незаконно ограничивает доступ к участию в соответствующей закупке на конкурентной основе потенциальных поставщиков.

Как в силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, так и в силу подпункта 1.1.7 пункта 1.1 раздела 1 Положения, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе запрет на переговоры Заказчика (членов комиссии по закупкам) с участником закупки, если в результате создаются преимущественные условия для такого участника и (или) возникают условия для разглашения конфиденциальных сведений;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции - при необходимости) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Указанные принципы вне зависимости от способа закупки должны соблюдаться в полной мере.

Законом № 223-ФЗ заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закон № 223-ФЗ).

При этом это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе. Кроме того, заказчики не наделены абсолютным правом самостоятельно определять случаи закупки у единственного поставщика.

Так, действия заказчика должны соответствовать целям и принципам, указанным в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке на конкурентной основе, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений (указанная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 по делу №А60-47219/2014).

Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, слуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными идами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

При этом следует учесть, что согласно пункту 2 Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России, разработанного с целью повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, увеличения количества участников закупки, развития конкуренции, а также недопущения нарушений положений Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), при установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

При этом для повышения прозрачности проводимых закупок следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и/или цены договора.

При этом необходимо учитывать, что именно при проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц.

Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения. Тем самым, только при проведении конкурентных процедур наилучшим образом достигаются принципы эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Соответственно, отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020).

Арбитражным судом Красноярского края в решении по делу № А33-25370/2022 от 23.01.2023 поддержана позиция антимонопольного органа о том, что сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынок без каких-либо ограничений является неправомерным. Заказчики не наделены абсолютным правом самостоятельно определять случаи закупки у единственного поставщика, и при разработке Положения заказчикам необходимо руководствоваться принципами, установленными Законом № 223-ФЗ. Суд приходит к выводу, что указание антимонопольного органа на необходимость заказчику установить объем закупок в определенных границах – не превышающих 50% совокупного годового объема закупок заказчика, соответствует принципам разумности и позволяет обеспечить исполнение принципов Закона № 223-ФЗ.

Аналогичной позиции придерживаются суды и в других делах (решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.08.2020 по делу № А33-21005/2020, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.01.2021 по делу № А19-8951/2020, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 по делу № А04-7496/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2023 по делу №А65-13899/2022).

Более того, согласно позиции, изложенной в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда № А33-24280/2017 от 05.06.2018, сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Соответственно, отсутствие в настоящее время в подпункте 4.8.1 ограничения в виде совокупного годового объема закупок не отвечает принципам Закона № 223-ФЗ.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 19.04.2019 № 24-04-07/28730, исходя из системного толкования норм № Закона 223-ФЗ в случае, если большая часть закупочной деятельности заказчика осуществляется путем закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, цели Закона № 223-ФЗ, направленные на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, не выполняются, поскольку закупка товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных процедур позволяет значительно расширить круг лиц, участвующих в закупках заказчика.

О том, что действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки) было подтверждено и Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.01.2021 по делу № А19-8951/2020).

Таким образом, МП «САТП» при разработке и принятии Положения должно обеспечить соблюдение норм антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, подобные обстоятельства, оправдывающие и обосновывающие необходимость закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в рассматриваемых подпунктах 4.8.9, 4.8.15, 4.8.22, 4.8.23, 4.8.25 (за исключением части, касающейся осуществления закупки услуг по размещению в средствах массовой информации рекламных, информационных материалов о Предприятии), 4.8.27, 4.8.28, 4.8.29 пункта 4.8 раздела 4 Положения в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены, что не соответствует требованиям части 2 статьи 2, статьи 3.6 и приведенным принципам Закона № 223-ФЗ, обязывающим заказчика такие условия определить. Тем самым, данные подпункты создают возможность для Учреждения осуществлять закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) исходя из субъективного усмотрения Учреждения.

Например, подпункты 4.8.22 и 4.8.23 Положения создают возможность для Предприятия осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из своего субъективного усмотрения любых товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, поскольку в них не прописаны конкретные условия, при соответствии которым возможно совершение такой закупки. Например, из содержания подпунктов не усматривается, вправе ли Предприятие осуществить закупку на их основании, если с самим Предприятием контракт был заключен как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); зависит ли возможность заключения договоров на основании рассматриваемых подпунктов от того, на каком товарном рынке осуществляется закупка товаров, работ, услуг, является ли данный рынок высококонкурентным.

В этом случае, как показал анализ закупок МП «САТП», Предприятие может в полном объеме передать на исполнение иному хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам), выбранному по своему субъективному усмотрению, работы, выполнение которых предусмотрено муниципальным контрактом.

Учитывая вышеизложенное, закрепленные заказчиком в Положении условия позволяют ему фактически осуществлять закупку без проведения конкурентных процедур во всех случаях и при любых потребностях, что оказывает (может оказывать) влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, предоставляет (может предоставить) заказчику по своему субъективному усмотрению право определять поставщика (подрядчика, исполнителя) того или иного товара, услуги, в том числе создает возможность для заказчика привлекать для выполнения работ аффилированных или заинтересованных лиц, что неизбежно порождает коррупционные риски.

Кроме того, закупка необходимых товаров, услуг, работ без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), кроме возможного последствия в виде ограничения конкуренции, также может приводить к тому, что цена закупки соответствующего товара, работы или услуги формируется не под влиянием рыночных механизмов – спроса и предложения в результате конкурентной борьбы нескольких хозяйствующих субъектов, а исходя из субъективной оценки конкретного хозяйствующего субъекта, выступающего единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 1 статьи 3 Закона № 135-ФЗ установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанный перечень признаков ограничения конкуренции не является исчерпывающим.

В силу части 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Из системного толкования названных норм следует, что при осуществлении закупочной деятельности, заказчики, на которых распространяется Закон № 223-ФЗ, не должны допускать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Данные действия не должны допускаться независимо от способа закупки.

Следовательно, МП «САТП» допустило злоупотребление своим правом на самостоятельное установление в Положении требований к закупке, в том числе порядка подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условий их применения.

Учитывая вышеизложенное, непроведение МП «САТП» публичных процедур на право заключения договоров на различных высококонкурентных товарных рынках, на которых Учреждение заключало договоры с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не проводя конкурентных процедур, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ определенным хозяйствующим субъектам при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Равным образом, установление в Положении случаев, потенциально позволяющих Предприятию осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вне зависимости от уровня конкуренции на соответствующих товарных рынках (без фактического использования МП «САТП» данных случаев при осуществлении закупок за рассматриваемый период), может приводить в дальнейшем к ограничению конкуренции и противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, установление в Положении подпункта 4.8.1 пункта 4.8 раздела 4, позволяющего Предприятию удовлетворить потребность в товарах (работах, услугах) за счет закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если их стоимость не превышает один миллион рублей по одной закупке, без установления ограничения годового объема закупок, а также включение в Положение подпунктов 4.8.9, 4.8.15, 4.8.22, 4.8.23, 4.8.25 (за исключением части, касающейся осуществления закупки услуг по размещению в средствах массовой информации рекламных, информационных материалов о Предприятии), 4.8.27, 4.8.28, 4.8.29 пункта 4.8 раздела 4 Положения, позволяет Предприятию осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкурентных товарных рынках, что имеет (может иметь) своими последствиями ограничение конкуренции на указанных рынках, поскольку исключает любую возможность соперничества, состязательности между продавцами товара, а хозяйствующие субъекты, выступающие единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), получают (могут получить) преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Подобные действия образуют нарушение запрета, установленного частями 1, 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем приказом Красноярского УФАС России № 271/23 от 06.10.2023 возбуждено настоящее дело.

Руководствуясь частью 15 статьи 44 Закона № 135-ФЗ,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 024/01/17-2795/2023 к рассмотрению на 23.11.2023 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д» (каб. 6а).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/17-2795/2023 в качестве заявителя
прокуратуру г. Красноярска.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/17-2795/2023 в качестве ответчика Муниципальное предприятие г. Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие» (ИНН 2451000670, ОГРН 1022402308609, место нахождения: 660079, Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, д. 107).

4. МП «САТП» в срок до 20 ноября 2023 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов:

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения с нормативно-правовым обоснованием;

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием относительно включения подпунктов 4.8.9, 4.8.15, 4.8.22, 4.8.23, 4.8.25 (за исключением части, касающейся осуществления закупки услуг по размещению в средствах массовой информации рекламных, информационных материалов о Предприятии), 4.8.27, 4.8.28, 4.8.29 пункта 4.8 раздела 4 Положения;

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием относительно неустановления предельного объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании подпункта 4.8.1 пункта 4.8 раздела 4 Положения;

- иную информацию, имеющую, по мнению МП «САТП», значение для рассмотрения дела.

 

Представить пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств дела и запрошенную информацию возможно посредством направления ее нарочно либо на электронный (to24@fas.gov.ru), почтовый адрес Красноярского УФАС России.

Лицо, участвующее в деле, на основании статьи 43 Закона № 135-ФЗ, вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направив его на вышеуказанную электронную почту Красноярского УФАС России.

В случае направления лицом, участвующим в деле, представителя на рассмотрение дела № 024/01/17-2795/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, представителю при себе надлежит иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность на право представления интересов лица, участвующего в деле, в органах Федеральной антимонопольной службы с указанием в ней права на участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МП «САТП»
ИНН 2451000670, ОГРН 1022402308609
Прокуратура г. Красноярска
ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734