Решение б/н Решение № 91-10-15 от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ООО «Искра-Энергосети»

660028, г. Красноярск,

ул. Телевизорная, 1, строение 37

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

660021, г. Красноярск,

ул. Бограда, 144а

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«24» апреля 2015 года

 г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Н. Мосина, начальник отдела естественных монополий, Т.Э. Жукова, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 91-10-15 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 6600144а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от № путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Искра-Энергосети» на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в уклонении от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2009 № 18.0953.09 путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии.

В связи с рассмотрением указанного заявления, материалов Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «МРСК Сибири» дела № 91-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ от 26.03.2015 № 141). Определением о назначении дела № 91-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.03.2015 № 5772 в качестве заявителя привлечено             ООО «Искра-Энергосети», в качестве ответчика – ОАО «МРСК Сибири».

В ходе рассмотрения дела № 91-10-15 установлены следующие обстоятельства.

Между ООО «Искра-Энергосети» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от №, в соответствии с которым стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии в точках присоединения к электрическим сетям сторон путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании и оплачивать друг другу услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные настоящим договором.

Пунктом 2.3 договора установлено, что в случае если после заключения договора произойдет изменение состава точек присоединения и существенных условий, указанных в пункте 2.2 договора, то указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к договору путем оформления соответствующих изменений дополнительными соглашениями к договору в срок 3 рабочих дня.

На основании договора аренды имущества № от, заключенного между ООО «Искра-Энергосети» и ЗАО «Карбоника-Ф», ООО «Искра-Энергосети» приобрело права временного владения и пользования объектами электросетевого хозяйства:.

Указанные объекты электросетевого хозяйства имеют надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири», о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела № 91-10-15 Акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (акт АРБП и ЭО от №, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от №, акт разграничения балансовой принадлежности сторон от №).

Согласно пояснениям заявителя, вышеуказанный договор аренды в судебном порядке не оспаривался, является действующим.

В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ООО «Искра-Энергосети» письмом от 28.07.2014 №  уведомило          ОАО «МРСК Сибири» о произошедшей смене законного владельца вышеуказанных объектов и представило документы в целях внесения соответствующих изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от № для добавления новых точек приема и поставки электрической энергии. А также для компенсации потерь электрической энергии по договору от №, заключенному между ООО «Искра-Энергосети» и  ОАО «Красноярскэнергосбыт».

Письмом от 06.08.2014 № ОАО «МРСК Сибири» просило заявителя представить сведения об установленной системе учета, о необходимости представить Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по ТП, а также документы, подтверждающие права собственности на кабельную линию ().

Письмом от 25.08.2014 № заявитель представил в адрес ОАО «МРСК Сибири» следующие сведения.

Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по ТП является АРБП и ЭО от 30.04.1992, представленный письмом от 28.07.2014 №. Также дополнительно ООО «Искра-Энергосети» предоставило Акт от 16.03.2001 с однолинейной схемой к нему, подписанный между                         ЗАО «Карбоника-Ф» и ООО ПКО «АСТЭР», Акт № от 29.10.2002 допуска в эксплуатацию электроустановки, разрешение №  от 02.07.2001 на подключение электроустановки, информацию по установленной системе учета в ТП, в соответствии с Актом № допуска приборов учета в эксплуатацию от 18.03.2014 года, а также однолинейной схемы электроснабжения.

Право собственности на арендуемое имущество ЗАО «Карбоника-Ф», а именно подтверждается договором купли – продажи № от 11.10.2000. Данная линия входит в состав Комплектной трансформаторной подстанции ТП, с трансформатором и не является недвижимом имуществом в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не связанно прочно с землей, перемещение указанной линии возможно без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению. Иных документов в целях подтверждения права собственности на данный объект законодательством не предусмотрено. Указанная линия, в том числе и ее характеристики (длина), учитывалась ранее, при осуществлении технологического присоединения в АРБП и ЭО от 30.04.1992 года.

Однако ОАО «МРСК Сибири» письмом от 29.12.2014 № повторно отказало во внесении изменений в существующий договор на оказание услуг по передаче электроэнергии.

По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела (22.04.2015) ОАО «МРСК Сибири» не направлено дополнительное соглашение к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от № для включения новых точек приема и поставки электрической энергии.

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Таким образом, разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности устанавливается единожды и не изменяется без наличия к тому нормативно установленных оснований (выявленных ошибок при составлении акта, продажи части оборудования, изменения технических характеристик оборудования и т.д.).

ООО «Искра-Энергосети», заключив указанный договор аренды оборудования, нового технологического присоединения не осуществляло, категория надежности электроснабжения, точки присоединения, схема внешнего электроснабжения, в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств не изменялась.

По существу, при заключении заявителем договора аренды оборудования, изменилось только лицо, владеющее энергопринимающими установками и отвечающее за их эксплуатацию.

Таким образом, ООО «Искра-Энергосети» в связи со сменой владельца электротехнического оборудования, был соблюден порядок уведомления сетевой организации (ОАО «МРСК Сибири»), предусмотренный частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», а именно: к заявлению от 28.07.2014 № были приложены копия договора аренды оборудования, а также ранее выданные технические условия и акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Кроме того, 19.11.2014 между ОАО «МРСК Сибири», ООО «Искра-Энергосети» и                    ОАО ПКО «АСТЭР» был подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № и акт разграничения балансовой принадлежности сторон № в соответствии с которыми на балансе заявителя находится: комплектная трансформаторная подстанцию, с трансформатором.

Фактически между сторонами были подписаны акты определяющие разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетевыми организациями ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Искра-Энергосети».

В соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

В соответствии с пунктом 38 Правил недискриминационного доступа договор между смежными сетевыми организациями должен содержать ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Соответственно, ООО «Искра-Энергосети» письмами от 28.07.2014 №, от 25.08.2014 №  предоставило в адрес ОАО «МРСК Сибири» все необходимые документы для внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от №.

Граница балансовой принадлежности сетей как линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения для ОАО «МРСК Сибири» фактически не изменилась и отражена в указанных выше актах разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения и эксплуатации принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, выдается предупреждение.

В связи с наличием в указанных действиях ОАО «МРСК Сибири» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало ОАО «МРСК Сибири» предупреждение о необходимости прекратить указанные действия, а именно: рассмотреть обращение ООО «Искра-Энергосети» (от 28.07.2014 №) в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом норм, изложенных в предупреждении. Указанные действия ОАО «МРСК Сибири» предписано совершить в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента получения указанного предупреждения.

Указанное предупреждение получено ОАО «МРСК Сибири» 19.02.2015, соответственно обществу надлежало выполнить предупреждение в срок до 13.03.2015.

Письмом от 06.03.2015 №  ОАО «МРСК Сибири» указало на невозможность исполнения предупреждения Красноярского УФАС России от 13.02.2015 № 2664, в связи с необоснованным получением ОАО «МРСК Сибири» платы за оказание услуг по передачи электрической энергии в случае включения новых точек поставки в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от №.

В связи с тем обстоятельством, что точки поставки, которые ранее были в пользовании у ЗАО «Карбоника-Ф», переданы по договору аренды имущества от № ООО «Искра-Энергосети», плату за оказание ОАО «МРСК Сибири» услуг по передачи электроэнергии в отношении указанных точек должно осуществлять ООО «Искра-Энергосети».

С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, антимонопольный орган расценил рассматриваемые действия ОАО «МРСК Сибири» в качестве неисполнения указанного предупреждения о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

  В связи с указанным, по факту необоснованного уклонения от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от № путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии по объектам ООО «Карбоника-Ф», переданным ООО «Искра-Энергосети» по договору аренды имущества от №, управлением возбуждено рассматриваемое дело № 91-10-15 в отношении ОАО «МРСК Сибири».

Действия  ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в неправомерном уклонении от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от №, повлекли ущемление интересов ООО «Искра-Энергосети», так как без урегулирования отношений по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Сибири», заявитель не имеет возможности внести соответствующие изменения в договор по передаче электрической энергии, заключенный с ОАО «Красноярскэнергосбыт», для получения платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии с помощью арендованного электросетевого оборудования и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая изложенное, рассматриваемые действия ОАО «МРСК Сибири» образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела (22.04.2015) ОАО «МРСК Сибири» не совершены действия по направлению в адрес ООО «Искра-Энергосети» дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от № путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии, переданных ООО «Искра-Энергосети» по договору аренды имущества от  № с ООО «Карбоника-Ф».

В заявлении, поданном в адрес Красноярского УФАС России, на основании которого возбуждено дело № 91-10-15,  ООО «Искра-Энергосети» просит обязать ОАО «МРСК Сибири» внести изменения в  договор оказания услуг по передаче электрической энергии от № в части добавления новых точек приема и поставки электрической энергии по объекта ЗАО «Карбоника-Ф» путем заключения дополнительного соглашения.

  В соответствии с подпунктом «и», пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона                 «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает предписание о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту уклонения от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от № путем включения новых точек приема и поставки электрической энергии.

2. Выдать открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                     Т.Н. Мосина

 

                                                                                                                                                    Т.Э. Жукова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны