Решение №ВМ/4060/24 РЕШЕНИЕ №024/10/18.1-630/2024 от 19 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дворяк Е.А. ул. Мартьянова, д. 31, г. Абакан, Республика Хакасия, 655009, katya.luzina@rambler.ru, dvoryak66@mail.ru
МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республики Тыва пр. Мира, д. 63, г. Красноярск, 660049,
ИП Мамедову А.Д.о. ул. Аэровокзальная, 13-20, г. Красноярск, 660022, mamed-az@yandex.ru
|
РЕШЕНИЕ №024/10/18.1-630/2024
14 марта 2024 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу Дворяк Екатерины Александровны на действия организатора торгов – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республики Тыва, в лице ИП Мамедова Азера Джумшуда оглы, при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества: квартиры, площадью 41,7 кв.м, с кадастровым номером 24:53:0110137:191, расположенной по адресу: г. Минусинск, ул. Утро-Сентябрьское, д. 61а/4, кв. 2 (извещение № 22000027410000000015, лот №1) (далее – торги),
с участием: Мамедова А.Д.о. (паспорт), представителя заявителя Дворяка В.Г. (доверенность 19АА 0866774 от 15.12.2023),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 06.03.2024 (вх. № 4443-ЭП) поступила жалоба Дворяк Е.А. на действия организатора торгов, выразившиеся в необоснованном отклонении ее заявки на участие. Идентичная жалоба перенаправлена Центральным аппаратом ФАС России 12.03.2023 (вх. № 4820-ЭП/24) в адрес Красноярского УФАС России для рассмотрения по подведомственности.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Согласно доводам жалобы заявка заявителя, соответствующая требованиям аукционной документации, неправомерно отклонена от участия в торгах по причине, указанной в протоколе рассмотрения заявок претендентов от 04.03.2024.
Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, согласно которым заявка заявителя отклонена на основании предоставления заявления на участие в торгах, несоответствующего форме и содержанию, установленным аукционной документацией, в частности, в заявлении отсутствуют: сведения о дате и месте рождения, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика, сведения об адресе места регистрации (пребывания), банковские реквизиты, номер страхового свидетельства, адрес электронной почты, контактный номер телефона.
Кроме того, Дворяк Е.А. в составе заявки на участие в торгах не представлен документ, подтверждающий внесение задатка, что предусмотрено пунктом 15 аукционной документации.
Также организатор торгов обращает внимание на то, что подписи Дворяк Е.А. в различных документах отличаются, их невозможно расценить, как собственноручную подпись.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.
Обжалуемые торги проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ), Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон №102-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом № 135-ФЗ, целями которого, согласно части 2 статьи 1 указанного Закона, являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона № 135-ФЗ, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона № 135-ФЗ, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона № 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе, контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона № 135-ФЗ вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация заложенного имущества должника посредством проведения торгов в исполнительном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредитора. Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки.
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже заложенного имущества в исполнительном производстве преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его кредитора. При этом, при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках исполнительного производства торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации заложенного имущества.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках исполнительного производства, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования с точки зрения реализации целей Закона № 135-ФЗ.
Как следует из материалов жалобы, предметом торгов является заложенное имущество физического лица - жилое помещение, не используемое в коммерческой деятельности.
Таким образом, торги проводятся в целях защиты частного интереса должника - Артемьева И.П. и удовлетворения интересов кредитора должника, заинтересованного в погашении своих имущественных требований. С учетом изложенного, соперничество участников на торгах по продаже арестованного имущества не является конкуренцией по смыслу, заложенному в Законе № 135-ФЗ.
На основании вышеизложенного Комиссией не установлено, что реализация заложенного имущества физического лица могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке. Такого рода доказательства в материалах жалобы отсутствуют.
Таким образом, возможность осуществления антимонопольного контроля торгов, проведенных в соответствии с Законом №229-ФЗ, Законом № 102-ФЗ, у Красноярского УФАС России отсутствует.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Рассмотрение жалобы Дворяк Екатерины Александровны на действия организатора торгов – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республики Тыва, в лице ИП Мамедова Азера Джумшуда оглы, при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества: квартиры, площадью 41,7 кв.м, с кадастровым номером 24:53:0110137:191, расположенной по адресу: г. Минусинск, ул. Утро-Сентябрьское, д. 61а/4, кв. 2 (извещение № 22000027410000000015, лот №1) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
В.Л. Мерзляков |
Члены Комиссии |
|
И.А. Чайкун
П.И. Горбачева |
Исп.Горбачева П.И.
тел.8(391) 211-26-00
2024-4225